
|  |
tradems.ru / Прочее
<Письмо> Минсвязи РФ № 8607, ЦК Общероссийского профсоюза работников связи РФ № 3-914 от 30.11.2001
<О Положении о социальном партнерстве в отрасли "Связь" Российской Федерации>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
№ 8607
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА
РАБОТНИКОВ СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 3-914
ПИСЬМО
от 30 ноября 2001 года
При этом направляется для руководства Положение о социальном партнерстве в отрасли "Связь" Российской Федерации с изменениями и дополнениями, принятыми на расширенном заседании Центрального Комитета Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации с участием представителей Минсвязи России и руководителей организаций связи 24 октября 2001 года.
Этот документ является обязательным при ведении двусторонних переговоров, консультаций и заключении коллективных договоров и соглашений и должен стать основой для дальнейшего развития и совершенствования социального партнерства в отрасли как гаранта стабильной и эффективной работы организаций связи.
Министр
Российской Федерации
по связи и информатизации
Л.Д.РЕЙМАН
Председатель Общероссийского
профсоюза работников связи
Российской Федерации
А.Г.НАЗЕЙКИН
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В ОТРАСЛИ "СВЯЗЬ"
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принято на V Пленуме ЦК профсоюза работников связи Российской Федерации 18 июня 1998 года в г. Санкт-Петербурге.
Изменения и дополнения приняты на втором заседании ЦК Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации 24 октября 2001 года.
I. Общие положения
1.1. Основные понятия
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
- социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей;
- социальное партнерство - основополагающий принцип регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в целях обеспечения баланса в реализации главных социально-экономических интересов работников, работодателей и на этой основе - достижения социальной стабильности в коллективах организаций связи;
- система социального партнерства в отрасли - совокупность мер организационного, правового, социально-экономического характера, направленных на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, разрешение социально-трудовых конфликтов в организациях отрасли, и состоящая, в первую очередь, из органов, формируемых представителями работников и работодателей и заключаемых этими органами различных соглашений, коллективных договоров на соответствующих уровнях регулирования отношений в отрасли;
- отрасль "Связь" - отдельная область деятельности, науки, производства, включающая в себя все организации электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации;
- стороны социального партнерства - представители работников и представители работодателей;
- представители работников - Общероссийский профсоюз работников связи Российской Федерации, территориальные, первичные профсоюзные организации;
- представители работодателя - Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, руководители организаций;
- органы социального партнерства - комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемые сторонами социального партнерства на соответствующих уровнях;
- Отраслевое тарифное соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями; заключается на уровне отрасли и устанавливает нормы оплаты и условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли и реализуется через заключение коллективных договоров и соглашений в организациях связи;
- соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, заключается на уровне организаций связи и устанавливает нормы оплаты и условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников;
- коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателем, заключается на уровне организации (филиала, структурного подразделения); содержание и структура коллективного договора определяются его сторонами.
1.2. Цели социального партнерства в отрасли:
- создание благоприятных условий для дальнейшего развития производства, экономики и предпринимательства;
- регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений с учетом особенностей отрасли;
- предупреждение и разрешение социально-трудовых конфликтов, обеспечение социальной стабильности в организациях отрасли на основе объективного учета и реализации прав и интересов работников и работодателей;
- повышение уровня реализации прав и интересов, социальной защищенности работников отрасли;
- повышение уровня социальной эффективности деятельности органов исполнительной власти, взаимодействующих с профсоюзными организациями и объединениями в отрасли;
- совместная разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов наемных работников и работодателей.
1.3. Правовая основа социального партнерства в отрасли
Правовую основу социального партнерства в отрасли составляют федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения (Федеральные законы "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", КЗоТ Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации "О Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации" от 12 ноября 1999 г. № 1487, Положение о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. № 265, Федеральные законы "О связи", "Об акционерных обществах", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ и др.).
В правовую основу социального партнерства в отрасли "Связь" входят, кроме того, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Отраслевое тарифное соглашение между Центральным комитетом Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, соглашения и коллективные договоры, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4. Сфера действия настоящего Положения
Действие настоящего Положения распространяется на организации отрасли "Связь" всех форм собственности, работники которых объединены в Общероссийский профсоюз работников связи Российской Федерации.
1.5. Срок действия настоящего Положения
Положение действует до тех пор, пока стороны не примут новое Положение или не примут решение об отмене действующего Положения.
II. Система социального партнерства в отрасли "Связь"
Российской Федерации
2.1. Основные задачи системы социального партнерства в отрасли:
- обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в отрасли;
- обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- разработка, заключение и обеспечение реализации соглашений, коллективных договоров на различных уровнях регулирования социально-трудовых отношений в отрасли в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- предотвращение конфликтов и разрешение коллективных трудовых споров.
2.2. Основные принципы формирования и функционирования системы социального партнерства в отрасли:
- равноправие сторон в ведении переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений;
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
- свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу труда при разработке соглашений и коллективных договоров в отрасли;
- полномочность и паритетность представительства сторон соглашений и коллективных договоров;
- добровольность принятия обязательств сторонами соглашений и коллективных договоров на основе взаимного согласования и договоренности;
- реальность практического обеспечения и выполнения принятых обязательств;
- каждый последующий уровень соглашений не может ухудшать для работников условий соглашений более высокого уровня;
- обязательность исполнения и систематический контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине принятых коллективных договоров, соглашений.
2.3. Основные элементы системы социального партнерства в отрасли:
- совокупность постоянно и временно действующих органов (комиссий), формируемых представителями работников и работодателей в отрасли, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых отношений в отрасли;
- совокупность совместных документов (соглашений, коллективных договоров, решений, протоколов и др.), принимаемых органами на основе взаимных консультаций, переговоров, договоренностей между сторонами;
- совместное участие Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации в разработке и экспертной оценке законопроектов по социально-трудовым вопросам, по усилению социальной защиты работников связи;
- совместные предложения Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, в другие исполнительные органы власти по вопросам повышения социальных гарантий работников связи;
- взаимодействие Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и работодателей с соответствующими выборными органами Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации (предварительные консультации, информирование, предоставление документов и материалов и др.) до принятия решений по трудовым и социальным вопросам, непосредственно не входящим в соответствующие соглашения и коллективные договоры;
- участие работников или их представителей в лице соответствующих профсоюзных органов в управлении производством с учетом современных социальных условий, изменений в форме собственности, формировании демократического государства в соответствии с действующим законодательством;
- создание на паритетной основе постоянно действующих экспертных групп, согласительных (примирительных) комиссий, арбитражных органов на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений в отрасли.
III. Отраслевое тарифное соглашение
3.1. Отраслевое тарифное соглашение устанавливает основы регулирования отношений в сфере труда на уровне отрасли и в организациях связи.
3.2. Сторонами Отраслевого тарифного соглашения являются:
Центральный комитет Общероссийского профсоюза работников связи
Российской Федерации, выступающий от имени работников организаций связи, объединенных в Общероссийский профсоюз работников связи Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации, выступающее в качестве представителя работодателей подведомственных организаций связи, а также иных юридических лиц, делегировавших Министерству Российской Федерации по связи и информатизации полномочия на подписание Отраслевого тарифного соглашения.
3.3. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Отраслевого тарифного соглашения сторонами соглашения на равноправной основе создается постоянно действующая двусторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в организациях отрасли "Связь" Российской Федерации из наделенных соответствующими полномочиями представителей сторон соглашения (далее - Комиссия).
Комиссия формируется и функционирует в соответствии с "Положением о двусторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях отрасли "Связь" Российской Федерации" (Приложение № 1).
3.4. Основным содержанием Отраслевого тарифного соглашения являются согласованные между сторонами взаимные обязательства по следующим вопросам:
- оплата труда, ее регулирование исходя из роста цен, уровня инфляции, прожиточного минимума;
- режим труда и отдыха;
- обеспечение занятости работников связи;
- соблюдение социально-трудовых интересов работников отрасли при приватизации государственных предприятий;
- социальные гарантии, льготы и компенсации работникам связи;
- стабилизация и развитие производства, улучшение качества продукции, услуг связи;
- выполнение правил трудового распорядка, технологической и производственной дисциплины;
- охрана труда и здоровья работников связи;
- гарантии прав профсоюза;
- другие проблемы социально-экономического характера.
3.5. Порядок, сроки разработки проекта и заключения Отраслевого тарифного соглашения определяются комиссией.
Отраслевое тарифное соглашение подписывается представителями сторон.
3.6. Отраслевое тарифное соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении.
IV. Соглашения в отрасли
4.1. В двусторонних соглашениях отрасли участвуют организации связи общероссийского и территориального статуса и соответствующие профсоюзные органы.
4.2. Соглашения конкретизируют содержание положений Отраслевого тарифного соглашения применительно к потребностям и особенностям организаций связи и направлены на более полный учет профессиональных особенностей и потребностей коллективов этих организаций.
4.3. Соглашения заключаются после заключения Отраслевого тарифного соглашения.
4.4. Сторонами соглашений в отрасли являются:
- Центральный комитет Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации, территориальные комитеты Профсоюза, представляющие соответствующие профсоюзные организации, выступающие от имени работников организаций связи;
- представители работодателей в лице руководителей организаций или другие полномочные лица в соответствии с уставом организации.
4.5. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений сторонами соглашений на равноправной основе создаются комиссии по разработке и заключению соглашений из наделенных соответствующими полномочиями сторон соглашений.
Данные комиссии формируются и функционируют на основе "Положений", разрабатываемых и утверждаемых на соответствующих уровнях.
Данные комиссии формируются и функционируют на основе "Положений", разрабатываемых и утверждаемых на соответствующих уровнях.
4.6. На различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений могут в соответствии с законодательством Российской Федерации и по взаимной договоренности сторон заключаться другие виды соглашений, направленные на повышение социальных гарантий работников отрасли, обеспечение социальной стабильности в организациях связи.
V. Коллективные договоры
5.1. Коллективные договоры заключаются между работниками организации связи (ее филиала, структурного подразделения), представляемыми территориальным комитетом, первичной профсоюзной организацией и работодателем, представляемым руководителем организации или другим полномочным лицом в соответствии с уставом организации.
5.2. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
5.3. В коллективном договоре могут содержаться более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями. Если в коллективном договоре содержатся нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с соглашениями, то они являются недействительными.
5.4. В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
VI. Механизм функционирования
системы социального партнерства в отрасли
6.1. Основными формами системы социального партнерства являются: проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций между представителями сторон в отрасли и соответствующих органов исполнительной власти.
6.2. Одним из главных элементов механизма системы социального партнерства являются переговоры между сторонами соглашений по подготовке и заключению соглашений и коллективных договоров.
6.3. Переговоры дополняются регулярными взаимными консультациями, взаимной передачей необходимой информации о деятельности сторон соглашений и коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Переговоры должны быть нацелены на достижение взаимной договоренности и подписание соглашений и коллективных договоров.
6.4. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, неурегулированные разногласия в ходе переговоров разрешаются в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", который предусматривает проведение митингов, демонстраций, пикетирования и других массовых акций протеста, включая право на забастовку.
6.5. Особое место в механизме функционирования системы социального партнерства занимает контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров.
6.6. Функционирование системы социального партнерства в отрасли связано с определенными финансовыми и материальными затратами. Источниками финансирования сторон социального партнерства являются средства сторон социального партнерства.
VII. Ответственность сторон соглашений,
коллективных договоров
7.1. Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие принятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Должностные лица, представляющие работодателя, работники выборных органов Профсоюза, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного соглашения, коллективного договора, привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств соглашений, коллективных договоров.
7.3. Стороны соглашений, а также органы системы социального партнерства в отрасли (Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в организациях отрасли "Связь" Российской Федерации, комиссии по разработке и заключению соглашений и коллективных договоров) наделяются правами контроля за выполнением заключаемых соглашений, коллективных договоров; они вправе предъявлять требования о привлечении вышеуказанных лиц к дисциплинарной ответственности.
7.4. Стороны соглашения, коллективного договора вправе предусматривать в тексте соглашения, коллективного договора дополнительные меры ответственности за нарушение, неисполнение взаимно принятых обязательств, если эти меры не противоречат законодательству Российской Федерации.
Приложение № 1
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДВУСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОТРАСЛИ
"СВЯЗЬ" РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Стороны, ведущие коллективные переговоры
1.1. Сторонами коллективных переговоров являются Центральный комитет Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации, выступающий от имени работников организаций связи, объединенных в Общероссийский профсоюз работников связи Российской Федерации, и Министерство Российской Федерации по связи и информатизации в качестве представителя работодателей подведомственных ему организаций связи, а также иных юридических лиц, делегировавших Министерству Российской Федерации по связи и информатизации соответствующие полномочия.
2. Организация ведения коллективных переговоров
и подготовка проекта Отраслевого тарифного соглашения
2.1. Для ведения переговоров и подготовки проекта Отраслевого тарифного соглашения стороны в рамках социального партнерства на равноправной основе образуют Комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
2.2. Сроки, место проведения и повестка дня заседания Комиссии определяются решением сторон (их представителей в Комиссии).
2.3. Участникам переговоров предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание проекта соглашения.
2.4. Стороны обмениваются имеющейся у них информацией, необходимой для ведения коллективных переговоров.
2.5. В ходе переговоров представители каждой стороны вправе прерывать заседания, проводить консультации, экспертизы, запрашивать необходимые сведения, обращаться к посредникам для поиска компромиссов и выработки правильного решения.
2.6. Общий срок ведения переговоров по подготовке проекта Отраслевого тарифного соглашения не должен превышать 3-х месяцев с момента их начала.
2.7. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются государственной, коммерческой или служебной тайной. Лица, разглашающие эти сведения, несут ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.
2.8. Если в ходе переговоров представители сторон не смогли найти согласованные решения, то ими составляется протокол разногласий, в который включаются варианты сформулированных сторонами предложений, а также сроки возобновления переговоров по данным вопросам.
2.9. Для урегулирования разногласий используются примирительные процедуры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.10. Подписанное сторонами соглашение в семидневный срок направляется в Министерство труда и социального развития Российской Федерации для уведомительной регистрации.
3. Состав и формирование Комиссии
3.1. Комиссия формируется из представителей Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации на основе принципов паритетности и равноправия сторон.
3.2. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации и Центральный комитет Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации самостоятельно определяют персональный состав своих представителей и порядок их ротации.
3.3. Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон определяется по договоренности сторон.
3.4. Каждая из сторон для оперативного взаимодействия с другой стороной избирает сопредседателя Комиссии.
3.5. Ротация членов Комиссии проводится один раз в 2 года по решению сторон или по необходимости.
3.6. Комиссия в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением.
4. Основные цели и задачи Комиссии
4.1. Основными целями Комиссии являются:
а) согласование социально-экономических интересов Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на отраслевом уровне;
б) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на отраслевом уровне.
4.2. Основными задачами Комиссии являются:
а) обеспечение равноправного сотрудничества Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на отраслевом уровне;
б) ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение Отраслевого тарифного соглашения;
в) внесение дополнений и изменений в Отраслевое тарифное соглашение;
г) развитие и совершенствование социального партнерства в отрасли;
д) оказание содействия сторонам, заключающим коллективные договора и соглашения в организациях связи;
е) урегулирование возникающих разногласий при разработке и выполнении договоров и соглашений в организациях связи;
ж) контроль за выполнением Отраслевого тарифного соглашения в соответствии с установленным порядком;
з) разрешение коллективных трудовых споров на отраслевом уровне.
5. Права Комиссии
5.1. Комиссия для выполнения возложенных на нее основных задач имеет право:
а) давать рекомендации организациям связи в области социально-трудовых отношений, в том числе в сфере занятости, оплаты труда, доходов и уровня жизни связистов, охраны труда и техники безопасности, социального партнерства;
б) получать от организаций связи информацию о социально-экономическом положении, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения Отраслевого тарифного соглашения, подведения итогов его выполнения;
в) принимать решения по урегулированию коллективных трудовых споров и разногласий, возникающих при разработке, принятии и выполнении коллективных договоров и соглашений.
6. Регламент работы Комиссии
6.1. Заседание Комиссии проводится:
а) при подготовке проекта Отраслевого тарифного соглашения;
б) при внесении дополнений и изменений в Отраслевое тарифное соглашение;
в) при подведении итогов выполнения Отраслевого тарифного соглашения за полугодие и год;
г) при разрешении коллективных трудовых споров;
д) при согласовании вопросов, касающихся социально-экономических проблем;
е) по инициативе одной из сторон.
6.2. Заседание Комиссии правомочно, если от каждой стороны присутствуют не менее 50 процентов их представителей.
Сопредседатель Комиссии,
Заместитель Министра
Российской Федерации
по связи и информатизации
А.М.ПРОНИН
Сопредседатель Комиссии,
Заместитель председателя
Центрального комитета
Общероссийского профсоюза
работников связи
Российской Федерации
Г.В.СОЛОВЬЕВ
------------------------------------------------------------------
--------------------
|  |  |
|