Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Приказ


Приказ Минтранса РФ от 12.07.2001 № 116
"Об утверждении Положения о порядке подготовки Нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации и направлении их на государственную регистрацию"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 06.09.2007 № 130.



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 июля 2001 г. № 116

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И НАПРАВЛЕНИИ ИХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ

В целях совершенствования работы с нормативными правовыми актами, издаваемыми Министерством, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации и направлении их на государственную регистрацию (далее - Положение).
2. Руководителям отраслевых служб, заместителям Министра, руководителям структурных подразделений Министерства обеспечивать работу по подготовке нормативных правовых актов в соответствии с требованиями Положения.
3. Положение о порядке подготовки Министерством транспорта Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, утвержденное Министром транспорта Российской Федерации 4 апреля 1997 г., считать утратившим силу.

Министр
С.ФРАНК





Утверждено
Приказом
Минтранса России
от 12 июля 2001 г. № 116

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И НАПРАВЛЕНИИ ИХ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ

I. Общие положения

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2000 № 1038 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 395.
   ------------------------------------------------------------------

1. Настоящее Положение подготовлено на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями и дополнениями), Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июля 1999 г. № 217 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (зарегистрирован в Минюсте России 16 июля 1999 г. № 1835) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. № 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".
2. Нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации (далее - нормативные правовые акты) разрабатываются на основании и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Министерство) в пределах его компетенции.
3. Нормативным правовым актом Министерства является приказ, содержащий общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, принятый (изданный) в определенной форме Министерством в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
4. Нормативные правовые акты издаются Министерством только в виде приказов. Правила, инструкции и положения должны утверждаться соответствующим приказом Министерства. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается:
4.1. Государственная служба гражданской авиации, государственная служба дорожного хозяйства, государственная служба морского флота, государственная служба речного флота, служба автомобильного и городского пассажирского транспорта (отраслевые службы), структурные подразделения и территориальные органы Министерства не вправе издавать нормативные правовые акты.
4.2. Отраслевые службы и Департамент Российской транспортной инспекции издают в пределах своей компетенции приказы по личному составу, а также распоряжения, инструкции и иные отраслевые нормативно - технические акты.
5. Нормативный правовой акт может быть издан Министерством совместно или по согласованию с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти.

II. Основания для разработки нормативных
правовых актов

6. Основаниями для разработки нормативного правового акта могут являться:
законодательные акты, в которых Министерству поручается разработать конкретный нормативный правовой акт, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения и поручения Правительства Российской Федерации и принятые на их основании:
решения коллегии Министерства;
указания Министра транспорта Российской Федерации (далее - Министр), заместителей Министра и приказы Министерства;
предложения руководителей отраслевых служб и структурных подразделений Министерства;
предложения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

III. Подготовка и утверждение проектов
нормативных правовых актов

7. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений Министерства с учетом их функций и компетенции.
В случае подготовки проекта нормативного правового акта несколькими структурными подразделениями определяется головное подразделение.
8. Для подготовки проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых Министерством совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.
9. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта положения законодательства Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов.
10. Нормативный правовой акт может быть издан совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) или одним из них по согласованию с другими.
Нормативный правовой акт считается изданным (принятым) совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций).
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации согласование нормативного правового акта является обязательным, а также, если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), проект подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций.
Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства), иного органа (организации) или его уполномоченного заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта. В случае, когда правила, инструкции, положения утверждаются приказом, виза проставляется на оборотной стороне последнего листа приказа.
11. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
11.1. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и др.). В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым.
В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный ему Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.
11.2. Ссылка в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию в Минюсте России, не допускается.
11.3. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
12. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены необходимые предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу также по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием изменяемых, дополняемых, отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как отдельные приложения к акту.
13. Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.
14. Проект нормативного правового акта готовится в двух экземплярах.
Второй экземпляр проекта нормативного правового акта визируется работником, являющимся непосредственно исполнителем данного документа, руководителями структурного подразделения - исполнителя (департамента, управления, отдела), юридическими работниками отраслевых служб (при их наличии) и заместителем Министра, курирующим структурное подразделение - исполнитель.
Подготовленный проект нормативного правового акта структурным подразделением - исполнителем (головным) должен быть согласован с теми структурными подразделениями Министерства, в компетенции которых находятся вопросы, затрагиваемые в проекте нормативного правового акта. Согласование осуществляется путем проставления на обороте последнего листа проекта нормативного правового акта визы руководителя соответствующего структурного подразделения Министерства (департамента, управления, самостоятельного отдела).
После согласования с заинтересованными подразделениями Министерства проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть направлен в Правовой департамент для проведения правовой экспертизы и редактирования.
По окончании проверки нормативного правового акта Министерства на соответствие законодательству Российской Федерации, а также юридической технике и правилам русского языка штамп редактора и виза руководителя Правового департамента (или заместителя руководителя Правового департамента) ставятся на лицевой стороне последнего листа первого экземпляра.
После редактирования и визирования нормативного правового акта в Правовом департаменте он направляется (головным) подразделением - исполнителем на подпись (утверждение).
Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) Министром или лицом, исполняющим его обязанности.
Копия приказа Министерства о возложении исполнения обязанностей Министра в случае его командировки, отпуска или отсутствия по другой причине прилагается к проекту нормативного правового акта.
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
наименование органа (органов), утверждающего акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица (лиц), подписавшего акт.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.
15. Структурное подразделение Министерства, осуществляющее подготовку нормативного правового акта, не позднее 3-х дней после подписания нормативного правового акта копию утвержденного документа, а также его текст в файле на гибком магнитном диске в текстовом редакторе Word для электронного кодифицирования документа представляет с сопроводительным письмом в Правовой департамент.

IV. Государственная регистрация нормативных
правовых актов

16. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
- гражданские, политические, социально - экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;
- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти;
в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему Министерства, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти - совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
17. Направлению на государственную регистрацию подлежат:
нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992 г.;
нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 г. (со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 22, ст. 2663).
Нормативные правовые акты, изданные до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями и дополнениями), которые не соответствуют перечню видов нормативных правовых актов, указанному в вышеназванных Правилах, до представления их на государственную регистрацию подлежат переподписанию (переутверждению).
Нормативный правовой акт, принятый до введения государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (т.е. до 14 мая 1992 г.), должен быть переработан и переутвержден, после чего представлен в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России.
18. Управление делопроизводства Министерства принимает для регистрации и отправки в Минюст России нормативные правовые акты только при наличии визы руководителя Правового департамента и штампа редактора.
19. На государственную регистрацию в Минюст России направляются следующие документы:
подлинник нормативного правового акта и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе;
справка - обоснование;
копия приказа о возложении обязанностей Министра (при необходимости);
сопроводительное письмо за подписью заместителя Министра, курирующего структурное подразделение - исполнитель.
20. Не подлежат представлению на государственную регистрацию:
а) индивидуальные правовые акты:
- персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
- действие которых исчерпывается однократным применением;
- срок действия которых истек;
- оперативно - распорядительного характера (разовые поручения);
б) акты, которыми решения доводятся до сведения органов и организаций системы Министерства;
в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или решений Министерства и не содержащие новых правовых норм;
г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно - квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
д) акты рекомендательного характера.
21. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:
юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;
принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
присвоение регистрационного номера;
занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
22. Представление подлежащего государственной регистрации нормативного правового акта в срок не позднее 10 дней со дня его подписания (утверждения) обеспечивается структурным подразделением - исполнителем в Минюст России в 6 экземплярах. При этом канцелярия Министерства выдает под роспись работнику структурного подразделения - исполнителя подлинник приказа и 5 его копий, заверенных печатью Министерства. После регистрации нормативного правового акта в Минюсте России, а также в случае отказа в государственной регистрации или возвращения без государственной регистрации акта подлинник приказа и соответствующее письмо из Минюста России (при его наличии) подлежат возврату в Канцелярию Министерства.
Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в установленном для таких документов порядке в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).
Нормативные правовые акты направляются на государственную регистрацию в Минюст России сопроводительным письмом за подписью заместителя Министра, курирующего структурное подразделение - исполнитель.
Копии нормативных правовых актов должны быть заверены в установленном порядке, четкими для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.
Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного Министерством совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
Перед отправкой на государственную регистрацию на обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя Правового департамента Министерства.
23. К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), которая готовится структурным подразделением - исполнителем, осуществляющим подготовку проекта нормативного правового акта, и подписывается руководителем Правового департамента при наличии виз руководителей юридических подразделений отраслевых служб.
Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителями нескольких федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), подписывается руководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций).
В справке отражаются:
а) основания издания нормативного правового акта:
- сведения об актах законодательства Российской Федерации, в том числе: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации (с указанием наименования, даты, номера, официального источника опубликования, номеров статей, пунктов), которыми Министерству поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке) либо в соответствии с которыми необходимо издание такого акта;
- сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющих компетенцию Министерства в случае издания нормативного правового акта по его инициативе;
б) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, изданных Министерством по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты это также должно быть отражено в справке;
в) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), если такое согласование является обязательным;
г) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов).
В сопроводительном письме либо в справке необходимо указать телефон и фамилию специалиста и руководителя структурного подразделения - исполнителя, на которого возлагается ответственность за прохождение государственной регистрации нормативного правового акта Министерства в Минюсте России.
24. При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств и ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств и ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.
25. После направления нормативного правового акта на государственную регистрацию в Минюст России структурное подразделение - исполнитель обязано установить постоянный контроль за его рассмотрением (представлять дополнительные документы, давать пояснения, участвовать в совещаниях и т.п.). В необходимых случаях структурное подразделение - исполнитель может привлекать к этой работе сотрудников юридических подразделений отраслевых служб и Правового департамента.
26. В случае отказа Минюста России в государственной регистрации в течение 10 дней со дня получения такого отказа подразделение - исполнитель подготавливает и представляет на подпись Министру или лицу, исполняющему его обязанности, проект приказа об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано.
В течение 5 дней с момента поступления в Министерство указанного выше решения структурное подразделение - исполнитель совместно с работниками юридических подразделений соответствующих отраслевых служб обязаны представить в Правовой департамент проект приказа об отмене акта, в регистрации которого отказано, с визами структурных подразделений - соисполнителей и визой заместителя Министра, курирующего головного исполнителя, письмо Минюста России об отказе в государственной регистрации, служебную записку, содержащую подробный анализ причин отказа и предложения по дальнейшей работе с данным нормативным правовым актом (издание приказа об отмене, устранении нарушений, повторном направлении на регистрацию и др.).
После подписания документа об отмене его копия направляется подразделением - исполнителем в Минюст России и в Правовой департамент.
27. Минюст России может возвратить нормативный правовой акт Министерству без регистрации в случаях, если нарушены установленный порядок подготовки и / или представления акта на государственную регистрацию либо по просьбе самого Министерства.
В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации в связи с нарушением установленного порядка подготовки и / или представления на государственную регистрацию недостатки должны быть устранены, а акт повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Минюст России должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.
28. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Акт, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в установленном порядке.
29. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (с изменениями и дополнениями).
30. Управление делопроизводства Министерства направляет для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
31. Порядок вступления в силу нормативного правового акта определяется Министерством в самом акте либо он вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Нормативный правовой акт, в котором содержатся сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не подлежащий в связи с этим официальному опубликованию, вступает в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самим актом не установлен более поздний срок его вступления в силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru