| |
tradems.ru / Закон
Постановление ГД ФС РФ от 10.10.2001 № 1936-III ГД
"О проекте Федерального закона № 18259-3 "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации"
Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 21.10.2001, № 30, ст. 1560
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 22.10.2001, № 43, ст. 4041
(опубликован без приложений)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 10.10.2001.
------------------------------------------------------------------
Проект Федерального закона "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 20.11.2002 № 3315-III ГД).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2001 г. № 1936-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 18259-3
"ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 18259-3 "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Бородаем, М.Е. Бугерой, В.И. Гришиным, Л.А. Иванченко, Ю.М. Коневым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
№ 18259-3
Вносится депутатами
Государственной Думы
Ю.М. КОНЕВЫМ, Л.А. ИВАНЧЕНКО,
В.И. БОРОДАЕМ, М.Е. БУГЕРОЙ,
В.И. ГРИШИНЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации, определяет основные понятия, характеризующие процесс государственного регулирования регионального развития и направлен на достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в создании благоприятных условий использования потенциальных возможностей регионов для эффективного и устойчивого развития.
Статья 1. Нормативная правовая база государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации
Нормативной правовой базой государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Регион - часть территории Российской Федерации, характеризуемая соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, национально - культурным потенциалом. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Территориальное развитие Российской Федерации - закономерное изменение взаимодействия систем жизнедеятельности всех регионов Российской Федерации, определяемое смещением центров сосредоточения населения, изменениями уровней и качества жизни населения регионов, различной степенью межрегиональных связей и однородности общего экономического пространства.
Региональное развитие - закономерное изменение всех систем жизнедеятельности региона.
Концепция территориального развития Российской Федерации - руководящая идея территориального развития Российской Федерации, являющаяся частью государственной концепции развития Российской Федерации.
Стратегия территориального развития Российской Федерации - система методов и механизмов для реализации концепции территориального развития Российской Федерации, являющаяся частью государственной стратегии развития Российской Федерации.
Прогноз территориального развития Российской Федерации - обоснованное предположение о будущем развитии изменений во взаимодействии систем жизнедеятельности всех регионов государства, определяемых смещением центров сосредоточения населения, изменениями уровней и качества жизни населения регионов, различной степенью межрегиональных связей и однородности общего экономического пространства.
Прогноз развития региона - обоснованное предположение о будущем развитии региона, его месте в общем социальном, национальном, инфраструктурном, культурно - историческом и экономическом пространстве Российской Федерации.
Государственная региональная политика - система целей и задач органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию государственной стратегии территориального развития Российской Федерации.
Государственная региональная политика включает федеральную региональную политику, региональную политику и региональный аспект других направлений государственной политики Российской Федерации.
Федеральная региональная политика - система целей и задач органов государственной власти Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов.
Федеральная региональная политика определяется путем согласования интересов государства и регионов Российской Федерации.
Региональная политика - система целей и задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов.
Региональный аспект государственной политики - система управляющих воздействий финансовой, социальной, внешнеэкономической, инвестиционной и других направлений государственной политики, осуществляемая с учетом их влияния на социально - экономическое развитие регионов.
Государственное регулирование регионального развития - система управляющих воздействий экономической, финансовой, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической и других направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на устойчивое и сбалансированное функционирование регионов, на улучшение качества и повышение уровня жизни населения.
Объект государственного регулирования регионального развития - сфера социальной, культурной, экономической жизни населения в регионе Российской Федерации, в отношении которой осуществляется установленное настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правовое регулирование.
Приоритеты государственного регионального развития - научно обоснованные, наиболее значимые и определяемые стратегическими целями внутренней и внешней политики государства направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию региональных отношений в определенный период времени.
Инструменты государственной региональной политики - федеральные целевые программы регионального развития, федеральный фонд регионального развития и инструменты финансовой, социальной, внешнеэкономической, инвестиционной и других направлений государственной политики, применяемые в региональном аспекте.
Федеральная целевая программа регионального развития - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленных на решение проблем развития инфраструктурного, социально - экономического, природно - ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации.
Региональный мониторинг - постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации, используемая для обоснования приоритетов, определения задач, выявления конфликтов, сдерживающих факторов реализации государственной региональной политики.
Статья 3. Предмет настоящего Федерального закона
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в процессе государственного регулирования регионального развития, а также особенности участия в данном процессе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.
Статья 4. Цели и задачи государственного регулирования регионального развития
Государственное регулирование регионального развития имеет своей целью реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации и обеспечение целостности Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
Основными задачами государственного регулирования регионального развития являются:
- обеспечение условий для повышения качества жизни населения и сокращения различий в уровне социально - экономического развития регионов;
- формирование единого экономического, социального и правового пространства Российской Федерации с учетом интересов и приоритетов территориального и регионального развития;
- создание условий для устойчивого и сбалансированного функционирования систем жизнедеятельности регионов;
- содействие развитию условий формирования эффективной территориальной структуры экономики Российской Федерации на основе использования ресурсов регионов;
- создание условий и механизмов повышения активности и ответственности регионов в решении общефедеральных и региональных проблем социально - экономического развития Российской Федерации.
Статья 5. Принципы государственного регулирования регионального развития
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственное регулирование регионального развития осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
- равноправие субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти;
- согласование интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации;
- единство системы государственной власти в Российской Федерации;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- самостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения;
- равенство условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории Российской Федерации.
Статья 6. Субъекты государственного регулирования регионального развития
Субъектами государственного регулирования регионального развития являются:
- Президент Российской Федерации;
- органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации;
- органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственное регулирование регионального развития осуществляется с учетом мнения:
- органов местного самоуправления;
- ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Участие ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в регулировании территориального развития Российской Федерации
При разработке и реализации государственного регулирования территориального развития Российской Федерации учитываются интересы ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации с целью развития межрегиональной интеграции и координации управления социально - экономическим, социальным и демографическим развитием регионов Российской Федерации.
Порядок и формы участия ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в регулировании регионального развития определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Участие органов местного самоуправления в регулировании регионального развития Российской Федерации
При разработке и реализации механизмов регулирования регионального развития Российской Федерации учитываются интересы соответствующих органов местного самоуправления и обеспечивается их участие в данном процессе.
Порядок и формы участия органов местного самоуправления в регулировании регионального развития Российской Федерации определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 9. Федеральные целевые программы регионального развития и программы социально - экономического развития субъектов Российской Федерации
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ регионального развития определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральные целевые программы регионального развития разрабатываются и реализуются соответствующими органами исполнительной власти по результатам мониторинга и прогноза социально - экономического, демографического и национально - культурного развития регионов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Для решения проблем социально - экономического, демографического и национально - культурного развития региона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют программы социально - экономического развития субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Федеральный целевой фонд регионального развития
С целью более эффективного осуществления федеральных целевых программ регионального развития Правительство Российской Федерации при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год вправе предусматривать в составе расходов федерального бюджета федеральный целевой фонд регионального развития.
Статья 11. Региональные фонды содействия реализации федеральным целевым программам регионального развития и программам социально - экономического развития субъектов Российской Федерации
Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе выделять в бюджете субъекта Российской Федерации региональные фонды содействия реализации федеральных целевых программ регионального развития и программ социально - экономического развития субъектов Российской Федерации.
Статья 12. Государственный ежегодный доклад о региональном развитии в Российской Федерации
Правительство Российской Федерации ежегодно подготавливает и представляет в Государственную Думу Российской Федерации государственный доклад "Об итогах социально - экономического развития Российской Федерации", включающий раздел "Итоги территориального развития Российской Федерации и ее регионов".
Статья 13. Информационное обеспечение государственного регулирования регионального развития
В Российской Федерации для информационного обеспечения государственного регулирования регионального развития формируется и действует система учета, сбора, анализа и обобщения информации о демографическом, социально - экономическом, национально - культурном развитии в Российской Федерации и ее регионах в соответствии с действующим законодательством.
Данная информация используется для:
- обоснования приоритетов, определения задач и выбора механизмов реализации государственного регулирования регионального развития;
- оценки результативности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственного регулирования регионального развития;
- обоснования государственной помощи отдельным регионам с использованием федеральных целевых программ регионального развития, особых организационно - правовых режимов в отдельных регионах;
- разработки системы прогнозов территориального социально - экономического развития Российской Федерации и ее регионов;
- подготовки раздела "Итоги территориального развития Российской Федерации и ее регионов" ежегодного государственного доклада "Об итогах социально - экономического развития Российской Федерации".
Статья 14. Требования к информационному обеспечению государственного регулирования регионального развития
Системы учета, сбора, анализа и обобщения информации правового, экономического, социального, демографического, национально - культурного и политического характера создаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
При создании этих систем необходимо обеспечить:
- методическое сопровождение учета, сбора, анализа и распространения информации, необходимой для реализации задач по государственному регулированию регионального развития;
- внесение в федеральные программы статистических работ дополнений и изменений в части сбора и обработки необходимой статистической информации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- развитие существующих и организация новых баз данных по вопросам правового, экономического, финансового и социального характера.
Статья 15. Финансовое обеспечение государственного регулирования регионального развития
Финансовое обеспечение государственного регулирования регионального развития осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 16. Контроль за реализацией государственного регулирования регионального развития
Контроль за реализацией государственного регулирования регионального развития осуществляется Президентом Российской Федерации и его представителями в федеральных округах.
Контроль за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на федеральные целевые программы регионального развития, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 17. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Предметом правового регулирования предлагаемого проекта федерального закона "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации" является процесс государственного регулирования регионального развития, отношения, возникающие в процессе государственного регулирования регионального развития, а также особенности участия в данном процессе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.
Закон направлен на создание институциональных и организационных условий для реализации положений главы 3 Конституции Российской Федерации "Федеративное устройство", прежде всего для реализации положений ст. ст. 71 и 72 о предметах ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Содержащиеся в законопроекте нормы разработаны в соответствии с инициативами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по укреплению государственности, поддержанными Федеральным Собранием Российской Федерации.
Предлагаемый законопроект имеет следующую структуру:
Преамбула, в которой излагается общая цель законопроекта по установлению основ государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации.
Статья 1 посвящена нормативной правовой базе государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации.
В статье 2 определяются базовые понятия, отражающие процесс государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации. Среди таких понятий - регион, территориальное развитие, региональное развитие, концепция территориального развития Российской Федерации, стратегия территориального развития Российской Федерации, прогноз территориального развития Российской Федерации, прогноз развития региона, государственная региональная политика, федеральная региональная политика, государственное регулирование регионального развития, объект государственного регулирования регионального развития, приоритеты государственного регионального развития, инструменты государственной региональной политики, федеральная целевая программа регионального развития, региональный мониторинг.
В статьях 3 - 6 формулируется предмет Федерального закона, цели и задачи, принципы, устанавливаются субъекты государственного регулирования регионального развития.
Статьи 7 и 8 регламентируют участие ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в регулировании регионального развития Российской Федерации.
Статьи 9 - 11 посвящены инструментам государственной региональной политики - федеральным целевым программам регионального развития и программам социально - экономического развития субъектов Российской Федерации, федеральным фондам развития регионов и региональным фондам содействия реализации программ регионального развития и программ социально - экономического развития субъектов Российской Федерации.
Статья 11 говорит о государственном ежегодном докладе о региональном развитии в Российской Федерации.
Статьи 12 - 13 устанавливают рамочные механизмы информационного обеспечения государственного регулирования регионального развития, а также требования, предъявляемые к ним.
В статьях 14 - 18 говорится о финансовом обеспечении, контроле за реализацией государственного регионального развития, приведении в соответствие с данным Федеральным законом нормативных правовых актов и вступлении в силу настоящего Федерального закона.
Принятие данного Закона не потребует дополнительного финансирования из средств государственного бюджета, его реализация приведет к значительному снижению расходов из бюджетов всех уровней за счет более качественного обоснования принимаемых решений, исключит параллелизм и дублирование, позволит сконцентрировать бюджетные средства на приоритетных направлениях государственной региональной политики Российской Федерации.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие и реализация Федерального закона "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации" не предполагает изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение реализации данного Федерального закона будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|