Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Постановление


"Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения. ГОСТ Р 51769-2001"
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.2001 № 251-ст)
(ред. от 30.11.2010)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М., ИПК Издательство стандартов, 2001.



   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 01.01.2012.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Изменения, внесенные Изменением № 1, утвержденным Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст, вступили в силу с 1 января 2012 года.
   ------------------------------------------------------------------

Документ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (Постановление Госстандарта РФ от 27.06.2003 № 63).
Постановление Госстандарта РФ от 27.06.2003 № 63 утратило силу с 30 января 2004 года в связи с изданием Постановления Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 3.
Применение данного документа осуществляется в обязательном порядке в части требований статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ.



Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 28 июня 2001 г. № 251-ст

Дата введения -
1 января 2002 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

RESOURCES SAVING. WASTE TREATMENT.
DOCUMENTATIO№ AND REGULATIO№ OF DEALING WITH PRODUCTION
AND CONSUMPTIO№ WASTE TREATING. BASIC PRINCIPLES

ГОСТ Р 51769-2001

(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта
от 30.11.2010 № 755-ст)

Предисловие

1. Разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК № 349 "Вторичные материальные ресурсы".
Российским межотраслевым научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов НИИ экологии человека и окружающей среды им. А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук.
Внесен Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России.
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 28 июня 2001 г. № 251-ст.
В настоящем стандарте реализованы нормы и требования:
Закона Российской Федерации "О техническом регулировании";
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
Закона Российской Федерации "Об экологической экспертизе";
Закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления";
Закона Российской Федерации "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением";
Резолюции ОЭСР о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации (окончательная) (принята Советом 30 марта 1992 г.).
3. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
(абзац введен Изменением № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)

Введение

В настоящее время в России накоплено свыше 80 млрд. тонн отходов, ежегодно их образуется еще до 5 млрд. тонн, т.е. количество отходов заметно превышает объемы получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов. Любое промышленное производство создает отходы: отходы актуальные, которые образуются в процессах производства, и отходы потенциальные, когда изделия и продукция производства по истечении сроков годности и эксплуатации или из-за брака переходят в отходы. Это говорит о возрастающем значении проблем, связанных с отходами, и указывает на необходимость скорейшего решения задач, возникающих на этапах сбора, хранения, транспортирования, комплексной переработки, с захоронением или уничтожением неутилизируемой части опасных и других отходов.
Проблемы, порождаемые существованием отходов, можно разделить на две части: снижение вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду и повторное использование отходов в качестве альтернативного источника энергии и сырья.
Оба эти направления обращения с отходами до последнего времени развивались независимо. Нивелирование отрицательного воздействия отходов на человека и окружающую среду решалось с помощью нормативно-правового государственного регулирования. Повторное использование отходов считалось саморегулирующимся в рыночных отношениях. Эффективность приведенных подходов крайне низкая.
На данном этапе развития экономики только одновременное и комплексное применение таких механизмов, как рыночное и государственное нормативное (техническое) законодательство и правовое регулирование, способны эффективно решать поставленные выше задачи максимального вовлечения отходов в промышленное производство для получения товарных продуктов и энергии, и как следствие - снижать негативное воздействие отходов на человека и окружающую среду.
Настоящий стандарт направлен на решение проблем нормативного, правового и рыночного регулирования обращения с отходами на внутрироссийском и региональных уровнях.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и основные положения документирования и регулирования процессов обращения с отходами производства и потребления с учетом степени и характеристик различных видов опасности, их ресурсной ценности и контроля достоверности получаемых при этом результатов.
Настоящий стандарт распространяется на любые выявленные и вывозимые за пределы предприятия-производителя отходы, а также на продукцию с истекшими сроками годности, бракованную и устаревшую, техногенные отходы, ранее накопленные на территории России, образовавшиеся в результате долговременной деятельности предприятий и пригодные или непригодные для использования в виде вторичного сырья сразу или после соответствующей подготовки с учетом обеспечения при этом требований безопасности людей, промзон и окружающей среды.
Настоящий стандарт не распространяется на радиоактивные отходы и на ликвидируемые объекты вооружения и военной техники.
Положения настоящего стандарта применяют расположенные на территории России предприятия, организации, региональные и другие объединения (далее - предприятия) любых форм собственности и подчинения, а также органы управления в части их деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
Положения, установленные в настоящем стандарте, применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, а также в других документах, устанавливающих порядок организации выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами производства и потребления.

2. Нормативные ссылки

(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта
от 30.11.2010 № 755-ст)

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ Р 14.01-2005. Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования
ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы
ГОСТ Р ИСО 14050-2009. Менеджмент окружающей среды. Словарь
ГОСТ Р 51768-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования
ГОСТ Р 52104-2003. Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 52105-2003. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов. Основные положения
ГОСТ Р 53691-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования
ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов
ГОСТ Р 53791-2010. Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения
ГОСТ Р 54097-2010. Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации
ГОСТ Р 54098-2010. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения
ГОСТ Р 54099-2010. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Основная номенклатура вторичного сырья
ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)
ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции (ОКП)
ОК 007-93. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)
ОК 019-95. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Общие положения

3.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами базируется на нормативных и методических документах, направленных на информационное обеспечение следующих аспектов деятельности:
- классификация отходов по ОК 005, [11], [12];
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
- учет образования по ГОСТ Р 53791, движения (регионального, внутрироссийского и межгосударственного) образовавшихся и ввозимых на территорию России партий отходов, способов их ликвидации с утилизацией, согласно ГОСТ Р 53691, [1], [2] инертных и удалением отходов I - IV класса опасности, согласно ГОСТ Р 53692, в результате которых они прекращают свое существование (переработка в товарную продукцию, захоронение, уничтожение и т.п.);
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
- качественное и количественное определение видов и классов опасности документируемых отходов по ГОСТ Р 51768, [3], [4], [6], [8], [9], [11] - [17];
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
- определение ресурсных характеристик документируемых отходов по ГОСТ Р 17.0.0.06, [18], [19], [21], [22];
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
- экспертиза и лицензирование предприятий в части их деятельности, связанной с обращением с отходами по [5], [7], [10];
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
- контроль правильности терминологии (ГОСТ Р 14.01, ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098) и достоверности информации в сфере обращения с отходами.
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
3.2. По совокупности сведений, полученных в результате документирования деятельности по обращению с отходами, разрабатывают единый документ, называемый паспортом отхода I - IV класса опасности согласно ГОСТ Р 53691, который в машиноориентированной форме содержит информацию об отходах по каждой из позиций, перечисленных в п. 3.1.
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
3.3. Паспорт отхода I - IV класса опасности заполняют с момента регистрации конкретного отхода на основании поступления исходной информации о его количестве, месте расположения, собственнике и/или владельце, а закрывают после прекращения существования паспортизуемых отходов в результате их переработки, захоронения или уничтожения. Паспорт отхода I - IV класса опасности открывают, закрывают и вносят изменения и дополнения в соответствии с процедурой, приведенной в нормативной и методической документации.
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
3.4. Нормативные и методические документы по проблемам деятельности в сфере обращения с отходами разрабатывают заинтересованные федеральные, региональные и отраслевые органы.
3.5. Нормативные и методические документы не должны противоречить положениям законодательных актов и федеральных программ.
3.6. Каждый этап технологического цикла отходов (ЭТЦО) в соответствии с ГОСТ Р 53692 должен быть документирован в установленном порядке. На основе настоящего стандарта рекомендуется разрабатывать стандарты организаций с установлением конкретного содержания выполняемых работ на ЭТЦО.
(п. 3.6 введен Изменением № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
3.7. Документирование и осуществление работ на каждом ЭТЦО должно опираться на наилучшие доступные технологии, учитывающие передовой отечественный в соответствии с ГОСТ Р 54097, межгосударственный, международный [23] - [26], [28] - [33], региональный [27], [34] и зарубежный опыт [35].
(п. 3.7 введен Изменением № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)

4. Документирование деятельности по обращению с отходами

4.1. Целью документирования отходов в аспекте их классификации и соответствующего кодирования является создание единого языка общения в рассматриваемой области между различными субъектами как на межотраслевом, межрегиональном, так и на межгосударственном и международном уровнях. В сферу документирования входит номенклатурная часть идентификации отходов, место образования, месторасположение, агрегатное состояние, проявляемые виды опасности, содержание опасных, особо опасных, ресурсных и ценных компонентов и т.п. При этом классификация может содержать элементы статистического учета (количество классифицируемых отходов, полные данные о собственнике/владельце, реализованный способ обращения с ними и т.п.). Для достижения межгосударственного взаимодействия при разработке различных аспектов классификации рекомендуется в наиболее полной форме использовать соответствующие документы Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и других международных организаций. Для облегчения общения на внутрироссийском и постсоюзном пространстве рекомендуется в свою очередь использовать классификаторы ОКП, ОКПО, ОКАТО, ГОСТ Р 52105, [12], [13].
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
4.2. Результаты образования (ГОСТ Р 53791), движения (ГОСТ Р 53692) и ликвидации отходов с утилизацией инертных их частей и удалением отходов I - IV класса опасности, захоронение которых проводят на основе требований [19], учитывают по формам статистической отчетности в этой области, а также другим формам, действующим в смежных областях.
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
Учитывая то, что в последнее время в ряде национальных, межгосударственных и международных документов появились формы кодирования таких характеристик отходов, как класс токсичности, перечни опасных компонентов отходов, перечни свойств отходов, определяющих его опасность, рекомендуется последовательно расширять формы отчетности за счет включения в них перечисленных позиций и вводить в действие такие формы на местном, региональном и федеральном уровнях.
Разработка любой формы учета должна сопровождаться соответствующим программным обеспечением, позволяющим обрабатывать получаемую информацию по правилам, существующим в области обработки статистических данных.
4.3. Документирование отходов I - IV класса опасности [8], в т.ч. их токсичных [17] характеристик, заключается в оценке соответствующих классов опасности, определяемых расчетными или экспериментальными методами. При расчетном определении класса токсичности документируют все характеристики отхода, на основании которых был вычислен класс токсичности, и приводят литературные источники, которые были использованы для его расчета. В этом случае не требуется экспериментально определять не только класс токсичности отходов, но и их состав. Состав отходов определяют на основании состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и воздействий, которым это сырье подвергалось, причем концентрацию компонентов определяют по принципу "не более".
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
Кроме этого, документируют данные о других видах опасности отходов, таких как пожаро- и взрывоопасность, химическая реакционная способность, коррозионная активность, горючесть и др.
4.4. Сведения о мерах предосторожности при обращении с отходами (необходимость применения специальной защитной одежды, противогазов или респираторов, избежание контактов с водой и т.п.) и особенности транспортирования отходов (перечисление возможных или, напротив, запрещенных транспортных средств, особенности упаковки и погрузки при транспортировании и т.п.) должны быть приведены в виде отдельных разделов. В одном из этих разделов должен быть приведен перечень первоочередных мер, принимаемых при возникновении аварийной ситуации (см. также ГОСТ Р 12.1.052).
Наличие или отсутствие у отходов перечисленных видов опасности определяют экспериментально в соответствии с действующими нормативами либо делают заключение на основании известных характеристик компонентов данных отходов с указанием соответствующих источников, приводящих к этим выводам.
4.5. При документировании ресурсных характеристик отходов указывают три группы сведений:
- сведения о составе и физико-химических, технологических и других свойствах отходов;
- сведения о сырье и материалах, из которых образовались отходы, и характер основных воздействий, которым подверглись эти материалы, что позволяет специалисту прогнозировать любые технологически значимые характеристики отходов;
- сведения обо всех внедренных, разработанных (лабораторные, пилотные установки, опытное производство) или только предложенных (патенты, научные работы) отечественных и/или зарубежных технологиях переработки отходов данного вида.
4.6. Лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.). Для принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии проводят экспертизу соответствующего предприятия. Контролю подлежат наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения для выполнения заявленных видов деятельности, компетентность персонала в проведении заявленных действий, а также в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.
4.7. Процедуры контроля выполнения требований нормативных документов в сфере обеспечения безопасного обращения с отходами производства и потребления осуществляют уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами.
(п. 4.7 в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
4.7.1. Минприроды России осуществляет государственную политику [20], нормативно-правовое регулирование в сфере обращения с отходами, а также проводит приостановление или отмену неправомерных решений служб и агентств.
(пп. 4.7.1 введен Изменением № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
4.7.2. Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами осуществляют в регионах: выдачу разрешений на выбросы и сбросы; оформление лимитов размещения отходов; выдачу лицензий на обращение с отходами I - IV класса опасности; проведение государственной экологической экспертизы.
(пп. 4.7.2 введен Изменением № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
4.7.3. Уполномоченные органы государственного контроля в области обращения с отходами осуществляют в регионах государственный экологический контроль.
(пп. 4.7.3 введен Изменением № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
4.8. Исключен. - Изменение № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст.

5. Региональная система регулирования работ с отходами
на основе их паспортизации и сертификации

5.1. Сертификация отходов по опасным признакам является обязательной и вводится в регионах на основе соответствующих постановлений органов местного управления. Сертификация по техногенным характеристикам отходов, содержащих ресурсные и ценные компоненты, является добровольной или обязательной также по решению органов местного управления.
При отсутствии необходимых нормативно-методических документов для целей сертификации опасных и/или ресурсных свойств отходов может быть использован паспорт опасного отхода.
(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)
5.2. Возможности регионального регулирования работ с отходами на основе их паспортизации и сертификации приведены на схеме (рисунок 1). Она может быть скорректирована, исходя из региональной целесообразности, направленной на эффективное и комплексное решение проблем безопасного обращения с отходами, ресурсосбережение и улучшение экологической обстановки.

Учет отходов Контроль за обращением с отходами
   --------------------¬ 
   -----------------------¬ 
   ---------------------¬

¦Регистрация отходов¦ ¦Система лицензирования¦ ¦Система сертификации¦
L---------T---------- L----------T------------ L----------T----------

L------------------------T+T---------------------------

   -------------+-+-------------¬

   -----------------¬  ¦  ПАСПОРТ ОПАСНОГО ОТХОДА   ¦
   -----------------¬

¦ Система ¦ ¦(ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 53691)¦ ¦ Органы по ¦
¦ информации, ¦ ¦ Производитель, объем, ¦ ¦ сертификации, ¦
¦ классификации, +--+ состав, класс опасности, +---+ испытательные ¦
¦ кодирования, +--+ требование безопасности +---+ лаборатории ¦
¦кадастры, базы и¦ ¦ при удалении (переработка, ¦ ¦ ¦
¦ банки данных ¦ ¦ захоронение, уничтожение), ¦ ¦ ¦
L----------------- ¦ правила хранения ¦ L-----------------

L-------------T---------------

   -------------------T-------+-----------T-----------------¬

   --------+-----¬
   ---------+--------¬
   -------+-----¬
   --------+------¬

¦Производство,¦ ¦Транспортирование¦ ¦ Переработка¦ ¦ Захоронение, ¦
¦ маркетинг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уничтожение ¦
L-------------- L------------------ L------------- L---------------


(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 755-ст)

Рисунок 1. Схема регионального регулирования
обращения с отходами на основе их паспортизации
и сертификации





Приложение А
(справочное)

БИБЛИОГРАФИЯ

(в ред. Изменения № 1, утв. Приказом Росстандарта
от 30.11.2010 № 755-ст)

А.1. Отечественные нормативно-правовые и нормативно-методические документы по обращению с отходами

[1] Федеральный закон "О ратификации Базельской конвенции о контроле
за трансграничной перевозкой опасных отходов
и их удалением" от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ
[2] Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря
2002 г. № 184-ФЗ
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г.
№ 818 "О порядке ведения государственного
кадастра отходов и проведения паспортизации
опасных отходов"
[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г.
№ 554 "Положение о государственном санитарно-
эпидемиологическом нормировании"
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г.
№ 340 "Об утверждении Положения о лицензировании
деятельности по обращению с опасными отходами"
(с изменениями от 3 октября 2002 г.)
[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г.
№ 766 "О государственном регулировании
и контроле трансграничных перевозок опасных
отходов"
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г.
№ 524 "Об утверждении Положения о лицензировании
деятельности по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортировке, размещению
опасных отходов"
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в
виду Приказ МПР РФ № 511 от 15.06.2001, а не от 15.06.2002.
   ------------------------------------------------------------------

[8] Приказ Минприроды России от 15.06.2002 № 511 "Об утверждении критериев
отнесения опасных отходов к классу опасности для
окружающей природной среды"
[9] Приказ Минприроды России от 18 июля 2002 г. № 451 "О лицензировании
деятельности по обращению с опасными отходами"
(с изменениями от 29 ноября 2002 г.)
[10] Распоряжение МПР России от 2 декабря 2002 г. № 483-р "Об утверждении
"Методических рекомендаций по организации
лицензирования деятельности по обращению
с опасными отходами на территории Российской
Федерации"
[11] Приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 785 "Об утверждении паспорта
опасных отходов"
[12] Приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении
Федерального классификационного каталога
отходов"
[13] Приказ Минприроды России от 30.07.2003 № 663 "О внесении дополнений
в Федеральный классификационный каталог отходов,
утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002
№ 786 "Об утверждении Федерального
классификационного каталога отходов"
[14] СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий
населенных мест"
[15] СанПиН 2.1.7-95 "Правила очистки населенных мест, бытовые
и промышленные отходы, санитарная охрана почв.
Порядок хранения, транспортировки, захоронения
и утилизации (токсичных) промышленных отходов"
[16] СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов
лечебно-профилактических учреждений"
[17] СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса
опасности токсичных отходов производства
и потребления"
[18] Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24 июня
1998 г. № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона
от 29.12.2000 № 169-ФЗ)
[19] Федеральный закон "О внесении изменения в статью 12 Федерального
закона "Об отходах производства и потребления"
от 8 ноября 2008 г. № 196-ФЗ
[20] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г.
№ 404 "О Министерстве природных ресурсов
и экологии Российской Федерации"
[21] Модельный закон "Об экологической безопасности", принят на 22-м
пленарном заседании МПА СНГ (Постановление
№ 22-18 от 15 ноября 2003 г.)
[22] Модельный закон "Об отходах производства и потребления", принят
на 29-м пленарном заседании МПА СНГ
(Постановление № 29-15 от 31 октября 2007 г.)

А.2. Перечень международных и региональных документов <*> по обращению с отходами
   --------------------------------

<*> Директивы не приняты в Российской Федерации, но некоторые из них, в частности [28], являются основой для разработки технических регламентов.

[23] Директива Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. "Об отходах",
измененная в соответствии с Директивой
91/156/ЕЭС, Директивой 96/350/ЕЭС, а также
решение Комиссии от 24 мая 1996 г.
[24] Директива Совета Европейского Союза 76/464/ЕЕС от 4 мая 1976 г.
"О загрязнении некоторыми опасными веществами,
сбрасываемыми в водную среду Сообщества"
[25] Директива Совета Европейского Союза 85/337/ЕЭС от 27 июня 1985 г.
относительно оценки влияния некоторых
государственных и частных проектов на окружающую
среду
[26] Директива Совета Европейского Союза 91/689/ЕЕС от 12 декабря 1991 г.
"Об опасных отходах" с последними поправками,
внесенными Директивой 94/31/ЕС
[27] Резолюция Организации Экономического Содействия развитию (ОЭСР)
о трансграничных перемещениях опасных отходов,
предназначенных для операций по регенерации
С (92) 39 (окончательная) (Принята Советом ОЭСР
30 марта 1992 г.)
[28] Директива Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г.
"О комплексном предотвращении и контроле
загрязнений"
[29] Директива Совета Европейского Союза 96/82/ЕС от 9 декабря 1996 г.
"О контроле за предоставляющими собой
серьезность авариями на объектах, имеющих дело
с опасными веществами"
[30] Директива Совета Европейского Союза 1999/13/ЕС от 11 марта 1999 г.
"Об ограничении выбросов летучих органических
соединений, образующихся в результате
использования органических растворителей
в определенных видах производственной
деятельности и на определенных объектах"
[31] Директива Совета Европейского Союза 1999/31/ЕС от 26 апреля 1999 г.
о полигонах захоронения отходов
[32] Директива Совета Европейского Союза 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г.
об основах деятельности Сообщества в области
водной политики
[33] Директива Совета Европейского Союза 2001/80/ЕС от 23 октября 2001 г.
"Об ограничении выбросов некоторых загрязняющих
веществ в атмосферу из крупных сжигательных
установок"
[34] Гармонизация правового и нормативного обеспечения в сфере обращения
с упаковкой и упаковочными отходами. Опыт ЕС
и России/Сборник подготовлен в рамках проекта
ТАСИС "Сближение технических правил
и стандартов". Российская Федерация
(Europe Aid/113648/D/SV/RU).
М.: Ростехрегулирование, 2006
[35] Улицкий В.А., Васильвицкий А.Е., Плущевский М.Б. Промышленные отходы
и ресурсосбережение/Под редакцией А.Д. Козлова
и Т.В. Боравской. М.: Изд. "САШКО", 2006.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru