Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон

lws2_2001.txt.6460
laws2001

Постановление ГД ФС РФ от 15.06.2001 № 1657-III ГД
"О проекте Федерального закона № 90003870-3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, № 26, ст. 2648
(опубликован без приложений)
"Ведомости ФС РФ", 01.07.2001, № 19, ст. 1119
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 15.06.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 14.07.2001 № 1848-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 20.09.2001 № 1862-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" возвращен ГД ФС РФ к вопросу о принятии в третьем чтении (Постановление ГД ФС РФ от 28.09.2001 № 1927-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 28.09.2001 № 1929-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2001 г. № 1657-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 90003870-3
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 90003870-3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Головлевым, В.В. Похмелкиным, Г.А. Томчиным.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по собственности в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по собственности доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 90003870-3

Вносится депутатами
Государственной Думы
В.В. ПОХМЕЛКИНЫМ,
В.И. ГОЛОВЛЕВЫМ,
Г.А. ТОМЧИНЫМ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Ввести в действие Земельный кодекс Российской Федерации со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.

Статья 2. Признать утратившими силу:
Земельный кодекс РСФСР (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 22, ст. 768; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 21, ст. 748);
Постановление Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Земельного кодекса РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 22, ст. 769);
Закон РСФСР "О земельной реформе" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 26, ст. 327; 1991, № 1, ст. 4; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 34, ст. 1966; № 50, ст. 2962; 1993, № 21, ст. 748);
Постановление Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "О земельной реформе" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 26, ст. 328);
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 1, ст. 26);
Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 1, ст. 27).

Статья 3. Законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, применяются, если они не противоречат Земельному кодексу Российской Федерации.

Статья 4. Изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат применению только в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.

Статья 5. Земельный кодекс Российской Федерации применяется к земельным отношениям, возникшим после введения его в действие.
По земельным отношениям, возникшим до введения его в действие, указанный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

Статья 6. Передача в собственность физических лиц земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, сроком не ограничивается.

Статья 7. Лица, приобретшие права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании ранее выданных им правоустанавливающих документов, могут совершать сделки с земельными участками на основании этих документов.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ВНЕСЕННЫМ ДЕПУТАТАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В.В. ПОХМЕЛКИНЫМ,
В.И. ГОЛОВЛЕВЫМ, Г.А. ТОМЧИНЫМ

Проведение земельной реформы и качественное обновление земельного законодательства относятся к числу наиболее актуальных и дискуссионных проблем в нашем обществе. По мере развития рыночных отношений все более значимым становится адекватное им правовое регулирование владения, пользования и распоряжения землей. Отсутствие такого регулирования резко тормозит нормальное развитие хозяйственного оборота, препятствует подъему сельскохозяйственного производства, нарушает законные интересы граждан и организаций.
Между тем проект Земельного кодекса Российской Федерации, ранее неоднократно рассматривавшийся и принимавшийся Государственной Думой, базировался на принципиально иной, нерыночной концепции. Этот документ по существу консервировал административно - командные методы регулирования земельных отношений, власть чиновника над аграриями, суживая до предела легальную частную собственность на землю и запрещая цивилизованный земельный оборот. Не случайно поэтому данный законопроект так и не нашел поддержки у всех участников законодательного процесса и не стал действующим законом.
В этих условиях необходимая стране земельная реформа получила импульс в российских регионах. В целом ряде субъектов Российской Федерации приняты или подготовлены к принятию региональные законы о земле, в основу которых положен рыночный подход к регулированию земельных отношений. Тем важнее становится закрепить этот подход на федеральном уровне, обеспечив земельной реформе надежный законодательный фундамент. В связи с этим подготовлен и вносится в Государственную Думу настоящий проект Земельного кодекса Российской Федерации.
Представленный законопроект подготовлен на базе разработок кафедры земельного и экологического права МГУ им. М.В. Ломоносова с учетом отдельных положений принимавшегося Государственной Думой Земельного кодекса, а также законов о земле Саратовской, Самарской, Пермской областей и Республики Татарстан.
Законопроект включает девять разделов, объединяющих тридцать две главы и сто пятьдесят девять статей. В нем отражены практически все вопросы, требующие законодательного регулирования: цели, принципы и состав земельного законодательства; участники и объекты земельных отношений; целевое назначение, правовой режим и категории земель в Российской Федерации; возникновение, изменение, защита и прекращение земельных прав и обязанностей; содержание прав собственности и иных прав на землю; обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков; предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам; сделки с землей и плата за землю; управление земельными ресурсами и охрана земель. При этом решение указанных вопросов предлагается в соответствии с нормами действующего гражданского, лесного, водного и иного законодательства, а также с учетом социально - экономических и географических особенностей российских регионов.
Наиболее важные концептуальные положения проекта Земельного кодекса Российской Федерации состоят в следующем.
1. Настоящий Кодекс и иные акты земельного законодательства регулируют земельные отношения в целях рационального использования и охраны земель, воспроизводства и повышения плодородия почв; сохранения благоприятной для жизни и здоровья людей окружающей природной среды, защиты их прав на землю; развития различных организационно - правовых форм хозяйствования на земле и рыночных отношений; предупреждения и пресечения произвола, должностных злоупотреблений и других правонарушений в сфере земельных отношений. К принципам правового регулирования земельных отношений в Российской Федерации законопроект относит:
многообразие видов прав на земельные участки;
признание равенства участников земельных отношений в защите своих прав на землю;
недопустимость вмешательства государства и органов местного самоуправления в незапрещенную законом деятельность физических и юридических лиц, связанную с владением, пользованием и распоряжением землей;
сочетание регулирования использования земли как природного ресурса и хозяйственного объекта.
2. Определяется состав земельного законодательства Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, относящей регулирование земельных отношений к предметам совместного ведения. Принципиально включение в этот состав только законов, тогда как иные нормативные акты отнесены к подзаконным, принимаемым лишь в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В специальной статье сформулированы критерии несоответствия актов земельного законодательства Земельному кодексу.
3. К полноправным участникам земельных отношений законопроект относит прежде всего граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, а также Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования. В отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций, а также предприятий с иностранными инвестициями проектом предусмотрена возможность ограничения их прав федеральным законом.
4. В качестве объектов земельных прав выступают земельные участки в пределах территории Российской Федерации, земельные доли и права на них.
5. В соответствии со статьями 9 и 36 Конституции Российской Федерации законопроект закрепляет частную (физических и юридических лиц), государственную (федеральную и субъектов Российской Федерации), муниципальную и иные (общая долевая, общая совместная) формы собственности на землю. Права всех собственников на землю защищаются равным образом. Владение, пользование и распоряжение земельными участками и земельными долями осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Принципиально важно подчеркнуть, что установление любых других критериев ограничения права частной собственности на землю и его осуществления является антиконституционным. В то же время проект содержит перечень земель, не подлежащих передаче в частную собственность, а также перечень обременений отдельных земельных участков, соблюдение которых необходимо для обеспечения общественных интересов.
6. Наряду с правом собственности законопроект предусматривает и регулирует иные права на землю, в числе которых: пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) и временное (срочное) пользование, аренда земельных участков и земельные сервитуты.
7. Основополагающими понятиями, определяющими порядок и пределы использования земельных участков, законопроект называет целевое назначение и правовой режим земель. По целевому назначению земли относятся к определенным категориям. Правовой режим включает в себя совокупность правил использования земель определенных категорий. Соблюдение установленных целевого назначения и правового режима рассматривается в законопроекте в качестве важнейшей обязанности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в Российской Федерации.
8. Законопроект устанавливает, что земельные права и обязанности возникают из договоров и других сделок с землей, не противоречащих закону; из актов государственных органов и органов местного самоуправления; из судебных постановлений (судебных актов), а также из других законных оснований. Достаточно подробно регламентируются содержание, форма, порядок регистрации и выдачи документов, удостоверяющих права на землю.
9. Предоставление (передача) земельных участков физическим и юридическим лицам производится в порядке отвода или перерегистрации ранее предоставленных им участков. Такое предоставление осуществляется за счет земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по решению соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления. В законопроекте предусматривается процедура принятия подобного рода решений и формулируется исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков заявителям.
10. Специальный раздел посвящен сделкам с землей, которыми признаются действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение земельных прав и обязанностей. Предусматривается, что сделки с землей регулируются положениями Земельного кодекса в соответствии с основными началами гражданского и земельного законодательства Российской Федерации и с учетом законодательства о недрах, об охране окружающей природной среды, водного, лесного и иного специального законодательства. Особо оговаривается, что при совершении сделок с землей самовольное изменение целевого назначения и правового режима земельных участков не допускается.
В законопроекте подробно регулируются содержание, форма и порядок совершения таких сделок с землей, как купля - продажа (в том числе с аукциона и по конкурсу), аренда земельных участков, ипотека (залог земельного участка), залог прав на землю, наследование, обмен, дарение земельных участков и других. Устанавливается, что все сделки с землей подлежат государственной регистрации в порядке, установленном соответствующим федеральным законом. Нарушение данного требования влечет недействительность сделки с землей. Все эти нормы позволяют обеспечить, с одной стороны, необходимый оборот земельных участков в интересах эффективного хозяйствования и рационального использования земель, а с другой - действенный государственный и общественный контроль за законностью действий участников земельных отношений.
11. Законопроект закрепляет принцип платности использования земли, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом или договором. При этом формы и размеры платы за землю определяются специальным федеральным законом. Особо оговаривается апробированный на практике институт нормативной цены земли, применяемой в расчетах по поводу государственных и муниципальных земель.
12. Устанавливается исчерпывающий перечень оснований и способов прекращения и ограничения земельных прав. Принципиальный подход авторов здесь состоит в том, что прекращение или ограничение прав участника земельных отношений помимо или вопреки его воле осуществляется исключительно в судебном порядке. Вместе с тем использование земельных участков не по целевому назначению или с иным грубым нарушением земельного законодательства должно влечь прекращение прав на землю. Специальная глава посвящена основаниям и порядку изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, положения которой призваны обеспечить баланс общественных и частных интересов для наиболее рационального использования земель.
13. Законопроект разграничивает компетенцию федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами и охраны земель. Определяются полномочия федерального государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальных подразделений. Устанавливаются задачи и основные условия планирования использования земельных ресурсов, зонирования территорий, природно - сельскохозяйственного районирования и нормирования земель, осуществления землеустройства, мониторинга земель, ведения государственного земельного кадастра, организации мероприятий по охране земель.
В порядке социально - экономического и политико - правового прогноза можно предположить, что принятие Земельного кодекса с предложенной концепцией будет способствовать ускорению земельной и аграрной реформ, более полному обеспечению насущных прав и законных интересов сельских и городских жителей, сельскохозяйственных и промышленных предприятий. Реализация Кодекса создаст условия для эффективного сезонного кредитования сельскохозяйственного производства, развития всех форм хозяйствования на земле, привлечения инвестиций в экономику страны, увеличения доходов бюджетов всех уровней и тем самым - для повышения уровня жизни российских граждан.
По сложившейся законодательной традиции одновременно вносится проект Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которым определяются сроки и условия вступления в силу указанного Кодекса в целом и его отдельных положений.






ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В случае принятия проекта Земельного кодекса Российской Федерации и проекта Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" подлежат признанию утратившими силу:
1) Земельный кодекс РСФСР (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 22, ст. 768; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 21, ст. 748);
2) Постановление Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Земельного кодекса РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 22, ст. 769);
3) Закон РСФСР "О земельной реформе" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 26, ст. 327; 1991, № 1, ст. 4; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 34, ст. 1966; № 50, ст. 2962; 1993, № 21, ст. 748);
4) Постановление Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "О земельной реформе" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 26, ст. 328);
5) Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 1, ст. 26);
6) Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 1, ст. 27);
7) принятые на их основе нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru