| |
tradems.ru / Закон
Постановление ГД ФС РФ от 27.06.2001 № 1707-III ГД
"О проекте Федерального закона № 60851-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально-культурной автономии"
Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства РФ", 09.07.2001, № 28, ст. 2853
(опубликован без приложений)
"Ведомости ФС РФ", 11.07.2001, № 20, ст. 1178
(опубликован без приложений)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 27.06.2001.
------------------------------------------------------------------
Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально - культурной автономии" принят ГД ФС РФ во втором чтении с новым наименованием (Постановление ГД ФС РФ от 27.09.2002 № 3056-III ГД).
------------------------------------------------------------------
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 17.10.2003 № 4477-III ГД).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. № 1707-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 60851-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 1, 3, 5,
6, 7 И 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАЦИОНАЛЬНО -
КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 60851-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально - культурной автономии", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по делам национальностей в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по делам национальностей доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
№ 60851-3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 1, 3, 5,
6, 7 И 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАЦИОНАЛЬНО -
КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ"
Внести в Федеральный закон "О национально - культурной автономии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2965) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 1:
слово: "общественное" исключить;
слова: "определенным этническим общностям" заменить словами: "определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории".
2. Дополнить статью 1 частью второй следующего содержания:
"Национально - культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно - правовой формой национально - культурной автономии является общественная организация.".
3. Статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Правовое регулирование национально - культурной автономии
Правовое регулирование национально - культурной автономии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об общественных объединениях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.".
4. Части вторую и третью статьи 5 изложить в следующей редакции:
"Национально - культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.
Местные национально - культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально - культурную автономию данной этнической общности. Местные национально - культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности и проживающих на территории субъекта Российской Федерации, в состав которого входят автономные округа, могут образовывать региональную национально - культурную автономию данной этнической общности, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на всей территории этого субъекта Российской Федерации.".
5. Часть пятую статьи 5 изложить в следующей редакции:
"Федеральная национально - культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее тремя четвертями зарегистрированных региональных национально - культурных автономий данной этнической общности.".
6. Статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Порядок образования, государственной регистрации, реорганизации и (или) ликвидации национально - культурной автономии
Образование, государственная регистрация, реорганизация и (или) ликвидация национально - культурной автономии осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об общественных объединениях" и иными федеральными законами.
Местная национально - культурная автономия учреждается на конференции (общем собрании) делегатами зарегистрированных общественных объединений граждан, относящих себя к определенной этнической общности. Если на данной территории нет таких общественных объединений, местная национально - культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими в пределах данного муниципального образования.
Делегаты местных национально - культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции (съезде) могут учредить региональную национально - культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации.
Делегаты региональных национально - культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально - культурную автономию.
Национально - культурные автономии образуют руководящие и контрольно - ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально - культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Местная и региональная национально - культурные автономии граждан, относящих себя к определенной этнической общности, зарегистрированные в установленном порядке, имеют право вступления в члены соответственно региональной и федеральной национально - культурной автономии данной этнической общности.
Порядок приема в члены национально - культурной автономии определяется уставом соответствующей национально - культурной автономии.
Отказ в приеме в члены национально - культурной автономии по мотивам нецелесообразности не допускается.
Государственная регистрация федеральной национально - культурной автономии производится федеральным органом юстиции, осуществляющим государственную регистрацию общероссийских общественных объединений.
Государственная регистрация региональной и местной национально - культурной автономии производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.
Государственная регистрация региональной национально - культурной автономии, осуществляющей свою деятельность на всей территории субъекта Российской Федерации, в состав которого входят автономные округа, производится органами юстиции соответствующего края, области.
Для государственной регистрации национально - культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции (съезда) федеральной или региональной национально - культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительной конференции (собрания, схода) местной национально - культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально - культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории.
Орган юстиции, принявший решение о государственной регистрации национально - культурной автономии, в десятидневный срок направляет данные о государственной регистрации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий по решению Правительства Российской Федерации ведение реестра национально - культурных автономий. Реестр национально - культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления.".
7. Абзацы третий, четвертый и пятый части второй статьи 7 дополнить словами:
", находящихся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории" в соответствующем падеже.
8. Части первую и вторую статьи 20 изложить в следующей редакции:
"Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают национально - культурным автономиям финансовую поддержку, предусмотренную статьей 19 настоящего Федерального закона, при условии, что эти средства имеют целевой характер и могут использоваться только на реализацию конкретных мероприятий. В представляемых целевых программах и проектах необходимо указывать данные о численности объединенных в соответствующей национально - культурной автономии граждан, нуждающихся в сохранении самобытности, развитии языка, образования и национальной культуры.
Выбор программ и проектов федеральных и региональных национально - культурных автономий для государственной финансовой поддержки осуществляется соответственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом мнения представителей национально - культурных автономий.".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 1, 3, 5,
6, 7 И 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАЦИОНАЛЬНО -
КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ"
1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
Разработка и принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально - культурной автономии" обусловлены необходимостью совершенствования Федерального закона "О национально - культурной автономии" с учетом четырехлетней практики его применения. В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 11 федеральных, более 100 региональных и около 200 местных национально - культурных автономий.
2. Цели и задачи принятия законопроекта
Цель данного законопроекта - уточнение определения национально - культурной автономии (далее именуется НКА) в свете международных правовых документов, ратифицированных Российской Федерацией, практики применения закона органами юстиции и судами, а также упорядочение процедуры учреждения НКА, устранение ее излишней формализации при создании НКА на местном уровне.
Основной задачей данного законопроекта является создание условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на сохранение этнической самобытности, развитие языка, образования и национальной культуры.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Для достижения цели и решения задачи законопроекта в статье 1 уточняется определение национально - культурной автономии в отношении субъектов права на НКА. Это позволяет в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, в частности Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств, ратифицированной Федеральным законом от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ, Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, предложить дополнительные правовые механизмы для реализации прав и свобод в сфере национально - культурного развития, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В законопроекте более четко сформулирована организационная особенность национально - культурной автономии как института гражданского общества - возможность создания на каждом уровне одной автономии определенной этнической общности. Данное условие вытекает из административно - территориального принципа, определенного законом при создании национально - культурной автономии, его направленности на создание правовой базы для объединения усилий национальных общественных организаций, их эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственной власти при решении вопросов сохранения культурной самобытности. Новая редакция статьи 5 позволит исключить имевшиеся попытки образования в ряде регионов на территории совместного проживания параллельных НКА одной этнической общности. Судебная практика также подтверждает необходимость внесения в закон подобного уточнения. Верховный Суд Российской Федерации (дело № 51-В99пр-8 от 10 сентября 1999 г.) пришел к выводу, что в соответствии с законом на одном административно - территориальном уровне не могут создаваться параллельные национально - культурные автономии одной этнической общности.
В связи с тем, что действующий закон не определяет порядок создания НКА в краях и областях с входящими в их состав автономными округами, и в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 12-П от 14.07.97 "По делу о толковании содержащихся в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области" вносится дополнение в статью 5 о праве на создание одной региональной НКА.
В статье 6 Закона, определяющей порядок создания местной национально - культурной автономии, законопроектом предлагается разрешить учреждение НКА в местах компактного - в пределах муниципального образования - проживания представителей определенной этнической общности на общих собраниях (сходах). Таким образом, будет устранена излишняя формализация процедуры учреждения НКА на местном уровне из-за отсутствия ранее зарегистрированных общественных объединений.
В статье 20 условием государственной финансовой поддержки целевых проектов и программ НКА дополнительно предусмотрено обязательное представление сведений о численности объединенных в соответствующей национально - культурной автономии граждан, нуждающихся в сохранении самобытности, развитии языка, образования и национальной культуры.
4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства
Образование и деятельность НКА регулируются Федеральными законами "О национально - культурной автономии", "Об общественных объединениях". Законопроект не противоречит положениям законодательства в данной сфере, не меняет концепцию и положений действующего Закона "О национально - культурной автономии".
5. Ожидаемые социально - экономические последствия принятия законопроекта
Упорядочение процедуры создания и государственной регистрации национально - культурных автономий позволит этому общественному институту стать основным средством стабилизации этнополитической обстановки и достижения межнационального согласия как условия развития гражданского общества в нашей многонациональной стране.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 1, 3, 5,
6, 7 И 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НАЦИОНАЛЬНО -
КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально - культурной автономии" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬИ 1, 3, 5, 6, 7 И 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 1, 3, 5, 6, 7 и 20 Федерального закона "О национально - культурной автономии" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|