Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 17.01.2001 № 1018-III ГД
"О проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации"

Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства РФ", 29.01.2001, № 5, ст. 350
(опубликован без приложений)
"Ведомости ФС РФ", 01.02.2001, № 4, ст. 99
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 17.01.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 22.02.2001 № 1194-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации" возвращен ГД ФС РФ к процедуре второго чтения (Постановление ГД ФС РФ от 22.03.2001 № 1284-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 22.02.2001 № 1287-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 22.03.2001 № 1288-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2001 г. № 1018-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ НОВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до 17 февраля 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ
НОВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 525; № 34, ст. 1976; 1993, № 4, ст. 118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27, ст. 2823; № 29, ст. 3010; № 32, ст. 3304; 1995, № 18, ст. 1592; № 26, ст. 2402, 2403; № 49, ст. 4695; 1996, № 1, ст. 4, 20; 1997, № 3, ст. 357; № 26, ст. 2953; 1998, № 31, ст. 3819, 3821, 3825; 1999, № 1, ст. 1; № 2, ст. 237; № 7, ст. 879; № 10, ст. 1162; № 14, ст. 1660; № 18, ст. 2221) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 2:
1) в пункте 4:
а) в абзаце шестом слова "реализации данной категории" заменить словами "реализации (выбытия) соответствующей категории";
б) абзацы седьмой и восьмой заменить текстом следующего содержания:
"Не включается в расчет налогооблагаемой базы стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации государственных краткосрочных бескупонных облигаций (далее именуется - ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (далее именуется - ОФЗ) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., и выплаченные согласно условиям новации денежные средства, учитываемые в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение попадающих под новацию государственных ценных бумаг (в части ГКО и ОФЗ), а также стоимость государственных ценных бумаг, полученных при новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии (далее именуется - ОВГВЗ серии III).
Предприятия - первичные владельцы полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации определяют прибыль (убыток) при их реализации как разницу между ценой реализации и оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с реализацией. Оплаченная стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, определяется исходя из суммы фактических затрат по приобретению всех обмениваемых при новации государственных облигаций, уменьшенной на выплачиваемые согласно условиям новации денежные средства, учитываемые в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение попадающих под новацию ГКО и ОФЗ.
Оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги Российской Федерации каждого вида определяется как оплаченная стоимость полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации этого вида, исчисленная пропорционально их стоимости в общей стоимости ценных бумаг в новом портфеле, деленная на их количество по видам.
Первичные владельцы государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных в результате новации, вправе направлять на погашение убытков от их реализации (выбытия) доходы от реализации (выбытия) всех ценных бумаг (как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг).
При погашении государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных в результате новации ГКО и ОФЗ, в том числе при направлении средств от досрочного погашения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) на уплату просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет, первичные владельцы этих ценных бумаг вправе дополнительно из цены погашения, в пределах полученной прибыли, определенной в виде разницы между ценой погашения и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с погашением, исключать часть процентного дохода, подлежавшего выплате по ОФЗ, и разницу между ценой погашения и ценой приобретения по ГКО, включенные в стоимость государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных в результате новации, в доле, приходящейся на одну ценную бумагу каждого вида.
Предприятия - первичные владельцы государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации облигаций ГКО, ОФЗ и ОВГВЗ серии III, вправе произвести корректировку полученной(ного) прибыли (убытка), определенной(ного) при их реализации (выбытии) в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с реализацией, в следующем порядке:
предприятия, которые переоценивали стоимость обмениваемых при новации ГКО и ОФЗ по рыночной котировке и включали сальдо положительной переоценки в налогооблагаемую базу, при реализации (выбытии) государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации ГКО и ОФЗ, вправе прибыль (убыток), определенную(ный) в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с реализацией, уменьшить (увеличить) на сумму положительного сальдо от переоценки обмениваемых при новации ГКО и ОФЗ в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) новые государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида пропорционально их стоимости в новом портфеле;
предприятия, учитывавшие стоимость обмениваемых при новации ОВГВЗ серии III по цене приобретения, при реализации (выбытии) полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации вправе уменьшить прибыль, определенную в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с реализацией, на сумму сальдо положительных курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам, возникших за периоды, когда эти курсовые разницы в соответствии с законодательством подлежали исключению из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида, полученные при новации, пропорционально их стоимости в новом портфеле. При этом стоимость в рублевом эквиваленте полученных при новации государственных ценных бумаг номиналом в иностранной валюте определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему по состоянию на 14 ноября 1999 г.;
предприятия, которые переоценивали стоимость обмениваемых при новации ОВГВЗ серии III на разницу между рублевой оценкой этих облигаций, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации на отчетную дату (но не позже 14 ноября 1999 г.), и их рублевой оценкой, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату приобретения (постановки на баланс), и отражали результаты переоценки при определении валовой прибыли за соответствующий налоговый период, при реализации (выбытии) полученных при новации государственных ценных бумаг Российской Федерации вправе уменьшить прибыль, определенную в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с реализацией, на сумму, равную превышению положительных курсовых разниц над отрицательными курсовыми разницами по ОВГВЗ серии III, образовавшуюся за указанный период в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) новые государственные ценные бумаги соответствующего вида пропорционально их стоимости в новом портфеле, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему по состоянию на 14 ноября 1999 г. При реализации новых государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных в результате новации ОВГВЗ серии III, с убытком, определенным в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и оплаченной стоимостью этих ценных бумаг с учетом затрат, связанных с реализацией, предприятия, ранее учитывавшие курсовую разницу при исчислении налога на прибыль, вправе отнести в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль убыток (часть убытка), равный сумме превышения положительных курсовых разниц над отрицательными курсовыми разницами по ОВГВЗ серии III в течение периода с даты приобретения (постановки на баланс) облигаций до 14 ноября 1999 г., когда балансовая стоимость этих облигаций переоценивалась на курсовую разницу, в доле, приходящейся на реализованные (выбывшие) новые государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида пропорционально их стоимости в новом портфеле, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему по состоянию на 14 ноября 1999 г.
Предприятия - первичные владельцы обмениваемых при новации ОВГВЗ серии III при реализации (выбытии) полученных ими при новации новых государственных ценных бумаг Российской Федерации вправе дополнительно уменьшить валовую прибыль на сумму превышения положительных курсовых разниц над отрицательными курсовыми разницами, возникшими с даты поступления иностранной валюты на счет предприятия или организации и до даты принятия ОВГВЗ серии III на баланс предприятия, в доле, приходящейся на реализованные полученные при новации государственные ценные бумаги Российской Федерации соответствующего вида пропорционально их стоимости в новом портфеле, исчисленной по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему по состоянию на 14 ноября 1999 г.
Предприятия, осуществляющие в установленном порядке переоценку стоимости ценных бумаг по рыночной котировке и учитывающие результаты переоценки при исчислении налогооблагаемой базы, вправе прибыль, определенную в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и ценой приобретения ценной бумаги с учетом затрат, связанных с приобретением и реализацией, уменьшить на сумму положительного сальдо от переоценки, в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги. При реализации ценных бумаг с убытком, исчисленным в порядке, установленном настоящим абзацем, предприятие вправе уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму положительного сальдо от переоценки в части, приходящейся на реализованные ценные бумаги.
Предприятия, осуществляющие в установленном порядке переоценку стоимости ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте, на изменение курсов иностранных валют, котируемых Центральным банком Российской Федерации, и учитывающие результаты переоценки при определении налогооблагаемой базы, вправе прибыль, исчисленную в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и ценой приобретения ценной бумаги с учетом затрат, связанных с приобретением и реализацией, уменьшить на сумму положительного сальдо от данной переоценки в части, приходящейся на реализованные ценные бумаги. При реализации ценных бумаг с убытком, определенным в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения с учетом затрат на приобретение и реализацию, предприятие вправе уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму положительного сальдо переоценки в части, приходящейся на реализованные ценные бумаги;
в) абзацы девятый и десятый считать соответственно абзацами девятнадцатым и двадцатым;
2) абзац второй пункта 8 изложить в следующей редакции:
"доходов в виде дивидендов, полученных организацией - акционером (участником) от организации по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям), при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе по привилегированным акциям), а также в виде процентного дохода, полученного владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, включая проценты по ОВГВЗ серии III, выплаченные за период с 14 мая по 14 ноября 1999 г., государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
3) в пункте 15 слова "(погашении или прочем выбытии)" заменить словами "(погашении или прочем выбытии, кроме новации)" и слово "ОВВЗ" заменить на слово "ОВГВЗ".
2. Абзац третий пункта 5 статьи 6 исключить.
3. В статье 9:
1) подпункт "а" пункта 1 изложить в следующей редакции:
"а) доходов в виде дивидендов, полученных организацией - акционером (участником) от организации по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе по привилегированным акциям), а также в виде процентного дохода, полученного владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.
Процентным доходом признается доход, заявленный (установленный) эмитентом при размещении государственных облигаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и муниципальных облигаций, в виде процентной ставки к номинальной стоимости облигаций, а по облигациям, по которым не установлена процентная ставка, - доход в виде разницы между номинальной ценой облигации и ценой ее первичного размещения (средневзвешенной ценой) на дату, когда выпуск облигации в соответствии с установленным порядком признан размещенным.
По государственным облигациям Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и муниципальным облигациям процентный доход (перечень облигаций, при обращении которых предусмотрено признание у продавца дохода в виде процентов, устанавливается Правительством Российской Федерации) определяется за фактическое время нахождения их у владельцев, исходя из общего срока обращения облигаций согласно условиям выпуска и установленного дохода. Для первичных владельцев процентным доходом признается доход в виде процентов, начисленных по первому купону с даты эмиссии (выпуска) облигаций, а по государственным ценным бумагам, полученным при новации ОВГВЗ серии III, - с 14 ноября 1999 г. до даты погашения купона или даты реализации (выбытия) облигации.
Не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на доход проценты, подлежащие выплате при новации облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ, а также часть дохода в виде разницы между ценой погашения и ценой приобретения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., включенные в стоимость новых государственных ценных бумаг, а также выплачиваемые при новации проценты по ОВГВЗ серии III с 14 мая по 14 ноября 1999 г.
Не включается в налогооблагаемую базу по налогу на доход разница между ценой погашения и ценой приобретения государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) со сроком погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., полученная в связи с выкупом (погашением) этих облигаций при условии реинвестирования полученных средств от погашения во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги.
Не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на доход проценты, выплачиваемые по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, полученным при новации ОВГВЗ серии III";
2) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Налоги с доходов, указанных в подпункте "а" (в части дивидендов по акциям и доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, по которым при обращении не предусмотрено признание у продавца процентного дохода, а также дивидендов и процентов, полученных нерезидентами Российской Федерации) и подпункте "б" пункта 1 настоящей статьи, удерживаются у источника выплаты этих доходов. Ответственность за удержание и перечисление указанных налогов в бюджет несет предприятие, выплачивающее доход.
Расчеты по налогам с доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, представляют в налоговые органы по месту своего нахождения предприятия, выплачивающие доходы, в пятидневный срок со дня начисления доходов акционерам, учредителям или иным получателям, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов. Уплата налога в бюджет производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления расчета.
Налог с доходов, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящей статьи (в части государственных ценных бумаг Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, по которым при обращении предусмотрено признание у продавца процентного дохода), уплачивается предприятием, получающим процентный доход при реализации (выбытии) облигаций или выплате процентного дохода при погашении купона. Ответственность за исчисление и уплату указанных налогов в бюджет несет предприятие, получающее доход. Расчеты по налогам с этих доходов представляют в налоговые органы по месту своего нахождения эти предприятия ежемесячно нарастающим итогом не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налога в бюджет производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления расчета.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
По правоотношениям, возникшим в результате новации государственных долговых обязательств, настоящий Федеральный закон вступает в силу с даты осуществления новации.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ НОВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ЦЕННЫХ БУМАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Новация облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии путем обмена по согласованию с их владельцами на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года или облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом осуществлена Правительством Российской Федерации в целях исполнения обязательств Российской Федерации, связанных с погашением облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии, эмитированных в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. № 222 "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 1996 г. № 229 "О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа".
В целях проведения новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии предусмотрено провести эмиссию облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года и облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом общей номинальной стоимостью 1322 млн. долларов США. При этом по выбору инвесторов облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии могут быть переоформлены как в облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года, так и в рублевые облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом. Эмиссия началась 1 февраля 2000 г., но проценты исчисляются с 14 ноября 1999 года.
Реально операции по обмену облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии на новые долговые обязательства государства будут проводиться в течение длительного периода, начиная с 1 февраля 2000 года.
Новация облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии осуществляется путем их обмена на облигации государственного валютного облигационного займа 1999 года в соотношении 1:1 либо на облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по курсу рубля к доллару США, рассчитанному как среднее арифметическое курсов, установленных Центральным банком Российской Федерации на первую рабочую неделю ноября 1999 года.
При проведении новации также будет осуществлена выплата держателям облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии купонных процентов в долларах США за период с 14 мая по 14 ноября 1999 г. исходя из ставки 3 процента годовых.
В настоящее время Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не решены вопросы, связанные с налогообложением операций при проведении новации по государственным ценным бумагам.
В Российской Федерации имеют место различные правила ведения бухгалтерского учета для отражения операций с ценными бумагами в зависимости от того, относится ли организация к кредитным организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг или является инвестором, в каких целях приобретались ценные бумаги (в целях долгосрочных инвестиций или для получения дохода на рынке ценных бумаг от операций купли - продажи). В связи с этим неравномерно возникают налоговые последствия даже при совершении операций с одними и теми же ценными бумагами. Так, кредитные организации облигации, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и валютные облигации переоценивают на изменение их рыночной стоимости и уплачивают налог на прибыль на основании включения сумм переоценки в доход. Инвесторы, осуществляющие долгосрочные вложения в ценные бумаги, их стоимость не меняют до даты погашения или иного выбытия.
Законопроектом предусмотрен единый порядок исчисления налоговой базы по операциям, связанным с новацией облигаций федеральных займов, для всех участников, независимо от того, как формируется у них стоимость полученных при новации новых государственных ценных бумаг.
Одновременно в связи с уточнением согласно статье 43 части первой Налогового кодекса Российской Федерации понятия дивидендов и процентов возникла необходимость внесения поправки в статью 9 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Кроме того, в целях привлечения средств инвесторов на рынок капитала для участников вторичного рынка ценных бумаг в соответствии с условиями обращения государственных ценных бумаг предусмотрено предоставление им права на исключение из цены сделки части процентного дохода, исчисленного исходя из доходности ценной бумаги и времени нахождения ее у владельца. Доход возникает у продавца ценной бумаги, однако действующей редакцией Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" этот вопрос не решен.
В соответствии с законодательством с полученного держателями облигаций ОВГВЗ серии III дохода в виде процентов налог на доход не взимается. С доходов в виде процентов, выплачиваемых по новым облигациям, полученным при замене облигаций ОВГВЗ серии III на новые долгосрочные обязательства государства при новации, согласно законодательству должен быть удержан налог на доход по ставке 15 процентов.
По условиям новации доходность облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года равна доходности заменяемых при новации облигаций ОВГВЗ серии III, то есть определена в размере 3 процентов годовых к их номинальной стоимости. Учитывая, что в результате замены одних долговых обязательств на другие обязательства, имеющие такую же доходность, у предприятий - владельцев полученных при новации ОВГВЗ серии III облигаций государственного валютного займа 1999 года ухудшаются условия инвестирования средств в ценные бумаги, целесообразно ввести в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" норму, согласно которой проценты, полученные указанными предприятиями по новым облигациям, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на доход.
Принятие поправок в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" позволит снять неясность в определении даты включения в налогооблагаемую базу прибыли и доходов в виде процентов по ценным бумагам при совершении операций новации, снимет проблему, связанную с порядком исчисления налоговой базы при реализации новых ценных бумаг, полученных при новации, и исключит возможность повторного включения одних и тех же доходов в налоговую базу. Данный законопроект позволит исключить налогообложение дополнительно возникающей налогооблагаемой базы в результате проведения новации по государственным ценным бумагам.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru