Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 13.07.2001 № 1826-III ГД
"О проекте Федерального закона № 101174-3 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Официальная публикация в СМИ:
"Парламентская газета", № 110-111, 20.06.2001 (Законопроект)
"Собрание законодательства РФ", 23.07.2001, № 30, ст. 3130
(опубликован без приложений)
"Ведомости ФС РФ", 21.08.2001, № 24, ст. 1383
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 13.07.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 28.11.2001 № 2140-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 30.11.2001 № 2176-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2001 г. № 1826-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 101174-3
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 101174-3 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 101174-3

Вносится Президентом
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящим Федеральным законом устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет правового регулирования

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулируются правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, определяются правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные термины, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
"обязательное пенсионное страхование" - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (регулярного дохода), утраченного в связи с прекращением или изменением трудовой деятельности вследствие инвалидности, потери кормильца, достижения установленного законом возраста;
"обязательное страховое обеспечение" - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии;
"средства обязательного пенсионного страхования" - денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
"бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации" - форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
"обязательные платежи" - единый социальный налог (взнос) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
"страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы)" - индивидуально - возмездные обязательные платежи (сборы), уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, имеющие персональное целевое назначение - обеспечить права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете;
"стоимость страхового года" - сумма денежных средств, которые должны быть уплачены за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в определенном размере в течение одного года.

Глава 2. УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ
ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ

Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Статья 5. Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком (некоммерческой организацией), которым является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, составляющие единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона.
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статья 6. Страхователи

1. Страхователями в сфере обязательного пенсионного страхования являются:
1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам (работникам, работающим по трудовому договору или по контракту), а также выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, по авторским и лицензионным договорам:
организации и их обособленные подразделения;
индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
физические лица;
коллегии адвокатов;
2) индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона.

Статья 7. Застрахованные лица

1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
работающие по трудовому договору или по договору гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за границей, в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Страховой риск и страховой случай

Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Статья 9. Обязательное страховое обеспечение

1. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
2. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
3. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в пределах указанных средств.

Статья 10. Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
2. База для начисления страховых взносов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 11. Регистрация страхователей в органах страховщика

Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в 30-дневный срок:
для работодателей - юридических лиц, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, а также коллегий адвокатов - со дня государственной регистрации по месту их нахождения;
для граждан, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других), - со дня государственной регистрации (получения лицензии на право осуществления определенной деятельности) по месту постоянного жительства этих граждан, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности;
для граждан, осуществляющих прием на работу наемных работников по трудовому договору или по контракту, а также выплачивающих вознаграждения по гражданско - правовым договорам, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, - со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства граждан, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).
Порядок регистрации страхователей и лиц, приравненных в целях настоящего Федерального закона к страхователям, устанавливается страховщиком.

Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 12. Полномочия федеральных органов государственной власти в обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

К полномочиям федеральных органов государственной власти в обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации относятся:
установление основ правового регулирования обязательного пенсионного страхования;
установление круга лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию и имеющих право на обязательное страховое обеспечение, а также условий назначения и размеров обязательного страхового обеспечения;
установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;
утверждение бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и отчетов об их исполнении;
установление размера обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование и базы, с которой они начисляются, а также порядка взимания данных платежей и порядка осуществления страховых выплат;
установление ответственности субъектов обязательного пенсионного страхования за нарушение законодательства Российской Федерации;
определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;
управление системой обязательного пенсионного страхования;
обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации;
определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.

Статья 13. Права, обязанности и ответственность страховщика

1. Страховщик имеет право:
проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать от плательщиков страховых взносов и получать необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
получать у налоговых органов информацию о страхователях и застрахованных лицах, необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования;
осуществлять управление средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и контроль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации;
представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;
осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
2. Страховщик обязан:
подготавливать обоснование размера тарифов обязательных платежей;
назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также другие виды пенсий, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
осуществлять контроль за обоснованностью представления организациями документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;
составлять проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;
регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;
обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;
осуществлять учет поступающих средств по обязательному пенсионному страхованию;
осуществлять регистрацию страхователей;
вести учет страховых взносов лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
осуществлять ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также государственного банка данных по всем категориям плательщиков обязательных платежей;
обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;
обеспечивать своевременное включение в соответствующие части индивидуальных лицевых счетов сведений, представляемых страхователями и застрахованными лицами;
обеспечивать организацию своевременного учета инвестиционного дохода в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;
бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;
развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
3. За нарушение положений настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании страховщик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность страхователей

1. Страхователи имеют право:
участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием;
бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании, а также информацию о размерах обязательного страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;
обращаться в суд для защиты своих прав.
2. Страхователи обязаны:
зарегистрироваться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет;
представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты государственных пенсий;
выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Страхователи (юридические лица) обязаны сообщать в территориальные органы страховщика по месту регистрации:
о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) - в 3-дневный срок со дня принятия решения;
об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения - в 5-дневный срок со дня внесения изменений;
о созданном дочернем или зависимом хозяйственном обществе - не позднее чем через месяц со дня его государственной регистрации, а о филиале или представительстве - не позднее чем через месяц со дня внесения соответствующих изменений в устав создавшего их юридического лица.
4. За нарушение положений настоящего Федерального закона в части, касающейся нарушения сроков регистрации, уклонения от регистрации, за незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц органов страховщика для проведения проверки, за непредставление в установленный срок органу страховщика сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также за неправомерное несообщение сведений органу страховщика страхователи несут ответственность, предусмотренную статьями 116, 117, 124, 126 и 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа для проведения проверки, непредставление налоговому органу сведений, а также неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Статья 15. Права, обязанности и ответственность застрахованных лиц

1. Застрахованные лица имеют право:
через представительные органы работников и работодателей участвовать в совершенствовании системы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;
беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
своевременно и полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
защищать свои права, в том числе в судебном порядке.
2. Застрахованные лица обязаны:
предъявлять страховщику содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
сообщать страховщику обо всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового обеспечения;
соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия.
3. В случае невыполнения указанных в настоящей статье обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ими ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Статья 16. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных средств.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.
3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также средства, направляемые на инвестирование.
4. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

Статья 17. Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
страховых взносов;
сумм пеней и иных финансовых санкций;
доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий, государственных пенсий, назначенных по Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также на финансирование расходов по доставке и пересылке пенсий, установленных законодательством Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статья 18. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются:
на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
на доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
на финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
на иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
2. Средства, образовавшиеся в результате того, что поступления единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, превышают расходы на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, расходуются в следующем порядке:
на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;
на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
3. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в среднесрочной и долгосрочной перспективе в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.
Размер, а также порядок формирования и расходования этого резерва определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статья 20. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава 5. УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Статья 21. Установление тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Размеры тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исходя из актуарных расчетов на плановый бюджетный период.

Статья 22. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

Порядок и сроки уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 23. Порядок и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа

1. Страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
2. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Максимальный размер фиксированного платежа не может превышать сумму страховых взносов, рассчитываемых исходя из применения верхней ставки регрессивной шкалы, устанавливающей тарифы страховых взносов на плановый год для соответствующей категории страхователей.
3. Минимальный размер фиксированного платежа устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и является обязательным для уплаты.
4. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

1. Застрахованные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, связанные с дополнительной уплатой в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов, сверх взносов, уплаченных за них страхователем, и самостоятельно уплачивать за себя страховые взносы.
Граждане Российской Федерации, работающие за пределами Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя.
Граждане вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо.
2. Граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов в порядке, установленном пунктами 1, 2 и 4 статьи 23 настоящего Федерального закона.
При этом уплаченные страховые взносы учитываются при определении прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.

Статья 25. Пенсионная книжка застрахованного лица

1. Пенсионная книжка застрахованного лица выдается гражданам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и служит для отражения информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации.
2. Застрахованное лицо самостоятельно пополняет содержание пенсионной книжки путем включения в нее ежегодных выписок о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получаемых из Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Рассмотрение и разрешение споров по вопросам обязательного пенсионного страхования

Письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного пенсионного страхования, рассматривается органом страховщика в течение месяца со дня получения указанного заявления. О принятом решении орган страховщика сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.
В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым органом страховщика решением спор подлежит разрешению в вышестоящем органе страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обязательного пенсионного страхования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Право застрахованного лица на передачу своих накоплений в негосударственный пенсионный фонд

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд в порядке, установленном федеральным законом, начиная с 1 января 2004 года.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" разработан в целях реформирования пенсионной системы в Российской Федерации.
Законопроектом устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права законопроектом регулируются отношения в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, определяются правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования, а также устанавливаются основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования.
Базой для разработки законопроекта являются Федеральные законы "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об основах обязательного социального страхования", "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации".
Законопроектом устанавливается круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяются виды страхового обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.
Законопроектом определяется страховщик в сфере обязательного пенсионного страхования - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Законопроектом определяется порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования, включая вопросы финансирования выплаты базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также вопросы установления фиксированных платежей для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
Законопроектом регулируются вопросы установления порядка и сроков уплаты страховых взносов. Кроме того, определяются порядок регистрации страхователей в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, ответственность за уклонение от регистрации в качестве страхователей, а также вопросы представления страхователями отчетности с учетом положений Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и Налогового кодекса Российской Федерации.
Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования законопроектом предусматривается, что за счет части платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации создается неперсонифицированный резерв, который призван обеспечить безусловное выполнение обязательств перед застрахованными лицами.
Проектом предусматривается возможность добровольного участия застрахованных лиц, а также иных категорий граждан в системе обязательного пенсионного страхования.






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проектом Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определяются источники формирования и направления использования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Действие законопроекта распространяется на 36,8 млн. получателей трудовых пенсий, финансирование выплаты пенсий которым составит основу расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Формирование доходной части бюджета фонда предусматривается осуществлять за счет двух основных источников - страховых взносов, уплачиваемых за наемных работников, и фиксированного платежа, уплачиваемого гражданами, самостоятельно обеспечивающими себя работой.
По прогнозу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации численность, застрахованных лиц, работающих по найму, за которых уплачиваются страховые взносы, составит в 2002 году 50,24 млн. человек. Численность граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, составит 11,5 млн. человек, из которых по прогнозу около 2,9 млн. человек не смогут выработать страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, и будут уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Суммарные доходы от уплаты страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии к 2004 году превысят 100 млрд. рублей.
Относительно благоприятная демографическая ситуация, дополнительные поступления в бюджет фонда от введения фиксированного платежа, а также использование профицита федерального бюджета позволят поддержать сбалансированность страховой части пенсионной системы без снижения уровня пенсионного обеспечения нынешних получателей трудовых пенсий, а также изыскать источники формирования накопительной части трудовой пенсии для будущих пенсионеров.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru