Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 12.07.2001 № 1800-III ГД
"О проекте Федерального закона № 76942-3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства РФ", 23.07.2001, № 30, ст. 3104
(опубликован без приложений)
"Ведомости ФС РФ", 01.08.2001, № 22, ст. 1345
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 12.07.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 17.10.2001 № 1966-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" возвращен ГД ФС РФ к процедуре второго чтения (Постановление ГД ФС РФ от 31.10.2001 № 2029-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 31.10.2001 № 2030-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 01.11.2001 № 2042-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2001 г. № 1800-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 76942-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 20
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 76942-3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Г.В. Боосом.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 76942-3
28 марта 2001 года

Вносится депутатом
Государственной Думы
БООСОМ Г.В.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СТАТЬЮ 20 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1. Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18) дополнить разделом IX следующего содержания:

"Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ

Статья 1. Общие положения

Налог с продаж (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога с продаж (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели.
2. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.

Статья 3. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в розницу.
2. В целях настоящей главы под реализацией товаров (работ, услуг) в розницу понимается получение налогоплательщиком наличных денежных средств от покупателя (заказчика, отправителя) товаров (работ, услуг), предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Статья 4. Операции, не подлежащие налогообложению

Не подлежит налогообложению реализация в розницу следующих товаров (работ, услуг):
1) хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
2) детской одежды и обуви;
3) лекарств, протезно - ортопедических изделий;
4) жилищно - коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;
5) зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;
6) путевок (курсовок) в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов;
7) товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно - производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;
8) услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры) концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально - зрелищных, культурно - просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и абонементов;
9) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
10) услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
11) услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащих лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов;
12) ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями;
13) услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
14) услуг туристических фирм, связанных с поездками по территории Российской Федерации и государств - участников Содружества Независимых Государств;
15) других товаров (работ, услуг) по перечню, устанавливаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Налоговая база

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Статья 6. Налоговый период

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Статья 7. Налоговая ставка

1. Налоговая ставка устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 процентов.
2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки, установленной пунктом 1 настоящей статьи.
3. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).

Статья 8. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара (работы, услуги) без учета налога.
Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
2. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком по итогам каждого налогового (отчетного) периода определяется как результат сложения всех сумм налога, предъявленных за этот период и полученных от покупателей (заказчиков, отправителей) при оплате ими приобретаемых у этого налогоплательщика товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 9 настоящей главы.
3. Отчетный период, порядок и сроки уплаты налога, а также представления соответствующей отчетности устанавливаются законом о налоге, принимаемым законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.

Статья 9. Порядок и сроки возврата налога организациям и индивидуальным предпринимателям

1. Суммы налога, уплаченные организациями и (или) индивидуальными предпринимателями при приобретении за наличный расчет товаров (работ, услуг), использованных для предпринимательской деятельности, подлежат возврату указанным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям по их письменным заявлениям на основании документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Возврат сумм налога производится при предъявлении организациями и (или) индивидуальными предпринимателями следующих документов:
1) копии кассового чека, подтверждающей уплату организацией и (или) индивидуальным предпринимателем товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами;
2) справки организации и (или) индивидуального предпринимателя об использовании для предпринимательской деятельности товаров (работ, услуг), при оплате которых налог с продаж уплачен в сумме, подтвержденной кассовыми чеками.
3. Если налогоплательщик является покупателем (заказчиком, исполнителем) товаров (работ, услуг), используемых для предпринимательской деятельности, то сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком по итогам каждого налогового (отчетного) периода, определяется как разница между суммой налога, исчисляемой в соответствии с пунктом 2 статьи 8 настоящей главы, и суммой налога, уплаченной налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для предпринимательской деятельности.
4. Организации и (или) индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы заявления о возврате налога и документы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, не позднее 30 дней по окончании налогового (отчетного) периода.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

4. Налоговый орган в течение двух недель после получения заявления о возврате налога организации и (или) индивидуальному предпринимателю и представлении ими документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимает решение о возврате им налога и в тот же срок направляет это решение на исполнение в орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органом федерального казначейства в течение двух недель считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено органом федерального казначейства по истечении семи дней считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату организации и (или) индивидуальному предпринимателю, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Статья 10. Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации

1. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.
2. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется как доля суммы налога, полученной обособленным структурным подразделением организации от покупателей (заказчиков, отправителей) в общей сумме налога по организации, умноженная на сумму налога, подлежащую уплате по организации в целом.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащего уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации."

Статья 2. В статью 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 527; № 34, ст. 1976; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3593; 1998, № 31, ст. 3816; № 43, ст. 5213; 1999, № 7, ст. 879; № 25, ст. 3041; № 28, ст. 3475; 2000, № 32, ст. 3341) внести следующие изменения:
в абзаце втором подпункта "д" пункта 1 слова "и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения" исключить;
пункт 3 исключить.

Статья 3. Субъекты Российской Федерации вправе принять законы о введении в действие налога с продаж, о соответствующих налоговых ставках, отчетном периоде, порядке и сроках уплаты налога, представлении соответствующей отчетности, а также перечне товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, в 2001 году.
Указанные законы субъектов Российской Федерации вступают в силу с 1 января 2002 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением статей 1 и 2 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2002 года.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 20
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. 30 января 2001 года Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление № 2-П по делу о проверке конституционности положений подпункта "д" пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в связи с запросом арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью "Русская тройка" и ряда граждан.
Согласно данному Постановлению были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, в частности, положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" "как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации и правоприменительной практики".
При этом Конституционный Суд постановил, что "указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года".
2. В целях приведения отдельных положений статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части налога с продаж в соответствие с Конституцией Российской Федерации подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
С учетом упомянутого выше Постановления Конституционного Суда в законопроекте предлагаются следующие изменения в действующее законодательство о налоге с продаж:
- вводится определение объекта налогообложения как операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации исключительно в розницу;
- исключается право субъектов Российской Федерации дополнять перечень облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг);
- устраняется возможность двойного обложения налогом с продаж организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары (работы, услуги) для дальнейшего их использования в предпринимательской деятельности;
- исключены неопределенные понятия, которые не имеют юридического содержания и различно трактуются в правоприменительной практике, а именно: "реализация товаров (работ, услуг) оптом", "дорогостоящие товары", "услуги и товары не первой необходимости" и т.п.;
- предусмотрена возможность установления налоговой ставки в размере 5 процентов включительно, а не до 5 процентов, как это сформулировано в действующем законодательстве о налоге с продаж.
3. В законопроекте предлагается также уточнить ряд положений действующего законодательства о налоге с продаж в целях приведения их в соответствие с частью первой Налогового кодекса. В частности:
- с учетом статьи 11 Налогового кодекса из перечня налогоплательщиков исключены филиалы и иные обособленные структурные подразделения организации. При этом статьей 10 законопроекта предусмотрена уплата организацией налога с продаж как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения ее обособленных структурных подразделений;
- более четко определены такие существенные элементы налогообложения как налоговая база и порядок исчисления налога;
- дополнительно введено определение налогового периода по налогу с продаж;
- исходя из статьи 8 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса освобождение от налогообложения ряда товаров (работ, услуг) не ставится в зависимость от формы собственности организаций, осуществляющих их производство и реализацию.
4. Представленный законопроект предусматривает включение новой редакции налога с продаж в качестве главы 27 в часть вторую Налогового кодекса, которая должна вступить в силу с 1 января 2002 года.
Одновременно предлагается признать утратившей силу с 1 января 2002 года ныне налога с продаж, которая изложена в пункте 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
5. В целях обеспечения возможности взимания налога с продаж начиная с 1 января 2002 года законопроект предоставляет законодательным органам субъектов Российской Федерации право в 2001 году принимать законы о введении в действие налога с продаж.






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 20 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не потребует расходов из федерального бюджета.
Необходимость принятия вышеуказанного законопроекта вызвана в первую очередь требованиями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 г. № 2-П. В случае непринятия предлагаемого законопроекта с 1 января 2002 года налог с продаж не будет подлежать взиманию на территориях субъектов Российской Федерации, что приведет к существенному сокращению доходов региональных и местных бюджетов и, очевидно, потребует корректировки сложившихся пропорций межбюджетных отношений.






ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ
ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И СТАТЬЮ 20 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не потребует дополнительных изменений в законодательстве Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru