Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Прочее


"Дополнение к государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Направление 540300 - Филологическое образование. Профиль 540307 - русский язык как неродной и литература. Степень (квалификация) - бакалавр филологического образования. Регистрационный № 521 пед/бак Д-1"
(утв. Минобразованием РФ 18.07.2001)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ

Номер государственной
регистрации
521 пед/бак Д-1 от 18.07.2001
(к № 258 пед/бак от 27.03.2000)

Вводится
с момента утверждения

ДОПОЛНЕНИЕ
К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ 540300 - ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ 540307 - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРА

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР
ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   -------T---------------------------------------------------T-----¬

¦ДПП ¦Дисциплины профильной подготовки 540307 ¦1600 ¦
¦ ¦РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРА ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.01¦Современный русский язык ¦376 ¦
¦ ¦Фонетика ¦ ¦
¦ ¦Звуковые средства языка и аспекты их изучения. Вос-¦ ¦
¦ ¦приятие звуковых единиц. Система фонем русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Акустические и артикуляционные характеристи-¦ ¦
¦ ¦ки гласных и согласных. Гласные в аспекте фоносема-¦ ¦
¦ ¦нтики. Согласные в аспекте фоносемантики и фоности-¦ ¦
¦ ¦листики. Слог. Фонетический и фонологический слог; ¦ ¦
¦ ¦теории слогоделения. Модификации фонем в потоке ре-¦ ¦
¦ ¦чи. Позиционные и комбинаторные варианты фонем. ¦ ¦
¦ ¦Ударение словесное и фразовое. Типы ударений и их ¦ ¦
¦ ¦функции. Интонация: компоненты, единицы, функции. ¦ ¦
¦ ¦Ритмико-интонационная организация речевого потока. ¦ ¦
¦ ¦Лексикология ¦ ¦
¦ ¦Активные процессы в современной русской лексике. ¦ ¦
¦ ¦Лексика как открытая система. Лингвокультурная тра-¦ ¦
¦ ¦диция и современность, внешние и внутренние заимст-¦ ¦
¦ ¦вования, их культурно-речевая оценка и текстовое ¦ ¦
¦ ¦назначение. Антропоцентризм и системоцентризм в ¦ ¦
¦ ¦изучении лексических явлений. Лексические проявле- ¦ ¦
¦ ¦ния языковой личности. Системный характер русской ¦ ¦
¦ ¦лексики. Лексическая однозначность и многозначность¦ ¦
¦ ¦как проявление языковой картины мира. Способы лек- ¦ ¦
¦ ¦сико-семантического варьирования слова и роль мета-¦ ¦
¦ ¦форы в процессах речемыслительной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Лексическое значение слова: проблема определения, ¦ ¦
¦ ¦структурный характер, функциональные потенции. Виды¦ ¦
¦ ¦лексической коннотации. Фразеология как проявление ¦ ¦
¦ ¦лингвокультурной общности носителей языка и языко- ¦ ¦
¦ ¦вой картины мира. Аспекты и приемы лексического ¦ ¦
¦ ¦анализа слова и текста. ¦ ¦
¦ ¦Словообразование. Морфология ¦ ¦
¦ ¦Связь словообразовательной системы русского языка с¦ ¦
¦ ¦лексикой и грамматикой. Структурные типы слов. Ти- ¦ ¦
¦ ¦пология основ. Классификация морфем. Изменения в ¦ ¦
¦ ¦составе и структуре слова. Морфологическое словооб-¦ ¦
¦ ¦разование. Морфемный анализ. Словообразовательный ¦ ¦
¦ ¦анализ. Морфология как грамматическое учение о сло-¦ ¦
¦ ¦ве. Понятие парадигмы. Типы морфологических катего-¦ ¦
¦ ¦рий. Понятие функционально-семантической категории ¦ ¦
¦ ¦и функционально-семантического поля. Части речи и ¦ ¦
¦ ¦принципы их классификации. Система частей речи. Яв-¦ ¦
¦ ¦ление переходности в системе частей речи. Части ре-¦ ¦
¦ ¦чи в современных школьных учебниках. Характеристика¦ ¦
¦ ¦знаменательных и служебных частей речи русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Аспекты и приемы морфологического анализа ¦ ¦
¦ ¦слова. ¦ ¦
¦ ¦Синтаксис ¦ ¦
¦ ¦Основные тенденции в развитии синтаксической теории¦ ¦
¦ ¦русского языка на современном уровне. Структурно- ¦ ¦
¦ ¦семантический синтаксис и его основные единицы. ¦ ¦
¦ ¦Словосочетание и предложение как основные единицы ¦ ¦
¦ ¦конструктивного синтаксиса. Предложение и его приз-¦ ¦
¦ ¦наки. Понятие структурной схемы предложения. Учения¦ ¦
¦ ¦о членах предложения. Парадигматический подход к ¦ ¦
¦ ¦предложению в современной синтаксической науке. Се-¦ ¦
¦ ¦мантическая структура предложения. Общая типология ¦ ¦
¦ ¦простого предложения. Высказывание как коммуникати-¦ ¦
¦ ¦вная единица. Актуальное членение предложения-выс- ¦ ¦
¦ ¦казывания. Категории коммуникативного синтаксиса. ¦ ¦
¦ ¦Осложненное предложение как специфическая категория¦ ¦
¦ ¦синтаксической системы. Сложное предложение: типо- ¦ ¦
¦ ¦логия, спорные вопросы его квалификации. Способы ¦ ¦
¦ ¦передачи чужой речи. Сложное синтаксическое целое. ¦ ¦
¦ ¦Специфика синтаксиса разговорной речи. Аспекты и ¦ ¦
¦ ¦приемы синтаксического анализа предложения и ¦ ¦
¦ ¦текста ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.02¦История русского языка ¦196 ¦
¦ ¦История древнерусского языка ¦ ¦
¦ ¦Фонетическая система древнерусского языка и ее от- ¦ ¦
¦ ¦личие от старославянской. Основные закономерности ¦ ¦
¦ ¦звуковой системы древнерусского языка. Основные за-¦ ¦
¦ ¦кономерности звуковой системы древнерусского языка,¦ ¦
¦ ¦связанные со структурой слога. Общая характеристика¦ ¦
¦ ¦морфологического строя языка к моменту появления ¦ ¦
¦ ¦первых памятников письменности. Отличие морфологи- ¦ ¦
¦ ¦ческой системы древнерусского языка от современной.¦ ¦
¦ ¦Части речи древнерусского языка и их характеристи- ¦ ¦
¦ ¦ка; история имен существительных, прилагательных, ¦ ¦
¦ ¦местоимений, числительных; глагола. Аспекты и прие-¦ ¦
¦ ¦мы этимологического анализа. ¦ ¦
¦ ¦История русского литературного языка ¦ ¦
¦ ¦Связь возникновения письменности и литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Вопрос о происхождении русского литературно-¦ ¦
¦ ¦го языка: южнославянские и восточнославянские исто-¦ ¦
¦ ¦ки. Нормы древнерусского литературного языка и их ¦ ¦
¦ ¦отражение в памятниках древнерусской литературы. ¦ ¦
¦ ¦Язык Московского государства: формирование системы ¦ ¦
¦ ¦двуязычия; второе южнославянское влияние; особен- ¦ ¦
¦ ¦ности стиля "плетение словес". Социокультурные и ¦ ¦
¦ ¦языковые изменения в Петровскую эпоху. Роль А.С. ¦ ¦
¦ ¦Пушкина как основоположника современного русского ¦ ¦
¦ ¦литературного языка, эволюция языка его произведе- ¦ ¦
¦ ¦ний и стилистические функции слов в поэтических и ¦ ¦
¦ ¦прозаических текстах ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.03¦Функционально-коммуникативное описание русского ¦192 ¦
¦ ¦языка ¦ ¦
¦ ¦Функциональная фонетика. Устройство произноситель- ¦ ¦
¦ ¦ного аппарата. Слоговая структура односложных слов.¦ ¦
¦ ¦Русская интонационная система при обучении произно-¦ ¦
¦ ¦шению. Понятие "синтагмы". Синтагматическое члене- ¦ ¦
¦ ¦ние русской речи в связи с обучением иностранцев ¦ ¦
¦ ¦чтению текстов и разговору, основное и дополнитель-¦ ¦
¦ ¦ное членение. Строение и употребление в речи инто- ¦ ¦
¦ ¦национных конструкций. Функционально-коммуникатив- ¦ ¦
¦ ¦ные особенности спонтанной устной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональная морфология. Место и роль морфологии ¦ ¦
¦ ¦в системе русского языка как неродного. Предложно- ¦ ¦
¦ ¦падежная система русского языка. Местоимения и ¦ ¦
¦ ¦местоименные слова: семантический и функциональный ¦ ¦
¦ ¦принципы деления местоимений на разряды. Особеннос-¦ ¦
¦ ¦ти функционирования и специфика презентации класса ¦ ¦
¦ ¦прилагательных в иностранной аудитории. Специфика ¦ ¦
¦ ¦наречий как неизменяемого класса слов. Русские чис-¦ ¦
¦ ¦лительные в сопоставлении с др. языками. Основные ¦ ¦
¦ ¦категории русского глагола в сопоставлении с други-¦ ¦
¦ ¦ми языками. Видо-временная система русского глаго- ¦ ¦
¦ ¦ла. Системные и несистемные случаи формообразова- ¦ ¦
¦ ¦ния. Глаголы с частицей - СЯ/СЬ. Глаголы движения ¦ ¦
¦ ¦как особая группа - значение и функционирование. ¦ ¦
¦ ¦Глаголы движения с приставками: значение и функцио-¦ ¦
¦ ¦нирование. ¦ ¦
¦ ¦Функциональная лексикология. Функциональная лекси- ¦ ¦
¦ ¦кология и преподавание русского языка как иностран-¦ ¦
¦ ¦ного. Функционально-коммуникативные особенности ¦ ¦
¦ ¦русской разговорной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональный синтаксис. Функционально-коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивный синтаксис. Реализация синтаксических конст- ¦ ¦
¦ ¦рукций в разговорной речи ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.04¦История русской литературы ¦512 ¦
¦ ¦Древнерусская литература ¦ ¦
¦ ¦Специфика древнерусской литературы как литературы ¦ ¦
¦ ¦средневекового типа. Проблемы периодизации истори- ¦ ¦
¦ ¦ко-культурного процесса 11 - 17 вв. Понятие о стиле¦ ¦
¦ ¦эпохи. Возникновение и развитие древнейшего лето- ¦ ¦
¦ ¦писания. "Повести временных лет": история создания,¦ ¦
¦ ¦редакции, списки. Житийные памятники. "Хождение" ¦ ¦
¦ ¦как средневековый литературный жанр. Культура эпохи¦ ¦
¦ ¦Предвозрождения на Руси. "Бунташный" 17 век: кризис¦ ¦
¦ ¦средневекового литературного этикета, усиление ин- ¦ ¦
¦ ¦дивидуального начала в литературе, перестройка жан-¦ ¦
¦ ¦ровой системы. "Житие Протопопа Аввакума, им самим ¦ ¦
¦ ¦написанное". Возникновение русского барокко. Появ- ¦ ¦
¦ ¦ление литературных школ и направлений. ¦ ¦
¦ ¦Русская литература XVIII в. ¦ ¦
¦ ¦Специфические особенности литературы 18 в. как ли- ¦ ¦
¦ ¦тературы "века Просвещения". Рукописная повествова-¦ ¦
¦ ¦тельная литература. Классицизм как направление и ¦ ¦
¦ ¦творческий метод в искусстве и литературе. Поэтика ¦ ¦
¦ ¦русского классицизма. Поэзия 18 века. Драматургия ¦ ¦
¦ ¦18 века. Русская литература 18 века и наша ¦ ¦
¦ ¦современность. ¦ ¦
¦ ¦Русская литература XIX века. ¦ ¦
¦ ¦Мировое значение русской литературы 19 в. ¦ ¦
¦ ¦Литературные общества и кружки. Сентиментализм в ¦ ¦
¦ ¦России. Русский элегический романтизм. Декабристы в¦ ¦
¦ ¦истории русской культуры. Новаторство драматургии ¦ ¦
¦ ¦А.С. Грибоедова. Поэзия пушкинской поры. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления русской прозы 30-х гг. Творческий путь ¦ ¦
¦ ¦классиков первой половины XIX века. Литературно- ¦ ¦
¦ ¦общественное движение 40-х гг. 19 в. Возникновение ¦ ¦
¦ ¦революционно-демократического направления в литера-¦ ¦
¦ ¦туре. История русской литературы второй половины 19¦ ¦
¦ ¦века и мировой литературный процесс. Картины рус- ¦ ¦
¦ ¦ской жизни. Соотношение личности и массы. Формы и ¦ ¦
¦ ¦пути психологического анализа. Новые принципы изоб-¦ ¦
¦ ¦ражения народа. Динамика жанрового развития. Ста- ¦ ¦
¦ ¦новление новой драматургии. Сознание и подсознание.¦ ¦
¦ ¦Текст и подтекст. Возникновение новых литературных ¦ ¦
¦ ¦направлений. Отношения с традицией. Творчество ¦ ¦
¦ ¦классиков второй половины XIX века (персоналии). ¦ ¦
¦ ¦Русская литература XX века ¦ ¦
¦ ¦Развитие и борьба литературных направлений в начале¦ ¦
¦ ¦XX века. Поэтика русского символизма, русского ак- ¦ ¦
¦ ¦меизма, футуризма, имажинизма. Творчество русских ¦ ¦
¦ ¦писателей и поэтов в контексте начала века и пос- ¦ ¦
¦ ¦ледующих десятилетий. Философско-религиозные иска- ¦ ¦
¦ ¦ния в русской литературе XX века. Литературная ¦ ¦
¦ ¦борьба и литературные группировки и литературная ¦ ¦
¦ ¦борьба 1917 - 1925 гг. Конфликт общего и частного в¦ ¦
¦ ¦литературе 20-х гг. Творчество советских писателей.¦ ¦
¦ ¦Конец XX века русской литературы: мотивы созидания ¦ ¦
¦ ¦и разрушения в эстетической концепции литературы. ¦ ¦
¦ ¦Художественные вершины и масштабные достижения в ¦ ¦
¦ ¦творчестве крупнейших писателей XX века ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.05¦Психолингвистика ¦70 ¦
¦ ¦Психолингвистика как наука. Основные этапы развития¦ ¦
¦ ¦психолингвистики. Внутренняя структура дисциплины. ¦ ¦
¦ ¦Материал и методы психолингвистики. Связь психолин-¦ ¦
¦ ¦гвистики с лингвистикой и психологией. Теория рече-¦ ¦
¦ ¦вой деятельности. Порождение и восприятие речи. Ре-¦ ¦
¦ ¦чевые механизмы. Нейролингвистические предпосылки ¦ ¦
¦ ¦речевой деятельности. Язык и мозг. Теории овладения¦ ¦
¦ ¦первым языком. Бихевиористская концепция овладения ¦ ¦
¦ ¦вторым языком. Теория языкового переноса. Гипотеза ¦ ¦
¦ ¦контрастивного анализа. Аудиолингвальный метод обу-¦ ¦
¦ ¦чения второму языку. Кризис бихевиоризма. Когнити- ¦ ¦
¦ ¦вный подход к интерпретации процессов овладения ¦ ¦
¦ ¦вторым языком. Основные положения когнитивной пси- ¦ ¦
¦ ¦хологии. Основные концепции знаний, умений и навы- ¦ ¦
¦ ¦ков в области иностранного языка. ¦ ¦
¦ ¦Использование результатов психолингвистических ис- ¦ ¦
¦ ¦следований в отечественной теории и практике обу- ¦ ¦
¦ ¦чения второму языку ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.06¦Введение в этнолингвистику ¦70 ¦
¦ ¦Содержание термина "этнолингвистика", понятийный ¦ ¦
¦ ¦аппарат дисциплины, предмет и задачи. История ста- ¦ ¦
¦ ¦новления этнолингвистики. Формы существования язы- ¦ ¦
¦ ¦ка, типы языковых состояний, языковая ситуация как ¦ ¦
¦ ¦объекты этнолигвистических исследований. Националь-¦ ¦
¦ ¦но-культурная семантика слова. Праязык и пракульту-¦ ¦
¦ ¦ра. Этнические аспекты языковой политики. Этногенез¦ ¦
¦ ¦и этническая история как объекты этнолингвистики. ¦ ¦
¦ ¦Моделирование знаний и представлений в области ¦ ¦
¦ ¦материальной и духовной культуры: ¦ ¦
¦ ¦картина мира, модель мира, языковая картина мира. ¦ ¦
¦ ¦Способы представления языковой картины мира. Исто- ¦ ¦
¦ ¦рическая реконструкция модели народных знаний. Ис- ¦ ¦
¦ ¦пользование знаний по этнолингвистике в практике ¦ ¦
¦ ¦преподавания русского языка как неродного в области¦ ¦
¦ ¦материальной и духовной культуры ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.07¦Контрастивная лингвистика ¦56 ¦
¦ ¦Сравнительно-сопоставительное изучение языков и со-¦ ¦
¦ ¦поставительный метод. Этапы развития сопоставитель-¦ ¦
¦ ¦ной лингвистики, ее предмет. Понятие языка-эталона.¦ ¦
¦ ¦Структурно-функциональный подход к сопоставляемым ¦ ¦
¦ ¦языкам. Принцип сопоставления в теоретических и ¦ ¦
¦ ¦лингводидактических целях. Языковое сознание. Кон- ¦ ¦
¦ ¦груэнтность в лексике, фразеологии, словообразова- ¦ ¦
¦ ¦нии, морфологии, синтаксисе. Понятия изоморфизма и ¦ ¦
¦ ¦алломорфизма. Типы языков: флективные, агглютина- ¦ ¦
¦ ¦тивные, изолирующие и полисинтетические. Контрас- ¦ ¦
¦ ¦тивное изучение языков методом поля. Сопоставите- ¦ ¦
¦ ¦льные фонетика и фонология. Понятие трансференции и¦ ¦
¦ ¦интерференции. Виды интерференции: межъязыковая и ¦ ¦
¦ ¦внутриязыковая, прямая и косвенная. Основы сопос- ¦ ¦
¦ ¦тавительной аспектологии. Номинативные средства ¦ ¦
¦ ¦языка. Объем значения слова Контрастивная лингвис- ¦ ¦
¦ ¦тика и теория перевода ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.08¦Социолингвистика ¦80 ¦
¦ ¦Предмет и задачи социолингвистики. Понятийный аппа-¦ ¦
¦ ¦рат социолингвистики. Социолингвистика и семиотика.¦ ¦
¦ ¦Социолингвистика и коммуникация. Понятие речевого ¦ ¦
¦ ¦действия (речевого акта). Структура коммуникативной¦ ¦
¦ ¦ситуации. Модели речевого поведения. Язык и модели-¦ ¦
¦ ¦рование социального взаимодействия. Язык и полити- ¦ ¦
¦ ¦ка. Социолингвистика и становление литературных ¦ ¦
¦ ¦языков. Языковая среда как социокультурное и мето- ¦ ¦
¦ ¦дическое понятие. Методы социолингвистических ис- ¦ ¦
¦ ¦следований и сбора социолингвистических данных. ¦ ¦
¦ ¦Социолингвистические исследования современного ¦ ¦
¦ ¦русского языка и иностранных языков ¦ ¦
+------+---------------------------------------------------+-----+
¦ДПП.09¦Лингвострановедение ¦48 ¦
¦ ¦Лингвострановедение в преподавании русского языка ¦ ¦
¦ ¦как неродного. Национальная психология русского ¦ ¦
¦ ¦народа в лингвострановедении. Национально-культур- ¦ ¦
¦ ¦ная семантика русской лексики. Понятие о лексичес- ¦ ¦
¦ ¦ком фоне. Классификация безэквивалентной и фоновой ¦ ¦
¦ ¦лексики. Национально-культурная семантика историз- ¦ ¦
¦ ¦мов. Национально-культурная семантика слов "старого¦ ¦
¦ ¦быта" и "нового быта". Национально-культурная сема-¦ ¦
¦ ¦нтика ономастической и топонимической лексики. Ди- ¦ ¦
¦ ¦алог культур как сопоставление культурных тезауру- ¦ ¦
¦ ¦сов, материализующихся в разных совокупностях фоно-¦ ¦
¦ ¦вых значений. Лингвострановедческие словари, спра- ¦ ¦
¦ ¦вочники и пособия. Национально-культурная семантика¦ ¦
¦ ¦русской фразеологии. Национально-культурная семан- ¦ ¦
¦ ¦тика языковых афоризмов. Лингвострановедческая ¦ ¦
¦ ¦семантизация фонов. ¦ ¦
¦ ¦Текст в лингвострановедческом рассмотрении. ¦ ¦
¦ ¦Лингвострановедческое значение невербальных языков.¦ ¦
¦ ¦Лингвострановедческое значение соматических ¦ ¦
¦ ¦речений ¦ ¦
L------+---------------------------------------------------+------


Составители:
Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования.
Дополнение к государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования одобрено на заседании Учебно-методического совета по направлению 540300 Филологическое образование 14 декабря 2000 г. (протокол № 4).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru