Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Постановление


"Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм в ядерно-оружейном комплексе Минатома России. ПР 50.2.024-2001"
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.02.2001 № 67-ст)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 14.02.2001 № 67-ст данный документ введен в действие с 1 марта 2001 года



Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 14 февраля 2001 г. № 67-ст

Дата введения -
1 марта 2001 года

ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА ЗА ВЫПУСКОМ, СОСТОЯНИЕМ И ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ
ИЗМЕРЕНИЙ, МЕТОДИКАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ, ЭТАЛОНАМИ
И СОБЛЮДЕНИЕМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ
В ЯДЕРНО-ОРУЖЕЙНОМ КОМПЛЕКСЕ
МИНАТОМА РОССИИ

ПР 50.2.024-2001

Предисловие

1. Разработаны: Департаментом разработки и испытаний ядерных боеприпасов Минатома России, Управлением метрологии Госстандарта России, Российским Федеральным ядерным центром - ВНИИ экспериментальной физики, Государственным научным метрологическим центром ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений.
Внесены: Российским Федеральным ядерным центром - ВНИИ экспериментальной физики, Государственным научным метрологическим центром ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений.
2. Приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 14 февраля 2001 г. № 67-ст.
3. В настоящих правилах реализованы нормы Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.94 № 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" и совместного Приказа Госстандарта России и Минатома России от 16/17.04.98 № 267/162 "О введении в действие "Положения об обеспечении единства и точности измерений в ядерно-оружейном комплексе Министерства Российской Федерации по атомной энергии".
4. Введены впервые.

1. Область применения

Настоящие правила устанавливают порядок подготовки, проведения и оформления результатов государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических норм и правил на предприятиях и в организациях ядерно-оружейного комплекса Минатома России.

2. Определения и сокращения

В настоящих правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями и сокращения:
- метрологический надзор (МН) - деятельность, осуществляемая в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм;
- метрологическая служба (МС) - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений [1];
- средство измерений (СИ) - техническое устройство, предназначенное для измерений [1];
- средство измерений специального назначения (СИ СН) - средство измерений, разработанное в установленном порядке по заказу предприятий ядерно-оружейного комплекса Минатома России или заказчика и применяемое в ядерно-оружейном комплексе и (или) в организациях заказчика в сфере распространения Государственного надзора и контроля в соответствии с законом [1];
- поверка СИ - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям;
- ЯОК Минатома России - ядерно-оружейный комплекс Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- ГОМС - головная организация метрологической службы;
- РФЯЦ-ВНИИЭФ - Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, головная организация метрологической службы ядерно-оружейного комплекса Минатома России;
- ГНМЦ ВНИИФТРИ - Государственный научный метрологический центр Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений, головная организация Госстандарта России по метрологическому обеспечению обороны;
- ГНМЦ - Государственный научный метрологический центр;
- ГМС - Государственная метрологическая служба;
- МЭ - метрологическая экспертиза.

3. Общие положения

3.1. Государственный МН осуществляют в виде проверок выпуска, состояния и применения СИ, эталонов, применяемых методик выполнения измерений и соблюдения иных метрологических норм и правил. Проверки проводят на предприятиях, деятельность которых относится к сферам распространения государственного МН и контроля в соответствии со статьей 13 закона [1].
3.2. Основными задачами проверок являются:
- определение соответствия выпускаемых СИ (в том числе СИ СН) утвержденному типу;
- определение состояния и применения СИ, в том числе эталонов, применяемых для поверки и калибровки СИ;
- определение необходимости, наличия и правильности применения методик выполнения измерений;
- контроль за соблюдением метрологических норм и правил в соответствии с законом [1] и действующими государственными нормативными документами, а также отраслевыми нормативными документами по обеспечению единства измерений.
3.3. Государственный МН на предприятиях ЯОК Минатома России проводят межведомственные комиссии по графикам, утвержденным руководством Минатома России и Госстандарта России. ГОМС ЯОК Минатома России (РФЯЦ-ВНИИЭФ) готовит предложения по составу комиссии из представителей Минатома России (Департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов, головной и (или) базовых организаций МС) и Госстандарта России (Управления метрологии, ГНМЦ ВНИИФТРИ, ГНМЦ по специализации, при необходимости, территориальных органов ГМС) по согласованию с участвующими в комиссии организациями за два месяца до начала работы комиссии. Допуск членов комиссии должен быть оформлен в соответствии с разрешительной системой Минатома России. Персональный состав комиссии и сроки проведения проверки устанавливают распоряжением Департамента Минатома России (по принадлежности проверяемого предприятия) по согласованию с Управлением метрологии Госстандарта России.
3.4. В соответствии со статьей 20 закона [1], при соблюдении требований законов [2], [3] и разрешительной системы Минатома России, а также требований действующих на данном предприятии правил внутреннего распорядка и требований безопасности, члены межведомственной комиссии имеют право:
- посещать объекты, на которых эксплуатируют, производят, ремонтируют, продают, содержат или хранят СИ (в том числе СИ СН), применяемые в сферах распространения государственного метрологического надзора и контроля, независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;
- проверять состояние СИ и условия их применения, а также соответствие утвержденному типу;
- проверять наличие и правильность применения методик выполнения измерений, состояние эталонов, а также соблюдение других метрологических правил и норм;
- использовать технические средства и привлекать персонал предприятия, на котором осуществляют проверку, для проведения проверки и оформления ее результатов.
3.5. Проверки должны быть комплексными и охватывать все области деятельности предприятия, относящиеся к сферам распространения государственного метрологического контроля и надзора, и совмещаться, по возможности, с инспекционным контролем за аккредитованными видами деятельности МС. В отдельных случаях проверки могут быть целевыми, направленными на проверку соблюдения метрологических норм и правил в одной или нескольких областях деятельности предприятия.
Целевые проверки могут проводить совместно с другими контрольно-надзорными органами.
3.6. По срокам проведения проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.
Плановые проверки проводят не реже одного раза за 18 месяцев в соответствии с графиком, утверждаемым руководством Госстандарта России и Минатома России.
Внеплановые проверки проводят по инициативе представителя заказчика, Госстандарта России, Минатома России в целях решения конкретных задач, связанных с выявлением и устранением отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Повторные проверки проводят в целях контроля выполнения предписаний, полученных предприятием по результатам предыдущей проверки. Необходимость проведения повторной проверки должна быть определена планом организационно-технических мероприятий, составленным по результатам первичной проверки.
3.7. МС предприятия ежегодно представляют отчет о своей деятельности в областях аккредитации в адрес ГОМС ЯОК Минатома России по установленной форме. ГОМС ЯОК Минатома России обобщает представленные сведения, направляет сводный отчет о деятельности МС предприятий ЯОК в адреса Управления метрологии Госстандарта России и Минатома России и готовит сообщение об итогах работы МС ЯОК Минатома России на Научно-технической комиссии по метрологии и измерительной технике Госстандарта России и Межведомственном координационном научно-техническом совете по метрологическому обеспечению ЯОК Минатома России.

4. Порядок подготовки к проведению проверок

4.1. При проверке предприятий ГОМС ЯОК Минатома России не позднее чем за 15 дней до начала проверки информирует проверяемое предприятие о календарных сроках ее проведения, а также приглашает других членов межведомственной комиссии и проводит подготовительные работы, включающие:
- составление технического задания на проведение проверки в соответствии с Приложением А;
- предварительное ознакомление с документацией по метрологическому обеспечению деятельности предприятия (в том числе материалами предыдущих проверок, проведенных на данном предприятии межведомственной комиссией, и другими контрольно-надзорными органами). В случае отсутствия в ГОМС ЯОК Минатома России необходимых материалов они могут быть запрошены у контролируемого предприятия предварительно или в период проведения проверки;
- выявление основных претензий заказчика и других потребителей к эксплуатационным и потребительским свойствам изделий и продукции, выпускаемой данным предприятием, к качеству ее изготовления и к несоответствию требованиям нормативной документации;
- ознакомление участников проверки с ходом и результатами подготовки к проверке.
4.2. Допуски членов межведомственной комиссии при осуществлении государственного МН на предприятиях ЯОК Минатома России должны быть оформлены в соответствии с требованиями законов [2], [3] и разрешительной системой Минатома России.

5. Порядок проведения проверок

5.1. Председатель межведомственной комиссии по осуществлению государственного МН по прибытии на предприятие ЯОК Минатома России:
- предъявляет руководителю предприятия техническое задание на проведение проверки;
- знакомит руководителя предприятия с целями и задачами проверки;
- определяет перечень основных объектов и вопросов, подлежащих проверке в соответствии с основными задачами;
- привлекает по согласованию с соответствующими руководителями персонал предприятия к подготовке материалов и выполнению работ (измерений, испытаний, анализов и т.п.), необходимых для проведения проверки;
- распределяет работу между членами межведомственной комиссии.
5.2. Руководство проверяемого предприятия ЯОК Минатома России обязано обеспечить необходимые условия для работы комиссии.
5.3. При проведении государственного МН комиссия проверяет:
- наличие и полноту перечня СИ, подлежащих государственному МН и контролю;
- правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ, в соответствии с нормативной документацией, а также оборудования (СИ, стандартных образцов, средств контроля, испытательного оборудования), применяемого при аттестации методик выполнения измерений;
- наличие документов, подтверждающих право поверки СИ, проведения аттестации методик выполнения измерений и осуществления МЭ документации силами метрологической службы данного предприятия или договоров на проведение данных видов работ с организациями, обладающими данным правом;
- наличие и правильность применения методик выполнения измерений;
- наличие сертификатов об утверждении типа СИ, выпускаемых на предприятии, и соответствие данных СИ утвержденному типу;
- наличие лицензий на изготовление, ремонт, продажу и прокат СИ предприятием, занимающимся указанными видами деятельности, и соблюдение предприятием условий осуществления лицензируемой деятельности;
- наличие и правильность использования в практике МЭ документации и аттестации методик выполнения измерений, актуализированных основополагающих государственных и отраслевых нормативных документов по метрологии;
- полноту и правильность выполнения метрологических норм и правил;
- наличие документов, подтверждающих аттестацию в качестве поверителей лиц, осуществляющих поверку СИ;
- наличие достаточного по количеству и квалификации персонала, имеющего необходимую профессиональную подготовку, опыт работы в области метрологического обеспечения деятельности предприятия и аттестованного в установленном порядке;
- наличие и достаточность помещений для проведения метрологических работ (поверки СИ, аттестации методик выполнения измерений и т.п.), удовлетворяющих предъявляемым к ним требованиям.
5.4. При выявлении нарушений в ходе проведения государственного МН межведомственная комиссии имеет право вносить предложения должностным лицам Госстандарта России, Минатома России или органов ГМС:
- о запрещении применения и выпуска СИ неутвержденных типов или несоответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
- о гашении поверительных клейм или об аннулировании свидетельств о поверке в случаях, когда СИ дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал;
- о необходимости изымать СИ из эксплуатации;
- об аннулировании лицензий на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;
- об аннулировании аттестатов на методики выполнения измерений в случаях, когда методика не обеспечивает приписанные ей метрологические характеристики;
- об аннулировании результатов МЭ документации и других видов метрологической деятельности в случаях, когда результаты данных работ не соответствуют требованиям государственных и отраслевых нормативных документов по метрологии;
- о наложении взысканий по выявленным нарушениям метрологической деятельности.
5.5. Руководители предприятий ЯОК Минатома России и другие должностные лица, виновные в нарушениях закона [1], а также нормативных документов по метрологии, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

6. Порядок оформления результатов проверки

6.1. Результаты каждой проверки оформляют актом (Приложение Б). В акте должно быть отражено состояние дел по всем вопросам, входящим в содержание проверки.
Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несут председатель и члены комиссии.
6.2. В зависимости от целей проверки акт может содержать все или некоторые разделы, а также включать разделы, не предусмотренные настоящими правилами.
При необходимости к акту могут прилагаться дополнительные протоколы и справки.
При положительных результатах проверки в соответствующих разделах акта делают записи об отсутствии нарушений.
6.3. Акт подписывают председатель и члены комиссии, после чего в него запрещено вносить дополнения и изменения. Содержание акта доводят до сведения руководителя проверяемого предприятия, который его подписывает.
Участники проверки, а также руководитель проверяемого предприятия, не согласные с результатами проверки, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагают к акту.
Акт подлежит утверждению руководством Департамента Минатома России (по принадлежности проверяемого предприятия) и Госстандарта России.
6.4. Акт проверки оформляют в трех экземплярах.
Председатель комиссии направляет подлинники актов в адрес главного метролога ЯОК Минатома России. ГОМС ЯОК Минатома России рассылает по одному экземпляру подлинника оформленного акта в адреса:
- Управления метрологии Госстандарта России;
- проверяемого предприятия.
Копии оформленного акта ГОМС ЯОК Минатома России направляет в адреса:
- Департамента разработки ядерных боеприпасов Минатома России;
- ГНМЦ ВНИИФТРИ;
- ГНМЦ по специализации (при проверке деятельности МС предприятия, аккредитованной на право аттестации методик выполнения измерений и метрологической экспертизы документов, и испытаний СИ для целей утверждения типа);
- территориальному органу ГМС по принадлежности проверяемого предприятия (при проверке деятельности метрологической службы предприятия, аккредитованной на право поверки СИ).
6.5. Руководитель проверяемого предприятия на основе акта проверки принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений.
Контроль за выполнением предписаний, изложенных в акте, возлагают на ГОМС ЯОК Минатома России и ГНМЦ ВНИИФТРИ.

7. Ответственность межведомственных комиссий,
осуществляющих государственный МН

7.1. В соответствии с законом [1] председатель и члены межведомственной комиссии при осуществлении государственного МН обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, положения государственных и отраслевых нормативных документов по обеспечению единства измерений, а также требования действующих на проверяемом предприятии правил внутреннего распорядка.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий, нарушение режима секретности, разглашение государственной или коммерческой тайны и иные нарушения председатель и члены межведомственной комиссии могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Действия и решения руководителя и участников проверки могут быть обжалованы в 20-дневный срок в организации, которой они непосредственно подчинены. Жалобы рассматривают и решения по ним принимают в течение одного месяца со дня получения жалобы.





Приложение А
(обязательное)

ФОРМА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
Минатома России
(по принадлежности предприятия)
______________ ___________________
личная подпись расшифровка подписи
"___" ____________________ 20__ г.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № _____
на проведение проверки выпуска, состояния
и применения средств измерений, методик
выполнения измерений, эталонов
и соблюдения метрологических
правил и норм

на ________________________________________________________________________
наименования предприятия, ведомственная подчиненность,
___________________________________________________________________________
вид собственности, адрес, фамилия, инициалы руководителя
1. Вид проверки ___________________________________________________________
плановая (внеплановая, повторная), полная (целевая),
самостоятельная (совместная, с кем)
2. Основание ______________________________________________________________
график проверок, план организационно-технических мероприятий,
___________________________________________________________________________
указания руководства Минатома России, Госстандарта России, Заказчика и т.д.
3. Цели и задачи проверки _________________________________________________
указываются основные цели проверки
___________________________________________________________________________
и пути ее достижения, перечисляются объекты надзора

Главный метролог ЯОК Минатома России ______________ _______________________
личная подпись расшифровка подписи
"___" ___________ 20__ г.





Приложение Б
(обязательное)

ФОРМА АКТА

УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
(от Госстандарта России) (от Минатома России)

АКТ N
от _____________
дата

ПРОВЕРКИ ВЫПУСКА, СОСТОЯНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ
ИЗМЕРЕНИЙ, МЕТОДИК ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ, ЭТАЛОНОВ
И СОБЛЮДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

на ________________________________________________________________________
наименование предприятия, ведомственная принадлежность
___________________________________________________________________________
организационно-правовая форма предприятия
Адрес _____________________________________________________________________
место составления
Руководитель предприятия ______________________________
инициалы, фамилия
Главный метролог ______________________________________
инициалы, фамилия
Основание: Техническое задание
___________________________________________________________________________
дата и номер документа
Составлен _________________________________________________________________
фамилии, инициалы, должности участников проверки
1. Исходные данные о проверяемом предприятии и продукции, поставляемой
по государственному оборонному заказу или по контрактам для государственных
нужд, подлежащей обязательной сертификации, подлежащей испытаниям и
контролю качества в целях определения соответствия обязательным требованиям
государственных стандартов Российской Федерации (далее - продукции).
2. Наличие и состояние средств измерений, подлежащих государственному
МН и контролю.
3. Метрологическое обеспечение разработки, испытаний, производства и
эксплуатации продукции.
3.1. Метрологическая экспертиза (контроль) применяемых нормативных
документов
______________________________________
проводилась, не проводилась
в соответствии с требованиями _____________________________________________
обозначение и наименование нормативных
документов
3.2. Методики выполнения измерений, технологические процессы и
контрольные операции средствами измерений в соответствии с требованиями
нормативных документов
______________________________________
обеспечены, не обеспечены
Из __________________ проверенных не оснащены _________________________
количество количество
контрольно-измерительные операции
___________________________________________________________________________
перечень этих операций
3.3. Состояние средств измерений ______________________________________
удовлетворительное,
не удовлетворительное
Из проверенных СИ, относящихся к перечню СИ, подлежащих
государственному метрологическому надзору, ______________________, признано
количество
непригодными к применению ______________________%.
количество
в том числе
___________________________________________________________________________
перечень непригодных средств измерении, средств испытаний
___________________________________________________________________________
с указанием характера нарушений
Условия хранения и эксплуатации средств измерений _____________________
соответствуют,
__________________ требованиям документации на них.
не соответствуют
3.4. Из проверенных методик выполнения измерений, подлежащих
государственному метрологическому надзору, ________________________________
указывается количество
аттестованы ___________________________________.
указывается количество
3.5. Контрольно-измерительные операции и испытания выполняются ________
___________________________________
правильно, неправильно
В ___________ случаях из ___________ проверенных установлены нарушения:
количество количество
___________________________________________________________________________
перечень операций и нарушений
3.6. Последствия нарушений метрологических правил и норм:
___________________________________________________________________________
факты неправильного определения характеристик продукции,
___________________________________________________________________________
неправильной разбраковки, нарушения безопасности труда,
___________________________________________________________________________
охраны окружающей среды и т.д.
3.7. Сводная таблица результатов проверки выпуска, состояния и
применения средств измерений, методик выполнения измерений, эталонов и
соблюдения метрологических правил и норм

   ----------------------------------------------T---------------------------¬

¦ Замечание комиссии (характер и последствия ¦ Предложение комиссии по ¦
¦ нарушений, выявленные при проведении ¦ устранению выявленных ¦
¦ государственного метрологического надзора) ¦ нарушений ¦
+---------------------------------------------+---------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦
L---------------------------------------------+----------------------------


4. Выводы (замечания по результатам проверки).
5. Перечень приложений к акту:
1) ____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________ и т.д.
Акт составлен на ___________ л. в __________ экз. и направлен (вручен):
1) ____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________ и т.д.

Председатель межведомственной комиссии ______________ _____________________
личная подпись расшифровка подписи
Члены комиссии __________________ _________________________________________
личная подпись расшифровка подписи
С актом ознакомлен и один экземпляр получил

Руководитель предприятия ________________ _________________________
личная подпись расшифровка подписи

Главный метролог предприятия _________________ _________________________
личная подпись расшифровка подписи





Приложение В
(информационное)

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] Закон РФ "Об обеспечении единства измерений"
[2] Закон РФ "О государственной тайне"
[3] Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании"


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru