Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Приказ


Приказ МАП РФ от 16.01.2001 № 14
"Об утверждении Методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по осуществлению территориальными управлениями МАП России контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в сфере услуг морских портов")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРИКАЗ
от 16 января 2001 г. № 14

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В соответствии с решением Коллегии МАП России от 29.02.2000 приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по осуществлению территориальными управлениями МАП России контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в сфере услуг морских портов.
2. Довести данные Методические рекомендации до сведения всех территориальных управлений МАП России.
3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Министра Голомолзина А.Н.

Министр
И.А.ЮЖАНОВ






Утверждены
Приказом МАП России
от 16 января 2001 г. № 14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ
МАП РОССИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ УСЛУГ
МОРСКИХ ПОРТОВ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Методические рекомендации разработаны для территориальных управлений МАП России (далее - ТУ) с целью повышения эффективности участия ТУ в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг морских портов и транспортных терминалов, расположенных в зоне морских портов (далее - морских портов).
Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными актами:
Федеральным законом от 17.08.95 № 147-ФЗ "О естественных монополиях";
Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 № 81-ФЗ;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.99 № 793 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.99 № 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.00 № 257 "Об утверждении Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона "О естественных монополиях";
Положением о территориальном управлении Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, утвержденным Приказом МАП России от 17.11.99 № 441;
Положением о Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, утвержденным Приказом МАП России от 09.07.99 № 215;
Ставками сборов с судов в морских торговых портах (утверждены Минэкономики России 04.08.95);
Положением о порядке представления органам регулирования естественных монополий на транспорте ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона "О естественных монополиях" (в настоящее время разрабатывается).
Методические рекомендации определяют порядок участия ТУ МАП России:
в осуществлении ценового регулирования деятельности морских портов;
в формировании и ведении Реестра субъектов естественных монополий на транспорте (раздел 3 "Услуги портов");
в осуществлении государственного контроля за соблюдением морскими портами требований законодательства о естественных монополиях.
Методические рекомендации определяют принципы разграничения полномочий и взаимодействия центрального аппарата МАП России и его территориальных управлений при осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности морских портов.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКИХ ПОРТОВ

Ценовое регулирование деятельности морских портов осуществляется МАП России в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О естественных монополиях" (далее - Закона) и заключается в утверждении перечня регулируемых тарифов и сборов, их предельного уровня и порядка применения тарифов и сборов в морских портах.

1. Цели, принципы и задачи ценового регулирования
деятельности морских портов

Морской порт - комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском порту.
Целью государственного ценового регулирования услуг морских портов является реализация государственной политики по обеспечению баланса интересов государства, потребителей транспортных услуг, морских портов, организаций, предоставляющих услуги в морских портах.
Государственное ценовое регулирование услуг в морских портах основывается на следующих принципах:
формирование и регулирование тарифов и сборов осуществляется на основе единой методологии, предусматривающей единую систему построения тарифов и сборов на всей территории Российской Федерации;
регулирование тарифов и сборов осуществляется на основе дифференцированного подхода к формированию сборов с учетом конкретных производственно - технологических условий деятельности морских портов;
обеспечение для потребителей равного доступа к инфраструктуре морских портов, а также единых регулируемых тарифов и сборов и порядка их применения;
выработка решений по регулированию тарифов и сборов на базе всестороннего анализа экономического и финансового состояния объектов регулирования;
обеспечение открытости принятых решений.
При осуществлении ценового регулирования морских портов решаются следующие практические задачи:
контроль за обоснованностью отнесения затрат морских портов (предприятий) по видам услуг;
возмещение на основе взимания тарифов и сборов эксплуатационных расходов и получение прибыли для дальнейшего развития морских портов;
своевременное изменение уровня тарифов и сборов и доведение их до пользователей услуг морских портов;
государственный контроль за уровнем применяемых тарифов и сборов;
государственный контроль за эффективностью использования государственного имущества и эффективностью инвестиций.

2. Регулирование тарифов и сборов в морских портах

Регулированию подлежат тарифы и сборы в морских портах, организационно и технологически связанные с обслуживанием судов и грузов, выполняемые предприятиями и организациями независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности на основании лицензий, выданных Министерством транспорта Российской Федерации.
В морских торговых портах морскими администрациями портов с судовладельцев взимаются сборы в соответствии со Ставками сборов с судов в морских торговых портах, утвержденными Минэкономики России 04.08.95.
В морских рыбных портах государственными администрациями морских рыбных портов с судовладельцев взимаются сборы в соответствии с Положением о портовых сборах, сборах за услуги в морских рыбных портах Российской Федерации, утвержденным Комитетом Российской Федерации по рыболовству (Приказ от 12.10.95 № 161).
Действующие в морских портах предприятия взимают плату за оказанные услуги по переработке внешнеторговых грузов в соответствии с утвержденными решениями правления МАП России тарифами и сборами. Для расчетов за перевалку грузов каботажного плавания продолжает использоваться Прейскурант 11-01 "Тарифы на перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании" (1989 г.) с повышающими коэффициентами, установленными МАП России или Минэкономики России.
Решения об изменении уровня тарифов на погрузочно - разгрузочные работы и связанные с ними услуги в морских портах принимаются решением правления МАП России.
Основанием для вынесения на рассмотрение правления МАП России тарифов (цен) на услуги морских портов может быть наличие одного или нескольких из следующих условий:
повышение качества услуг портов;
сокращение перекрестного субсидирования между отдельными категориями потребителей услуг транспорта;
необходимость обеспечения компенсации тарифами на услуги морских портов затрат на их оказание;
изменение величины затрат, относимых на себестоимость услуг морских портов, обязательных отчислений и платежей в соответствующие бюджеты, произошедшее в связи с принятием соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов;
потребности в инвестициях, необходимых для воспроизводства основных производственных фондов;
изменение объемов государственной поддержки морским портам;
изменение объемов перевозки грузов и пассажиров;
инфляционные процессы и изменение других факторов, влияющих на стоимость продукции, потребляемой морскими портами.
МАП России вправе не принимать к рассмотрению представленные портом предложения в случае отсутствия указанных условий.
Морской порт при обращении с предложениями об изменении тарифов представляет в МАП России (соответствующее территориальное управление МАП России):
основания для изменения тарифов;
проект прейскуранта с новыми тарифами (ценами) на регулируемые услуги;
обоснование, учитывающее затраты и потребность в финансовых средствах, обеспечивающих объем инвестиций, необходимый для развития порта и удовлетворения спроса потребителей, а также платежеспособный спрос потребителей;
документы бухгалтерской и статистической отчетности и другую информацию в соответствии с Положением об информационном обеспечении МАП России субъектами естественных монополий на транспорте.
Предложения по изменению уровня тарифов (цен) представляются в МАП России и его соответствующие территориальные управления.
МАП России и его территориальные управления при наличии определенных выше условий обязаны принять представленные заявителем документы к рассмотрению.
МАП России вправе установить список морских портов России, для которых перечень необходимых документов должен включать заключение администрации субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен.
Территориальное управление МАП России в течение 25 дней со дня получения документов обязано подготовить заключение о целесообразности и обоснованности изменения тарифов (цен) на услуги морских портов и представить его в соответствующие структурные подразделения МАП России (Департамент регулирования деятельности естественных монополий на транспорте и Управление информации и экономико - правового анализа).
Департамент регулирования деятельности естественных монополий на транспорте МАП России в течение 30 дней с даты поступления документов:
рассматривает предложения морского порта, прилагаемые обоснования и заключение территориального управления МАП России;
в случае необходимости получает заключение заинтересованных министерств и ведомств;
готовит и согласовывает с заместителем Министра, курирующим работу по проблемам естественных монополий, проект решения правления МАП России и аналитическую записку и направляет их в Управление информации и экономико - правового анализа МАП России.

3. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
НА ТРАНСПОРТЕ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ
(РАЗДЕЛ 3 "УСЛУГИ ПОРТОВ", РАЗДЕЛ 4
"УСЛУГИ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛОВ)

Реестр субъектов естественных монополий на транспорте формируется в соответствии с "Положением о Реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль", утвержденным Приказом МАП России от 09.07.99 № 215.
ТУ МАП России собирают информацию обо всех хозяйствующих субъектах в регионе, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг аэропортов. На основании собранной информации ТУ МАП России представляют предложения с необходимыми обоснованиями в Управление информационных технологий и реестров о необходимости отнесения хозяйствующего субъекта к числу субъектов естественных монополий на транспорте, а также включения (исключения) его в(из) Реестр(а). Управление информационных технологий и реестров совместно с Департаментом регулирования деятельности естественных монополий на транспорте рассматривает представленные документы и готовит проект решения правления МАП России по данному вопросу.

4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРАХ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ТРАНСПОРТЕ

Государственный контроль морских портов ТУ МАП России осуществляют посредством:
рассмотрения ходатайств и уведомлений морских портов на совершение сделок, предусмотренных статьей 7 Закона РФ "О естественных монополиях" (далее - Закон);
проведения контрольных проверок соблюдения морскими портами требований Закона.

1. Рассмотрение ходатайств и уведомлений на совершение
сделок, предусмотренных статьей 7 Закона

Порядок рассмотрения ТУ МАП России ходатайств и уведомлений морских портов на совершение сделок, предусмотренных статьей 7 Закона, определен "Положением о порядке представления органам регулирования естественных монополий на транспорте ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона "О естественных монополиях" (в настоящее время разрабатывается).

2. Проведение ТУ МАП России контрольных проверок
соблюдения морскими портами требований Закона

Решение о проведении контрольной проверки морского порта принимается руководством МАП России по представлению руководителя Департамента регулирования деятельности естественных монополий на транспорте или руководителя территориального управления МАП России.
Основанием для проверки может быть:
решение Правительства Российской Федерации;
публикации в прессе;
жалобы граждан и юридических лиц;
справки Департамента регулирования деятельности естественных монополий на транспорте, территориальных управлений МАП России по изучению годовых отчетов предприятий и планов капитальных вложений;
предложения ТУ МАП России, основанные на имеющихся фактах нарушений.
Перед проведением контрольной проверки работниками контролирующего подразделения, задействованными в проверке, изучаются материалы, относящиеся к проверяемому субъекту естественной монополии, составляется задание по проверке по поставленному вопросу.
В Юридическом департаменте, Департаменте регулирования деятельности естественных монополий на транспорте, Управлении по антимонопольной политике в ТЭК, транспорте и связи, Управлении информационных технологий и реестров подбираются нормативно - методические документы, сборы, тарифы, выписка из реестра с реквизитами предприятия и его производственно - экономической деятельности за проверяемый период, справка о принятых решениях исполнительными органами федерального и регионального уровней по данному предприятию и решениях арбитражного суда.
При осуществлении проверки правильности применения тарифов и соблюдения Закона работа проводится по следующим направлениям:
проверка правомерности применения тарифов и сборов;
проверка соответствия фактических затрат тем, которые используются при формировании стоимостной основы тарифов и сборов;
проверка правомерности заключения сделок, предусмотренных абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Закона;
проверка правомерности инвестиций, предусмотренных абзацем 3 пункта 2 статьи 7 Закона;
проверка правомерности продажи, сдачи в аренду иных сделок, предусмотренных абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Закона;
проверка правомерности продажи (покупки) акций (долей), предусмотренных пунктом 4 статьи 7 Закона.
В ходе проверки используются следующие документы и формы статистической и бухгалтерской отчетности (по предыдущему году и отчетному кварталу текущего года):
устав и учредительный договор;
реестр акционеров;
годовой отчет;
план капитальных вложений;
утвержденные ставки тарифов и сборов в морском порту;
первичные формы учета работы и бухгалтерской отчетности;
калькуляции фактических затрат себестоимости услуг;
формы № 1, 2, 3, 4, 5 бухгалтерского баланса;
ставки сборов в морских портах Российской Федерации (в разрезе проверяемого морского порта);
Прейскурант № 11-01 с учетом установленного для проверяемого порта повышающего коэффициента;
форма № Б-4А (при проверке морской администрации порта);
форма № М-1 (сведения об отправлении и прибытии судов по видам плавания);
форма № ДМ-2 (сведения о работе портов);
форма № Б-4 (отчет по морскому портовому хозяйству) - при проверке стивидорных компаний;
форма № М-7 (отчет о погрузочно - разгрузочных работах) - при проверке стивидорных компаний;
первичные формы учета работы и бухгалтерской отчетности;
договора аренды государственного имущества, не подлежащего приватизации;
калькуляции себестоимости продукции (услуг).

Проверка правомерности применения тарифов
на погрузочно - разгрузочные работы в морском порту

При проверке правомерности применения морским портом тарифов на погрузочные работы необходимо проверить заключенные портом договора с клиентами и осуществить выборочную проверку счетов, выставленных портом грузовладельцам. Величины указанных в договорах и счетах тарифов должны соответствовать утвержденным МАП России с учетом возможности предоставления скидок с предельных тарифов. В случае несоответствия применяемых тарифов утвержденным МАП России необходимо потребовать объяснений морского порта.
По результатам проверки делается вывод о правильности применения морским портом тарифов, который заносится в акт проверки.

Проверка правомерности взимаемых сборов
с судовладельцев в морском порту

При проверке правомерности применения сборов с судов, взимаемых в морских портах, необходимо проверить заключенные договора с судовладельцами (агентами) и осуществить выборочную проверку счетов, выставленных судовладельцам (агентам). Величины указанных в договорах и счетах ставок сборов должны соответствовать Ставкам сборов с судов в морских торговых портах, утвержденным Минэкономики России 04.08.95, с учетом возможности предоставления скидок, определенных решением правления МАП России от 17.09.99 № 10/к-2-мп. В случае несоответствия применяемых ставок сборов нормативным документам необходимо потребовать объяснений порта.
По результатам проверки делается вывод о правильности ставок сборов.

Проверка правомерности заключения сделок,
предусмотренных абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Закона

Проверка правомерности заключения сделок, в результате которых морской порт приобретает право собственности или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) услуг, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом, осуществляется следующим образом.
Рассматриваются бухгалтерские балансы на начало и конец проверяемого периода.
Размер собственного капитала аэропорта определяется из формы № 3 бухгалтерского баланса "Отчет о движении капитала".
Изучаются все договора купли - продажи, других сделок, в результате которых морской порт приобрел право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) услуг, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом.
Если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу к моменту заключения сделки и морской порт не представил в МАП России ходатайство на совершение таких действий или не сообщил информацию, необходимую для принятия решения, этот факт заносится в акт проверки как нарушение Закона.

Проверка правомерности инвестиций, предусмотренных
абзацем 3 пункта 2 статьи 7 Закона

Проверка правомерности инвестиций морского порта в производство (реализацию) услуг, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Законом, осуществляется следующим образом.
Рассматриваются бухгалтерские балансы на начало и конец проверяемого периода, а также планы капитальных вложений за проверяемый период. Определяется собственный капитал морского порта.
Из планов капитальных вложений выбираются объекты, не производящие услуги, в отношении которых применяется регулирование. Фактическое выполнение плана капитальных вложений можно проконтролировать по форме № 2 бухгалтерского баланса.
Если сумма инвестиций по выбранным объектам составляет более 10% от стоимости собственного капитала морского порта по последнему утвержденному балансу к моменту заключения сделки, и морской порт не представил в МАП России ходатайство на осуществление данных инвестиций или не сообщил информацию, необходимую для принятия решения, этот факт заносится в акт проверки как нарушение Закона.

Проверка правомерности продажи, сдачи в аренду
иных сделок, предусмотренных абзацем 4
пункта 2 статьи 7 Закона

Проверка правомерности продажи, сдачи в аренду или иной сделки, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств морского порта, предназначенных для производства (реализации) услуг, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом, осуществляется следующим образом.
Рассматриваются бухгалтерские балансы на начало и конец проверяемого периода. Определяется собственный капитал морского порта.
Изучаются все договора купли - продажи, других сделок, в результате которых морской порт передал право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств, предназначенных для производства (реализации) услуг, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом.
Если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала морского порта по последнему утвержденному балансу к моменту заключения сделки и морской порт не представил в МАП России ходатайство на совершение таких действий или не сообщил информацию, необходимую для принятия решения, этот факт заносится в акт проверки как нарушение Закона.

Проверка правомерности продажи (покупки)
акций (долей), предусмотренных пунктом 4
статьи 7 Закона

Проверка правомерности продажи (покупки) морским портом акций (долей) осуществляется следующим образом.
Рассматриваются бухгалтерские балансы морского порта на начало и конец проверяемого периода. Определяется собственный капитал морского порта. Рассматривается устав, учредительный договор, реестр акционеров на начало и конец проверяемого периода.
Если в течение проверяемого периода совершались сделки, в результате которых лицо или группа лиц приобрели более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал морского порта, либо морской порт приобрел акции (доли) в уставном (складочном) капитале другого хозяйствующего субъекта, предоставляющие ему более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), и морской порт не уведомил об этом МАП России в 30-дневный срок, этот факт заносится в акт проверки как нарушение Закона.
Уведомлению подлежат все случаи приобретения (продажи) морским портом более чем 10% акций (долей), независимо от того, было ли оно осуществлено путем осуществления договора купли - продажи либо учреждением новых юридических лиц.

Заключительные положения

По результатам проверки составляется акт, в котором делается вывод о правомерности применения утвержденных тарифов и сборов, а также всех выявленных в ходе проверки нарушениях Закона.
Акт составляется в 3-х экземплярах и подписывается сотрудниками МАП России, проводившими проверку, а также руководителем проверяемого хозяйствующего субъекта об ознакомлении с ним. Если у руководителя проверяемого субъекта возникнут замечания по акту проверки или квалификации выявленных нарушений, с которыми не согласны проверяющие, руководителю субъекта необходимо в письменной форме изложить свои возражения.
Один экземпляр акта остается у проверяемого субъекта, один направляется в Департамент регулирования деятельности естественных монополий на транспорте, а третий остается в ТУ МАП России (при необходимости направляется руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
К акту прикладываются материалы проверки, подтверждающие выводы комиссии, а также объяснения руководителей проверяемого предприятия по выявленным нарушениям.
По выявленным фактам нарушений законодательства о естественных монополиях ТУ МАП России передает все материалы в центральный аппарат МАП России для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении Закона.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru