Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 26.09.2001 № 1889-III ГД
"О проекте Федерального закона № 90021178-3 "О внесении изменения в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 01.10.2001, № 28, ст. 1482
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 08.10.2001, № 41, ст. 3899
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 26.09.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 16.01.2002 № 2320-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О внесении изменения в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 08.02.2002 № 2425-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2001 г. № 1889-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 90021178-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 37 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 90021178-3 "О внесении изменения в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.Ю. Артемьевым и С.В. Иваненко.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 90021178-3
21 марта 2000 года

Вносится депутатами
Государственной Думы
АРТЕМЬЕВЫМ И.Ю., ИВАНЕНКО С.В.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 37 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Изложить статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2332; № 26, ст. 3012; 1999, № 7, ст. 871, 873; № 11, ст. 1255; № 12, ст. 1407; № 28, ст. 3489, 3490, 3491) в следующей редакции:
"Статья 37. Необходимая оборона

1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
2. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
3. Защита личности, прав и законных интересов обороняющегося, другого лица, общества и государства путем причинения любого вреда посягающему является правомерной, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
4. Защита от нападения, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 37 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Действующая в настоящее время конструкция уголовно - правовой нормы о необходимой обороне (ст. 37 УК Российской Федерации) предусматривает признание непреступными действий обороняющегося, только если им не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Между тем в случаях защиты от посягательств на жизнь предъявлять обороняющемуся (либо защищающему интересы других лиц) человеку требования соразмерять свои действия с характером и опасностью действий нападающего нет оснований. Ценность защищаемых прав и интересов (жизнь человека) достаточно велика, чтобы считать правомерными любые действия для их защиты. Обстоятельства нападения всегда требуют от человека мгновенной реакции на нападение. Необходимость в этой ситуации производить расчеты с целью определить не только реальность угрозы, но и соразмерность своих действий действиям нападающего существенно ограничивает возможности защиты, а на практике нередко приводит к необоснованному привлечению к уголовной ответственности и осуждению невиновных. Преступник по сравнению с его жертвой (либо лицом, пытающимся пресечь преступление) оказывается в привилегированном положении, ибо он никогда не задается соображениями о правомерности своих действий. Судебная практика почти не знает судебных ошибок, заключающихся в неосновательном освобождении от уголовной ответственности лиц, нарушивших пределы необходимой обороны, в то же время широко распространены случаи незаконного осуждения лиц, причинивших вред преступнику при отражении посягательства на жизнь и здоровье без превышения пределов необходимой обороны. Такой перекос во многом объясняется несовершенством действующего уголовного закона. В ч. 2 статьи 13 УК РСФСР (1960 г.) было указано, что защита личности, прав и законных интересов обороняющегося, другого лица, общества и государства путем причинения любого вреда посягающему, является правомерной, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Очевидно, что отказ от этой законодательной конструкции является ошибочным.
Введение в действие прилагаемого Закона не потребует никаких расходов.






Приложение 1
к проекту Федерального закона
"О внесении изменений в статью 37
Уголовного кодекса Российской Федерации"

ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ И ИНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОТМЕНЫ, ИЗМЕНЕНИЯ,
ДОПОЛНЕНИЯ ИЛИ ПРИНЯТИЯ КОТОРЫХ ПОТРЕБУЕТ
ПРИНЯТИЕ ДАННОГО ЗАКОНОПРОЕКТА

Принятие данного законопроекта не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов.






Приложение 2
к проекту Федерального закона
"О внесении изменения в статью 37
Уголовного кодекса Российской Федерации"

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 37 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие и реализация Федерального закона не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru