| |
tradems.ru / Закон
Постановление ГД ФС РФ от 14.12.2001 № 2214-III ГД
"О проекте Федерального закона № 97528-3 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации"
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 21.12.2001, № 36, ст. 1958
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, № 52 (ч. II), ст. 4957
(опубликован без приложений)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 14.12.2001.
------------------------------------------------------------------
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении с новым названием (Постановление ГД ФС РФ от 14.06.2002 № 2874-III ГД).
------------------------------------------------------------------
Федеральный закон "О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 28.06.2002 № 2957-III ГД).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2001 г. № 2214-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 97528-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 97528-3 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.И. Гуровым, Н.Д. Ковалевым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
№ 97528-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
А.И. ГУРОВЫМ, Н.Д. КОВАЛЕВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 22, ст. 2332; № 26, ст. 3012; 1999, № 7, ст. 871, 873; № 11, ст. 1255; № 12, ст. 1407; № 28, ст. 3489, 3490, 3491; 2001, № 11, ст. 1002; № 13, ст. 1140) следующие изменение и дополнение:
1. Из части 2 статьи 75 слова "при наличии условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи," исключить.
2. Дополнить статьей 205.1 следующего содержания:
"Статья 205.1. Организация преступлений, связанных с терроризмом
1. Вербовка, вооружение или обучение лица в целях совершения преступлений, связанных с терроризмом, а равно финансирование данной деятельности -
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо лицом, ранее судимым за преступления, связанные с терроризмом, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечания. 1. Под преступлениями, связанными с терроризмом, в настоящей статье признаются преступления, предусмотренные статьями 205, 206, 208, 211, 277 и 360 настоящего Кодекса.
2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти способствовало их предотвращению, пресечению, раскрытию и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.".
Статья 2. Внести в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, № 40, ст. 592; 1966, № 36, ст. 1018; 1977, № 1, ст. 2; 1983, № 32, ст. 1153; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 27, ст. 1560; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 52, ст. 5881; 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 28, ст. 3491; 2000, № 16, ст. 1641; 2001, № 26, ст. 2587) следующие дополнения:
1. Дополнить статьей 10.1, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 10.1. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве
При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным лицам, участвующим в уголовном процессе, а также их близким угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, либо иными опасными противоправными действиями, суд, прокурор, следователь и орган дознания принимают в пределах своей компетенции меры безопасности в отношении этих лиц, предусмотренные статьями 18 частью первой, 141 частью шестой, 174 частью второй, 165 частью девятой, 283 частью седьмой настоящего Кодекса.".
2. Часть первую статьи 18 после слова "тайны" дополнить словами ", а также, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства или их близких".
3. Статью 122 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Срок задержания лица, задержанного по основаниям и в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, по подозрению в совершении одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, личность которого не установлена, может быть продлен судьей районного суда по месту производства предварительного расследования или по месту задержания до установления его личности, но не более чем на 30 суток со дня задержания.".
4. Часть пятую статьи 126 после цифр "201 - 204," дополнить цифрой "205.1,".
5. Статью 141 дополнить частью шестой следующего содержания:
"При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля или их близких, следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель, свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия, указывается псевдоним и приводится образец подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий с его участием. Постановление помещается в опечатанный конверт и приобщается к уголовному делу.".
6. Статью 165 дополнить частью девятой следующего содержания:
"В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть произведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этих случаях понятые находятся в месте нахождения опознающего.".
7. Статью 166 дополнить предложением "Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, это также отмечается в протоколе.".
8. Статью 283 дополнить частями седьмой и восьмой следующего содержания:
"При необходимости обеспечения безопасности свидетеля или его близких суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос вне визуального наблюдения другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление.
В случае заявления сторонами ходатайства о раскрытии сведений о лице, дающем показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо для установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств, суд вправе предоставить им возможность ознакомления с указанными материалами.".
Статья 3. До принятия соответствующего федерального закона, предусматривающего защиту свидетелей, потерпевших и иных лиц, содействующих осуществлению уголовного судопроизводства, распространить на свидетелей, потерпевших, иных участников уголовного судопроизводства, членов их семей и близких по делам о преступлениях, связанных с терроризмом, действие Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст. 1455; 1998, № 30, ст. 3613; 1999, № 2, ст. 238; 2000, № 10, ст. 1067; 2001, № 26, ст. 2580).
Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(В ЧАСТИ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ)
Проект Федерального закона направлен на создание правовых предпосылок для повышения эффективности борьбы с терроризмом и является отредактированной версией проекта Федерального закона № 97528-3 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации".
Правоприменительная практика, в том числе связанная с проведением контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, показала, что действующее уголовное и уголовно - процессуальное законодательство не в полной мере обеспечивают адекватное противодействие совершению преступлений террористического характера, своевременное привлечение к уголовной ответственности виновных, а равно не позволяет гарантировать безопасность свидетелей, потерпевших и иных граждан, содействующих уголовному правосудию по делам этой категории.
Ввиду особой общественной опасности организации преступлений, связанных с терроризмом, финансирования и иного организаторского содействия их деятельности, вербовки лиц для террористической деятельности, предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 205.1, устанавливающей ответственность за эти деяния. Это позволит привлекать к ответственности лиц, которые непосредственно не причастны к совершению конкретных террористических актов, однако доказано их участие в финансировании преступной организации (сообщества) террористической направленности. Последнее вытекает, в частности, из международных обязательств Российской Федерации и будет способствовать конструктивному сотрудничеству с компетентными органами зарубежных стран.
Следует отметить, что подобные нормы содержатся в законодательстве многих западных государств, особенно имеющих опыт противодействия терроризму.
Статья 205.1 УК снабжена примечаниями, в которых разъясняется, какие преступления в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации относятся к преступлениям, связанным с терроризмом, а также формулируются основания для освобождения лиц, виновных в совершении этого преступления, от уголовной ответственности.
Проект предусматривает также внесение ряда дополнений в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, устанавливающих особенности порядка производства по делам о преступлениях террористического характера. Они направлены, с одной стороны, на обеспечение безопасности судей, свидетелей, потерпевших, иных лиц, участвующих в производстве по этим категориям дел и их близких, а с другой, - на достижение оптимальных результатов в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства по преступлениям террористического характера. Такая практика характерна для многих западных государств.
При осуществлении производства по делам о преступлениях террористического характера предлагается увеличить срок задержания подозреваемых по этим делам в порядке статьи 122 УПК - до 30 суток по решению суда. Предусматривается также возможность шире использовать оперативную информацию в качестве доказательств, в целях безопасности участников процесса рассматривать такие дела исключительно в закрытых судебных заседаниях при возможности передачи дела в соответствующий суд субъекта Российской Федерации, на территории которого упомянутые правовые режимы не введены, и ряд других процессуальных мер.
Кроме того, вводится особый процессуальный порядок защиты свидетелей и потерпевших по этим делам, предусматривающий минимизацию их контакта с обвиняемыми и отражения сведений о свидетелях и потерпевших в уголовном деле. Впредь до принятия соответствующего федерального закона проект предусматривает распространение на свидетелей, потерпевших, других участников процесса и их близких по данным делам действия Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
Реализация этих мер потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Все нормы, предлагаемые к внесению в Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР, обеспечиваются судебными гарантиями, что соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Текст законопроекта № 97528-3 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации" отредактирован с учетом дополнительно поступивших замечаний и предложений, не изменивших его концепцию.
Финансово - экономическое обоснование изменений не претерпело.
Приложение
к проекту Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений
в законодательные акты
Российской Федерации"
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Приложение
к проекту Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений
в законодательные акты
Российской Федерации"
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В зоне проведения контртеррористической операции в среднем в год (по данным 2000 г. и 4 месяцев 2001 г.) совершается около 230 преступлений террористического характера (статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации). В рамках расследования дел указанной категории возникает необходимость обеспечить комплекс мер по защите в среднем 3 человек по каждому уголовному делу. В целом ежегодно нуждаются в защите порядка 690 человек.
Предполагаемые расходы на защиту вышеуказанных лиц составят 230,0 млн. рублей в расчете на год (в ценах и условиях на 01.05.2001), в том числе:
млн. рублей:
оборудование квартир охранной сигнализацией
(50% защищаемых лиц, или 345 человек, средняя
стоимость установки 1100 рублей, оплата
за охрану 75 руб. x 12 мес. = 900 руб.) 0,7
замена документов, номеров телефонов и
государственных автомобильных номеров
(50% защищаемых лиц, или 345 человек,
по 1,5 тыс. рублей) 0,5
обеспечение защищаемых лиц оружием,
средствами индивидуальной защиты, связи
и оповещения об опасности (100% защищаемых
лиц, или 690 человек, по 6,0 тыс. рублей) 4,1
переселение на другое место жительства,
изменение места работы (службы) или учебы
(10% защищаемых лиц, или 70 человек, по
750,0 тыс. рублей) 52,5
личная охрана (дополнительная численность
по 6 сотрудников на охрану 75% защищаемых лиц,
или 517 человек, - 3,1 тыс. ед.) 170,5
временное помещение в другое место
(210 чел. x 30 дн. x 270 руб.) 1,7
Указанные средства необходимо предусмотреть дополнительно в федеральном бюджете по разделу 05 "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства", подразделу 01 "органы внутренних дел".
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|