Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 11.10.2001 № 1957-III ГД
"О проекте Федерального закона № 99109312-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 21.10.2001, № 30, ст. 1581
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 22.10.2001, № 43, ст. 4062
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 11.10.2001.
   ------------------------------------------------------------------




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2001 г. № 1957-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 99109312-2
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 99109312-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", внесенный депутатами Государственной Думы С.С. Говорухиным, Н.Н. Губенко, депутатами Государственной Думы второго созыва Т.М. Гудима, М.А. Менем, В.М. Тарасовым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по культуре и туризму до 20 ноября 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по культуре и туризму доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 99109312-2

Вносится депутатами
Государственной Думы
С.С. ГОВОРУХИНЫМ, Н.Н. ГУБЕНКО,
депутатами
Государственной Думы
второго созыва
Т.М. ГУДИМА, М.А. МЕНЕМ,
В.М. ТАРАСОВЫМ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ"

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3172) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

"ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КУЛЬТУРЕ

Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (далее - Основы) является правовой базой сохранения и развития культуры в России.
Основы исходят из признания:
основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства;
неразрывной связи создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально - экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации;
стремления к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции российской культуры в мировую культуру.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре

Задачами законодательства Российской Федерации о культуре являются:
обеспечение и защита права граждан Российской Федерации на культурную деятельность и участие в культурной жизни;
создание правовых условий для сохранения исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, развития и воспроизводства творческого потенциала общества;
определение принципов отношений субъектов культурной деятельности;
определение принципов государственной культурной политики, государственной поддержки культуры и обеспечение гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре

Законодательство Российской Федерации о культуре основывается на Конституции Российской Федерации, гражданском законодательстве Российской Федерации и состоит из настоящих Основ, иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о культуре.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и правовые акты органов местного самоуправления по вопросам культуры не должны противоречить настоящим Основам.
В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления по вопросам культуры настоящим Основам действуют нормы Основ.

Статья 3. Основные понятия и термины

Для целей настоящих Основ используются следующие основные понятия и термины:
культурное наследие народов Российской Федерации - материальные объекты, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально - культурной, исторической, археологической или архитектурной точек зрения, значимые для сохранения и развития самобытности культуры Российской Федерации и всех ее народов;
культурные ценности - объекты культурного наследия, а также иные ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение;
государственная охрана объектов культурного наследия народов Российской Федерации - система мер, направленных на государственный учет, сохранение, изучение и введение в научный и культурный оборот материальных объектов, входящих в состав культурного наследия народов Российской Федерации;
достоинство культур народов и этнических общностей - признание ценности данных культур и проявление уважения к ним;
культурные блага - услуги, предоставляемые физическими и юридическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;
культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ;
субъект культурной деятельности - физические и юридические лица, участвующие в деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ;
творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация;
творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какого-либо объединения творческих работников;
культурные аспекты федеральных целевых и региональных программ - перспективы экономического, экологического, социального и национального развития с точки зрения воздействия результатов реализации данных программ на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты;
государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры;
организация культуры - юридическое лицо, основная деятельность которого направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей и благ, действующее в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;
учреждение культуры - некоммерческая организация культуры, созданная собственником для осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ и финансируемая им полностью или частично.

Статья 4. Область применения Основ

Настоящие Основы применяются в следующих областях культурной деятельности:
охрана, сохранение, использование и популяризация памятников истории и культуры;
художественная литература, театральное, музыкальное, изобразительное, цирковое искусство, архитектура и дизайн, кинематография, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
народная культура, народные художественные промыслы и ремесла;
самодеятельное (любительское) художественное творчество;
сохранение, изучение и представление музейных предметов и музейных коллекций, книжных памятников и иных культурных ценностей, архивных документов;
коллекционирование культурных ценностей;
библиотечное дело, развитие, сохранение и использование библиотечных фондов, модернизация библиотек;
эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
научные исследования в области культуры;
международное культурное сотрудничество;
иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности и блага.

Статья 5. Равное достоинство культур народов и этнических общностей Российской Федерации

Российская Федерация признает равное достоинство культур всех народов и этнических общностей Российской Федерации, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования государственной культурной политики, формирования и реализации федеральных целевых программ в области культуры и искусства.

Статья 6. Обязательность культурных аспектов в федеральных целевых и региональных программах

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех федеральных целевых и региональных программах экономического, экологического, социального, национального развития.

Глава II. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 7. Неотъемлемость прав каждого человека на культурную деятельность и участие в культурной жизни

В Российской Федерации культурная деятельность и участие в культурной жизни являются неотъемлемым правом каждого человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 8. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства и организаций (объединений)

Права человека в области распространения культурных ценностей и благ приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, а также общественных и национальных движений, политических партий, этнических и этноконфессиональных общностей, религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Статья 9. Право на творчество

Каждый имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Статья 10. Право на культурную самобытность

Каждый имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту своей культурной самобытности.

Статья 11. Право на приобщение к культурным ценностям

Каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, на пользование государственными библиотечным, музейным, архивным фондами, иными государственными собраниями во всех областях культурной деятельности. Основания ограничения доступа к культурным ценностям устанавливаются федеральными законами.

Статья 12. Право на образование в области культуры

Каждый без ограничения возраста имеет право на художественное и иное специальное образование в области культуры, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Статья 13. Право собственности на культурные ценности

Каждый вправе иметь в собственности культурные ценности.
Культурные ценности могут находиться в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц.
Виды культурных ценностей, которые могут находиться исключительно в государственной собственности, устанавливаются настоящими Основами и иными федеральными законами.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на культурные ценности, а также владения, пользования и распоряжения ими в зависимости от их принадлежности к собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, физического или юридического лица устанавливаются федеральными законами.

Статья 14. Право создавать организации в области культуры

Каждый имеет право создавать организации по производству, тиражированию, сохранению, распространению культурных ценностей и благ, посредничеству в области культурной деятельности, а также совместно с другими лицами объединяться в творческие союзы, иные общественные объединения в области культуры в порядке, устанавливаемом федеральными законами.

Статья 15. Право на вывоз за пределы Российской Федерации результатов своей творческой деятельности

Каждый имеет право вывозить за пределы Российской Федерации с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, устанавливаемом федеральными законами.

Статья 16. Право на культурную деятельность в иностранных государствах

Граждане Российской Федерации имеют право осуществлять культурную деятельность в иностранных государствах, создавать на территории иностранных государств организации культуры в соответствии с законодательством этих государств и международными договорами Российской Федерации.

Статья 17. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры

Иностранные граждане и лица без гражданства в области культуры пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Глава III. ПРАВА НАРОДОВ И ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 18. Право на сохранение и развитие национально - культурной самобытности народов и этнических общностей Российской Федерации

Народы и этнические общности Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей национально - культурной самобытности, защиту, восстановление и сохранение культурно - исторической среды обитания.
Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей народов Российской Федерации, давших наименования национально - государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и этнических общностей, проживающих на данных территориях.

Статья 19. Право на национально - культурную автономию

Все этнические общности, компактно проживающие вне своих национально - государственных образований или не имеющие своей государственности, имеют право на образование национально - культурной автономии.
Правовой статус национально - культурной автономии определяется законодательством Российской Федерации.
Реализация этнической общностью права на национально - культурную автономию не должна наносить ущерб интересам других этнических общностей.

Статья 20. Право коренных малочисленных народов Российской Федерации на государственную поддержку в сохранении их национально - культурной самобытности

Все коренные малочисленные народы Российской Федерации имеют право на государственную поддержку сохранения и восстановления их национально - культурной самобытности, обеспечение ее защиты в законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в федеральных программах экономического, экологического, социального и национального развития.

Глава IV. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 21. Обязанности государства по сохранению культурного наследия народов Российской Федерации

Органы государственной власти обеспечивают государственную охрану объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом федеральными законами.
Государство законодательно регулирует права и обязанности собственников культурных ценностей, обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в частной собственности.
Государство оказывает содействие собственникам объектов культурного наследия народов Российской Федерации в содержании и сохранении этих объектов.
Государственный контроль в отношении объектов культурного наследия народов Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры.
Государственный контроль в отношении объектов культурного наследия народов Российской Федерации, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
Порядок разграничения государственной собственности на объекты культурного наследия народов Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

Статья 22. Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации

Отнесение объектов культурного наследия к числу особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации является особой формой государственной поддержки культурного наследия народов Российской Федерации.
Порядок отнесения объектов культурного наследия к числу особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации являются исключительно федеральной собственностью.

Статья 23. Музейный, библиотечный, архивный и иные фонды

Целостность и сохранность музейного, библиотечного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов, их формирование и развитие определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Культурные ценности, являющиеся государственной собственностью и входящие в состав музейного, библиотечного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов, а также здания и сооружения, в которых осуществляется их хранение, изучение и публичное представление, не подлежат использованию в качестве предмета залога для обеспечения кредитов и исполнения иных обязательств.

Глава V. ПОЛОЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья 24. Государство и положение творческих работников

Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы и права, включая экономические и социальные права.
Российская Федерация:
стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;
обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности;
способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу;
совершенствует систему социального обеспечения творческих работников с учетом специфики их деятельности;
способствует материальной поддержке, социальной защите, свободе и независимости творческих работников;
совершенствует систему налогообложения творческих работников с учетом специфики их деятельности;
содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов;
расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности;
реализует положения Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью;
обеспечивает творческим работникам льготные условия доступа в архивы, библиотеки, музеи и другие организации культуры.

Статья 25. Государство и организации творческих работников

Государство содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - творческих союзов и иных объединений творческих работников, а также союзов (ассоциаций) таких организаций.
Никакая организация творческих работников не имеет преимуществ перед другими аналогичными организациями в отношениях с государством.
Государство обеспечивает организациям творческих работников возможность участвовать в разработке государственной культурной политики, проводит консультации с данными организациями при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, социальной защиты творческих работников, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.
Государство оказывает поддержку творческим союзам и иным объединениям творческих работников путем целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по заявкам объединений, заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг, социального заказа на выполнение на конкурсной основе отдельных мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами в области культуры и искусства.
В правовом, социально - экономическом и других отношениях государство содействует творческому работнику, не являющемуся членом какой-либо организации творческих работников, так же, как и членам таких организаций.

Глава VI. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 26. Обязанности государства по обеспечению доступности культурных ценностей и благ

В целях обеспечения условий для доступа к культурным ценностям и благам, участия в культурной деятельности Российская Федерация:
поощряет, в том числе через налоговую и ценовую политику, деятельность граждан по культурному развитию детей, приобщению их к творчеству, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
создает условия для всеобщего эстетического воспитания и художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества);
стимулирует посредством предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, другими способами создание и деятельность организаций культуры всех форм собственности, способствует развитию их материально - технической базы;
способствует развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
осуществляет поддержку в области культуры наименее экономически и социально защищенных слоев и групп населения;
публикует для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Статья 27. Обязанности государства по обеспечению свобод и гарантий самостоятельности субъектов культурной деятельности

Государство обеспечивает самостоятельность всех субъектов культурной деятельности посредством законодательной и иной нормотворческой деятельности, разработки и осуществления государственной культурной политики, формирования и реализации федеральных целевых программ в области культуры и искусства, пресечения попыток ограничения прав и свобод в области культуры.
Государство не вмешивается в творческую деятельность организаций культуры, граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом.

Статья 28. Антимонопольное регулирование культурной деятельности

В целях реализации государственной антимонопольной политики и создания конкурентной среды в области культуры органы государственной власти и органы местного самоуправления:
способствуют созданию негосударственных организаций культуры, образовательных и научных учреждений в области культуры;
выделяют специальные гранты для реализации инновационных проектов в области культуры.

Статья 29. Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов

Государство осуществляет поддержку юных талантов, творческой молодежи, дебютантов, начинающих творческих коллективов, не ограничивая их творческую независимость.
Содержание, формы и способы такой поддержки определяются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, федеральными и иными целевыми программами в области культуры и искусства.

Статья 30. Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для развития отечественной культуры

Государство обеспечивает приоритетные условия для развития отечественной культуры путем включения мер по ее поддержке в законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в федеральные и иные целевые программы в области культуры и искусства.

Статья 31. Обязанности государства по поддержке национально - культурных организаций соотечественников за пределами Российской Федерации

Российская Федерация осуществляет моральную, организационную и материальную поддержку национально - культурных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций и других организаций культуры соотечественников за пределами Российской Федерации, принимает меры по заключению международных договоров в этой области.

Статья 32. Обязанности государства по поддержке организаций культуры иностранных государств на территории Российской Федерации

Российская Федерация в соответствии с заключенными международными договорами устанавливает условия поддержки иностранными государствами культурных центров, национальных обществ, землячеств, ассоциаций и других организаций культуры своих соотечественников, проживающих в Российской Федерации, гарантирует правовую защиту указанных образований.

Статья 33. Федеральные целевые программы в области культуры и искусства

Правительство Российской Федерации формирует федеральные целевые программы в области культуры и искусства, воплощающие государственную культурную политику, полностью или с участием субъектов Российской Федерации финансирует разработку и реализацию таких программ.

Статья 34. Обеспечение развития культуры в сельской местности, на Севере Российской Федерации

Государство обеспечивает приоритетную поддержку в сохранении и развитии культуры и искусства, народных промыслов в сельской местности, на Севере Российской Федерации.
Государство поощряет привлечение внебюджетных источников финансирования для развития культуры в указанных местностях посредством установления налоговых и иных льгот.

Статья 35. Ведение статистики в области культуры

Российская Федерация ведает всей официальной статистикой в области культуры, обеспечивает ее единство, достоверность, своевременность и открытость, а также полноту учета деятельности организаций культуры всех организационно - правовых форм и форм собственности.

Глава VII. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 36. Предметы ведения Российской Федерации в области культуры

В ведении Российской Федерации в области культуры находятся:
принятие и изменение федеральных законов в области культуры, контроль за их исполнением;
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в области культуры;
установление системы федеральных органов исполнительной власти в области культуры;
управление федеральной государственной собственностью в области культуры;
установление основ федеральной культурной политики, формирование и реализация федеральных целевых программ в области культуры и искусства;
установление минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм в области культуры;
формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;
установление льгот по федеральным налогам и сборам, стимулирующих сохранение и развитие культуры;
финансирование учреждений культуры федерального ведения и мероприятий федерального значения в области культуры;
валютное, кредитное, таможенное регулирование в области культуры;
регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;
координация политики в области международного культурного сотрудничества;
установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов в области культуры на территории Российской Федерации;
создание, реорганизация и ликвидация казенных предприятий и учреждений культуры федерального ведения;
создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;
официальный статистический и бухгалтерский учет в области культуры.

Статья 37. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области культуры

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области культуры находятся:
обеспечение свободы литературного, художественного и других видов творчества;
реализация прав каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, искусства и кинематографии, на доступ к культурным ценностям;
разграничение государственной собственности в области культуры;
выявление, изучение, реставрация и государственный учет объектов культурного наследия, обеспечение сохранности памятников истории и культуры;
обеспечение финансовых и иных условий, необходимых для хранения и использования предметов и коллекций государственной части музейного, библиотечного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов Российской Федерации, государственный контроль за их состоянием;
финансирование особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
осуществление федеральной культурной политики, реализация федеральных целевых программ в области культуры и искусства, их финансирование и материально - техническое обеспечение;
формирование и развитие межрегиональных и международных культурных связей. Финансовое, организационное и иное обеспечение культурных мероприятий общероссийского и международного значения;
организация подготовки и переподготовки кадров специалистов культуры, искусства и кинематографии в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
создание условий для возрождения, сохранения и развития культур малочисленных этнических общностей.
Разграничение предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области культуры осуществляется на основании договоров и соглашений, заключаемых между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 38. Предметы ведения органов местного самоуправления в области культуры

В ведении органов местного самоуправления в области культуры находятся вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения и принятые муниципальными образованиями к своему рассмотрению:
создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
создание условий для организации зрелищных мероприятий;
организация, содержание и развитие муниципальных детских музыкальных, художественных и других школ искусств, учебных заведений среднего и высшего профессионального образования в области культуры;
организация и содержание муниципальных архивов;
создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих культурную деятельность;
утверждение уставов предприятий и учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности, рассмотрение отчетов об их деятельности, назначение на контрактной основе и увольнение руководителей этих организаций;
иные вопросы в области культуры, отнесенные законами субъектов Российской Федерации к вопросам местного значения и принятые муниципальными образованиями к своему рассмотрению.

Глава VIII. УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 39. Условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры

В Российской Федерации могут создаваться и действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации организации культуры различных организационно - правовых форм и форм собственности.
Условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры определяются законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также учредительными документами этих организаций.

Статья 40. Права и обязанности собственника, учредителя (учредителей) и организаций культуры

Организация культуры может иметь несколько учредителей.
Отношения между собственником, учредителем (учредителями) и организацией культуры определяются учредительными документами и договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В договоре могут быть предусмотрены обязательства организации культуры в отношении объемов основной деятельности, установления льготных цен для отдельных категорий населения, другие обязательства, связанные с основной деятельностью организации культуры, а также обязательства собственника, учредителя (учредителей) по обеспечению финансирования организации культуры в согласованных объемах, выделению средств на техническое переоснащение, капитальный ремонт или реконструкцию. В договоре могут быть предусмотрены также выполнение организацией культуры отдельных заказов собственника, учредителя (учредителей) и дополнительное финансирование этих заказов, обязательства собственника, учредителя (учредителей) по социальной защите работников организации культуры и другие, определен порядок использования имущества, закрепленного за организацией, материальная ответственность сторон.
Организации культуры самостоятельно осуществляют деятельность, предусмотренную их учредительными документами, обеспечивают социальное развитие коллектива.

Статья 41. Имущественные отношения в области культуры

В Российской Федерации допускаются все формы собственности на имущество историко - культурного значения, используемое для осуществления культурной деятельности.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом организации культуры собственник, учредитель (учредители) наделяют организацию культуры имуществом, необходимым для осуществления культурной деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, иным имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения).
Имущество учреждения культуры закрепляется за ним собственником на праве оперативного управления. Имущество, переданное учреждению культуры в дар, в виде пожертвования, по завещанию либо приобретенное учреждением культуры на иных основаниях, поступает в оперативное управление учреждения культуры, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учреждение культуры несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль деятельности учреждения культуры в этой части осуществляется собственником или уполномоченным им органом.
Земельные участки, занимаемые учреждениями культуры, закрепляются за ними в безвозмездное пользование в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на весь срок существования учреждения культуры.
Государственная и муниципальная собственность, земельные участки, закрепленные за учреждением культуры, могут отчуждаться собственником в порядке и на условиях, предусмотренных гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Организации культуры иных организационно - правовых форм владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и их учредительными документами.
При передаче здания, в котором размещена организация культуры, другим организациям (в том числе религиозным) органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение.

Статья 42. Приватизация в области культуры

В области культуры не подлежат приватизации:
особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации;
культурные ценности, входящие в состав музейного, библиотечного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов и являющиеся государственной собственностью, а также здания и сооружения, в которых осуществляется их хранение, изучение и публичное представление;
государственные и муниципальные библиотеки, включая помещения и здания, в которых они расположены.
Перечень объектов культурного наследия народов Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности и не подлежащих приватизации, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечни объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и не подлежащих приватизации, утверждаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок приватизации иных объектов культуры, а также ограничения на их приватизацию устанавливаются федеральными законами.

Статья 43. Финансирование культуры и культурной деятельности

Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является бюджетное финансирование.
Бюджетное финансирование культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Минимально необходимые расходы федерального бюджета на культуру, искусство и кинематографию устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на планируемый период на основе норматива минимальной обеспеченности этих расходов в размере 2 процентов расходной части бюджета.
Минимально необходимые расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на культуру, искусство и кинематографию предусматриваются в соответствующих законах субъектов Российской Федерации на планируемый период на основе норматива минимальной обеспеченности этих расходов в размере 6 процентов расходной части соответствующих бюджетов.
В пределах своих полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе объединять денежные средства, иное имущество для совместной поддержки культуры и культурной деятельности.
В целях привлечения дополнительных финансовых средств для поддержки развития культуры государство законодательно регулирует предоставление некоммерческим организациям культуры налоговых и иных льгот и преимуществ, предусматривает систему налоговых льгот физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным, вкладывающим свои средства в развитие культуры Российской Федерации. Характер, размер и порядок предоставления этих льгот определяется налоговым законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут распространять на некоммерческие организации культуры тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, другие виды коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для отпуска данных ресурсов населению.

Статья 44. Финансовые ресурсы учреждений культуры

Учреждения культуры покрывают свои расходы за счет средств собственника, доходов от собственной деятельности и иных доходов и поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Учреждения культуры самостоятельно распоряжаются доходами от предусмотренной их уставом собственной деятельности и приобретенным на эти доходы имуществом.
Доходы от сдачи в аренду имущества учреждений культуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в полном объеме учитываются в доходах соответствующего бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений. Полученные доходы полностью используются этими учреждениями в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития материально - технической базы.
Право учреждений культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и иностранных физических и юридических лиц, международных организаций не ограничивается.
Поступление средств из других источников не уменьшает размеров бюджетного финансирования учреждений культуры.
Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с учредительными документами учреждений культуры. Не использованные в отчетном периоде средства не могут быть изъяты у учреждения культуры или зачтены собственником в объеме финансирования следующего года.

Статья 45. Виды деятельности некоммерческих организаций культуры

Некоммерческие организации культуры в соответствии с целями, ради которых они созданы, могут осуществлять предусмотренные их учредительными документами один или несколько видов основной деятельности, направленных на сохранение, создание и распространение культурных ценностей и культурных благ.
Платные формы основной деятельности некоммерческих организаций культуры, осуществляемые в соответствии с их учредительными документами, не рассматриваются как предпринимательские, если доход от этих видов деятельности полностью направляется на содержание и развитие данных организаций культуры.
Некоммерческие организации культуры могут осуществлять предусмотренную их учредительными документами предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций культуры может быть приостановлена собственником, учредителем (учредителями), если она наносит ущерб основным видам деятельности, до решения суда по этому вопросу.

Статья 46. Инвестиционная политика в области культуры

В Российской Федерации обеспечивается приоритетное выделение государственных инвестиций в укрепление и развитие материально - технической базы культуры.
Распределение государственных инвестиций по объектам культуры осуществляется соответствующими органами государственной власти на конкурсной основе при соблюдении открытого и гласного обсуждения альтернативных вариантов.

Статья 47. Материально - техническое обеспечение культуры

Органы государственной власти обеспечивают потребность в продукции, необходимой для строительства, реконструкции и текущей деятельности особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на условиях поставок продукции для государственных нужд.
Органы государственной власти разрабатывают и реализуют научно - техническую политику, обеспечивающую внедрение новой техники и новых технологий в организациях культуры, стимулируют посредством установления налоговых льгот, кредитования и иными способами участие заинтересованных организаций в создании новой техники и новых технологий для культуры.
Материально - техническое обеспечение государственных и муниципальных организаций культуры осуществляется самими организациями культуры в пределах бюджетных и собственных средств.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры в решении вопросов содержания и развития материально - технической базы.

Статья 48. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры

Организации культуры осуществляют все виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
В Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством, может устанавливаться льготный режим использования валютной выручки, полученной некоммерческими организациями культуры, а также творческими союзами и другими общественными объединениями, действующими в области культуры, при условии направления ее на уставные цели, а также на сохранение и обогащение культурного наследия народов Российской Федерации, укрепление материально - технической базы культуры.
Организации культуры могут пользоваться кредитом российских и зарубежных банков, продавать и приобретать валюту в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 49. Цены и ценообразование в области культуры

Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.
При проведении платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы. Порядок предоставления льгот для данных категорий населения устанавливается соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается Правительством Российской Федерации.
На продукцию организаций, тиражирующих товары культурного и информационного назначения, за исключением изделий народных художественных промыслов, и занимающих монопольное положение на рынке этих товаров, в целях социальной защиты граждан допускается государственное регулирование цен в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 50. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности

Организации культуры обладают исключительным правом использовать свое наименование, отличительный знак, стиль оформления рекламной продукции, деталей интерьера в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование физическим и юридическим лицам на договорной основе.
Физические и юридические лица могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного наследия на основе договора с пользователями или собственниками этих объектов.
Физические и юридические лица осуществляют туристско - экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе договоров с органами и организациями культуры.

Статья 51. Трудовые отношения в области культуры

Трудовые отношения в области культуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и гражданским законодательством Российской Федерации.
Уровень оплаты труда творческих работников и других специалистов государственных и муниципальных организаций культуры устанавливается не ниже уровня оплаты труда работников образования в Российской Федерации.
Организация культуры в пределах имеющихся у нее средств на оплату труда работников самостоятельно определяет систему оплаты труда, устанавливает размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных выплат, при этом организация культуры обязана обеспечить гарантированный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Статья 52. Социальная защита работников культуры

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут предусматривать для работников культуры и искусства, внесших значительный вклад в сохранение и развитие отечественной культуры, доплаты к государственным пенсиям, дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, льготное медицинское и санаторно - курортное обслуживание, бесплатное обеспечение жильем и пользование общественным транспортом и иные меры социальной защиты за счет средств соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Выдающимся деятелям культуры и искусства, удостоенным почетных званий, могут устанавливаться дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение и иные меры социальной защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для выдающихся деятелей культуры и искусства, талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников могут учреждаться государственные (муниципальные) стипендии, призванные содействовать созданию новых произведений литературы и искусства.
Деятели культуры, искусства и народные мастера, использующие принадлежащие им на праве собственности специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилые) в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также лица, использующие жилую площадь для организации открытых для посещения негосударственных музеев, библиотек и других организаций культуры, освобождаются от уплаты налога на имущество в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления способствуют творческим работникам, коллективам творческих работников в предоставлении помещения для студий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой деятельности.
Организации культуры обязаны осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования своих работников, обеспечивать им условия для трудовой деятельности, нести ответственности за ущерб, причиненный их жизни и здоровью.

Глава IX. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Статья 53. Субъекты международного культурного сотрудничества

Российская Федерация содействует расширению круга субъектов международного культурного сотрудничества, поощряет самостоятельные культурные связи организаций культуры и физических лиц (граждан).

Статья 54. Политика и приоритеты международного культурного сотрудничества

Политика в области международного культурного сотрудничества Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.
Приоритетными направлениями международного культурного сотрудничества Российской Федерации являются гастрольная и выставочная деятельность, подготовка и стажировка работников культуры, обмен и совместное производство культурных ценностей и благ, реставрация уникальных памятников истории и культуры, создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности.

Статья 55. Культурное сотрудничество с соотечественниками, проживающими за пределами Российской Федерации

Российская Федерация на основании заключенных ею международных договоров содействует развитию российской культуры в иностранных государствах, поддерживая связи с проживающими там соотечественниками и их потомками, организуя культурные центры, сотрудничая с землячествами, проводя совместные культурные мероприятия. Государство создает условия для возвращения в Российскую Федерацию уехавших деятелей культуры.

Статья 56. Российские культурные ценности за пределами Российской Федерации

Российская Федерация осуществляет целенаправленную политику по возвращению незаконно вывезенных с ее территории культурных ценностей. Все незаконно вывезенные за пределы Российской Федерации культурные ценности подлежат возвращению в Российскую Федерацию, независимо от их нынешнего местонахождения, времени и обстоятельств вывоза.
Российская Федерация обеспечивает сохранение объектов культурного наследия народов Российской Федерации, являющихся собственностью Российской Федерации и находящихся на территории иностранных государств.
Российская Федерация содействует сохранению культурного наследия народов Российской Федерации, находящихся в иностранных государствах.

Статья 57. Культурные центры за пределами Российской Федерации

Российская Федерация в соответствии с заключенными ею международными договорами обеспечивает содержание и использование культурных центров и иных организаций культуры за пределами Российской Федерации, в том числе совместно с другими государствами; содействует физическим и юридическим лицам в использовании их собственности в иностранных государствах в культурных целях, поощряет открытие там культурных центров субъектов Российской Федерации.

Статья 58. Участие в международных организациях культуры

На территории Российской Федерации могут беспрепятственно, если иное не предусмотрено федеральным законом, создаваться филиалы и другие структуры международных организаций культуры. Любое физическое и юридическое лицо имеет право вступления в международные организации культуры в соответствии с порядком, определенным их уставами. Организации культуры Российской Федерации имеют право вовлечения в свои ряды иностранных членов, а также в установленном порядке распоряжаться целевыми поступлениями от иностранных государств, международных организаций и физических лиц (граждан).

Глава X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ

Статья 59. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о культуре

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о культуре устанавливается уголовным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации.

Глава XI. ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НАСТОЯЩИХ ОСНОВ

Статья 60. Порядок вступления в силу настоящих Основ

Настоящие Основы вступают в силу со дня их официального опубликования.
Пункт 4 статьи 43 настоящих Основ вступает в силу в сроки, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации."

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ"
(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", принятый в 1992 году, был первым "отраслевым" законом и сыграл, безусловно, прогрессивную роль в упорядочении разрозненных положений, изложенных в действующих в тот период нормативных актах, и введении новых требований, направленных на укрепление, сохранение и развитие материальной и духовной культуры народов Российской Федерации.
Закон послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Однако, с вступлением в действие Конституции Российской Федерации, Гражданского, Налогового, Бюджетного кодексов Российской Федерации, законов, связанных с основными сферами культурной деятельности, законов в сфере образования, приватизации государственного имущества, иных законов, затрагивающих деятельность некоммерческих и благотворительных организаций, общественных объединений, средств массовой информации и рекламную деятельность, многие положения Основ перестали соответствовать действующему законодательству Российской Федерации и ратифицированным международным конвенциям в сфере культуры.
В настоящее время более 45 субъектов Российской Федерации приняли законы о культуре. Создание региональных законов существенно обогатило законодательную практику в сфере культуры, и отдельные положения региональных законов целесообразно закрепить на федеральном уровне.
Учитывая предложения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подготовлена новая редакция Основ законодательства Российской Федерации о культуре.
Целью законопроекта является приведение Основ в соответствие с действующим законодательством, а также уточнение некоторых норм с учетом практики их применения и процессов структурных преобразований в отрасли.
Законопроект закрепляет государственную политику в сфере культуры, ее основополагающие принципы, получившие развитие в принятых в соответствии и на базе Основ Законах "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "О вывозе и ввозе культурных ценностей", "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" и других.
Законопроект сохраняет бюджетное финансирование в качестве основы государственных гарантий развития и сохранения культуры в Российской Федерации, конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, а также нормативы финансирования расходов на культуру, искусство и кинематографию.
Законопроект содержит положения, позволяющие создать и внедрить новый финансово - хозяйственный механизм функционирования сферы культуры с учетом действующего бюджетного и налогового законодательства, развивать различные формы экономического взаимодействия, обеспечить многоканальное финансирование культуры. Это отражено, в первую очередь, в положениях законопроекта, определяющих финансовые ресурсы организаций и учреждений культуры, источники бюджетного и внебюджетного финансирования, возможность привлечения дополнительных средств для развития культуры.
В законопроекте в основном учтены замечания и предложения федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.
Законопроект сохраняет основные концептуальные положения и структуру действующих Основ законодательства Российской Федерации о культуре.
Правительство Российской Федерации считает возможным поддержать данный законопроект при рассмотрении в первом чтении.






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОСНОВЫ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ"
(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" предусматривает, что расходы федерального бюджета на культуру, искусство и кинематографию устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на планируемый период на основе норматива минимальной обеспеченности этих расходов.
Как и в действующей редакции Основ законодательства Российской Федерации о культуре этот норматив предлагается установить в размере двух процентов расходной части федерального бюджета.
При расчете норматива был сохранен состав расходов на культуру, искусство и кинематографию, учтенный в 1992 году при принятии Основ Верховным Советом Российской Федерации, и включает расходы федерального бюджета по разделам "Культура, искусство и кинематография", "Образование" (в части расходов на образовательные учреждения культуры, искусства и кинематографии), "Фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу" (в части расходов на науку в сфере культуры, искусства и кинематографии).
Выделение средств на основе указанного норматива позволит обеспечить сохранение и дальнейшее развитие:
ведущих федеральных организаций, составляющих ядро российской национальной культуры;
достойную оплату труда работников этих организаций;
поддержание в актуализированном состоянии музейных, библиотечных и кинофондов;
постановку новых спектаклей, концертных программ и кинофильмов.
Предлагается внести существенные изменения в структуру государственных расходов на культуру, искусство и кинематографию.
Приоритет в распределении финансовых ресурсов будет отдан программным мероприятиям, инновационным проектам, обеспечивающим выполнение федеральным центром последовательного наращивания культурного потенциала страны, сохранение национального культурного наследия, повышение роли культуры в процессе реформирования страны и общества.
В условиях и ценах текущего года расходы федерального бюджета на инфраструктуру отрасли составят 17,1 млрд. рублей, в том числе:

I. Организации культуры и искусства

1. Текущее содержание 56 федеральных музеев,
включая музеи, отнесенные к особо ценным
объектам культурного наследия народов
Российской Федерации, сохранение и развитие
их материальной базы и техническое
перевооружение 4900 млн. руб.

2. Текущее содержание 9 федеральных
библиотек, включая библиотеки, отнесенные к
особо ценным объектам культурного наследия
народов Российской Федерации, сохранение и
развитие их материальной базы и техническое
перевооружение 1320 млн. руб.

3. Государственная поддержка 21 федерального
театра, включая театры, отнесенные к особо
ценным объектам культурного наследия народов
Российской Федерации 1960 млн. руб.

4. Государственная поддержка 26 федеральных
филармоний, симфонических оркестров, хоров,
капелл, танцевальных ансамблей и других
художественных коллективов 270 млн. руб.

5. Государственная поддержка 70 федеральных
цирков 533 млн. руб.

6. Текущее содержание федеральных организаций
культуры прочих ведомств 250 млн. руб.

Итого 9233 млн. руб.

II. Проекты и мероприятия общенационального значения

1. Государственная поддержка кинематографии,
включая текущее содержание, сохранение и
техническое перевооружение Госфильмофонда 1710 млн. руб.

2. Государственная поддержка
профессионального художественного творчества,
проведение выставок, смотров, конкурсов,
фестивалей и других культурных акций
федерального значения 575 млн. руб.

3. Сохранение и реставрация памятников
истории и культуры федерального значения,
обеспечение безопасности и сохранения
музейных и библиотечных фондов 1420 млн. руб.

4. Реализация программных мероприятий по
информатизации отрасли 630 млн. руб.

5. Межнациональное, межрегиональное и
международное культурное сотрудничество,
поддержка соотечественников за рубежом 450 млн. руб.

Итого 4785 млн. руб.

Всего по разделу "Культура, искусство и
кинематография" 14018 млн. руб.

III. Образовательные учреждения

1. Текущее содержание федеральных высших и
средних специальных учебных заведений
культуры, искусства и кинематографии, включая
образовательные учреждения, отнесенные к
особо ценным объектам культурного наследия
народов Российской Федерации, сохранение и
развитие их материальной базы и техническое
перевооружение 1421 млн. руб.

Итого по разделу "Образование" 1421 млн. руб.

IV. Развитие науки о культуре

1. Текущее содержание 7 федеральных научных
институтов культуры, искусства и
кинематографии, сохранение и развитие их
материальной базы и техническое
перевооружение 69 млн. руб.

Итого по разделу "Фундаментальные
исследования и содействие научно -
техническому прогрессу" 69 млн. руб.

V. Инвестиции

1. Строительство и реконструкция федеральных
объектов культуры, а также отдельных объектов
культуры, искусства и кинематографии в
депрессивных регионах 1592 млн. руб.

Всего на инфраструктуру отрасли 17100 млн. руб.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru