Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Приказ


Приказ ГТК РФ от 04.09.2001 № 875
"Об утверждении Положения о Системе аккредитации государственных учреждений - таможенные лаборатории"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 21.07.2003 № 798



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 4 сентября 2001 г. № 875

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - ТАМОЖЕННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ

В целях установления единых требований к государственным учреждениям - таможенные лаборатории, выполняющим экспертные работы для таможенных органов, и поддержания высокого профессионального уровня проводимых ими экспертных исследований приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Системе аккредитации государственных учреждений - таможенные лаборатории.
2. Государственному учреждению "Главная таможенная лаборатория" (А.В. Нестеров) осуществить необходимые мероприятия, предусмотренные Положением о Системе аккредитации государственных учреждений - таможенные лаборатории, и провести аккредитацию государственных учреждений - таможенные лаборатории - в рамках созданной Системы.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Вр.и.о. Председателя
Комитета,
генерал - лейтенант
таможенной службы
В.В.МАКАРОВ






Приложение
к Приказу ГТК России
от 4 сентября 2001 г. № 875

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ -
ТАМОЖЕННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ

I. Область применения

Система аккредитации государственных учреждений - таможенные лаборатории (САГУТЛ) создается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к государственным учреждениям - таможенные лаборатории, нормативными документами ГТК России, Положением о Главной таможенной лаборатории Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТЛ ГТК России), Положением о таможенной лаборатории (ТЛ), действующим законодательством Российской Федерации, нормами, правилами и государственными стандартами.
Субъектами аккредитации в соответствии с данным Положением являются государственные учреждения - таможенные лаборатории (далее - лаборатории), осуществляющие свою деятельность на основании Положения о ТЛ в заявленной области экспертных исследований, а также организации, заявившие о присоединении к данной системе.
Положение предназначено для применения:
- аккредитующим органом - при создании и обеспечении функционирования системы аккредитации, при проведении аккредитации лабораторий и организаций, подавших заявку на аккредитацию, включая инспекционный контроль за аккредитованными организациями;
- организациями - при подготовке и аккредитации, работе в соответствии с областью аккредитации, взаимодействии с аккредитующим органом.
Требования настоящего Положения являются обязательными для лабораторий системы экспертных учреждений ГТК России, а также других организаций, присоединившихся к данной системе аккредитации.

II. Нормативные ссылки

ГОСТ Р 51000.1-95. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Система аккредитации органов по сертификации испытательных и измерительных лабораторий. Общие требования.
ГОСТ Р 51000.2-95. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу.
ГОСТ Р 51000.3-96. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к испытательным лабораториям.
ГОСТ Р 51000.4-96. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий.

III. Определения

Термины и соответствующие им определения, применяемые в настоящем Положении, соответствуют государственным стандартам Российской Федерации и СТП ГТЛ ГТК России.
3.1. Аккредитация - официальное признание полномочным органом (ГТЛ ГТК России) компетентности (способности) организации выполнять работы в определенной (заявленной) области.
3.2. Система аккредитации - система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации объектов.
3.3. Аккредитующий орган - орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию организаций (являющихся субъектами аккредитации в управляемой им системе аккредитации).
3.4. Аккредитованный субъект - субъект, признанный компетентным выполнять конкретные работы по оценке соответствия и получивший аттестат аккредитации.
3.5. Критерий аккредитации - требования, используемые аккредитующим органом, которым должна отвечать организация (как субъект аккредитации), чтобы быть аккредитованной.
3.6. Область аккредитации - одна работа или несколько работ, на выполнение которых аккредитована конкретная организация.
3.7. Оценка соответствия (организации) - проверка организации с целью определения ее соответствия установленным требованиям (критериям) аккредитации.
3.8. Инспекционный контроль (аккредитованной организации) - проверка, проводимая аккредитующим органом с целью установления, что деятельность аккредитованной организации продолжает соответствовать установленным требованиям.
3.9. Эксперт по аккредитации - лицо, осуществляющее все или отдельные функции, относящиеся к аккредитации соответствующих субъектов, и обладающее компетентностью в выполнении этих функций, признанной аккредитующим органом.
3.10. Заявитель (субъект аккредитации) - организация, претендующая на аккредитацию и представляющая письменную заявку об этом в аккредитующий орган.

IV. Общие требования

4.1. Аккредитация лабораторий направлена на обеспечение доверия к их деятельности на основе подтверждения и официального признания уровня компетентности выполнять работы в определенной области аккредитации, а также создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных лабораторий, зарегистрированных в соответствующих документах.
4.2. В системе аккредитации государственных учреждений - таможенные лаборатории - действуют документально установленные:
- требования к субъектам аккредитации;
- требования к аккредитующему органу;
- правила и процедуры управления, применяемые в системе.
4.3. Аккредитующий орган может устанавливать дополнительные требования, необходимые для подтверждения компетентности лабораторий выполнять работы в заявленной области.
4.4. Обеспечение лабораторий документами, устанавливающими критерии аккредитации, правилами по аккредитации осуществляется по их заявкам, начиная с подготовки к аккредитации и до прекращения действия аттестата аккредитации.
4.5. Может быть проведена аккредитация иных организаций, осуществляющих экспертные работы для таможенных органов в области аккредитации, соответствующей таможенной лаборатории.
4.6. Система аккредитации государственных учреждений - таможенные лаборатории (САГУТЛ) включает следующих участников:
- Совет по аккредитации в системе государственных учреждений - таможенные лаборатории - России (далее - Совет);
- аккредитующий орган и технические центры по видам деятельности;
- субъекты аккредитации и аккредитованные лаборатории;
- эксперты по аккредитации.
ГТЛ ГТК России в пределах ее компетенции выполняет функции аккредитующего органа, а также:
- разрабатывает общие процедуры по аккредитации;
- разрабатывает общие требования к аккредитующему органу, субъектам аккредитации и экспертам, порядку их подготовки к аккредитации;
- разрабатывает требования к документам по аккредитации.
4.7. Совет создается на базе ГТЛ ГТК России, рассматривает и решает вопросы по следующим основным направлениям деятельности по аккредитации:
- принципам проведения единой технической политики в области аккредитации;
- основным направлениям в проведении исследований в области аккредитации;
- рассмотрению итогов деятельности по аккредитации;
- ведению реестра аккредитованных субъектов и экспертов по аккредитации.
Для организации исполнения работ по принятым решениям, подготовки материалов для рассмотрения Советом, подготовки его заданий и выполнения других мероприятий по обеспечению деятельности Советом могут быть созданы технический секретариат, комиссия по апелляциям, рабочие группы (из числа членов Совета).
4.8. Аккредитующий орган и его деятельность по аккредитации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.2.
Аккредитующий орган, осуществляя свою деятельность:
- устанавливает специальные правила процедуры и управления для проведения аккредитации;
- устанавливает специальные требования к субъектам аккредитации;
- аккредитует соответствующие субъекты и выдает им аттестат аккредитации в определенной области аккредитации;
- рассматривает жалобы по вопросам аккредитации;
- предлагает правила признания других систем аккредитации;
- определяет требования к экспертам по аккредитации, организует специальную подготовку (обучение экспертов);
- проводит регистрацию и учет аккредитованных субъектов и экспертов;
- информирует таможенные органы об аккредитованных лабораториях и иных организациях.
Для организации проведения работ по аккредитации аккредитующий орган может создавать компетентный исполнительный орган (технический центр) или поручать выполнение его функции уже имеющейся компетентной организации.
4.9. Технический центр выполняет работу по аккредитации, порученную ему аккредитующим органом в соответствии с ГОСТ Р 51000.2.
Технический центр может выполнять следующие работы:
- проводить предварительное рассмотрение заявки на аккредитацию представленных документов;
- организовывать проведение экспертизы документов по аккредитации, представленных заявителем, и проведение проверки заявителя, а также организовывать проведение инспекционного контроля аккредитованной организации;
- определять состав экспертов для проведения экспертизы документов и проведения аккредитации заявителя, привлекать экспертов к выполнению этих работ;
- готовить программы проверки заявителей и программы проведения инспекционного контроля, а также рассматривать результаты проверки и инспекционного контроля и готовить проекты решений по их результатам;
- вести регистрационные записи по всему объему работ и оформлять проекты документов по аккредитации;
- создавать и представлять информацию по аккредитации, включая информацию об аккредитованных организациях и результатах их деятельности, о результатах инспекционного контроля, правилах и процедурах аккредитации, организацию обеспечения заявителя правилами процедуры аккредитации.
4.10. Организации (субъекты аккредитации), изъявившие желание аккредитоваться в САГУТЛ:
- обеспечивают готовность к выполнению определенного вида работ в соответствии с заявленной областью аккредитации;
- подают заявку на аккредитацию, взаимодействуют с аккредитующим органом и другими участниками аккредитации в процессе ее осуществления;
- таможенные лаборатории аккредитуются бесплатно.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов соответствует оригиналу.
   ------------------------------------------------------------------

4.10. Аккредитованные организации:
- выполняют работу в соответствии с областью аккредитации по установленным правилам;
- поддерживают соответствие лаборатории установленным требованиям;
- представляют в аккредитующий орган информацию о деятельности, об изменениях организационной структуры, технического оснащения, о кадровых изменениях и других условиях, определяющих способность выполнять работы в области аккредитации;
- создают необходимые условия для осуществления аккредитующим органом инспекционного контроля за деятельностью в области аккредитации;
- взаимодействуют с аккредитующим органом и другими участниками аккредитации, другими организациями, аккредитованными в системе аккредитации в процессе своей деятельности.

V. Эксперты по аккредитации

5.1. Эксперты по аккредитации осуществляют экспертизу документов, представленных для аккредитации, проверяют заявителей и подготавливают решение об аккредитации, выдаче аттестата аккредитации и осуществляют инспекционный контроль за аккредитованными организациями.
5.2. Назначенный для проведения аккредитации организации эксперт или группа экспертов должны:
- быть осведомлены о критериях аккредитации, возможных дополнительных требованиях и соответствующей процедуре аккредитации;
- иметь технические навыки в проведении конкретных работ, по которым должна проводиться аккредитация;
- не зависеть от каких-либо интересов, которые могли бы заставить эксперта действовать в предвзятой, неконфиденциальной манере;
- обладать личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него функции.
5.3. Аккредитующий орган разрабатывает и устанавливает квалификационные требования к эксперту по аккредитации и порядок его назначения.

VI. Область аккредитации

Аккредитация осуществляется в соответствии с заявленной областью, то есть в отношении конкретных видов работ. С этой целью в документе, определяющем область аккредитации, должны быть четко названы виды работ, наименование исследуемых объектов, имеющих отношение к перемещению через таможенную границу Российской Федерации, на предмет их оценки на соответствие установленным требованиям в ТН ВЭД России, Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", международных стандартов и др. нормативных документов, а также используемые методики и приборы (аппаратура).

VII. Процедура аккредитации

7.1. Работа по аккредитации включает следующие этапы:
- представление заявителем заявки на аккредитацию, ее предварительное рассмотрение аккредитующим органом и принятие решения по заявке (представление заявки на аккредитацию);
- экспертизу документов по аккредитации;
- проверку заявителя;
- анализ всех материалов и принятие по результатам экспертизы и проверки решения об аккредитации или об отказе в аккредитации;
- оформление, регистрацию и выдачу соответствующего документа;
- проведение последующего инспекционного контроля аккредитованной организации.
7.2. Представление заявки на аккредитацию
7.2.1. Заявитель направляет в аккредитующий орган заявку с комплектом документов. Заявка подписывается руководителем организации.
7.2.2. В комплекте документов заявитель:
- указывает область аккредитации, структуру, функции, права и обязанности организации как субъекта аккредитации, правила выполнения работ, систему качества, сведения об экспертах и другом персонале;
- подтверждает свою осведомленность о способе действия системы аккредитации;
- подтверждает свое согласие выполнить процедуру аккредитации, в частности, по принятию комиссий (группы экспертов) по проверке, последующему инспекционному контролю за аккредитованной организацией;
- подтверждает свое согласие выполнить требования, обязательные для аккредитации.
7.2.3. Заявителю должны быть представлены по его заявке описание процедуры аккредитации и документ, в котором установлены требования к субъекту аккредитации, функции, права и обязанности аккредитованной организации. Дополнительная информация предоставляется заявителю по его запросу.
7.2.4. Аккредитующий орган предварительно рассматривает заявку с комплектом документов с целью оценки их состава и полноты, соответствия указанной в них информации установленным требованиям, а также целесообразности проведения работ по аккредитации заявителя и принятия решения по организации этих работ.
При отрицательных результатах предварительного рассмотрения заявителю сообщают об отказе в принятии заявки и возвращают комплект документов.
7.3. Экспертиза документов
7.3.1. Для проведения экспертизы заявки и документации, предъявленных заявителем для проведения аккредитации, аккредитующий орган назначает одного или нескольких экспертов.
По результатам экспертизы составляют экспертное заключение, которое должно содержать оценку соответствия заявителя критериям аккредитации.
7.3.2. При отрицательном результате заявителю сообщают об отказе в аккредитации по причине его несоответствия критериям аккредитации.
7.4. Проверка заявителя
7.4.1. Проверка заявителя осуществляется комиссией экспертов, формируемой аккредитующим органом таким образом, чтобы обеспечить компетентную и объективную оценку.
При многопрофильной области аккредитации в состав комиссии могут быть включены специалисты научных или иных организаций.
7.4.2. При проверке изучается соответствие фактического состояния заявителя представленным документам и его способность выполнять заявленные функции на высоком профессиональном уровне.
7.4.3. После проведения проверки комиссия экспертов готовит соответствующий акт, знакомит с его содержанием заявителя и представляет аккредитующему органу.
7.4.4. Конкретные правила оформления документов аккредитации и процедурные действия содержатся в правилах и процедурах управления, применяемых в системе.
7.5. Принятие решения об аккредитации и выдаче аттестата аккредитации
7.5.1. Аккредитующий орган рассматривает и проверяет заявку на аккредитацию, всю информацию, представленную заявителем, а также полученную в процессе экспертизы и проверки, акт комиссии, замечания по акту со стороны заявителя.
Решение об аккредитации заявителя принимается по результатам оценки этой информации.
7.5.2. При положительном решении аккредитующий орган:
- утверждает порядок выполнения работы;
- оформляет, регистрирует в реестре и выдает заявителю аттестат аккредитации.
7.5.3. При выявлении несоответствия субъекта аккредитации установленным требованиям, неустранимого путем коррекции документов и организационных мероприятий в установленный срок, оформляют отказ в аккредитации.

VIII. Инспекционный контроль за аккредитованными
организациями

8.1. После аккредитации организации необходимо обеспечить регулярное проведение мероприятий, гарантирующих и в дальнейшем ее соответствие критериям аккредитации.
8.2. Инспекционный контроль может быть периодическим или внеплановым. Планирование проведения инспекционных проверок осуществляется аккредитующим органом.
Внеплановый контроль проводят по решению аккредитующего органа в случаях поступления отрицательных сведений о деятельности субъекта.
8.3. Решение органа по аккредитации о приостановлении действия или отмене аттестата аккредитации либо об ограничении области аккредитации принимают после заслушивания организации или рассмотрения представленных материалов в аккредитующем органе.
Заявителя извещают об этом не позднее чем через 10 дней после принятия решения. Если заявитель не удовлетворен принятым решением, он вправе обратиться в комиссию по апелляциям, созданную Советом.

IX. Повторная аккредитация

9.1. Повторную аккредитацию организации проводят не более чем через 3 года.
9.2. В отдельных случаях по истечении срока действия аттестата аккредитации продление срока может быть осуществлено без процедуры повторной аккредитации (переаккредитации).
Такое решение может быть принято на основании результатов инспекционного контроля за деятельностью субъекта аккредитации.

X. Аккредитация в дополнительной области
(доаккредитация)

10.1. Аккредитованная организация, претендующая на расширение своей области аккредитации, направляет заявку на аккредитацию в дополнительной области.
К заявке прилагают сведения о дополнительной области аккредитации и другую документацию.
10.2. Аккредитация в дополнительной области может быть проведена по полной или сокращенной процедуре.
Степень сокращения устанавливает аккредитующий орган в каждом конкретном случае.
10.3. Если аккредитованная организация делает заявку на аккредитацию подразделения, которое прежде не было аккредитовано, необходимо провести оценку его соответствия критериям аккредитации в полном объеме работ по аккредитации.

Начальник ГТЛ
А.В.НЕСТЕРОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru