Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 28.06.2001 № 1727-III ГД
"О проекте Федерального закона № 95348-3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
(вместе с заключением Правительства РФ от 26.04.2001 № 2533п-П4)

Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства РФ", 09.07.2001, № 28, ст. 2872
(опубликован без приложений)
"Ведомости ФС РФ", 11.07.2001, № 20, ст. 1198
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 28.06.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 18.04.2002 № 2665-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 26.04.2002 № 2703-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2001 г. № 1727-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 95348-3
"ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 95348-3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по государственному строительству в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по государственному строительству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 95348-3

Вносится Президентом
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Адвокатская деятельность

Адвокатской деятельностью является юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам (далее - клиенты) путем правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской.
Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая клиентам:
работниками правовых служб предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;
владельцами и работниками зарегистрированных в установленном порядке организаций, хозяйственных обществ и товариществ, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
нотариусами, патентными или частными поверенными либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности, не связанной с адвокатской.

Статья 2. Адвокат

Адвокатом является лицо, которое в установленном настоящим Федеральным законом порядке получило статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым консультантом по правовым вопросам и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
Оказывая юридическую помощь, адвокат:
дает устные и письменные консультации и справки по правовым вопросам;
составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
участвует в качестве представителя интересов или защитника клиентов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве на всей территории Российской Федерации;
представляет интересы клиентов при производстве по делам об административных правонарушениях;
представляет интересы клиентов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и организациях на всей территории Российской Федерации;
представляет интересы клиентов в судопроизводстве, в государственных и негосударственных органах на территориях иностранных государств, а также в международных судебных органах и иных международных организациях, если это установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
оказывает иную юридическую помощь, не запрещенную законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Адвокатура

Адвокатура является профессиональным сообществом лиц, получивших статус адвоката и занимающихся адвокатской деятельностью. Адвокатура является институтом гражданского общества и не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре

Законодательство Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих указанные вопросы, и принимаемых в соответствии с ними законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Порядок использования терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе

Использование при наименовании организации терминов "адвокатская деятельность", "адвокат", "адвокатура", "адвокатская палата", "совет адвокатов" либо словосочетаний, включающих в себя эти термины, а также других относящихся к адвокатской деятельности терминов, установленных настоящим Федеральным законом, допускается только после приобретения лицами статуса адвоката в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Государственная политика в области адвокатской деятельности

В целях обеспечения адвокатской деятельности и доступности для населения юридической помощи органы государственной власти устанавливают гарантии независимости адвокатуры Российской Федерации, предусматривают для адвокатов, их организаций и объединений финансирование расходов адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, оказывают содействие адвокатам, их организациям и объединениям в получении необходимых служебных помещений, средств связи и организационной техники.

Статья 7. Реестры адвокатов

Министерство юстиции Российской Федерации ведет Федеральный реестр адвокатов (далее - Федеральный реестр), а его территориальные органы - Реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - Реестр), который подлежит опубликованию в средствах массовой информации субъекта Российской Федерации не реже двух раз в год.
Органы юстиции Российской Федерации и органы юстиции субъектов Российской Федерации выдают свидетельства о включении адвокатов соответственно в Федеральный реестр и Реестр.

Глава 2. АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 8. Полномочия адвоката

Правовой статус адвоката при осуществлении им защиты или представительства клиентов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, а также при производстве по делам об административных правонарушениях регламентируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Выступая в качестве защитника, представителя либо консультанта клиента, адвокат вправе:
собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать и получать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать указанные документы или их копии;
опрашивать лиц (с их согласия), предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат выступает в качестве защитника, представителя либо консультанта;
собирать и представлять предметы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
беспрепятственно встречаться со своим клиентом наедине (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность;
фиксировать с помощью технических средств или иным законным способом информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат выступает в качестве защитника или представителя, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;
совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Адвокат не вправе:
занимать по делу позицию вопреки воле клиента, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора клиента;
делать публичные заявления о доказанности вины клиента, если тот ее отрицает;
отказаться от принятой на себя защиты.
Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, запрещается.

Статья 9. Обязанности адвоката

Адвокат обязан:
честно и добросовестно отстаивать права и интересы клиента всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;
выполнять требования об обязательном участии адвоката в уголовном судопроизводстве (по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда), а также оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;
соблюдать правила адвокатской этики и решения органов адвокатского самоуправления.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Адвокатская тайна

Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему клиенту.
Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.
Прослушивание телефонных и иных переговоров адвоката, обследование помещений, в которых он оказывает юридическую помощь, досмотр, изъятие материалов и документов, составляющих досье адвоката по делам его клиентов, проведение других оперативно - розыскных мероприятий, нарушающих адвокатскую тайну, запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 3. СТАТУС АДВОКАТА

Статья 11. Приобретение статуса адвоката

Правом на приобретение статуса адвоката и занятие адвокатской деятельностью в Российской Федерации обладают лица:
1) имеющие высшее юридическое образование, полученное в государственном или ином имеющем государственную аккредитацию по юридической специальности образовательном учреждении высшего профессионального образования;
2) имеющие стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прошедшие стажировку в адвокатском кабинете или адвокатском бюро;
3) не совершившие порочащих их поступков.
Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия) после сдачи претендентом на статус адвоката (далее - претендент) квалификационного экзамена.
Решение о присвоении статуса адвоката лицу, имеющему стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, или присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, или почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", отвечающему требованиям пунктов 1 - 3 части первой настоящей статьи и не подпадающему под действие статьи 12 настоящего Федерального закона, принимается квалификационной комиссией без сдачи квалификационного экзамена, на основании заявления претендента и при наличии документов, указанных в части второй статьи 13 настоящего Федерального закона.
Адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в соответствии с настоящим Федеральным законом, допускаются к оказанию юридической помощи клиентам на территории Российской Федерации, в случае если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Ограничения на приобретение статуса адвоката

Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и занятие адвокатской деятельностью лица:
признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
в отношении которых было принято решение о прекращении статуса адвоката по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 6, 8 и 9 части первой статьи 19 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Допуск к квалификационному экзамену

Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 - 3 части первой статьи 11 и не подпадающее под действие статьи 12 настоящего Федерального закона, имеет право обратиться в квалификационную комиссию с заявлением о допуске к квалификационному экзамену и присвоении статуса адвоката.
Претендент помимо личного заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, сведения о себе по установленной форме, копию трудовой книжки, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с просьбой о проверке либо подтверждении достоверности указанных сведений. Эти органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки либо подтвердить достоверность сведений не позднее чем через месяц со дня получения просьбы квалификационной комиссии.
После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Отказ в допуске к квалификационному экзамену может быть обжалован в суд.
Запрещается отказ в допуске к квалификационному экзамену по мотивам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 14. Квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен проводится в устной форме либо в форме компьютерного тестирования.
Перечень вопросов, предлагаемых сдающим квалификационный экзамен претендентам, а также положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов разрабатываются Федеральной палатой адвокатов совместно с Российской академией наук и утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации.
Претендент, не выдержавший квалификационный экзамен, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через год.

Статья 15. Присвоение статуса адвоката

Лицу присваивается статус адвоката со дня принятия решения об этом квалификационной комиссией.
Квалификационная комиссия не имеет права отказать лицу, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствующие допуску к квалификационному экзамену. Отказ в присвоении статуса адвоката может быть обжалован в суд.
Статус адвоката не ограничен определенным сроком, кроме случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 16. Присяга адвоката

Претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, при присвоении ему статуса адвоката приносит следующую присягу:
"Торжественно клянусь честно и добросовестно выполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы личности, общества и государства, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и нормами профессиональной этики".

Статья 17. Свидетельство о внесении в Реестр

Квалификационная комиссия в недельный срок уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката орган юстиции субъекта Российской Федерации, который в месячный срок после получения уведомления выдает лицу, получившему статус адвоката, свидетельство о внесении в Реестр.
Форма свидетельства утверждается Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов. В свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество адвоката, его регистрационный номер в Реестре, в нем также должна быть фотография адвоката.
Отказ в выдаче свидетельства о внесении в Реестр либо невыдача его могут быть обжалованы в суд.
Свидетельство о внесении в Реестр является единственным документом, подтверждающим статус и полномочия адвоката.
В необходимых случаях адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения. Форма ордера утверждается Министерством юстиции Российской Федерации.
Адвокат, переехавший на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации, уведомляет об этом адвокатские палаты субъектов Российской Федерации по прежнему и новому месту жительства для внесения необходимых изменений в Реестр.

Статья 18. Приостановление статуса адвоката

Статус адвоката и осуществление адвокатской деятельности приостанавливаются в следующих случаях:
избрание адвоката в законодательный (представительный) орган государственной власти или орган местного самоуправления;
назначение адвоката на должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления;
призыв адвоката на военную службу;
признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Решение о приостановлении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия, присвоившая данному лицу статус адвоката. О принятом решении квалификационная комиссия в недельный срок извещает в письменном виде адвоката, а также соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации.

Статья 19. Прекращение статуса адвоката

Статус адвоката и осуществление адвокатской деятельности прекращаются в следующих случаях:
1) подача заявления об этом самим адвокатом;
2) вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) неспособность адвоката в течение более чем шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам;
4) отсутствие в адвокатской палате субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев уведомления об открытии адвокатского кабинета либо о вступлении в адвокатское бюро лица, которому присвоен статус адвоката;
5) невозобновление без уважительных причин лицом, чей статус адвоката был приостановлен, адвокатской деятельности в течение шести месяцев со дня прекращения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления статуса адвоката;
6) смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
7) совершение поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвоката;
8) неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом своих обязанностей перед клиентом, а также неисполнение решений адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, принятых в пределах ее компетенции;
9) вступление в законную силу приговора суда о лишении адвоката свободы в связи с признанием его виновным в совершении умышленного преступления либо судебного решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера;
10) выявление обстоятельств, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.
Решение о прекращении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия, присвоившая данному лицу статус адвоката. Это решение может быть обжаловано в суд.
О принятом решении квалификационная комиссия в недельный срок извещает в письменном виде лицо, чей статус адвоката прекращен, а также соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации. Указанный орган вносит необходимые изменения в Реестр и информирует правоохранительные органы и суды об адвокатах, чьи полномочия прекращены.
В случае, если Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган располагает данными, являющимися основанием для прекращения статуса адвоката, а квалификационная комиссия не прекратила статус адвоката данного лица, Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган направляет представление в соответствующую адвокатскую палату субъекта Российской Федерации. При уклонении квалификационной комиссии от принятия решения в месячный срок орган юстиции, направивший представление, вправе прекратить статус адвоката.
Решение органа юстиции о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.

Статья 20. Гарантии независимости адвоката

Вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, осуществляемую в рамках законодательства Российской Федерации, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается.
Адвокат не может быть привлечен к дисциплинарной, гражданской, административной или уголовной ответственности за мнение, выраженное им при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Истребование от адвокатов, а также от других работников адвокатских кабинетов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретному делу, не допускается.
В случае угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество адвоката или членов его семьи, связанной с осуществлением им своей профессиональной деятельности, адвокат имеет право обратиться в соответствующий территориальный орган внутренних дел, который обязан принять необходимые меры по обеспечению безопасности указанных лиц и сохранности принадлежащего им имущества.
Уголовное дело в отношении адвоката может быть возбуждено только по решению прокурора с согласия суда. Следствие по возбужденному уголовному делу проводится следователем прокуратуры.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТУРЫ

Статья 21. Формы организации адвокатской деятельности

Адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро).
Право выбора формы организации и места осуществления адвокатской деятельности остается за адвокатами при обязательном уведомлении адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Статья 22. Адвокатский кабинет

Адвокат, принявший решение осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывает адвокатский кабинет, уведомляя об этом адвокатскую палату субъекта Российской Федерации. Уведомление подписывается адвокатом и направляется в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации заказным письмом. В уведомлении указываются сведения об адвокате, адрес адвокатского кабинета, порядок осуществления связи с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, а также другие необходимые сведения. Нотариально заверенная копия уведомления представляется в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации.
Адвокатский кабинет не является юридическим лицом, имеет расчетный и другие счета в банках и иных кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также печать, штампы и бланки со своим наименованием и указанием субъекта Российской Федерации, на территории которого он открыт.
Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и клиентом и регистрируются в документации адвокатского кабинета. За неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств адвокат несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Адвокатское бюро

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.
Об учреждении адвокатского бюро партнеры уведомляют адвокатскую палату субъекта Российской Федерации.
Уведомление подписывается всеми партнерами и направляется в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации заказным письмом. В уведомлении указываются сведения о партнерах, адрес адвокатского бюро, порядок осуществления связи с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, а также другие необходимые сведения. Нотариально заверенная копия уведомления представляется в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации.
Адвокатское бюро является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках и иных кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также печать, штампы и бланки со своим наименованием и указанием субъекта Российской Федерации, на территории которого оно учреждено.
Адвокатское бюро вправе, с соблюдением требований, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, открывать филиалы на территории субъекта Российской Федерации, где оно осуществляет свою профессиональную деятельность, или на территориях других субъектов Российской Федерации.
Адвокаты, принимаемые в адвокатское бюро после его регистрации, становятся партнерами.
Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском бюро заключаются между адвокатом и клиентом и регистрируются в документации адвокатского бюро. За неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств адвокатское бюро несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Порядок управления деятельностью адвокатского бюро определяется его уставом.

Статья 24. Оплата труда адвоката

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и клиентом.
В соглашении определяется, в частности, размер гонорара адвоката и порядок покрытия расходов адвоката, связанных с оказанием юридической помощи клиенту.
За счет гонорара производится оплата труда адвоката, а также его помощников и стажеров.
Труд адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве без заключения соглашения с клиентом в качестве защитника (по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда), оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов федерального бюджета.
Размер гонорара адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве в качестве защитника (по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда), и порядок компенсации за оказание бесплатной юридической помощи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Оказание бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации

Бесплатная юридическая помощь гражданам Российской Федерации оказывается в следующих случаях:
истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
участникам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, инвалидам I и II группы, пенсионерам по возрасту - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
физическим лицам - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
физическим лицам, пострадавшим от политических репрессий, в том числе реабилитированным, - по вопросам, связанным с реабилитацией.
Учитывая материальное положение клиента, адвокатское бюро или адвокат, осуществляющий свою деятельность индивидуально, могут освободить клиента от оплаты оказываемой ему юридической помощи.

Статья 26. Помощник адвоката

Адвокат вправе иметь помощников. Помощником адвоката может быть лицо, имеющее высшее или незаконченное высшее юридическое образование, отвечающее требованиям пунктов 1 и 3 части первой статьи 11 и не подпадающее под действие статьи 12 настоящего Федерального закона.
Помощник адвоката не имеет права самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью.
Помощник адвоката обязан хранить адвокатскую тайну.

Статья 27. Стажер адвоката

Адвокат, имеющий адвокатский стаж не менее пяти лет, вправе иметь стажеров. Для стажировки отбираются на конкурсной основе лица, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее одного года, отвечающие требованиям пунктов 1 - 3 части первой статьи 11 и не подпадающие под действие статьи 12 настоящего Федерального закона.
Стажер осуществляет свою деятельность под руководством адвоката, выполняя его отдельные поручения. Стажер не имеет права самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью.
Стажер обязан хранить адвокатскую тайну.

Статья 28. Состав адвокатуры

Адвокаты, включенные в Реестр органом юстиции субъекта Российской Федерации, составляют адвокатуру этого субъекта Российской Федерации.
Адвокаты, включенные в Федеральный реестр Министерством юстиции Российской Федерации, составляют адвокатуру Российской Федерации.

Статья 29. Органы адвокатского самоуправления

Высшим органом корпоративного самоуправления адвокатуры субъекта Российской Федерации является ежегодное собрание адвокатов. Собрание рассматривает и решает в соответствии с законодательством Российской Федерации любые вопросы, относящиеся к адвокатской деятельности, формирует органы адвокатского самоуправления: адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, ревизионную и квалификационную комиссии, суд чести, а также избирает делегатов съезда адвокатов Российской Федерации.
Решения ежегодного собрания адвокатов являются обязательными для всего состава адвокатуры субъекта Российской Федерации.
Высшим органом корпоративного самоуправления адвокатуры Российской Федерации является съезд адвокатов Российской Федерации, созываемый не реже одного раза в два года. Съезд в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе рассматривать и решать любые вопросы, относящиеся к адвокатской деятельности. Съезд формирует органы адвокатуры: Федеральную палату адвокатов и ревизионную комиссию, действующую при этой Палате.
Решения съезда адвокатов Российской Федерации обязательны для всего состава адвокатуры Российской Федерации.

Статья 30. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации является высшим органом корпоративного самоуправления адвокатуры субъекта Российской Федерации в периоды между ежегодными собраниями адвокатов.
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации избирается на первом после принятия настоящего Федерального закона собрании адвокатов в количестве не более 15 человек из состава адвокатуры субъекта Российской Федерации. В дальнейшем каждое последующее собрание адвокатов обновляет состав палаты не менее чем наполовину.
После того как адвокатская палата субъекта Российской Федерации сформирована, ее члены избирают из своего состава президента адвокатской палаты и одного или нескольких вице - президентов сроком на два года. Президент и вице - президенты адвокатской палаты могут совмещать выборную работу с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в палате в размере, определяемом ежегодным собранием адвокатов. Другим членам палаты в том же порядке возмещаются расходы, связанные с их работой в палате.
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках и иных кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также печать, штампы и бланки со своим наименованием и указанием субъекта Российской Федерации, на территории которого она образована.
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации регистрируется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
На территории субъекта Российской Федерации создается только одна адвокатская палата, которая не может образовывать свои структурные подразделения на территориях других субъектов Российской Федерации. Создание межсубъектных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные функции:
обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В этих целях палата вправе оказывать финансовую и иную помощь адвокатским бюро и адвокатским кабинетам, создаваемым по инициативе органов местного самоуправления;
устанавливает порядок оказания адвокатами юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда, а также в иных случаях, доводит указанный порядок до сведения адвокатов и контролирует его исполнение;
представляет адвокатуру субъекта Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и организациях;
содействует повышению профессионального уровня адвокатов;
рассматривает жалобы на действия адвокатов и их организаций;
защищает социальные и профессиональные права адвокатов;
содействует обеспечению адвокатов и их организаций помещениями для работы;
организует информационное обеспечение адвокатов;
занимается методической и издательской деятельностью;
осуществляет иные функции, отнесенные к компетенции адвокатуры субъекта Российской Федерации настоящим Федеральным законом и возложенные на палату ежегодным собранием адвокатов.
Заседания адвокатской палаты субъекта Российской Федерации созываются президентом палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов палаты.
Решения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации принимаются простым большинством голосов членов палаты, участвующих в заседании.
Собрание адвокатов, образуя адвокатскую палату субъекта Российской Федерации:
утверждает регламент палаты;
определяет местонахождение палаты;
формирует источники образования и порядок использования средств и имущества палаты, утверждает смету расходов на ее содержание;
утверждает штатное расписание аппарата палаты;
устанавливает полномочия палаты по применению мер поощрения и мер ответственности адвокатов;
определяет полномочия президента палаты по руководству ее деятельностью;
принимает другие решения по организации работы палаты в целях наиболее эффективного исполнения ее основных функций.
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации не имеет права осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
По всем вопросам деятельности адвокатская палата субъекта Российской Федерации подотчетна и подконтрольна ежегодному собранию адвокатов, которое вправе изменить или отменить любое решение палаты.

Статья 31. Средства адвокатской палаты субъекта Российской Федерации

Средства адвокатской палаты субъекта Российской Федерации образуются из отчислений, осуществляемых адвокатами и их организациями для оплаты затрат на общие нужды адвокатуры субъекта Российской Федерации и палаты в размерах и порядке, определяемых ежегодным собранием адвокатов.
К затратам на общие нужды адвокатуры и адвокатской палаты субъекта Российской Федерации относятся расходы на заработную плату и возмещение расходов адвокатов, исполняющих управленческие функции в палате, заработную плату работников аппарата палаты, материальное обеспечение деятельности адвокатуры, в том числе финансовое обеспечение доступности юридической помощи, а также - по решению ежегодного собрания адвокатов - расходы на оплату юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам Российской Федерации бесплатно, и иные виды расходов.

Статья 32. Федеральная палата адвокатов

Федеральная палата адвокатов является высшим органом корпоративного самоуправления адвокатуры Российской Федерации в периоды между съездами адвокатов Российской Федерации.
Федеральная палата адвокатов избирается на первом после принятия настоящего Федерального закона съезде адвокатов Российской Федерации в количестве 36 человек из состава адвокатуры Российской Федерации. В состав Палаты входят президент Федеральной палаты адвокатов, который избирается съездом адвокатов Российской Федерации прямым голосованием сроком на два года, и 35 членов Палаты. В дальнейшем каждый следующий съезд адвокатов Российской Федерации обновляет состав Палаты не менее чем наполовину.
После того как Федеральная палата адвокатов сформирована, а также после каждой ротации члены Палаты избирают из своего состава трех вице - президентов палаты.
Президент и вице - президенты Федеральной палаты адвокатов могут совмещать выборную работу с адвокатской деятельностью, получая при этом денежное вознаграждение за работу в Палате в размере, определяемом съездом адвокатов Российской Федерации. Другим членам Палаты в том же порядке возмещаются расходы, связанные с их работой в Палате.
Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках и иных кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Федеральная палата адвокатов регистрируется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В Российской Федерации образуется только одна Федеральная палата адвокатов. Формирование других органов адвокатского самоуправления с аналогичными функциями не допускается.
Федеральная палата адвокатов осуществляет следующие основные функции:
представляет адвокатуру Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и организациях;
координирует деятельность адвокатских палат субъектов Российской Федерации;
содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров;
защищает социальные и профессиональные права адвокатов;
участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;
рассматривает жалобы на действия адвокатов и их организаций;
разрабатывает совместно с адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации единые правила поведения адвокатов и нормы адвокатской этики при осуществлении адвокатской деятельности;
организует информационное обеспечение адвокатов;
обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации;
занимается методической и издательской деятельностью;
осуществляет иные функции, отнесенные к компетенции адвокатуры Российской Федерации настоящим Федеральным законом и возложенные на Палату съездом адвокатов Российской Федерации.
Заседания Федеральной палаты адвокатов созываются президентом Палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Палаты.
Решения Федеральной палаты адвокатов принимаются простым большинством голосов членов Палаты, участвующих в заседании.
Съезд адвокатов Российской Федерации:
утверждает устав Федеральной палаты адвокатов;
определяет местонахождение Палаты;
формирует источники образования и порядок использования средств и имущества Палаты, утверждает смету расходов на ее содержание;
утверждает штатное расписание аппарата Палаты;
устанавливает полномочия Палаты по применению мер поощрения и мер ответственности адвокатов;
определяет полномочия президента Палаты по руководству ее деятельностью;
принимает другие решения по организации работы Палаты в целях наиболее эффективного исполнения ее основных функций.
Федеральная палата адвокатов не имеет права осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
По всем вопросам деятельности Федеральная палата адвокатов подотчетна и подконтрольна съезду адвокатов Российской Федерации, который вправе изменить или отменить любое решение Палаты.

Статья 33. Средства Федеральной палаты адвокатов

Средства Федеральной палаты адвокатов образуются из отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации для оплаты затрат на общие нужды адвокатуры Российской Федерации и Палаты в размерах и порядке, определяемых съездом адвокатов Российской Федерации.
К затратам на общие нужды Федеральной палаты адвокатов относятся расходы на заработную плату и возмещение расходов адвокатов, исполняющих управленческие функции в Палате, заработную плату работников аппарата Палаты, материальное обеспечение деятельности адвокатуры Российской Федерации, а также иные виды расходов.

Статья 34. Ревизионные комиссии

При адвокатской палате субъекта Российской Федерации и при Федеральной палате адвокатов создаются ревизионные комиссии, которые проводят ревизии финансовой деятельности соответственно адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов.
Об итогах своей деятельности ревизионные комиссии докладывают соответственно ежегодному собранию адвокатов и съезду адвокатов Российской Федерации.

Статья 35. Квалификационные комиссии

При адвокатских палатах субъектов Российской Федерации создаются квалификационные комиссии для приема квалификационных экзаменов у лиц, подавших заявления о присвоении статуса адвоката.
Квалификационная комиссия создается сроком на два года в количестве 12 человек: шести представителей адвокатуры субъекта Российской Федерации, которые назначаются адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, двух представителей органа юстиции в субъекте Российской Федерации, двух представителей законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации из числа лиц, не являющихся государственными служащими или депутатами, и по одному представителю суда общей юрисдикции и арбитражного суда в субъекте Российской Федерации. Представителями адвокатуры в квалификационной комиссии могут быть адвокаты, имеющие стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Состав квалификационной комиссии утверждается адвокатской палатой. Председателем квалификационной комиссии является президент палаты.
Заседания квалификационной комиссии созываются председателем комиссии по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов комиссии.
Решения квалификационной комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании.
Члены квалификационной комиссии за свою деятельность в комиссии получают вознаграждение в размере, определяемом ежегодным собранием адвокатов.

Статья 36. Суды чести

В целях поддержания высокого морального и профессионального уровня адвокатов, обеспечения неуклонного исполнения ими присяги адвоката при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации образуются суды чести.
Суды чести образуются ежегодным собранием адвокатов из числа наиболее квалифицированных, опытных, авторитетных и уважаемых адвокатов.
Компетенция и порядок деятельности судов чести определяются положением, утверждаемым Федеральной палатой адвокатов.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.
Признать не действующим на территории Российской Федерации с 1 января 2002 года Закон СССР от 30 ноября 1979 года "Об адвокатуре в СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, № 49, ст. 846).
Признать утратившим силу с 1 января 2002 года Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, № 48, ст. 1596).
Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации до 1 июля 2002 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об упорядочении налогообложения адвокатов, а также об упорядочении выплаты адвокатам из федерального бюджета средств за юридическую помощь, оказываемую гражданам Российской Федерации бесплатно.

Статья 38. Сохранение статуса адвоката

Лица, являющиеся на момент вступления в силу настоящего Федерального закона членами любых коллегий адвокатов или иных адвокатских образований, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отвечающие требованиям пунктов 1 - 3 части первой статьи 11 и не подпадающие под действие статьи 12 настоящего Федерального закона, сохраняют свой адвокатский статус после вступления в силу настоящего Федерального закона без сдачи квалификационного экзамена и принятия решения квалификационными комиссиями.
Органы юстиции субъектов Российской Федерации включают указанных в части первой настоящей статьи лиц в Реестр и выдают им соответствующие свидетельства не позднее 31 марта 2002 года.
Невыдача указанного свидетельства в срок может быть обжалована в суд.
Все существующие в субъектах Российской Федерации на момент вступления в силу настоящего Федерального закона коллегии адвокатов и иные адвокатские образования до 15 февраля 2002 года представляют в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации точные списки членов указанных адвокатских образований, подписанные их руководителями и заверенные печатями (с последующим дополнением списков не позднее 20 марта 2002 года). Списки должны содержать основные биографические данные адвокатов. К спискам должны быть приложены личные заявления адвокатов о включении в Реестр, копии документов, удостоверяющих личность, копии документов о высшем юридическом образовании с указанием учебных заведений, копии документов, подтверждающих двухлетний стаж работы по юридической специальности, а также копии решений о приеме в коллегию адвокатов или в иное адвокатское образование.
Территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации организует проверку достоверности представленных сведений, обращаясь при необходимости в соответствующие государственные и негосударственные организации. После подтверждения сведений лица, включенные в представленные коллегиями адвокатов и другими адвокатскими образованиями списки, включаются в Реестр, и им выдаются свидетельства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона.
Территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации отказывает во включении в Реестр лицам, не отвечающим требованиям пункта 1 статьи 11 либо подпадающим под действие статьи 12 настоящего Федерального закона.
Территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации обнародует в региональных средствах массовой информации сформированные в алфавитном порядке списки адвокатов, включаемых в Реестр.
Коллегии адвокатов и иные адвокатские образования прекращают прием новых адвокатов не позднее 20 марта 2002 года. Решения, принятые после этой даты, не влекут обязанности территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации включать вновь принятых адвокатов в Реестр без квалификационного экзамена.

Статья 39. Подготовка и проведение первого собрания адвокатов и первого съезда адвокатов Российской Федерации

Первое после принятия настоящего Федерального закона собрание адвокатов в субъекте Российской Федерации подготавливает и организует орган юстиции субъекта Российской Федерации совместно с президиумами зарегистрированных в субъекте Российской Федерации коллегий адвокатов. В дальнейшем порядок подготовки и организации ежегодных собраний адвокатов, место их проведения, а также квоты представительства на них определяются собранием адвокатов самостоятельно.
Первый после принятия настоящего Федерального закона съезд адвокатов Российской Федерации подготавливает и организует Министерство юстиции Российской Федерации совместно с адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации. В дальнейшем порядок подготовки и организации съездов адвокатов Российской Федерации, место их проведения, а также квоты представительства на них определяются съездом адвокатов самостоятельно.
Состав первого собрания адвокатов формируется из адвокатов, включенных в Реестр, в следующем порядке. Если количество адвокатов, включенных в Реестр, не превышает 200 человек, то все они участвуют в работе первого собрания. Если количество адвокатов составляет от 200 до 1000 человек, в работе собрания принимает участие каждый второй адвокат, от 1000 до 5000 тысяч - каждый пятый адвокат, свыше 5000 человек - каждый пятнадцатый включенный в Реестр адвокат в алфавитном порядке.
Первое собрание адвокатов, первый съезд адвокатов Российской Федерации являются правомочными, если в их работе принимает участие не менее двух третей избранных делегатов. Первое собрание адвокатов избирает делегатов на первый съезд адвокатов Российской Федерации.
Открытие и ведение первого собрания адвокатов, первого съезда адвокатов Российской Федерации поручается самому старшему по возрасту зарегистрированному адвокату.
Первое собрание адвокатов, первый съезд адвокатов Российской Федерации принимают решения по предусмотренным в настоящем Федеральном законе вопросам. Решения принимаются простым большинством голосов зарегистрированных делегатов.
Органы юстиции субъектов Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации проводят первые собрания адвокатов и первый съезд адвокатов Российской Федерации до 30 сентября 2002 года.
В состав органов адвокатского самоуправления могут быть избраны адвокаты, не являющиеся делегатами первого собрания адвокатов или делегатами первого съезда адвокатов Российской Федерации.

Статья 40. Реорганизация и ликвидация ранее созданных адвокатских образований

В течение трех месяцев после регистрации адвокатской палаты субъекта Российской Федерации действующие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации коллегии адвокатов и иные адвокатские образования обязаны привести организационно - правовую форму таких адвокатских образований в соответствие с настоящим Федеральным законом. Коллегии адвокатов или иные адвокатские образования не вправе осуществлять функции адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Имущество и средства адвокатского образования используются исключительно на основе его решения.

Статья 41. Обеспечение граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью, а также помощью по назначению

Все адвокатские палаты субъектов Российской Федерации в течение 20 дней после их образования обязаны принять в соответствии с настоящим Федеральным законом решения, связанные с оказанием гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи, а также помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.
До принятия решений адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации ответственность за оказание гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи, а также помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда в соответствии с настоящим Федеральным законом несут существующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона коллегии адвокатов и иные адвокатские образования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АДВОКАТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статьей 48 Конституции Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права закреплено право каждого человека на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Действующее в настоящее время на территории Российской Федерации Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР", устарело и не отражает перемен, происходящих в обществе. В указанном Положении не учтены современные тенденции развития адвокатуры, связанные с созданием новых организационных структур адвокатской деятельности, с параллельным развитием сети организаций, оказывающих правовые услуги.
Проект Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее именуется проект) в ходе осуществления в Российской Федерации судебной реформы призван обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантировать их независимость как профессиональных некоммерческих организаций. Порядок учреждения и работы организаций и лиц, оказывающих правовые услуги в качестве предпринимателей, находится вне сферы правового регулирования проекта.
Целью проекта является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.
Основными новеллами, отраженными в проекте, являются:
нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры;
гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности;
расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката;
признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро);
расширение возможностей граждан Российской Федерации получать бесплатную юридическую помощь;
определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.
Работа адвокатских кабинетов и бюро должна восполнить дефицит юридической помощи гражданам Российской Федерации, являющийся следствием нехватки профессиональных юристов в этой сфере.
Проект носит конструктивный характер. Его принятие позволит демократизировать действующие объединения адвокатов, выстроить в их рамках новые структуры в целях оказания квалифицированной юридической помощи гражданам Российской Федерации и обеспечения их права на выбор адвоката.






ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ ПРИМЕНЕНИЮ
ИЛИ УТРАЧИВАЮТ СИЛУ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

1. Закон СССР от 30 ноября 1979 г. "Об адвокатуре в СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, № 49, ст. 846).
2. Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, № 48, ст. 1596).






ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 апреля 2001 г. № 2533п-П4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АДВОКАТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ",
ВНОСИМОМУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПРЕЗИДЕНТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона с учетом представленного финансово - экономического обоснования.
Реализация указанного законопроекта потребует ассигнований за счет средств федерального бюджета: на единовременные расходы 42416 тыс. рублей и на ежегодные расходы - 17327,3 тыс. руб. Указанные средства необходимы на увеличение штатной численности сотрудников Минюста России и его территориальных органов и для их материально - технического оснащения.
Абзацем 4 статьи 25 проекта предусматривается, что размер гонорара труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве без заключения соглашения с клиентом в качестве защитника (по назначению органов дознания и предварительного следствия, прокурора и суда), определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Федерального союза адвокатов Российской Федерации, при этом отсутствие данных в финансово - экономическом обосновании о предполагаемом размере гонорара не позволяет определить объем средств федерального бюджета на эти цели.
В расходах федерального бюджета на 2001 год на указанные цели предусмотрены ассигнования по разделу "Судебная власть" в размере 60 млн. рублей.
Правительство Российской Федерации поддерживает указанный законопроект при учете следующих замечаний.
Из текста статьи 6 проекта следует исключить слова:
"предусматривают для адвокатов, их организаций и объединений льготы по тарифам, налогам, сборам и арендной плате".
Также предлагается исключить из статьи 38 законопроекта слова: "и устанавливают для них ставки арендной платы, оплаты коммунальных услуг и услуг связи на уровне ставок, установленных для судов общей юрисдикции".
Это следует из Концепции бюджетной политики Правительства Российской Федерации, предусматривающей сокращение обязательств федерального бюджета по финансированию ведомственных льгот.

Заместитель Председателя
Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.КУДРИН






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АДВОКАТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусматривает определенный порядок допуска лиц к осуществлению адвокатской деятельности. Лицо, желающее заниматься адвокатской деятельностью и соответствующее установленным законом требованиям, сдает экзамен квалификационной комиссии, создаваемой с участием территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации, после чего вносится органом юстиции в Государственный реестр адвокатов и получает об этом соответствующий документ.
Законопроект предусматривает создание в каждом субъекте Российской Федерации одной палаты адвокатов, в которую войдут члены действующих сегодня коллегий адвокатов.
Законопроектом предусмотрено наделение Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов следующими полномочиями в отношении адвокатов и их объединений:
ведение Государственного реестра адвокатов;
прием и проверка на соответствие требованиям закона документов лиц, являющихся адвокатами на момент вступления в силу закона для включения их в Государственный реестр адвокатов;
проведение первых после вступления в силу закона организационных собраний адвокатов субъектов РФ и Всероссийского съезда адвокатов.
Представляется, что финансовые средства потребуются в следующих целях.
1. Увеличение штатной численности сотрудников Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов.
Для реализации Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами задач и функций, предусмотренных проектом, необходимо увеличить штатную численность сотрудников центрального аппарата министерства и каждого территориального органа на 2 единицы. Количество территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации - 88. В общем потребуется увеличить штатную численность на 178 единиц (88 x 2 + 2).
Средний размер денежного содержания 1 сотрудника (ведущего специалиста) территориального органа Минюста России в год - 74,3 тыс. рублей. Общая сумма затрат на денежное содержание сотрудников территориальных органов - 13084,7 тыс. рублей.
Денежное содержание сотрудников центрального аппарата Минюста России - 142,6 тыс. рублей (2 x 71,3 тыс.).
Расчет произведен на основании Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и Указа Президента Российской Федерации от 09.04.1997 № 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих".
Таким образом, ежегодные затраты на денежное содержание специалистов органов юстиции, осуществляющих функции, предусмотренные проектом, составят 1327,3 тыс. рублей.
2. Организация рабочих мест сотрудников органов юстиции, осуществляющих функции, предусмотренные проектом.
Для организации рабочих мест вышеуказанных сотрудников (обеспечение компьютерной и оргтехникой, мебелью, канцтоварами, форменной одеждой, служебным транспортом) потребуется единовременно 19736 тыс. рублей.
3. Организация деятельности квалификационных комиссий.
Предполагаемая периодичность проведения квалификационных экзаменов - 2 раза в год, примерное число членов комиссий, в отношении которых потребуется оплата командировочных расходов, - 520 человек.
Всего на оплату расходов, связанных с осуществлением членами комиссий функций по приему квалификационных экзаменов (командировочные расходы, оплата канцтоваров и др.), потребуется ежегодно 900 тыс. рублей.
4. Ведение Государственного реестра адвокатов.
4.1. Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации должны быть оснащены компьютерными программами по ведению Государственного реестра адвокатов, что потребует расходов на разработку прикладного программного обеспечения, приобретение системного программного обеспечения, подключение к каналам связи и их использование, обучение сотрудников.
Итого: единовременно - 6600 тыс. рублей, ежегодно - 3200 тыс. рублей.
4.2. Изготовление бланков свидетельств о внесении в Государственный реестр адвокатов потребует выделения средств, исчисляемых следующим образом.
Количество адвокатов в Российской Федерации в настоящее время составляет 43,3 тыс. человек. В расчет включена цифра 100 тыс. человек с учетом роста числа лиц, желающих заниматься адвокатской деятельностью. Стоимость изготовления одного бланка - 20 рублей.
Общая стоимость изготовления бланков - 2000 тыс. рублей единовременно. Общая сумма единовременных расходов на ведение Государственного реестра адвокатов составит 8600 тыс. рублей, ежегодных расходов - 3200 тыс. рублей.
5. Проведение организационных собраний палат адвокатов.
Расходы на проведение собрания (аренда помещения, изготовление копий проектов учредительных документов и других материалов для участников, обеспечение процедуры тайного голосования, опубликование сообщений о проведении собрания в средствах массовой информации, приобретение канцтоваров и пр.) составят из расчета проведения собрания в течение 1 дня 14080 тыс. рублей (88 x 160 тыс.) единовременно.
Исходя из указанных расчетов, затраты федерального бюджета на реализацию проекта Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", в случае его принятия, выразятся в следующих суммах: на единовременные расходы - 42416 тыс. рублей, на ежегодные расходы - 173273 тыс. рублей.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru