Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Приказ


Приказ ГТК РФ от 07.02.2001 № 133
"Об утверждении Инструкции о порядке проведения документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов Российской Федерации, организаций ГТК России"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Приказа ФТС РФ от 19.07.2007 № 875



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 7 февраля 2001 г. № 133

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЙ
И ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНИЗАЦИЙ ГТК РОССИИ

В целях надлежащего обеспечения ведомственного контроля и единообразия организации проводимых документальных ревизий и проверок финансово - хозяйственной деятельности таможенных органов Российской Федерации, организаций ГТК России приказываю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения документальных ревизий и проверок финансово - хозяйственной деятельности таможенных органов Российской Федерации, организаций ГТК России (Приложение).
2. Обеспечить неукоснительное соблюдение и правильное применение требований указанной Инструкции.
3. Считать Приказ ГТК России от 17.06.93 № 241 "О мерах по улучшению ведомственного контроля за финансово - хозяйственной деятельностью таможенных органов Российской Федерации" утратившим силу.

Председатель Комитета,
генерал - полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН






Приложение
к Приказу ГТК России
от 7 февраля 2001 г. № 133

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ РЕВИЗИЙ
И ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНИЗАЦИЙ ГТК РОССИИ

I. Общие положения

1. Отдел финансового контроля ГТК России проводит ревизии и проверки на основании Положения об отделе финансового контроля, утвержденного начальником Главного финансово - экономического управления. Контрольно - ревизионные отделы региональных таможенных управлений проводят ревизии и проверки на основании Положений о контрольно - ревизионных отделах, утвержденных начальниками региональных таможенных управлений.
2. Документальные ревизии и проверки финансово - хозяйственной деятельности таможенных органов и организаций, подведомственных ГТК России (далее - таможенных органов), проводятся ежегодно по утвержденным годовым планам. Для повышения эффективности и качества комплексных ревизий в них участвуют сотрудники заинтересованных отделов и подразделений соответствующего регионального таможенного управления, а также по согласованию с ГТК России сотрудники соответствующих структурных подразделений ГТК России.
3. При организации и проведении ревизии или проверки, при оформлении и реализации их результатов ревизоры обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами Минфина России, нормативными актами ГТК России, других органов исполнительной власти Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
4. Права, обязанности и полномочия контрольно - ревизионных отделов определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Понятие, цель и задачи ревизии и проверки

5. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, законности действий руководителя и главного бухгалтера и других лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление, а также представление в вышестоящую организацию бухгалтерской отчетности.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
6. Цель ревизии или проверки (далее - ревизия) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и денежных средств в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
7. Основной задачей ревизии является проверка финансово - хозяйственной деятельности организации по направлениям, изложенным в типовом задании на проведение документальной ревизии финансово - хозяйственной деятельности таможенного органа (Приложение).

III. Организация и проведение ревизии

8. Ревизия финансово - хозяйственной деятельности таможенного органа осуществляется как планово, так и внепланово.
9. На проведение каждой ревизии издается приказ (распоряжение) ГТК России или регионального таможенного управления.
10. В приказе указывают сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководителя. С учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей проверяемого таможенного органа, предприятия, сроки проведения ревизии, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Первоначально установленный срок ревизии может быть продлен по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы.
11. Ревизия проводится за период деятельности проверяемого таможенного органа, следующий за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия.
12. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии, изложенных в Приложении, которые утверждает руководитель таможенного органа, назначившего ревизию.
13. Составлению программы ревизии и ее проведению предшествует подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово - хозяйственную деятельность проверяемого таможенного органа.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее членов с программой ревизии и распределяет между ними вопросы и участки работы.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих проверяемый таможенный орган, может быть изменена в соответствии с установленным порядком, указанном в п. 10.
14. Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю проверяемого таможенного органа копию приказа или распоряжения о проведении ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить членов этой группы, решить организационно - технические вопросы проведения ревизии.
По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель проверяемого таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дату проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливает руководитель ревизионной группы по согласованию с руководителем проверяемого таможенного органа.
15. Ревизия финансово - хозяйственной деятельности проводится путем осуществления:
- проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию для установления законности и правильности произведенных операций;
- проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
- проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, сличения имеющихся в проверяемом таможенном органе записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы. При необходимости проведения встречных проверок в организациях, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, следует обращаться в региональные таможенные органы, расположенные на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, которые обязаны обеспечить в кратчайшие сроки проведение встречных проверок и направление материалов проверок ревизионной группе, по запросу которой произведены проверки. В запросах должны быть указаны полные наименования организаций и идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные проверки, их юридические адреса, телефоны, счета организаций в банковских учреждениях, а также перечень вопросов, подлежащих проверке;
- организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
- проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
- проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
- проверки в необходимых случаях состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
16. Члены ревизионной группы, исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающих надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
Все участники ревизии в соответствии с законодательством несут ответственность за преднамеренное искажение результатов ревизии, сокрытие фактов недостач, хищений, нарушение служебной этики, использование служебного положения в корыстных целях, за неправильное и необъективное освещение в акте ревизии состояния дел в проверяемом таможенном органе.
17. Руководитель проверяемого таможенного органа обязан создавать надлежащие условия для проведения членами ревизионной группы ревизии - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, автотранспорт, канцелярские принадлежности и обеспечить личную безопасность.
При отказе сотрудников проверяемого таможенного органа, предприятия или организации представить необходимые документы либо при возникновении иных препятствий, не позволяющих провести ревизию, руководитель ревизионной группы сообщает об этих фактах в таможенный орган, приказом которого предусмотрено проведение ревизии.
18. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в проверяемом таможенном органе руководитель ревизионной группы составляет об этом соответствующий акт в соответствии с порядком, предусмотренным в разделе 4 настоящей Инструкции, и докладывает руководителю таможенного органа, назначившему проведение ревизии, который направляет руководителю проверяемого таможенного органа письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета.
Ревизия проводится после восстановления бухгалтерского учета.

IV. Оформление и реализация результатов ревизии

19. Результаты документальной ревизии обобщаются и оформляются актом, который подписывают руководитель ревизионной группы (при необходимости и члены ревизионной группы), руководитель проверяемого таможенного органа, организации и начальник отдела бухгалтерского учета - главный бухгалтер.
При подписании акта ревизии руководителем ревизионной группы завизированные справки членов ревизионной группы включаются отдельными приложениями к акту ревизии.
Акт ревизии является документом, имеющим юридическое значение для доказательства фактов нарушений и недостатков, выявленных в процессе проведения ревизии.
Акт ревизии составляется в двух экземплярах, при необходимости передачи материалов следственным органам - в трех. Один экземпляр акта ревизии, подписанный руководителем ревизионной группы, вручается руководителю проверяемого таможенного органа под расписку в получении с указанием даты получения.
Для ознакомления с актом ревизии и его подписания устанавливается срок до 3 рабочих дней. По согласованию с руководителем ревизионной группы этот срок может быть увеличен до 5 рабочих дней.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица проверяемого таможенного органа делают об этом отметку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.
Правильность фактов, приведенных в возражениях, проверяет руководитель ревизионной группы с последующим составлением по ним письменного заключения. При документальном опровержении фактов, приведенных в акте ревизии, ревизор обязан внести соответствующие поправки в него. При неподписании акта в установленный срок, непредставлении документов, опровергающих то или иное положение акта, руководитель и главный бухгалтер проверяемого таможенного органа несут ответственность за нарушение установленных сроков подписания акта ревизии. В этом случае акт ревизии считается действительным при наличии подписи руководителя ревизионной группы.
Руководство проверяемого таможенного органа несет ответственность за представление заведомо фиктивных документов, неправильные пояснения, искажение результатов инвентаризаций ценностей, проводимых в процессе ревизии, затягивание сроков проведения ревизии и другие действия, направленные на запутывание и искажение итогов ревизии.
В тех случаях, когда выявленные ревизией нарушения или факты незаконных операций и действий могут быть скрыты, или по выявленным фактам необходимо принять срочные меры для устранения нарушений, или для привлечения к ответственности лиц, виновных в грубых нарушениях, в ходе ревизии до ее окончания ревизионная группа составляет отдельный промежуточный акт, а к должностным материально - ответственным лицам предъявляет требование о представлении объяснений.
Промежуточные акты подписываются членами ревизионной группы, которые участвовали в ревизии данного участка деятельности таможенного органа, и соответствующими должностными и материально - ответственными лицами.
Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в акт ревизии.
Основной акт предназначен для обобщения результатов комплексной документальной ревизии всей деятельности проверяемого органа.
20. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:
- наименование темы ревизии;
- дату и место составления акта ревизии;
- состав ревизионной группы, дату и номер документа, на основании которого проведена ревизия, и период ее проведения, наименование таможенного органа и вышестоящего таможенного органа, фамилии и инициалы руководителей проверяемого таможенного органа и период их работы на этих должностях, начало и окончание ревизии;
- кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений;
- участки деятельности, подвергнутые сплошной проверке и выборочной;
- краткая характеристика проверяемого таможенного органа.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии финансово - хозяйственной деятельности таможенного органа.
Объем акта ревизии не ограничивается, но члены ревизионной комиссии должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.
21. В акт документальной ревизии следует включать всесторонне проверенные и документально обоснованные факты.
Факты массовых нарушений (например, по результатам кассовых операций, авансовых отчетов подотчетных лиц и т.п.) группируются в таблицах, прилагаемых к акту ревизии. В акте приводят только итоговые данные и содержание этих нарушений со ссылкой на соответствующее приложение. В прилагаемом к акту ревизии перечне нарушений указывают дату и номер документа, наименование нарушенного положения (статья, пункт), содержание нарушения, фамилию, инициалы и должность виновного лица, сумму ущерба. Перечень нарушений подписывают член ревизионной группы и главный бухгалтер проверяемого таможенного органа.
Не допускается включать в акт ревизии различного рода выводы, предположения и не подтвержденные документами данные, также сведения из следственных материалов и ссылок на показания должностных и материально ответственных лиц, данные ими следственным органам.
Излагая материалы документальной ревизии, не следует применять термины, содержащие юридическую квалификацию деятельности отдельных должностных и материально ответственных лиц, как, например, "злоупотребление служебным положением", "хищение" и т.п. Оценивая хозяйственные операции или деятельность должностных лиц, нужно ограничиваться экономической терминологией: "недостача", "излишек", "материальный ущерб". Необходимо конкретно указывать, какие инструкции или положения не соблюдаются в таможенном органе, в чем состоит их нарушение, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
Акт ревизии не следует загромождать плановыми и отчетными данными, имеющимися в периодической и годовой отчетностях.
Окончательную редакцию текста акта принимают после получения от виновных лиц соответствующих объяснений и проверок их возражений по существу.
По каждому выявленному в ходе ревизии нарушению главный бухгалтер или иное виновное в допущенном нарушении, должностное лицо обязаны дать в письменной форме, на имя начальника ревизионной группы, объяснения с указанием причин, по которым они были допущены. Объяснения должны быть согласованы с начальником проверяемого таможенного органа.
Начальник проверяемого таможенного органа обязан представить письменное объяснение по всем выявленным нарушениям, включенным в акт ревизии.
22. Руководитель ревизионной группы (ревизор) не позднее десятидневного срока после подписания акта ревизии разрабатывает и представляет руководителю таможенного органа, назначившего ревизию, проект приказа или письма с конкретными предложениями, направленными на устранение недостатков в финансово - хозяйственной деятельности, с мерами по возмещению причиненного ущерба, предотвращению злоупотреблений, устранению причин неудовлетворительной работы проверенного таможенного органа или организации ГТК России по улучшению их финансово - хозяйственной деятельности.
23. Руководитель таможенного органа, назначившего ревизию, обязан не позднее чем в двухнедельный срок после представления ему материалов ревизии рассмотреть результаты ревизии и определить порядок исполнения материалов.
Таможенный орган, назначивший ревизию, направляет руководителю проверенного таможенного органа решение, оформленное в виде приказа или письма. Приказом оформляются результаты документальной ревизии, в процессе проведения которой установлены злоупотребления, нарушения и серьезные недостатки в работе, требующие привлечения виновных лиц к дисциплинарной или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.
24. Если имеется основание для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, то по решению руководителя таможенного органа, назначившего ревизию, материалы ревизии могут быть направлены в следственные органы в установленном порядке.
Контроль за прохождением дел, переданных таможенными органами в следственные и судебные органы, возлагается на юридические службы таможенных органов и организаций ГТК России.
25. Контрольно - ревизионный отдел должен обеспечить надлежащий контроль за исполнением принятых решений.
26. Контрольно - ревизионные отделы систематически изучают и обобщают материалы ревизий и ежегодно доводят до подведомственных таможенных органов результаты анализа материалов ревизии.
27. В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией, сотрудники отдела финансового контроля и контрольно - ревизионных отделов обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.






Приложение
к Инструкции о порядке
проведения документальных
ревизий и проверок финансово -
хозяйственной деятельности
таможенных органов
Российской Федерации,
организаций ГТК России

ТИПОВОЕ ЗАДАНИЕ
НА ПРОВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ РЕВИЗИИ ФИНАНСОВО -
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА

Типовое задание должно включать следующие этапы:
1. Оценка соблюдения таможенным органом принятых стандартов учетной политики, соответствие ее законодательству Российской Федерации в части ведения бухгалтерского учета.
2. Планирование и учет исполнения смет расходов по бюджетным и внебюджетным средствам. Правильность отнесения расходов таможенных органов на предметные статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 25.05.99 № 38н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ" (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Проверка состояния, достоверности и качества бухгалтерского учета и отчетности. Проверка соответствия сведений предъявляемых в ГТК России форм статистической отчетности данным бухгалтерского учета.
4. Соблюдение штатной дисциплины и лимита численности сотрудников и работников. Правильность начисления и выплаты денежного довольствия и заработной платы. Проверка правильности использования фонда заработной платы, состояние контроля за его расходованием.
5. Ревизия банковских операций. Использование денежных средств по целевому назначению. Использование средств от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность.
6. Правильность ведения кассовых операций. Наличие денежных средств, ценностей, бланков строгой отчетности в кассе и обеспечение их сохранности. Полнота и своевременность оприходования денежных средств. Порядок оформления приходно - расходных кассовых документов. Соблюдение лимита остатка кассы и его обоснованность. Инвентаризация денежных средств в кассе.
7. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности. Причины образования дебиторской и кредиторской задолженности, обоснованность, реальность, правильность отражения в учете. Принимаемые меры по сокращению просроченной дебиторской задолженности и погашению кредиторской задолженности. Оценка правильности и качества заключаемых хозяйственных договоров на приобретение товарно - материальных ценностей и оказание услуг.
8. Проверка расчетов с подотчетными лицами и своевременность предоставления авансовых отчетов.
9. Ревизия фактического наличия, поступления, перемещения и выбытия основных средств, полноты и своевременности переоценки и начисления износа основных средств.
10. Проверка сохранности, правильности использования, списания и учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, организация складского хозяйства.
11. Организация работы по учету, хранению драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий и материалов, изготовленных с применением драгоценных металлов и драгоценных камней, сбору, учету, хранению и сдаче в Государственный фонд этих металлов и камней в виде лома и отходов.
12. Проверка расчетов по форменной и специальной одежде.
13. Проверка учета капитальных вложений. Наличие проектно - сметной документации (ТО или утверждаемой части РП), заключения экспертизы, титульного списка стройки, договора подряда на весь период строительства, уточненных объемов капитальных вложений и строительно - монтажных работ по переходящим стройкам. Целевое и эффективное использование капвложений. Ведение технадзора, приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Составление отчетности.
14. Организация учета, хранения, содержания, эксплуатации и ремонта транспортных средств и ГСМ. Порядок списания автотранспорта, запасных частей и ГСМ.
15. Проверка соблюдения порядка учета, хранения и реализации товаров и ценностей, изъятых, обращенных в федеральную собственность, а также перечисления средств от их реализации. Оценка заключаемых договоров по хранению, комиссии, реализации товаров и ценностей, обращенных в федеральную собственность.
16. Своевременность, полнота оприходования и перечисления в доход бюджета Российской Федерации всех видов таможенных платежей.
17. Проверка по иным вопросам, возникающим в ходе ревизии.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru