Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Решение


Решение Верховного Суда РФ от 04.05.2001 № ВКПИ01-25
<Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу..." в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда РФ от 19.06.2001 № КАС01-213 данное решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение.



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2001 г. № ВКПИ 01-25

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи
Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я.,
при секретаре Шароватовой И.А.,
с участием старшего военного прокурора
управления Главной военной прокуратуры Кокорина А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Абрамова Юрия Владимировича о признании незаконными:
- п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии;
- и п. 5 Положения о суворовских военных, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года № 150, в части невключения времени обучения в этих учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии,

установил:

Заявитель Абрамов обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж помимо службы и работы включаются и периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, курсах, средних специальных и высших учебных заведениях, аспирантуре и др.
Вместе с тем, указывает Абрамов, в пункте втором Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 для военнослужащих время учебы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии только при условии, если офицер призван из запаса, а в учебном заведении имелись циклы или отделения военной подготовки. Вместе с тем, утверждает заявитель, суворовские, нахимовское и военно - музыкальное училища являются средними специальными военными учебными заведениями и время обучения в них подлежит зачету в выслугу лет без каких-либо условий.
По мнению заявителя, оспариваемые им нормы противоречат закону, нарушают конституционный принцип равенства граждан перед законом и его права, поскольку на их основании выслуга лет для назначения пенсионной надбавки рассчитана ему без учета периода обучения в Суворовском училище.
Заявитель Абрамов в судебное заседание не явился, но не возражал против рассмотрения дела без его участия.
Представители Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Рыженко А.А. и Батурин Ю.П. с жалобой заявителя не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что, вопреки утверждению заявителя, в оспариваемом пункте Постановления Правительства не содержится никаких ограничений прав военнослужащих. Напротив, эта норма устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии и включения в нее на определенных условиях периодов обучения в гражданском ВУЗе, который ранее регламентировался Постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 года № 1290. В пределах своей компетенции, определенной законом, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 22 сентября 1993 года № 941 установило различные условия исчисления выслуги лет на пенсию для офицеров, определяемых на военную службу из запаса, и для сотрудников внутренних дел, исходя из условий и особенностей прохождения службы, специфики комплектования должностей с учетом полученной специальности. Зачет в выслугу лет времени обучения в суворовских военных училищах законом не предусмотрен, поскольку воспитанники училищ военнослужащими не являются и на военной службе не состоят. В настоящее время Приказ Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года № 150 отменен, а действует "Положение о суворовских военных, нахимовских военно - морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 года № 696, а также Приказ Министра обороны РФ от 15 января 2001 года № 25 "О суворовских военных, нахимовских военно - морских, военно - музыкальных училищах и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусах Министерства обороны Российской Федерации". В указанных нормативных актах, как и ранее, возможность зачета в срок военной службы времени обучения в суворовских училищах не предусмотрена.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Рыженко А.А. и Батурина Ю.П., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении жалобы Абрамову Ю.В. отказать, Верховный Суд РФ находит жалобу Абрамова Ю.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Единая система республиканских государственных пенсий в Российской Федерации установлена Законами РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года № 340-1 и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", являются одним из видов государственных пенсий.
Вместе с тем правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий, имеют существенные различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с военной службы, а равно для правил исчисления пенсионной надбавки.
В частности, статья 88 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что пенсии назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, либо специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы).
В соответствии со ст. 91 этого Закона подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой и службой.
Согласно статье 19 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" суворовские военные училища, нахимовские военно - морские училища и военно - музыкальные училища, создаваемые Правительством, являются образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.
Таким образом, суворовские училища не являются средними специальными учебными заведениями Российской Федерации - государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
Для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" статья 18 указанного Закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.
Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.
Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий явилось Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, а также Приложения к нему № 1 и № 2.
Как видно из части 1 пункта 2 указанного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам - женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, засчитывается в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Вторая часть указанного пункта устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел необходимо засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу, что установление порядка включения времени обучения в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, в том числе условий такого включения, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.
Вопреки утверждению заявителя оспариваемая норма Постановления Правительства РФ не противоречит Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", так как определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.
Нет у суда и оснований полагать, что оспариваемая норма ущемляет права военнослужащих, поскольку военная служба и служба в органах внутренних дел предполагает ряд специфических требований, которые находят свое отражение в законодательстве, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения.
Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Не усматривает суд в связи с этим и каких-либо нарушений прав заявителя на исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
Что же касается Положения о суворовских, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года № 150, согласно которому время обучения суворовцев, нахимовцев и воспитанников в суворовском, нахимовском и военно - музыкальном училищах в срок действительной военной службы не засчитывается, то указанный нормативный акт был отменен Приказом Министра обороны РФ от 10 апреля 2001 года № 162.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предметом судебного обжалования могут быть только те правовые акты, которые на момент обжалования или рассмотрения заявленных требований по существу действуют и могут повлечь нарушение гражданских прав и свобод, а поэтому требовать судебного пресечения.
Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут, а следовательно, не требуют судебного пресечения и не могут выступать предметом судебного обжалования по упомянутому закону. Поэтому, если ко времени обращения в суд с заявлением об обжаловании нормативного акта этот акт прекратил свое действие, гражданину должно быть отказано в приеме заявления на основании п. 1 ч. 2 ст. 129 ГПК РСФСР в связи с неподведомственностью заявленного требования суду.
Если же указанное обстоятельство обнаруживается в процессе рассмотрения заявленного требования по существу, производство по делу надлежит прекратить по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР.
Поскольку оспариваемый Приказ Министра обороны СССР в настоящий момент фактически утратил силу в связи с отменой, производство по делу в этой части подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 219 и ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Абрамову Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы о признании незаконным п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 в части ограничений, касающихся включения периодов обучения военнослужащих в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, отказать.
Производство по делу в части оспаривания п. 5 "Положения о суворовских, нахимовском военно - морском и военно - музыкальном училищах", введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 9 июля 1981 года № 150, прекратить.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РФ
А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru