Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон

lws2_2001.txt.1123
laws2001

Постановление ГД ФС РФ от 21.12.2001 № 2281-III ГД
"О проекте Федерального закона № 105454-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"

Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства РФ", 31.12.2001, № 53 (ч. II), ст. 5138
(опубликован без приложений)
"Ведомости ФС РФ", 11.01.2002, № 2, ст. 122
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 21.12.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 25.10.2002 № 3201-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 13.11.2002 № 3271-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2001 г. № 2281-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 105454-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ,
ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ
МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 105454-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 105454-3

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ,
ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ МЕСТ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ"

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 42, ст. 2322) следующие изменения:
1. В преамбуле:
а) слова "и принимаемыми на его основе законодательными актами республик в составе Российской Федерации" исключить;
б) после слов "настоящим Законом" дополнить словами "в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации";
в) дополнить преамбулу абзацем вторым следующего содержания:
"Законодательство Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров состоит из настоящего Закона, являющегося частью гражданского законодательства Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с настоящим Законом иных нормативных правовых актов Российской Федерации.".
2. В статье 1 слова "способные отличать соответственно товары и услуги" заменить словами "служащие для индивидуализации товаров и услуг", после слова "лиц" дополнить словами "и их отличия".
3. В статье 4:
а) абзац первый пункта 1 после слов "распоряжаться товарным знаком," дополнить словами "если действия по реализации указанных правомочий не нарушают прав других правообладателей,";
б) пункт 1 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Исключительное право на товарный знак осуществляется в период действия регистрации товарного знака начиная с даты публикации в официальном бюллетене сведений о регистрации товарного знака.";
в) абзац второй пункта 1 считать абзацем третьим;
г) в пункте 2 после слов "с этой целью товарного знака" дополнить словами "или обозначения, сходного с ним до степени смешения,", слова "обозначения, сходного" заменить словами "обозначением, сходным";
д) пункт 2 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Нарушением прав владельца товарного знака также признается несанкционированное использование товарного знака во всемирной компьютерной сети Интернет, в том числе в наименовании домена, если вследствие этого лицо, нарушившее право, получило или могло получить доходы, приобрело или могло приобрести какие-либо преимущества в деловом обороте.
Не является нарушением прав владельца товарного знака использование фирменного наименования, воспроизводящего зарегистрированный товарный знак, в отношении однородных товаров, если право на фирменное наименование получено ранее приоритета товарного знака.".
4. Статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Основания для отказа в регистрации

1. Не допускается регистрация товарных знаков, не обладающих различительной способностью, или товарных знаков, состоящих только из обозначений:
вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
являющихся общепринятыми символами и терминами;
используемых для обозначения характеристик товаров, в том числе вида, качества, количества, свойства, назначения, ценности, а также времени, места, способа, производства или сбыта;
представляющих собой форму товара, которая определяется исключительно или главным образом природой или назначением товара.
Обозначения, указанные в абзацах втором - пятом настоящего пункта, могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Положения, предусмотренные настоящим пунктом, не применяются в отношении обозначений, которые фактически приобрели различительный характер в результате их использования.
2. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, сокращенные или полные наименования международных организаций и их гербы, флаги и эмблемы, религиозные эмблемы и символы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения.
Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего полномочного органа или их владельца.
3. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений:
являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;
противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
4. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - особо ценные объекты), а также с изображениями художественных и культурных ценностей, хранящихся в их коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, иных, чем организации, предприятия и учреждения, отнесенные к особо ценным объектам или использующие их, либо на имя лиц, не имеющих согласия на регистрацию таких товарных знаков от указанных организаций, предприятий и учреждений.
5. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих указания мест происхождения вин или крепких спиртных напитков (с объемной долей этилового спирта свыше 25%), предназначенных для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данных мест.
6. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения:
с зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации, а также охраняемыми в силу международных договоров Российской Федерации и обладающими более ранним приоритетом товарными знаками в отношении однородных товаров. При этом в случае сходства до степени смешения такая регистрация может быть произведена на имя владельца зарегистрированного товарного знака, заявителя заявленного на регистрацию товарного знака;
с товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками. Общеизвестность товарного знака в Российской Федерации устанавливается Палатой по патентным спорам федерального органа исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (далее - Палата по патентным спорам).
Регистрация обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, указанным в абзаце втором или третьем настоящего пункта, в отношении однородных товаров допускается с согласия владельца такого товарного знака на регистрацию этого обозначения.
7. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с настоящим Законом, кроме случаев, когда они включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями.
8. Не допускается регистрация в Российской Федерации товарного знака на имя агента или представителя лица, которое является владельцем этого товарного знака в одной из стран - участниц международного договора Российской Федерации, без разрешения владельца этого товарного знака, если только агент или представитель не представит доказательств, подтверждающих его полномочия на совершение таких действий.".
5. Статью 7 исключить.
6. Статью 8 считать статьей 7 и изложить ее в следующей редакции:
"Статья 7. Заявка на регистрацию товарного знака

1. Заявка на регистрацию товарного знака (далее - заявка) подается в федеральный орган исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (далее - патентное ведомство) юридическим лицом или осуществляющим предпринимательскую деятельность физическим лицом (далее - заявитель).
2. Ведение дел с патентным ведомством может осуществляться заявителем, владельцем товарного знака, иным заинтересованным лицом самостоятельно или через патентного поверенного, зарегистрированного в патентном ведомстве.
Иностранные юридические лица или постоянно проживающие за пределами Российской Федерации физические лица либо их патентные поверенные ведут дела с патентным ведомством через патентных поверенных, зарегистрированных в патентном ведомстве. Полномочия патентного поверенного удостоверяются доверенностью, выданной ему заявителем, владельцем товарного знака или иным заинтересованным лицом.
В качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на ее территории. Другие требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также правомочия по ведению дел, связанных с правовой охраной товарных знаков, определяются Правительством Российской Федерации.
О назначении патентного поверенного сообщается в патентное ведомство в порядке, установленном патентным ведомством.
3. Заявка должна относиться к одному товарному знаку.
4. Заявка должна содержать:
заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;
заявляемое обозначение;
перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
Указанные заявление и перечень представляются на русском языке.
Заявка подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного - заявителем или патентным поверенным.
5. К заявке должны быть приложены:
документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере;
описание заявляемого обозначения;
устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак.
Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем не позднее двух месяцев с даты направления ему патентным ведомством уведомления о необходимости выполнения данного требования.
6. Дата подачи заявки в патентное ведомство устанавливается по дате поступления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно - по дате поступления последнего из представленных документов.
7. После подачи заявки любое лицо вправе ознакомиться с ее первоначальными материалами.
Порядок ознакомления с материалами заявки устанавливается патентным ведомством.
8. Требования к документам заявки устанавливаются патентным ведомством.".
7. Статью 9 считать статьей 8, в которой:
а) в пункте 1 слова "по дате поступления в патентное ведомство заявки, удовлетворяющей требованиям пункта 4 статьи 8 настоящего Закона" заменить словами "по дате подачи заявки в патентное ведомство";
б) в пункте 2 слова "в патентное ведомство заявка поступила" заменить словами "подача заявки в патентное ведомство осуществлена";
в) в пункте 3 слова "в патентное ведомство заявка на товарный знак поступила" заменить словами "подача заявки на товарный знак в патентное ведомство осуществлена";
г) в пункте 4 слова "даты поступления" заменить словами "даты подачи";
д) дополнить статью пунктами 5 и 6 следующего содержания:
"5. Приоритет товарного знака по выделенной заявке устанавливается по дате подачи в патентное ведомство первоначальной заявки того же заявителя, а при наличии права на установление более раннего приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета, если на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка не отозвана и не считается отозванной и подача выделенной заявки осуществлена до вынесения решения по первоначальной заявке.
6. Если в процессе проведения экспертизы установлено, что на регистрацию заявлены разными заявителями тождественные товарные знаки с совпадающими полностью или частично перечнями товаров, имеющие одну и ту же дату приоритета, то в отношении совпадающих товаров на основе соглашения между заявителями может быть произведена регистрация заявленного товарного знака на имя одного из них.
В случае если тождественные товарные знаки с совпадающими полностью или частично перечнями товаров, имеющие одну и ту же дату приоритета, заявлены одним и тем же заявителем, то регистрация товарного знака в отношении совпадающих товаров может быть произведена по одной из указанных заявителем заявок.
В течение шести месяцев с даты получения соответствующего уведомления заявители (заявитель) должны сообщить, по какой из заявок испрашивается регистрация товарного знака.
Если в течение установленного срока в патентное ведомство не поступит указанное сообщение или просьба о продлении установленного срока, заявки считаются отозванными.";
е) пункт 5 считать пунктом 7.
8. Статью 10 считать статьей 9, в которой:
а) в пункте 1 слово "предварительную" заменить словом "формальную";
б) в абзаце первом пункта 2 исключить слова "по собственной инициативе";
в) абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:
"Если дополнительные материалы содержат указание на товары, не входившие в заявку на дату ее подачи, или существенно изменяют заявленное обозначение, то они не принимаются к рассмотрению, о чем уведомляется заявитель.";
г) после пункта 2 дополнить статью пунктом 3 следующего содержания:
"3. Изменение указания заявителя при уступке права на заявку или в результате изменения наименования заявителя, а также исправление очевидных и технических ошибок в документах заявки могут быть произведены до даты регистрации товарного знака";
д) пункт 3 считать пунктом 4, который дополнить абзацами вторым - четвертым следующего содержания:
"На дополнительные материалы, содержащие указание на товары, не входившие в заявку на дату ее подачи, или существенно изменяющие заявленное обозначение, распространяется порядок, установленный пунктом 2 настоящей статьи.
Дополнительные материалы по запросу экспертизы должны быть представлены в течение двух месяцев с даты получения заявителем запроса или копий материалов, противопоставленных заявке, при условии, что указанные копии были запрошены заявителем в течение месяца с даты получения им запроса экспертизы. В случае, если заявитель в указанный срок не представит запрашиваемые материалы или просьбу о продлении установленного срока, заявка считается отозванной. Установленный срок ответа на запрос может быть продлен до двенадцати месяцев.
Признание заявки отозванной может быть отменено патентным ведомством, если оно было осуществлено с нарушением установленных настоящим Законом условий признания заявки отозванной, в течение трех месяцев с даты направления заявителю уведомления о признании заявки отозванной, но не позднее поступления возражения заявителя, предусмотренного пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона.";
абзац второй исключить;
е) пункт 4 считать пунктом 5;
ж) дополнить статью пунктом 6 следующего содержания:
"6. В период проведения экспертизы заявки до принятия по ней решения заявитель вправе подать на это же обозначение выделенную заявку, содержащую перечень товаров, указанных в первоначальной заявке на дату ее подачи в патентное ведомство и не являющихся однородными с товарами, перечень которых остается в первоначальной заявке.".
9. Статью 11 считать статьей 10, в которой:
а) в названии статьи и в пункте 1 слово "предварительная" заменить словом "формальная";
б) в пункте 1 слова "даты ее поступления" заменить словами "даты ее подачи";
в) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"2. В ходе проведения формальной экспертизы проверяется содержание заявки, наличие необходимых документов, а также их соответствие требованиям, установленным пунктом 4 статьи 7 настоящего Закона. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению либо выносится решение об отказе в принятии ее к рассмотрению, о чем уведомляется заявитель.
3. Одновременно с уведомлением о положительном результате формальной экспертизы заявителю сообщается о дате подачи заявки, установленной в соответствии с пунктом 6 статьи 7 настоящего Закона.";
г) дополнить статью пунктом 4 следующего содержания:
"4. Решение по результатам формальной экспертизы об отказе в принятии заявки к рассмотрению может быть пересмотрено патентным ведомством, если оно было вынесено с нарушением установленного настоящим Законом порядка рассмотрения заявки, в течение трех месяцев с даты направления решения заявителю, но не позднее поступления возражения заявителя в Палату по патентным спорам.".
10. Статью 12 считать статьей 11, в которой:
а) в абзаце первом пункта 1 слово "предварительной" заменить словом "формальной";
б) в абзаце втором пункта 1 слова "статьями 1, 6 и пунктом 1 статьи 7" заменить словами "статьей 1 и пунктами 1 - 6 статьи 6", слова "если он не был установлен при проведении предварительной экспертизы" исключить;
в) в пункте 2 слово "принимается" заменить словом "выносится";
г) дополнить статью пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. До вынесения решения по результатам экспертизы заявленного обозначения заявителю может быть направлено уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям, указанным в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, с предложением представить свои доводы по приведенным в нем мотивам. Доводы заявителя учитываются при вынесении решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если они представлены в течение шести месяцев с даты направления уведомления.
4. Решение по результатам экспертизы заявленного обозначения, вынесенное с нарушением установленного настоящим Законом порядка рассмотрения заявки, может быть пересмотрено патентным ведомством в течение трех месяцев с даты направления решения заявителю, но не позднее регистрации или поступления возражения заявителя в Палату по патентным спорам.
Решение об отказе в регистрации товарного знака, основанием для которого явилась возможность введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя, может быть пересмотрено патентным ведомством, если в течение трех месяцев после направления такого решения заявителю, но не позднее поступления возражения заявителя в Палату по патентным спорам, в патентное ведомство поступило заявление об изменении заявителя и удовлетворение такого заявления привело к исключению возможности введения в заблуждение.";
д) пункт 3 считать пунктом 5 и изложить его в следующей редакции:
"5. Решение о регистрации товарного знака может быть пересмотрено патентным ведомством до регистрации товарного знака в связи с:
поступлением заявки, пользующейся более ранним приоритетом в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, на тождественное или сходное до степени смешения обозначение в отношении однородных товаров;
регистрацией в качестве наименования места происхождения товара обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с этим товарным знаком;
выявлением заявки на тождественный товарный знак или охраняемого товарного знака с совпадающим полностью или частично перечнем товаров, имеющего тот же или более ранний приоритет;
удовлетворением заявления об изменении заявителя, приведшим к появлению возможности введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в случае регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.".
11. Статью 13 считать статьей 12, в которой:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В случае несогласия с решением по результатам формальной экспертизы об отказе в принятии заявки к рассмотрению, или с решением по результатам экспертизы заявленного обозначения, или с отказом в пересмотре вынесенного решения, или с признанием заявки отозванной заявитель может подать соответствующее возражение в Палату по патентным спорам в течение трех месяцев с даты получения решения, уведомления об отказе в пересмотре решения, или уведомления о признании заявки отозванной, или затребованных от патентного ведомства копий противопоставленных заявке материалов при условии запроса их заявителем в течение одного месяца с даты получения им соответствующего решения.
Порядок подачи и рассмотрения возражений в Палате по патентным спорам устанавливается патентным ведомством.";
б) пункты 2 и 3 исключить;
в) пункт 4 считать пунктом 2, в котором слова "пунктом 3 статьи 10 настоящего Закона и пунктами 1 и 3" заменить словами "пунктом 4 статьи 9 настоящего Закона и пунктом 1", дополнить пункт абзацем вторым следующего содержания:
"Такое ходатайство представляется в патентное ведомство одновременно с запрашиваемыми экспертизой материалами или с ходатайством о продлении срока их представления либо одновременно с возражением в Палату по патентным спорам.".
12. Статью 14 считать статьей 13, которую дополнить предложением "Полный состав сведений определяется патентным ведомством" и частью второй следующего содержания:
"При непредставлении в установленном порядке документа, подтверждающего уплату пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него, регистрация товарного знака не производится, соответствующая заявка считается отозванной.".
13. Статью 15 считать статьей 14, в которой в пункте 1 слова "трех месяцев" заменить словами "одного месяца".
14. Статью 16 считать статьей 15, в которой:
а) в пункте 1 слова "в течение" заменить словами "до истечения", слово "поступления" заменить словом "подачи";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Запись о продлении срока действия регистрации товарного знака вносится патентным ведомством в Реестр, о чем уведомляется владелец товарного знака. По просьбе владельца товарного знака запись о продлении вносится в свидетельство на товарный знак.".
15. Статью 17 считать статьей 16 и изложить ее в следующей редакции:
"Статья 16. Внесение изменений в регистрацию

1. Владелец товарного знака уведомляет патентное ведомство об изменении своего наименования, фамилии, имени или отчества, сокращении перечня товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, изменении отдельных элементов товарного знака, не меняющем его существа, других изменениях, относящихся к регистрации товарного знака.
В случае оспаривания по основаниям и в порядке, установленном статьей 29 настоящего Закона, регистрации товарного знака, действующей в отношении нескольких товаров, она может быть разделена по заявлению владельца товарного знака.
Указанное заявление может быть подано до вынесения решения по результатам рассмотрения спора о действительности регистрации товарного знака.
Разделение регистрации производится путем распределения товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, между регистрациями. Распределение однородных товаров между регистрациями не допускается.
Изменения, относящиеся к регистрации товарного знака, вносятся в Реестр при условии уплаты пошлины. По просьбе владельца запись о внесенных в Реестр изменениях вносится в свидетельство на товарный знак.
2. Патентное ведомство может вносить изменения в регистрацию товарного знака для исправления допущенных очевидных и технических ошибок. По просьбе владельца товарного знака изменения вносятся в свидетельство на товарный знак.
3. Владелец товарного знака уведомляется о внесенных изменениях.".
16. Статью 18 считать статьей 17, в которой число "14" заменить числом "13", слова "в течение шести месяцев с даты" заменить словами "незамедлительно после", слова "с даты" после слова "или" заменить словом "после".
17. Статью 19 считать статьей 18.
18. После статьи 18 включить главу 3 следующего содержания:

"Глава 3. ОБЩЕИЗВЕСТНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК,
ЕГО ПРАВОВАЯ ОХРАНА

Статья 19. Общеизвестный товарный знак

1. Общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации в силу международного договора Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, которые в результате интенсивного использования приобрели в Российской Федерации широкую известность среди соответствующих кругов населения в отношении товаров определенного юридического или физического лица.
Товарный знак не может быть признан общеизвестным, если он приобрел широкую известность после даты приоритета товарного знака иного лица, тождественного или сходного с ним до степени смешения, предназначенного для применения в отношении однородных товаров.
2. Общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная настоящим Законом для товарного знака.
В случае, когда общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации признается уже зарегистрированный товарный знак в отношении конкретных товаров, правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также и на неоднородные товары при условии, что использование другим лицом тождественного или сходного до степени смешения товарного знака или обозначения в отношении неоднородных товаров будет указывать на их взаимосвязь с владельцем общеизвестного в Российской Федерации товарного знака и может нанести ущерб его интересам.

Статья 20. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку

1. Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, вынесенного по результатам рассмотрения заявления о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, поданного лицом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 19 настоящего Закона.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений в Палате по патентным спорам устанавливается патентным ведомством.
2. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится патентным ведомством в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (далее - Перечень).
3. Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак производится патентным ведомством в течение одного месяца с даты внесения общеизвестного товарного знака в Перечень. Форма свидетельства и состав указываемых в нем сведений устанавливается патентным ведомством.
4. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку и внесенные в Перечень в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, публикуются патентным ведомством в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень.
5. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.".
19. Главу 3 считать главой 4.
20. Статью 20 считать статьей 21, пункт 1 которой изложить в следующей редакции:
"1. Коллективным знаком является товарный знак, предназначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых различными лицами товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, принадлежащий объединению этих лиц, существование которого не противоречит законодательству страны, где было создано такое объединение.".
21. Статью 21 считать статьей 22, в которой:
а) в пункте 1 слово "предприятий" заменить словом "лиц";
б) в пункте 2 число "14" заменить числом "13", слово "предприятиях" заменить словом "лицах";
в) в пункте 3 слова "Высшей патентной палаты" заменить словом "суда";
г) дополнить статью пунктом 4 следующего содержания:
"4. Коллективный знак или заявка на его регистрацию могут быть преобразованы соответственно в товарный знак или в заявку на его регистрацию и наоборот. Порядок такого преобразования устанавливается патентным ведомством".
22. Главу 4 считать главой 5.
23. Статью 22 считать статьей 23, в которой пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Действие регистрации товарного знака может быть прекращено досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с неиспользованием может быть подано любым лицом в Палату по патентным спорам по истечении указанного периода при условии продолжающегося неиспользования товарного знака.
Доказательства использования товарного знака представляются его владельцем.
Для целей настоящего пункта использованием признается также использование товарного знака с изменением отдельных элементов, не меняющим его существа.
При решении вопроса о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам.".
24. Статью 23 считать статьей 24, которую после слова "оборот" дополнить словами "на территории Российской Федерации".
25. Статью 24 считать статьей 25, которую после слова "маркировку" дополнить словами "в виде латинской буквы R или R в окружности либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак".
26. Главу 5 считать главой 6, название которой изложить в следующей редакции:
"Глава 6. РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВОМ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК".
27. Статью 25 считать статьей 26, в которой:
а) название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 26. Передача права на товарный знак";
б) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано его владельцем по договору другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (договор о передаче права на товарный знак).";
в) в абзаце втором слова "Уступка товарного знака" заменить словами "Передача права на товарный знак".
28. Статью 26 считать статьей 27, в которой:
а) в названии статьи слово "лицензии" заменить словом "права";
б) в части первой слово "лицу" заменить словами "юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу", дополнить указанную часть после слов "по лицензионному договору" словами "в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован";
в) дополнить статью абзацем третьим следующего содержания:
"В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, право на использование товарного знака может быть предоставлено по договору коммерческой концессии.".
29. Статью 27 считать статьей 28 и изложить ее в следующей редакции:
"Статья 28. Регистрация договоров, касающихся товарного знака

Договор о передаче права на товарный знак, лицензионный договор и договор о коммерческой концессии на использование товарного знака подлежат регистрации в патентном ведомстве. Без этой регистрации они считаются недействительными.
Порядок регистрации устанавливается патентным ведомством.".
30. Главу 6 считать главой 7.
31. Статью 28 считать статьей 29 и изложить ее в следующей редакции:
"Статья 29. Оспаривание и признание недействительным предоставления правовой охраны товарного знака

1. Регистрация товарного знака может быть оспорена и признана недействительной:
1) полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требований, установленных пунктами 1 - 5 статьи 6 настоящего Закона;
2) полностью или частично в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене, если она была произведена в нарушение требований, установленных пунктами 6 - 7 статьи 6 настоящего Закона;
3) полностью или частично в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене, если зарегистрированный товарный знак воспроизводит:
известное на территории Российской Федерации фирменное наименование (или его часть) в отношении однородных товаров, промышленный образец, знак соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее приоритета зарегистрированного товарного знака;
название известного в Российской Федерации произведения науки, литературы и искусства, персонаж из него, цитату, произведение искусства или его фрагмент, и при этом товарный знак зарегистрирован без согласия обладателя авторского права или его правопреемника;
фамилию, имя, псевдоним и производное от него, портрет и факсимиле известного в Российской Федерации лица, и при этом товарный знак зарегистрирован без согласия этого лица или его наследника;
обозначение, длительное время используемое в Российской Федерации иным лицом для однородных товаров, при условии, что такое использование начало осуществляться до даты приоритета товарного знака, регистрация которого оспаривается, а период использования обозначения превышает период использования товарного знака;
4) полностью в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 2, а также пунктом 1 статьи 21 настоящего Закона;
5) полностью в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требований, установленных пунктом 8 статьи 6 настоящего Закона;
6) полностью или частично в течение всего срока ее действия, если связанные с регистрацией товарного знака действия его владельца признаны актом недобросовестной конкуренции.
2. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока ее действия, если оно было произведено в нарушение требований, установленных пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона.
3. Любое лицо может подать в сроки и по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи, возражение против регистрации товарного знака в Палату по патентным спорам.
Возражение против регистрации товарного знака по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, подается в Палату по патентным спорам владельцем товарного знака, охраняемого в силу международных договоров Российской Федерации.
Возражение против предоставления правовой охраны общеизвестному товарному знаку по основанию, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, может быть подано любым лицом в Палату по патентным спорам.
Порядок подачи возражений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам устанавливается патентным ведомством.
Заявление о признании действия, связанного с регистрацией товарного знака, актом недобросовестной конкуренции, как это предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, подается в федеральный антимонопольный орган или в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Регистрация товарного знака признается недействительной полностью или частично на основании решения, принятого по возражению или заявлению, поданному в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.".
32. Статью 29 считать статьей 30 и изложить ее в следующей редакции:
"Статья 30. Прекращение действия правовой охраны товарного знака

1. Действие регистрации товарного знака прекращается:
в связи с истечением срока ее действия, предусмотренного статьей 15 настоящего Закона;
на основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении действия регистрации по причине использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона;
на основании решения, принятого по заявлению о досрочном прекращении действия регистрации в связи с неиспользованием товарного знака, поданному в соответствии с пунктом 3 статьи 23 настоящего Закона;
на основании решения патентного ведомства о досрочном прекращении действия регистрации в случае ликвидации юридического лица - владельца товарного знака или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - владельца товарного знака без образования правопреемника;
на основании решения, принятого по поданному в Палату по патентным спорам ходатайству любого лица о досрочном прекращении действия регистрации в случае превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
в случае отказа от нее владельца товарного знака;
на основании решения федерального антимонопольного органа или вступившего в законную силу решения суда о признании действий владельца товарного знака, связанных с его использованием, актом недобросовестной конкуренции, а также вступившего в законную силу решения суда о злоупотреблении владельцем товарного знака своим правом на товарный знак.
2. Правовая охрана общеизвестного товарного знака прекращается по основаниям, установленным абзацами четвертым - восьмым пункта 1 настоящей статьи, а также на основании решения Палаты по патентным спорам в случае утраты общеизвестным товарным знаком признаков, установленных абзацем первым пункта 1 статьи 19 настоящего Закона.".
33. Главу 7 считать главой 8.
34. Статью 30 считать статьей 31, в которой:
а) в абзаце первом пункта 1 слово "используемое" заменить словами "ставшее известным в результате его использования";
б) абзац второй после слова "являться" дополнить словами "современное или", после слов "географического объекта" дополнить словами "или производное от них".
35. Статью 31 считать статьей 32, в которой:
а) в абзаце первом пункта 3 число 30 заменить числом 31;
б) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
"Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, находящемуся в границах того же географического объекта, название которого зарегистрировано в качестве такого наименования места происхождения товара, и производящему товар, обладающий теми же основными свойствами.".
36. Главу 8 считать главой 9.
37. Статью 32 считать статьей 33, в которой:
а) в пункте 1 слова "заявителем (заявителями)" заменить словами "физическим и (или) юридическим лицом (лицами)", слова "в соответствии с пунктом 2 статьи 8" заменить словами ", зарегистрированного в патентном ведомстве. При этом соответственно применяются положения пункта 2 статьи 7";
б) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"3. Заявка должна содержать:
заявление о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара или о предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара с указанием заявителя (заявителей), а также его (их) местонахождения или местожительства;
заявляемое обозначение;
указание товара, для обозначения которого испрашивается регистрация и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара;
указание места производства товара (границ географического объекта);
описание особых свойств товара.
Заявление, указание и описание представляются на русском языке.
Заявка подписывается заявителем, а в случае подачи заявки через патентного поверенного - заявителем или патентным поверенным.
4. В случае, если географический объект, название которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится на территории Российской Федерации, к заявке прилагается заключение компетентного органа (компетентных органов) Российской Федерации о том, что заявитель находится в границах указанного географического объекта и производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.
В случае, если географический объект, название которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.
К заявке также прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.
Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем не позднее двух месяцев с даты направления ему патентным ведомством уведомления о необходимости выполнения данного требования.";
в) дополнить статью пунктом 5 следующего содержания:
"5. Дата подачи заявки в патентное ведомство устанавливается по дате поступления документов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, а если указанные документы представлены не одновременно - по дате поступления последнего из представленных документов.";
г) пункт 5 считать пунктом 6.
38. Статью 33 считать статьей 34, в которой:
а) в пункте 1 слово "предварительную" заменить словом "формальную";
б) в абзаце первом пункта 2 слова "по собственной инициативе" исключить, в абзаце втором слова "и могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки" заменить словами ", о чем уведомляется заявитель.";
в) в пункте 3 абзац второй после слова "получения" дополнить словом "заявителем", дополнить пункт абзацем третьим следующего содержания:
"Признание заявки отозванной может быть отменено патентным ведомством, если оно было осуществлено с нарушением установленных настоящим Законом условий признания заявки отозванной, в течение трех месяцев с даты направления заявителю уведомления о признании заявки отозванной, но не позднее поступления возражения заявителя, предусмотренного пунктом 1 статьи 35 настоящего Закона.";
г) в пункте 4 слово "Предварительная" в абзаце первом заменить словом "Формальная", слово "поступления" - словом "подачи", абзац второй изложить в следующей редакции:
"В ходе проведения формальной экспертизы проверяется содержание заявки, наличие необходимых документов, а также их соответствие требованиям, установленным пунктом 3 статьи 33 настоящего Закона. По результатам формальной экспертизы заявка принимается к рассмотрению либо выносится решение об отказе в принятии заявки к рассмотрению.";
д) дополнить пункт 4 абзацами третьим и четвертым следующего содержания:
"Одновременно с уведомлением о положительном результате формальной экспертизы заявителю сообщается о дате подачи заявки, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 32 настоящего Закона.
Решение по результатам формальной экспертизы об отказе в принятии заявки к рассмотрению может быть пересмотрено патентным ведомством, если оно было вынесено с нарушением установленного настоящим Законом порядка рассмотрения заявки, в течение трех месяцев с даты направления решения заявителю, но не позднее поступления возражения заявителя в Палату по патентным спорам.";
е) в пункте 5 слово "заявляемого" заменить словом "заявленного", число "30" заменить числом "31", дополнить пункт абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"В ходе проведения экспертизы проверяется также обоснованность указания места производства товара (границ географического объекта) на территории Российской Федерации.
До вынесения решения по результатам экспертизы заявленного обозначения заявителю может быть направлено уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям, установленным статьей 31 настоящего Закона, с предложением представить свои доводы по приведенным в нем мотивам. Доводы заявителя учитываются при вынесении решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если они представлены в течение шести месяцев с даты направления уведомления.";
ж) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. По результатам экспертизы патентное ведомство принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации наименования места происхождения товара и предоставления права пользования им либо решение о предоставлении или об отказе в предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара.
Решение по результатам экспертизы заявленного обозначения может быть пересмотрено патентным ведомством, если оно было вынесено с нарушением установленного настоящим Законом порядка рассмотрения заявки, в течение трех месяцев с даты направления решения заявителю, но не позднее поступления возражения заявителя в Палату по патентным спорам.";
з) пункт 7 после слова "рассмотрения" дополнить словами "до внесения в Реестр сведений о регистрации наименования места происхождения товара и/или предоставления права пользования им".
39. Статью 34 считать статьей 35, в которой:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В случае несогласия с решением по результатам формальной экспертизы об отказе в принятии заявки к рассмотрению, или с решением по результатам экспертизы заявленного обозначения, или с отказом в пересмотре вынесенного решения, или с признанием заявки отозванной заявитель может подать соответствующее возражение в Палату по патентным спорам в течение трех месяцев с даты получения решения, уведомления об отказе в пересмотре решения или уведомления о признании заявки отозванной.
Порядок подачи и рассмотрения возражений в Палате по патентным спорам устанавливается патентным ведомством.";
б) пункт 2 исключить;
в) пункт 3 считать пунктом 2, в котором число "33" заменить числом "34", дополнить пункт абзацем вторым следующего содержания:
"Такое ходатайство представляется в патентное ведомство одновременно с запрашиваемыми экспертизой материалами или с ходатайством о продлении срока их представления либо одновременно с возражением в Палату по патентным спорам.".
40. Статью 35 считать статьей 36, в которой:
а) пункт 1 после слова "решение" дополнить словами "по результатам", слово "вид" заменить словом "указание", дополнить пункт абзацем вторым следующего содержания:
"Полный состав сведений определяется патентным ведомством.";
б) в пункте 2 слова "трех месяцев" заменить словами "одного месяца", дополнить пункт абзацем вторым следующего содержания:
"При непредставлении в установленном порядке документа, подтверждающего уплату пошлины за выдачу свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара не выдается.".
41. Статью 36 считать статьей 37, в которой:
а) в пункте 1 слова "в течение десяти лет, считая с даты поступления" заменить словами "до истечения десяти лет, считая с даты подачи";
б) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"2. Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства и при условии представления им заключения компетентного органа (компетентных органов), подтверждающего, что обладатель свидетельства находится в границах данного географического объекта и производит товар с указанными в Реестре свойствами.
В отношении наименования места происхождения товара, являющегося названием географического объекта, находящегося за пределами Российской Федерации, вместо указанного заключения обладатель свидетельства представляет документ, подтверждающий его право на пользование наименованием места происхождения товара в стране происхождения товара на дату подачи заявления о продлении.
Заявление подается в течение последнего года действия свидетельства.
Срок действия свидетельства продлевается каждый раз на десять лет.
По ходатайству обладателя свидетельства для продления срока действия свидетельства ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия свидетельства при условии уплаты дополнительной пошлины.
3. Запись о продлении срока действия свидетельства вносится патентным ведомством в Реестр, о чем уведомляется обладатель свидетельства. По просьбе обладателя свидетельства запись о продлении вносится в свидетельство.".
42. Статью 37 считать статьей 38, в которой:
а) название статьи после слова "свидетельство" дополнить словами "на право пользования наименованием места происхождения товара";
б) абзац второй после слов "Реестр и" дополнить словами "по просьбе обладателя свидетельства в";
в) абзацы первый и второй считать соответственно абзацами первым и вторым пункта 1;
г) дополнить статью пунктом 2 следующего содержания:
"2. Патентное ведомство вносит изменения в Реестр для исправления очевидных и технических ошибок. По просьбе обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара изменения вносятся в свидетельство.".
43. Статью 38 считать статьей 39 и изложить ее в следующей редакции:
"Статья 39. Публикация сведений о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара

Сведения, относящиеся к регистрации и предоставлению права пользования наименованием места происхождения товара и внесенные в Реестр в соответствии со статьей 36 настоящего Закона, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара, публикуются патентным ведомством в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Реестр или после внесения в Реестр изменений, касающихся регистрации и предоставления права пользования наименованием места происхождения товара.".
44. Статью 39 считать статьей 40.
45. Главу 9 считать главой 10.
46. Статью 40 считать статьей 41, в пункте 2 которой слово "однородных" заменить словом "любых", слово "потребителей" - словом "потребителя".
47. Статью 41 считать статьей 42, которую после слова "маркировку" дополнить словами "в виде словесного обозначения "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "Рег. НМПТ.".
48. Главу 10 считать главой 11.
49. Статью 42 считать статьей 43, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 43. Оспаривание регистрации наименования места происхождения товара и свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и признание их недействительными

1. Регистрация наименования места происхождения товара может быть оспорена и признана недействительной в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требований, установленных настоящим Законом.
Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара может быть оспорено и признано недействительным в течение всего срока его действия, если оно было выдано в нарушение требований, установленных настоящим Законом, или в связи с признанием недействительной регистрации наименования места происхождения товара.
2. Любое лицо может подать в сроки и по основаниям, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей статьи, возражение против регистрации наименования места происхождения товара и выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара в Палату по патентным спорам.
Порядок подачи возражений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам устанавливается патентным ведомством.
3. Регистрация наименования места происхождения товара и свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара признаются недействительными на основании решения Палаты по патентным спорам, а также вступившего в законную силу решения суда.".
50. Дополнить Закон статьей 44 следующего содержания:
"Статья 44. Прекращение действия регистрации наименования места происхождения товара и свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара

1. Действие регистрации наименования места происхождения товара прекращается:
в связи с исчезновением характерных для данного географического объекта условий и невозможности производства товара с указанными в Реестре свойствами;
в связи с утратой иностранными юридическими или физическими лицами права на данное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.
2. Действие свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара прекращается:
в связи с утратой товаром особых свойств, указанных в Реестре в отношении данного наименования места происхождения товара;
в связи с прекращением действия регистрации наименования места происхождения товара;
в случае ликвидации юридического лица - обладателя свидетельства;
на основании заявления обладателя свидетельства, поданного в патентное ведомство.
3. Любое лицо по основаниям, предусмотренным пунктом 1 и абзацами вторым и третьим пункта 2 настоящей статьи, может подать в Палату по патентным спорам заявление о прекращении действия регистрации наименования места происхождения товара и свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара.
Порядок подачи заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам устанавливается патентным ведомством.
Любое лицо по основанию, предусмотренному абзацем четвертым пункта 2 настоящей статьи, может подать в патентное ведомство заявление о прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара.
4. Действие регистрации наименования места происхождения товара и свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара прекращается на основании решения Палаты по патентным спорам, патентного ведомства, а также вступившего в законную силу решения суда.".
51. Статью 43 считать статьей 45 и изложить ее в следующей редакции:
"Статья 45. Патентное ведомство

Осуществление государственной политики и предусмотренных настоящим Законом функций в сфере правоотношений, связанных с правовой охраной товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, возлагается на патентное ведомство.
Патентное ведомство вправе издавать в соответствии со своей компетенцией правила и иные нормативные правовые акты по применению настоящего Закона.".
52. Статью 44 считать статьей 46, второе предложение которой исключить, а третье предложение после слова "размеры" дополнить словом ", порядок".
53. Статью 45 считать статьей 47 и изложить ее в следующей редакции:
"Статья 47. Споры, рассматриваемые в судебном порядке

Споры, связанные с применением настоящего Закона, рассматриваются судами в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включая споры:
о нарушении исключительного права на товарный знак;
о досрочном прекращении действия регистрации коллективного знака по причине его использования на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;
о заключении и исполнении лицензионного договора и договора о передаче права на товарный знак;
о незаконном использовании наименования места происхождения товара;
другие споры, связанные с испрашиванием правовой охраны товарного знака, наименования места происхождения товара и охраной прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, свидетельством на право пользования наименованием места происхождения товара.".
54. Статью 46 считать статьей 48, в которой:
а) в пункте 1 слова "для однородных товаров" исключить; число "40" заменить числом "41", слова "и (или)" заменить словом ", административную,";
б) в абзаце третьем пункта 2 слово "либо" заменить словами "и (или)", дополнить абзац словами ", либо изъятия товара из хозяйственного оборота в случае невозможности удаления с него незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения";
в) в абзаце первом пункта 3 слова "общественной организации или прокурора" заменить словами "государственного органа, прокурора или общественной организации";
г) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
"прекратить его использование, а также возместить причиненные убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации";
д) в абзаце четвертом пункта 3 слово "или" заменить словами "и (или)", дополнить абзац словами ", либо изъять товар из хозяйственного оборота в случае невозможности удаления с него незаконно используемого наименования места происхождения товара или обозначения, сходного с ним до степени смешения".
55. Статью 47 считать статьей 49.
56. Статью 48 считать статьей 50.
57. В тексте Закона слово "Патентное" в словосочетании "Патентное ведомство" в любом падеже, кроме случаев, когда оно стоит в начале предложения, записать со строчной буквы.

Статья 2. В отношении заявок на регистрацию товарного знака, знака обслуживания, заявок на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара, заявок на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, поданных в период действия Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются следующие переходные положения:
1. Заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания, заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара, заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, рассмотрение которых не завершено на дату вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются патентным ведомством в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Возражения, а также жалобы и заявления, рассмотрение которых соответственно Апелляционной палатой Государственного патентного ведомства Российской Федерации (далее - Апелляционная палата) и Высшей патентной палатой Российской Федерации (далее - Высшая патентная палата) не завершено на дату вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются ими до создания Палаты по патентным спорам федерального органа исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (далее - Палата по патентным спорам) и Палатой по патентным спорам после ее создания в соответствии с порядком, действовавшим до даты вступления в силу настоящего Федерального закона.
Возражения, поступившие после вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются до создания Палаты по патентным спорам Апелляционной палатой, а в дальнейшем - Палатой по патентным спорам в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области патентов и товарных знаков в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При рассмотрении Высшей патентной палатой и Палатой по патентным спорам возражений и жалоб в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта применяются требования к заявленному обозначению, предусмотренные законодательством, действовавшим на дату подачи соответствующей заявки.
При рассмотрении Высшей патентной палатой и Палатой по патентным спорам заявлений в соответствии с абзацем первым настоящего пункта применяются положения законодательства, действовавшего на дату поступления заявления в Высшую патентную палату.
Решения, принятые по результатам рассмотрения возражений, жалоб и заявлений в соответствии с настоящим пунктом, могут быть обжалованы в суд.
3. К обозначениям, заявленным на регистрацию до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются требования, предусмотренные законодательством, действовавшим на дату подачи заявки.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТОВАРНЫХ
ЗНАКАХ, ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ МЕСТ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ"

1. Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" подготовлен Российским агентством по патентам и товарным знакам с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций с учетом практики применения действующего Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон), принятого в 1992 году, положений Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS), а также требований ряда международных договоров в области правовой охраны интеллектуальной собственности, участником которых является Российская Федерация, в частности:
Парижской конвенции по охране промышленной собственности (далее - Парижская конвенция);
Мадридского соглашения о международной регистрации знаков и Протокола к нему, участником которого Россия стала с 10.06.97 (далее - Мадридское соглашение и Протокол к нему);
Договора о законах по товарным знакам, принятого Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.97 № 1503.
Законопроект подготовлен с учетом положений проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации", имеющих общий характер для обоих законопроектов (вопросы рассмотрения жалоб и возражений заявителей, сходные вопросы процедуры подачи и рассмотрения заявок и другие).
Законопроект подготовлен для рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации:
с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 863;
во исполнение Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 г. № 1072-р (пункт 82 приложения к Плану);
согласно соответствующим планам законопроектных работ Правительства Российской Федерации, утвержденным распоряжениями Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 572-р (пункт 29) и от 30 октября 2000 г. № 1549-р (пункт 15).
2. Предлагаемые статьей 1 законопроекта изменения и дополнения касаются тех норм Закона, которые определяют его с учетом мировой практики как специальный законодательный акт.
К числу основных изменений и дополнений, предлагаемых для внесения в Закон, относятся следующие.
Положения преамбулы Закона приводятся в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
Положения статьи 44 (здесь и далее - нумерация действующего Закона) уточнены с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации и, кроме того, в части принципов финансирования деятельности патентного ведомства - с учетом действующего законодательства о федеральном бюджете.
Преобладающая часть предлагаемых законопроектом изменений и дополнений направлена на совершенствование организационно - правовых условий обеспечения правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.
В статье 4 определяется дата, с которой осуществляется исключительное право на товарный знак, раскрываются условия, при которых использование знака во всемирной компьютерной сети Интернет может рассматриваться как нарушение прав его владельца.
Законопроект объединяет в одну статью нормы (статьи 6 и 7), устанавливающие абсолютные и иные основания для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака, и предусматривает в этой части положения:
позволяющие регистрировать обозначения, которые приобрели различительную способность в процессе их длительного использования;
не допускающие регистрацию особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации без получения на это специального разрешения;
запрещающие регистрацию знака на имя агента или представителя лица, являющегося владельцем товарного знака в одной из стран - участниц международного договора Российской Федерации, без разрешения этого владельца.
Ряд изменений и дополнений направлен на устранение неточностей формулировок действующего Закона, более полную защиту интересов заявителей, совершенствование процедуры рассмотрения заявок и обжалования решений по ним, обеспечение более полных гарантий соблюдения прав заявителей и повышения надежности правовой охраны знаков и наименований мест происхождения товаров (статьи 8, 10 - 13, 19, 28, 29, 32 - 34, 42).
Так, например, в этих целях:
изменения и дополнения: к статье 8 Закона уточняют правомочия физических и юридических лиц в отношении подачи ими заявок через патентных поверенных;
изменения статей 11 и 33 Закона предусматривают введение процедуры пересмотра Патентным ведомством решений, принятых им с процессуальными нарушениями;
дополнения к статьям 13 и 34 Закона уточняют условия восстановления сроков, пропущенных заявителем;
изменения и дополнения к статьям 28 и 29 Закона предусматривают возможность оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку и прекращения действия его регистрации в случае признания регистрации актом недобросовестной конкуренции или в случае злоупотребления владельцем своим правом на товарный знак.
Законопроектом предусматривается упразднить Апелляционную палату и Высшую патентную палату с образованием в структуре федерального органа исполнительной власти в области патентов и товарных знаков Палаты по патентным спорам в качестве единственного административного органа для рассмотрения возражений на решения экспертизы и против регистрации товарных знаков и наименований (изменения и дополнения к статьям 28 и 42 Закона). При этом исключение из Закона положений, относящихся к Высшей патентной палате, которую ранее предполагалось создать как квазисудебный орган по рассмотрению патентных споров, вызвано тем, что такой орган действующей судебной системой не предусмотрен, а его создание нецелесообразно ввиду малочисленности споров и отсутствия непреодолимых для судов трудностей при их рассмотрении.
С учетом международных договоров Российской Федерации и положений Соглашения TRIPS законопроектом предусматриваются нормы:
запрещающие регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, представляющие собой или содержащие указание на место происхождения вин или крепких спиртных напитков, если такие обозначения, предназначенные для упомянутых товаров, не происходят из указанных мест (дополнение к статье 6 Закона);
содержащие прямое указание на предоставление в Российской Федерации правовой охраны общеизвестным товарным знакам и орган, компетентный принимать решения по этому вопросу. В этих целях в Закон предлагается ввести новую главу (глава 3);
допускающие возможность неодновременной (поэтапной) подачи соответствующих материалов заявок (дополнения к статьям 7 и 32).
Статья 2 законопроекта регулирует соответствующие переходные положения, необходимые для его введения в действие.
3. К важнейшим ожидаемым результатам принятия и реализации законопроекта следует отнести:
более полное обеспечение гарантий соблюдения прав заявителей и правообладателей, повышение их заинтересованности в регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров за счет упрощения процедур предоставления и повышения надежности правовой охраны в отношении этих объектов интеллектуальной собственности;
сближение положений действующего законодательства о товарных знаках с международными договорами Российской Федерации в этой сфере и в области интеллектуальной собственности в целом, а также с положениями Соглашения TRIPS, что является необходимым условием присоединения России к Всемирной торговой организации;
повышение заинтересованности главным образом отечественных товаропроизводителей и лиц, оказывающих соответствующие посреднические и иные услуги, в правовой охране средств индивидуализации их деятельности, что позволило бы создать более благоприятные условия для развития этого сектора экономики.
4. Принятие законопроекта не потребует существенных изменений действующего федерального законодательства, в том числе актов Правительства Российской Федерации, как это следует из соответствующего Перечня актов, содержащегося в материалах к законопроекту.
5. Реализация законопроекта согласно прилагаемому финансово - экономическому обоснованию не потребует затрат, которые могли бы привести к увеличению расходов федерального бюджета.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит создать необходимые, преимущественно организационные и правовые, условия для развития отечественного рынка товаров и услуг, торгово - экономического сотрудничества России с зарубежными странами и ее интеграции в мировую экономику. Его принятие отвечает интересам товаропроизводителей, посредников, потребителей товаров и услуг и государства в целом.






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТОВАРНЫХ
ЗНАКАХ, ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ
МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ"

Законопроектом не предусматривается создание каких-либо новых структур или новых работ дополнительно к имеющимся в настоящее время.
1. Предусмотренное статьей 44 Закона в редакции законопроекта образование Палаты по патентным спорам федерального органа по патентам и товарным знакам не приведет к усложнению ведомственной структуры и увеличению связанных с этим расходов, поскольку при этом согласно упомянутой статье упраздняются Апелляционная палата и Высшая патентная палата Патентного ведомства.
2. Основная часть предлагаемых изменений и дополнений Закона касается учета опыта применения законодательства в сфере охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, накопленного за время действия Закона, и положений действующего законодательства, принятого после вступления Закона в силу, а также приведения Закона в соответствие с требованиями международных договоров, уже принятых Российской Федерацией или присоединение России к которым обоснованно предвидится в ближайшее время, или тех, принятие который является обязательным условием присоединения России к Всемирной торговой организации. Указанные изменения и дополнения не имеют финансового аспекта.






ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОМ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ, ЗНАКАХ
ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ МЕСТ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ"

1. Подлежит признанию утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. № 367 "Об образовании Высшей патентной палаты Российского агентства по патентам и товарным знакам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 14, ст. 1596) согласно статьям 1 и 2 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 13, 22, 28, 29, 34, 42, 45 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".
2. Подлежат изменению и дополнению:
а) Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденное Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. № 793 "Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и Положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 34, ст. 3182; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4123; 1997, № 16, ст. 1902; 1997, № 34, ст. 3993; 1998, № 14, ст. 1601), в части, касающейся взимания пошлин за рассмотрение заявлений о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, выделения заявки и разделения регистрации товарного знака, согласно статье 1 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 7, 9, 10, 17 Закона Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров";
б) ведомственные нормативные правовые акты в области охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров (список прилагается).






Приложение
к Перечню актов
федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи
с Федеральным законом "О внесении
изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О товарных
знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест
происхождения товаров"

СПИСОК
ВЕДОМСТВЕННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ИЗМЕНЕНИЮ И ДОПОЛНЕНИЮ

1. Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в Российской Федерации, внесения изменений в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания, утвержденные Роспатентом (Приказ № 63 от 16.09.93), зарегистрированные в Минюсте России (№ 346 от 20.09.93), в части уточнения текста и внесения записи о продлении срока действия регистрации в свидетельство по просьбе владельца товарного знака согласно статье 1 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон).
2. Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака, утвержденные Роспатентом (Приказ № 145 от 26.09.95), зарегистрированные в Минюсте России (№ 960 от 13.10.95), в части уточнения названия Правил, текста и включения положения о предоставлении права на использование товарного знака по договору коммерческой концессии согласно статье 1 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статьи 25 - 27 Закона.
3. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Роспатентом 29.11.95, зарегистрированные в Минюсте России (№ 989 от 08.12.95), в части исключения "описания" знака и перечня данных, необходимых для установления приоритета товарного знака, включая положения о выделении заявки, установления процедуры рассмотрения заявок, поданных на одну и ту же дату приоритета разными заявителями на тождественные обозначения, условия пересмотра решения об отказе в регистрации товарного знака, основанием для которого явилась возможность введения потребителя в заблуждение согласно статьям 8, 9, 12 Закона.
4. Правила аннулирования регистрации товарного знака при ликвидации юридического лица - владельца товарного знака, утвержденные Роспатентом 27.06.96, зарегистрированные в Минюсте России (№ 1132 от 24.07.96), в части дополнения положением о прекращении действия регистрации в случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица - владельца товарного знака без образования правопреемника согласно статье 29 Закона.
5. Правила признания товарного знака общеизвестным, утвержденные Роспатентом (Приказ № 38 от 17.03.2000), зарегистрированные в Минюсте России (№ 2231 от 18.05.2000), в части уточнения органа, в компетенции которого находится признание товарного знака общеизвестным, согласно статье 7 Закона.
6. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставления права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утвержденные Роспатентом 11.02.97, зарегистрированные в Минюсте России (№ 1274 от 18.03.97), в части определения условий, при соблюдении которых может быть предоставлено право на пользование уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, и уточнения процедуры рассмотрения заявок согласно статье 1 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статью 31 Закона.
7. Правила продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара в Российской Федерации и внесения изменений в регистрацию и свидетельство, утвержденные Роспатентом (Приказ № 63 от 16.09.93), зарегистрированные в Минюсте России (№ 347 от 20.09.93), в части уточнения текста и внесения записи о продлении срока действия свидетельства по просьбе обладателя свидетельства согласно статье 1 законопроекта о внесении изменений и дополнений в статью 36 Закона.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru