Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 01.11.2001 № 2054-III ГД
"О проекте Федерального закона № 78783-3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 11.11.2001, № 32, ст. 1689
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 12.11.2001, № 46, ст. 4335
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.11.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении с новым наименованием (Постановление ГД ФС РФ от 29.11.2002 № 3350-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 11.12.2002 № 3358-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2001 г. № 2054-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 78783-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 19
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 78783-3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.Ю. Динесом, Г.В. Куликом.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту представляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до 25 ноября 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 78783-3

Вносится депутатами
Государственной Думы
И.Ю. ДИНЕСОМ, Г.В. КУЛИКОМ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 19
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18) следующие дополнения:
1. Статью 217 дополнить пунктом 32 следующего содержания:
"32) выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).".
2. В пункте 2 статьи 224 исключить абзац 2.
3. Дополнить часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации главами 27 "Налог на игорный бизнес" и 28 "Налог на лотерейную деятельность" следующего содержания:

"Глава 27. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

Статья 478. Понятия и термины, используемые в настоящей главе

Для целей настоящей главы Кодекса применяются следующие основные понятия:
игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией товаров, работ или услуг, связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение;
игорное заведение - предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов;
участник - физическое или юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, принимающее участие в азартной игре или пари;
пари - основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими участниками соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
азартная игра - основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими участниками, по правилам, установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие;
игровой стол - специально оборудованное место в игорном заведении, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых игорное заведение через своих представителей участвует как сторона или как организатор и (или) наблюдатель;
игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное в игорном заведении и используемое для проведения азартных игр с денежным выигрышем без участия в указанных играх представителей игорного заведения;
касса - специально оборудованное место в игорном заведении, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате;
доход в виде выигрышей (выигрыш) - экономическая выгода, определяемая участником как положительная разница между суммами денежных средств, полученных и уплаченных им по всем пари и азартным играм в течение налогового периода.

Статья 479. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе - налога) признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.

Статья 480. Объект налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются:
1) игровые столы;
2) игровые автоматы;
3) кассы тотализаторов;
4) кассы букмекерских контор.
2. Общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит регистрации в налоговых органах по месту нахождения указанных объектов с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.
3. Регистрация или снятие с учета объектов налогообложения производится налогоплательщиком в течение 5 рабочих дней с момента их установки или выбытия.
4. Налоговые органы обязаны в течение 5 рабочих дней с даты получения письменного заявления от налогоплательщика об установке или изменении общего количества объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации или внести изменения в ранее выданное свидетельство.
5. Копия свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения каждого вида должна храниться в игорном заведении по месту нахождения указанных объектов.

Статья 481. Налоговая база

Налоговая база по налогу определяется исходя из количества зарегистрированных объектов налогообложения.

Статья 482. Налоговый период

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Статья 483. Налоговые ставки

1. Минимальные размеры налоговых ставок в месяц составляют:
1) за каждый игровой стол - 40000 рублей;
2) за каждый игровой автомат - 1500 рублей;
3) за каждую кассу тотализатора - 40000 рублей;
4) за каждую кассу букмекерской конторы - 20000 рублей.
2. Конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 1 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
3. При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, определяющего конкретные размеры ставок налога, для его исчисления и уплаты применяются минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 1 настоящей статьи.
4. Налоговые ставки уменьшаются на 20 процентов для каждого объекта налогообложения сверх установленного количества, если в игорном заведении количество одного из объектов превысит:
1) 30 единиц - для игровых столов;
2) 40 единиц - для игровых автоматов.

Статья 484. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из количества зарегистрированных объектов налогообложения и установленных налоговых ставок.
2. Расчет сумм налога за истекший налоговый период с учетом изменения количества и (или) видов объектов налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
3. При установке нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога исчисляется за полный текущий месяц, а при установке нового объекта после 15-го числа - за половину текущего месяца, при этом объект налогообложения считается установленным с даты подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
4. При выбытии объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма налога исчисляется за половину текущего месяца, после 15-го числа - за полный текущий месяц, при этом объект налогообложения считается выбывшим по истечении 10 дней с даты подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
5. При осуществлении игорным заведением других видов предпринимательской деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов деятельности и уплачивать обязательные платежи по этим видам деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Доходы, полученные налогоплательщиками от игорного бизнеса, не включаются в налоговую базу при исчислении налога на прибыль (доход) организаций и налога на доходы физических лиц, а также налогов, объектом налогообложения которых является реализация товаров (работ, услуг).
7. Сумма налога включается в состав расходов, связанных с осуществлением данного вида предпринимательской деятельности.

Статья 485. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

1. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет, а также формы отчетности устанавливаются законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Если иное не установлено законом о налоге субъекта Российской Федерации, уплата налога производится налогоплательщиком в течение 5 рабочих дней со дня установленного для представления расчета сумм налога в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения с учетом изменения количества и (или) видов объектов налогообложения.

Глава 28. НАЛОГ НА ЛОТЕРЕЙНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 486. Основные понятия, используемые в настоящей главе

Для целей настоящей главы Кодекса применяются следующие основные понятия:
Организатор лотереи - лицо, получившее разрешение на право организации и проведения конкретной лотереи, которое несет всю ответственность за осуществление лотерейного процесса, включая результаты финансово - хозяйственной деятельности по проведению лотереи.
Лотерея - добровольная групповая или массовая игра, основанная на риске, в ходе которой организатор лотереи проводит между участниками лотереи - собственниками лотерейных билетов, розыгрыш призового фонда лотереи; при этом выпадение выигрыша на какой-либо из лотерейных билетов не зависит от воли и действий всех субъектов лотерейной деятельности, является исключительно делом случая и не может быть никем специально устроено, либо осуществляется в соответствии с заранее установленным алгоритмом распределения, который не позволяет участнику преждевременно определить (предсказать) результат розыгрыша. Лотереи относятся к предпринимательской деятельности и не являются реализацией товаров, работ, услуг.
Международная и всероссийская лотерея - лотерея, которая не имеет ограничений по распространению лотерейных билетов на всей территории Российской Федерации.
Региональная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного субъекта Российской Федерации.
Муниципальная лотерея - лотерея, которая проводится в пределах одной муниципальной административной территории.
Коммерческая лотерея - лотерея с призовым фондом, полностью или частично сформированным участниками путем покупки лотерейных билетов.
Призовой фонд лотереи - совокупность ценностей (денежные средства, имущество или услуги), предназначенных для выплаты (выдачи) выигрышей, согласно условиям лотереи.

Статья 487. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на лотереи (далее в настоящей главе - налога) признаются организации, являющиеся организаторами международных, всероссийских, региональных и муниципальных коммерческих лотерей, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области организации и проведения лотерей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 488. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются операции по реализации лотерейных билетов.
2. Объект налогообложения подлежит обязательной регистрации в налоговых органах по месту нахождения налогоплательщика.
3. Не признаются объектом налогообложения средства, поступающие от проведения лотерей и направляемые на социальную защиту населения Российской Федерации, финансирование федеральных и региональных программ по развитию образования, медицины и здравоохранения, науки и культуры, литературы и искусства, народного творчества, экологии, туризма, физической культуры и спорта и иных благотворительных целей.

Статья 489. Налоговая база

Налоговой базой признается объем реализации лотерейных билетов за налоговый период по цене, указанной на лотерейном билете, за вычетом призового фонда лотереи.

Статья 490. Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Статья 491. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
- на международные и всероссийские лотереи - 5 процентов от налоговой базы;
- на региональные и муниципальные лотереи - до 10 процентов от налоговой базы.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

2. Конкретные размеры налоговых ставок на региональные лотереи устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
3. Конкретные размеры налоговых ставок на муниципальные лотереи устанавливаются представительными органами местного самоуправления.

Статья 492. Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой ставки и налоговой базы.

Статья 493. Порядок и сроки уплаты налога

1. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Уплата налога производится налогоплательщиком в течение 5 рабочих дней со дня представления налоговой декларации в налоговый орган.".

Статья 2. Внести в статью 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 527; № 34, ст. 1976; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3593; 1998, № 31, ст. 3816; № 43, ст. 5213; 1999, № 7, ст. 879; № 25, ст. 3041; № 28, ст. 3475; 2000, № 32, ст. 3341) следующее дополнение:
пункт 1 дополнить подпунктом "ц" следующего содержания:
"ц) налог на лотерейную деятельность;".

Статья 3. Признать утратившим силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 1 и статьи 2 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2002 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Действие пунктов 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2001 года, с учетом положений части третьей настоящей статьи.
До введения в действие пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона пункты 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона в части единовременных выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, применяются к таким выигрышам при условии, что их величина не превышает 2000 рублей. При этом фактически уплаченные до вступления в силу настоящего Федерального закона суммы налога возврату или зачету в счет налоговых платежей не подлежат.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 19 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Внесение изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации вызвано тем, что практическое применение статей Кодекса, касающихся налогообложения выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других азартных игр, привело к введению с 1 января 2001 года неоправданно сложной системы учета соответствующих доходов и уведомления налоговых органов о сумме выигрышей.
Удержание налогов с физических лиц независимо от суммы выпавшего им выигрыша привело к свертыванию лотерейной деятельности, прекращению реализации лотерейных билетов и выплаты выигрышей в пунктах продажи билетов, а также к многочисленным судебным конфликтам при удержании подоходного налога с игроков в азартные игры.
При подготовке второй части Налогового кодекса не было учтено, что выигрыши в размере до 2000 рублей, особенно в моментальных лотереях, выплачиваются немедленно на месте приобретения билета, что является основополагающим принципом организации всех лотерей. Отныне проведение подобных лотерей становится весьма затруднительным, так как большинство лотерейных билетов продается в лотерейных киосках, а в них нет условий для оформления налоговых карточек с истребованием от владельца выигравшего билета паспорта и его индивидуального налогового номера. В течение года в лотерейных киосках выплачивается 15 - 18 миллионов выигрышей в размере до 100 рублей. Несмотря на мизерность дохода, отныне операторы лотерей вынуждены заводить карточки учета доходов и налога на доходы на каждое лицо, получившее такой выигрыш, и направлять в налоговые органы ежегодно 15 - 20 миллионов справок о доходах и удержанных налогах при выплате выигрыша.
Удержание налога игорными заведениями приводит к фактическому отождествлению выигрыша с доходом, что противоречит ст. 41 Налогового кодекса, так как при этом не учитываются расходы игрока, которые могут превышать его доходы. При этом такие обязательные элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, не установлены.
Настоящим законопроектом предлагается освободить от налогообложения выигрыши в денежной и натуральной форме, получаемые налогоплательщиками от организаторов лотерей и игорного бизнеса, тем самым устранить возникшую проблему, при этом увеличив налоговую нагрузку на организаторов лотерей и игорного бизнеса.
В целях компенсации выпадающих доходов бюджетов в результате освобождения доходов физических лиц, получаемых от организаторов игорного бизнеса и лотерей, а также в целях упорядочения налогообложения организаторов лотерей и игорного бизнеса законопроектом предусматривается повышение налога на игорный бизнес и установление налога на лотереи в рамках части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, законопроект предусматривает введение главы 27 "Налог на игорный бизнес" и главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на лотерейную деятельность".
В качестве объекта налогообложения налога на лотереи законопроектом предлагается установить операции по реализации лотерейных билетов. При этом в объект обложения предлагается не включать средства призового фонда лотерей, а также средства, поступающие от проведения лотерей и направляемые на социальную защиту населения Российской Федерации, финансирование федеральных и региональных программ по развитию образования, медицины и здравоохранения, науки и культуры, литературы и искусства, народного творчества, экологии, туризма, физической культуры и спорта и иных благотворительных целей.
Кроме того, законопроектом предлагается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от уровня проводимых лотерей.
Главой 27 сохранен действующий порядок исчисления налога на игорный бизнес, регулируемый в настоящее время Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес". В целях приведения данного налога в соответствие с нормами Налогового кодекса законопроект предусматривает исчисление налога на игорный бизнес в рублях. При этом минимальные ставки налога, поступающие в федеральный бюджет, индексируются в соответствии с действующей средней ставкой по Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации сохраняют право увеличивать ставки налога, исходя из ситуации в каждом конкретном регионе.
Плательщиками налога признаются организации и предприниматели, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса. Объектом налогообложения признаются игорный стол, игровой автомат и иные средства и оборудование с любым видом выигрыша, кассы (тотализаторов, букмекерских контор) приема ставок на игру.
Статьей 3 законопроекта предусмотрено включение налога на лотереи в перечень федеральных налогов и сборов.






ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО
ОТМЕНИТЬ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 19
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" потребует внесения изменений и дополнений в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отмены Федерального закона "О налоге на игорный бизнес".






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 19 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из бюджета.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru