Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Приказ


Приказ Минобразования РФ от 26.02.2001 № 631
(ред. от 19.02.2003)
"О рейтинге высших учебных заведений"
(вместе с "Временной методикой определения рейтингов специальностей и вузов")

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Бюллетень Минобразования РФ", № 5, 2001,
"Официальные документы в образовании", № 13, 2001.



Внимание! Документ утратил силу.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 19.02.2003.
Окончание действия документа - 11.04.2007.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ от 12.04.2007 № 110.
   ------------------------------------------------------------------




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 февраля 2001 г. № 631

О РЕЙТИНГЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

(в ред. Приказа Минобразования РФ от 19.02.2003 № 593)

В 1990 - 2000 годах Минобразованием России разработана и используется в практике работы вузов, министерств и ведомств Российской Федерации информационно-аналитическая система "Рейтинг специальностей и вузов России". Основой системы является методика определения рейтингов специальностей и вузов. Методика одобрена Ассоциацией российских вузов и рекомендована как базовая модель для разработки подобных систем различными общественными ассоциациями высших учебных заведений.
Для апробации информационно-аналитической системы "Рейтинг специальностей и вузов России" приказываю:
1. Утвердить Временную методику определения рейтингов специальностей и вузов (прилагается).
2. Координацию всех работ по дальнейшему совершенствованию информационно-аналитической системы "Рейтинг специальностей и вузов России", сбору и обработке представляемой вузами информации возложить на отдел баз данных и документальной связи.
3. Ректорам высших учебных заведений до 1 апреля 2001 г. в соответствии с имеющимися в вузах программами для сбора данных (версия 2000 года) и письмом Минобразования России от 10.03.2000 № 02-55-10ин "О представлении сведений для определения рейтингов вузов и специальностей" направить в министерство сведения для определения рейтингов вузов, филиалов и отдельных специальностей с законченным циклом обучения.
4. Отделу баз данных и документальной связи (И.Е. Быстрову) до 1 мая 2001 г. проанализировать полученные результаты и представить руководству министерства.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.М. Жураковского.

Министр
В.М.ФИЛИППОВ






Приложение
к Приказу
Минобразования России
от 26 февраля 2001 г. № 631

ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВУЗОВ

(в ред. Приказа Минобразования РФ от 19.02.2003 № 593)

I. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА ВУЗА

Основу методики составляет структура критериев, соответствующая иерархической декомпозиции сложной глобальной цели системы, содержательно определенной как "Обеспечение соответствия содержания и качества образования потребностям граждан и комплексу общественно-государственных требований".
Структура и состав дерева критериев на содержательном уровне представлены ниже.

Глобальный критерий

1. Потенциал
1.1. Интеллектуальный потенциал
1.1.1. Квалификация профессорско-преподавательского состава
1.1.2. Перспективность профессорско-преподавательского состава
1.1.3. Связь с академической наукой
1.2. Материальная и информационная база
1.2.1. Обеспеченность учебно-лабораторной базой
1.2.2. Обеспеченность инструментальной базой
1.2.3. Обеспеченность компьютерной базой
1.2.4. Обеспеченность библиотечными фондами
1.3. Социально-культурная база
1.3.1. Обеспеченность местами в общежитиях
1.3.2. Обеспеченность общественным питанием
1.3.3. Санаторно-профилактическая база
1.3.4. Спортивная база
2. Активность
2.1. Подготовка кадров
2.1.1. Подготовка специалистов
2.1.2. Аспирантура
2.1.3. Эффективность аспирантуры
2.1.4. Подготовка кадров высшей квалификации
2.2. Производство и апробация знаний и технологий
2.2.1. Госзаказ на научные исследования
2.2.2. Конкурентность прикладной науки
2.2.3. Производство учебной литературы
2.2.4. Конкурентность учебно-производственной деятельности

Значения критериев, обеспечивающих оценку степени достижения элементарных целей, определяются по значениям исходных данных.
Перечень исходных данных, значения которых используются в методике, приводится ниже.

Исходные данные

Профессорско-преподавательский состав
(без совместителей)

Д01 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. <*>
   --------------------------------

<*> Данные Д01 - Д18 имеют смысл численности соответствующей категории по состоянию на 01.10 отчетного года.

Д02 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 1), чел.
Д03 - доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз), чел.
Д04 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 1 - 3), чел.
Д05 - кандидаты наук в возрасте до 30-ти лет (без учета пунктов 1 - 3), чел.
Д06 - члены Российской академии наук, чел.
Д07 - члены других государственных академий России, чел. <*>
   --------------------------------

<*> Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств, Российская академия архитектуры и строительных наук.

Д08 - общее количество штатных преподавателей, чел.

Профессорско-преподавательский
состав по совместительству (без учета
внутривузовского совместительства)

Д09 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
Д10 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 9), чел.
Д11 - члены Российской академии наук, чел.
Д12 - члены других государственных академий России, чел. <*>
   --------------------------------

<*> Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств, Российская академия архитектуры и строительных наук.

Д13 - общее количество преподавателей, работающих по совместительству, чел.

Студенты и аспиранты

Д14 - студенты дневной формы обучения, чел.
Д15 - студенты очно-заочной формы обучения, чел.
Д16 - студенты заочной формы обучения, чел.
Д17 - аспиранты дневной формы обучения, чел.
Д18 - аспиранты заочной формы обучения, чел.
Д19 - все иностранные граждане, обучавшиеся в отчетном году на контрактной основе, в том числе и относящиеся к пунктам 14 - 18, чел.

Подготовка научных и научно-педагогических
кадров высшей квалификации

Д20 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных в советах вуза за последние три года, един.
Д21 - количество успешно защищенных в советах вуза за последние три года кандидатских диссертаций, един.
Д22 - количество аспирантов вуза, успешно защитивших кандидатские диссертации в отчетном году, но не позднее одного года после окончания аспирантуры, чел.
Д23 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных сотрудниками вуза за последние три года вне советов вуза, един.
Д24 - количество аспирантов и сотрудников вуза, успешно защитивших кандидатские диссертации за последние три года вне советов вуза, чел.

Объем научных исследований в отчетном году

Д25 - объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования, выполненных собственными силами, тыс. руб.
Д26 - объем хоздоговорных работ, выполненных собственными силами, тыс. руб.

Издательская деятельность за последние два года

Д27 - учебники с грифами Минобразования России и других министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы, един.
Д28 - учебники с грифами Учебно-методических объединений вузов и Научно-методических советов Минобразования России по дисциплинам, един.
Д29 - учебные пособия с грифами Минобразования России и других министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы, един.
Д30 - учебные пособия с грифами Учебно-методических объединений вузов и Научно-методических советов Минобразования России по дисциплинам, един.

Бюджетные ассигнования и основные фонды
(пункты 32 - 35 по состоянию на 1 января года,
следующего за отчетным)

Д31 - сумма бюджетных ассигнований на отчетный год (без учета пункта 25), тыс. руб.
Д32 - общая стоимость машин и оборудования, тыс. руб.
Д33 - общая площадь учебно-лабораторной базы, тыс. кв. м
Д34 - общее количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе, един.
Д35 - общее количество единиц хранения библиотечного фонда, тыс.

Передача денежных средств

Д36 - внебюджетные средства, перечисленные вузу в отчетном году физическими и юридическими лицами (без учета пунктов 26 и 37), включая стоимость переданного оборудования, тыс. руб.
Д37 - средства, полученные вузом в отчетном году за подготовку иностранных граждан (включая стоимость переданного оборудования), тыс. руб.

Общежития, столовые, профилактории,
спортивные сооружения

Д38 - обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы, не имеющие иногородних студентов, показывают 100), %
Д39 - обеспеченность местами в предприятиях общественного питания (в процентах к нормативу, норматив - 200 мест на 1000 студентов), %
Д40 - количество мест в санаториях-профилакториях, един.
Д41 - общая полезная площадь крытых спортивных сооружений, кв. м

Формальные отношения для локальных критериев определены следующим образом:

bv = Д14 + С1 x Д15 + С2 x Д16

1. Потенциал
1.1. Интеллектуальный потенциал

К = (Д1 + С16 x Д2 + С4 x Д4 + С5 x (Д9 + С16 x Д10)) / bv
111
К = (Д3 + С6 x Д5) / bv
112
К = (Д6 + С7 x Д7 + С5 x (Д11 + С7 x Д12)) / bv
113

1.2. Материальная и информационная база

К = Д33 / bv
121
К = Д32 / bv
122
К = Д34 / bv
123
К = Д35 / bv
124

1.3. Социально-культурная база

К = Д38
131
К = Д39
132
К = Д40 / bv
133
К = Д41 / bv
134

2. Активность
2.1. Подготовка кадров

К = bv
211
К = (Д17 + С11 x Д18) / bv
212
К = Д22 / bv
213
К = (Д20 + С9 x Д23 + С10 x (Д21 + С9 x Д24)) / bv
214

2.2. Производство и апробация знаний и технологий

К = Д25 / bv
221
К = Д26 / bv
222
К = (Д27 + С12 x Д28 + С13 x (Д29 + С12 x Д30)) / bv
223
К = (Д36 + С3 x Д37) / bv
224

Агрегирование локальных и интегральных критериев производится
в линейной форме. Для обеспечения соизмеримости и соразмерности
локальных критериев в методике предусмотрено нормирование значений
локальных критериев на максимальные значения на множестве
сопоставляемых вузов.

i i
K№ = K / N,

где:
i
K№ - нормированное значение локального критерия для i-ого
вуза;
i
K - абсолютное значение локального критерия для этого вуза;
№ - нормирующее значение для этого критерия.

i
№ = MAX (K ),

i = 1...V,
где V - количество сопоставляемых вузов.
Далее осуществляется свертка нормированных значений критериев
в пределах каждого частного множества структуры до получения
значений глобальных критериев.

i m i
KS = SUM V x K№ ,
j k=1 k jk

где:
i
KS - значение интегрального критерия j-ого уровня для i-ого
j
вуза;
V - оценка значимости (вес) k-ой цели;
k
m - количество целей в частном множестве.
После определения значений критериев по целям 1 и 2 (потенциал
и активность) вычисляется значение параметра Э = K / K . Этот
2 1
параметр используется в методике для усиления влияния продуктивных
целей на итоговую оценку, что достигается мультипликативным вводом
Э в значение критерия по цели 1.1 - интеллектуальный потенциал:
K = Э x K , с последующим повторением свертки до значения
11 11
глобального критерия.
Полученные значения глобальных критериев для каждого вуза интерпретируются как метрический рейтинг, на основе которого определяется субординационный рейтинг - ранг в убывающей последовательности значений метрических рейтингов.

II. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Структура и состав дерева критериев для специальности на содержательном уровне имеют вид:

Глобальный критерий

1. Потенциал
1.1. Интеллектуальный потенциал
1.1.1. Квалификация профессорско-преподавательского состава
1.1.2. Перспективность профессорско-преподавательского состава
1.1.3. Уровень информатизации
1.2. Материальная и социально-культурная база
1.2.1. Обеспеченность учебно-лабораторной базой
1.2.2. Обеспеченность быта
1.2.3. Спорт и отдых
2. Активность
2.1. Подготовка кадров
2.1.1. Подготовка специалистов
2.1.2. Аспирантура
2.1.3. Эффективность аспирантуры
2.1.4. Подготовка кадров высшей квалификации
2.1.5. Оценка качества выпускников
2.2. Производство и апробация знаний и технологий
2.2.1. Госзаказ на научные исследования
2.2.2. Конкурентность прикладной науки
2.2.3. Производство учебной литературы

Перечень исходных данных, значения которых используются в методике, приводится ниже.

Исходные данные

Данные вуза

Профессорско-преподавательской состав
(без совместителей)

Д01 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел. <*>
   --------------------------------

<*> Данные Д01 - Д11, Д18 - Д26 и Д30 - Д31 имеют смысл численности соответствующей категории по состоянию на 01.10 отчетного года.

Д02 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 1), чел.
Д03 - доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз), чел.
Д04 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 1 - 3), чел.

Профессорско-преподавательский состав
по совместительству

Д05 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
Д06 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 5), чел.

Студенты и аспиранты

Д07 - студенты дневной формы обучения, чел.
Д08 - студенты очно-заочной формы обучения, чел.
Д09 - студенты заочной формы обучения, чел.
Д10 - аспиранты дневной формы обучения, чел.
Д11 - аспиранты заочной формы обучения, чел.

Материальная и социально-культурная база

Д12 - общая площадь учебно-лабораторной базы, тыс. кв. м
Д13 - общее количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе, един.
Д14 - обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы, не имеющие иногородних студентов, показывают 100), %
Д15 - обеспеченность местами в предприятиях общественного питания (в процентах к нормативу, норматив - 200 мест на 1000 студентов), %
Д16 - количество мест в санаториях-профилакториях, един.
Д17 - общая полезная площадь крытых спортивных сооружений, кв. м

Данные выпускающей кафедры

Профессорско-преподавательский состав
(без совместителей)

Д18 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
Д19 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 18), чел.
Д20 - доктора наук и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же лицо учитывается один раз), чел.
Д21 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 18 - 20)
Д22 - общее количество штатных преподавателей, чел.

Профессорско-преподавательский состав
(совместители)

Д23 - лица, имеющие ученую степень доктора наук, чел.
Д24 - лица, имеющие ученое звание профессора (без учета пункта 23), чел.
Д25 - лица, имеющие ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 23 - 24), чел.
Д26 - общее количество преподавателей, чел.

Приведенный контингент выпускников в отчетном году

Д27 - бакалавры, успешно закончившие вуз и прекратившие дальнейшее обучение в вузе, чел.
Д28 - магистры, чел.
Д29 - специалисты, чел.

Аспиранты на 1 октября отчетного года

Д30 - аспиранты дневной формы обучения, чел.
Д31 - аспиранты заочной формы обучения, чел.

Подготовка научных и научно-педагогических
кадров высшей квалификации

Д32 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных в советах вуза за последние три года, един.
Д33 - количество успешно защищенных в советах вуза за последние три года кандидатских диссертаций, един.
Д34 - количество аспирантов кафедры, успешно защитивших кандидатские диссертации в отчетном году, но не позднее одного года после окончания аспирантуры, чел.
Д35 - количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных сотрудниками кафедры за последние три года вне советов вуза, един.
Д36 - количество аспирантов и сотрудников кафедры, успешно защитивших кандидатские диссертации за последние три года вне советов вуза, чел.

Объем научных исследований в отчетном году

Д37 - объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования, выполненных собственными силами, тыс. руб.
Д38 - объем хоздоговорных работ, выполненных собственными силами, тыс. руб.

Издательская деятельность за последние два года

Д39 - объем монографий, учебников и учебных пособий, изданных кафедрой за последние два года, печ. л.

Основные фонды
(пункты 40 - 41 по состоянию на 1 января года,
следующего за отчетным)

Д40 - общая стоимость машин и оборудования, тыс. руб.
Д41 - общее количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций, един.

Оценка качества выпуска

Д42 - процент хороших и отличных оценок на госэкзаменах, %
Д43 - процент дипломных работ и (или) проектов, оцененных ГЭК на "отлично"
Д44 - процент выпускников с гарантированным трудоустройством
Примечания. 1. Данные по пунктам 1 - 17 берутся из сведений для определения рейтинга вуза и вводятся министерством.
2. Единицы измерения исходных данных должны точно соответствовать указанным.
3. Если по данной специальности выпускающими являются несколько кафедр, то в исходных данных представляется суммарная информация этих кафедр по всем пунктам.
4. Если кафедра осуществляет выпуск по нескольким специальностям (направлениям), то в п. п. 27, 28, 29 указывается суммарный контингент выпускников по всем этим специальностям (направлениям).

Локальные критерии:
Приведенный контингент выпускников по специальности

bs = Д27 + С9 x Д28 + С10 x Д29

Приведенный контингент студентов вуза на один курс

bvk = (Д07 + С1 x Д08 + С2 x Д09) / 5

1 < w < 2 - коэффициент влияния данных вуза на значения
критериев по специальности

1. Потенциал
1.1. Интеллектуальный потенциал

К = (Д1 + С3 x Д2 + С4 x Д4 + С5 x Д5 + С3 x Д6)) x (bs) /
111
w
(bvk) + (Д18 + С3 x Д19 + С4 x Д21) / bs
w
К = Д3 x bs / (bvk) + Д20 / bs
112
w
К = Д13 x (bs) / (bvk) + Д41 / bs
113

1.2. Материальная и социально-культурная база

w
К = Д12 x (bs) / (bvk) + С6 x Д40 / bs
121
К = Д14 + С7 x Д15
122
К = (Д16 + С8 x Д17) / bvk
123

2. Активность
2.1. Подготовка кадров

К = bs
211
К = (Д30 + С12 x Д31) / bs
212
К = Д34 / bs
213
К = (Д32 + С14 x Д33 + С15 x (Д35 + С14 x Д36)) / bs
214
К = Д42 + С16 x Д43 + С17 x Д44
215

2.2. Производство и апробация знаний и технологий

К = Д37 / bs
221
К = Д38 / bs
222
К = Д39 / bs
223

Как следует из приведенных выражений для локальных критериев, в методике определения рейтинга специальности используется в качестве базы приведенный контингент выпускников. Значения данных Д01 - Д17 извлекаются из базы данных, содержащей сведения о вузах. Все процедуры нормирования и свертки наследуются из методики определения рейтинга вуза.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru