Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 07.06.2001 № 1601-III ГД
"О проекте Федерального закона № 69499-3 "О государственной регистрации юридических лиц"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 11.06.2001, № 17, ст. 1007
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 18.06.2001, № 25, ст. 2563
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 07.06.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 12.07.2001 № 1792-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 13.07.2001 № 1816-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2001 г. № 1601-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 69499-3
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 69499-3 "О государственной регистрации юридических лиц", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по законодательству в течение 30 дней со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по законодательству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 69499-3

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Государственный реестр).
Государственная регистрация юридических лиц (далее - регистрация) - акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в Государственный реестр данных об образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных данных о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Законодательство о регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Регистрирующие органы

1. Регистрация осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - регистрирующие органы).
2. Система регистрирующих органов и их компетенция определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Государственная пошлина за регистрацию

За регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР

Статья 4. Принципы ведения Государственного реестра

1. В Российской Федерации ведется Государственный реестр, содержащий данные об образованных, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах.
Государственный реестр представляет собой единый банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет единства принципов, методов и форм его ведения.
Содержание Государственного реестра является государственным информационным ресурсом.
Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях информации. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеет запись на бумажном носителе, если иное не установлено порядком ведения Государственного реестра.
Ведение Государственного реестра на электронных носителях информации осуществляется исходя из единых организационных, методологических и программно - технических принципов, обеспечивающих совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и сетями.
2. Ведение Государственного реестра осуществляется регистрирующими органами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Содержание Государственного реестра

1. В Государственном реестре содержатся следующие данные и документы о юридическом лице:
а) государственный регистрационный номер;
б) даты государственной регистрации;
в) полное и (если есть) сокращенное наименование юридического лица, в том числе фирменное наименование для коммерческих организаций, на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица наименование указано на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках, то в Государственном реестре указывается также наименование на этих языках;
г) организационно - правовая форма юридического лица;
д) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
е) способ создания юридического лица (путем учреждения или путем реорганизации);
ж) данные об учредителях юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика при его наличии);
з) учредительные документы юридического лица;
и) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;
к) дата регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, либо дата получения регистрирующим органом в случаях, установленных законом, уведомления об изменениях, вносимых в учредительные документы;
л) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);
м) размер указанного в учредительных документах коммерческих организаций уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов и т.п.);
н) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности совершать от имени юридического лица сделки, а также его паспортные данные либо данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
о) перечень филиалов и представительств (при их наличии);
п) сведения об идентификации юридических лиц на основе кодов общероссийских классификаторов технико - экономической и социальной информации.
2. В случае изменения данных, содержащихся в Государственном реестре, в нем сохраняется вся ранее внесенная информация.
3. Записи вносятся в Государственный реестр на основании документов, представленных при регистрации и при ведении Государственного реестра. При несоответствии данных Государственного реестра, указанных в пункте 1 настоящей статьи, данным, содержащимся в документах, представленных при регистрации, содержание данных, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считается достоверным до внесения исправлений. Указанные правила не распространяются на данные о государственном регистрационном номере и датах государственной регистрации.
Коды общероссийских классификаторов технико - экономической и социальной информации представляются органами государственной статистики в регистрирующие органы в пятидневный срок после получения от регистрирующих органов сведений о регистрации образованных, реорганизованных и ликвидированных юридических лиц.
4. Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения данных, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязано сообщить об этом регистрирующему органу по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных данных произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, обновление данных Государственного реестра осуществляется в порядке, предусмотренном главой 4 раздела III настоящего Федерального закона.
5. Регистрационное дело на включенное в Государственный реестр юридическое лицо должно содержать все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Регистрационные дела юридических лиц являются частью Государственного реестра.

Статья 6. Предоставление данных, содержащихся в Государственном реестре

1. Все данные, содержащиеся в Государственном реестре, являются открытыми для всеобщего ознакомления, за исключением паспортных данных и идентификационных номеров налогоплательщиков физических лиц.
Паспортные данные и идентификационные номера налогоплательщиков физических лиц могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти, направленным в соответствии с их компетенцией.
2. Данные из Государственного реестра о конкретном юридическом лице предоставляются в виде:
выписки из Государственного реестра;
копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле;
справки об отсутствии запрашиваемых данных.
Форма и порядок предоставления данных из Государственного реестра устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Срок предоставления данных из Государственного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать десяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.
4. Отказ в предоставлении данных из Государственного реестра не допускается.

Статья 7. Условия получения данных, содержащихся в Государственном реестре

1. Предоставление данных из Государственного реестра осуществляется за плату, если иное не установлено законом.
Размер платы за предоставление данных из Государственного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет данные из Государственного реестра по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам, а также лиц, определенных федеральными законами.
3. Средства, получаемые в виде платы за предоставление данных из Государственного реестра, используются исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации, в том числе на ведение Государственного реестра.

Раздел III. РЕГИСТРАЦИЯ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ
И ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Глава 1. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ

Статья 8. Сроки и место регистрации

1. Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов регистрирующему органу.
2. Юридическое лицо регистрируется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о регистрации.

Статья 9. Порядок представления документов при регистрации

1. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно либо направляются ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Иные способы представления документов могут быть определены Правительством Российской Федерации.
К уполномоченному лицу (далее - заявитель) относится физическое лицо, являющееся:
руководителем постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иным лицом, имеющим право без доверенности совершать от имени этого юридического лица сделки;
учредителем (учредителями) юридического лица при его образовании;
руководителем юридического лица, выступающего учредителем регистрируемой организации;
конкурсным управляющим или руководителем ликвидационной комиссии (ликвидатором) при ликвидации юридического лица;
иным лицом, действующим на основании полномочия, основанного на доверенности, либо предусмотренного законом, либо актом специально уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, подаваемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
2. Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом.
3. Заявителю выдается расписка в получении документов с их перечнем и с указанием даты их получения регистрирующим органом. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.
При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, указанная расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех поступающих на регистрацию документов.
4. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных настоящим Федеральным законом.
5. Подписи физических лиц на учредительных документах, а также иных документах, представляемых на регистрацию, должны быть нотариально удостоверены.
Нотариальное удостоверение документов, представляемых при регистрации, необходимо лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц

1. Государственная регистрация органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в качестве юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по представлению заверенной копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления о создании такого органа.
2. В случае, если некоммерческая организация действует на основании общего положения об организациях данного вида, представление в регистрирующий орган учредительных документов не требуется. Решение об образовании организации должно содержать указание на то, что эта организация действует на основании общего положения об организациях данного вида.
3. Регистрация политических партий, общественных объединений и религиозных организаций в качестве юридических лиц осуществляется при представлении копии документа, подтверждающего получение ими указанного статуса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Решение о регистрации

1. Решение о регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в Государственный реестр.
2. Моментом регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Государственный реестр.
3. Регистрирующий орган в течение пяти дней с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Регистрирующий орган в срок не более пяти дней с момента государственной регистрации направляет информацию о регистрации в государственные органы, определяемые Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные органы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава 2. РЕГИСТРАЦИЯ ОБРАЗУЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья 12. Документы, представляемые при регистрации образуемых юридических лиц

1. При регистрации образуемых юридических лиц в регистрирующий орган представляются:
а) заявление о регистрации по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации, подписанное заявителем. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно - правовой формы и что содержащиеся в них, а также в иных представленных для регистрации документах, и в заявлении данные достоверны, а также что при образовании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно - правовой формы порядок учреждения, включая оплату уставного капитала (уставного фонда), складочного капитала, паевых взносов на момент регистрации, а также согласование образования юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях;
б) решение об образовании юридического лица, оформленное протоколом, договором или иным документом в соответствии с законодательством;
в) учредительные документы юридического лица;
г) выписка из реестра страны происхождения или иное равное по юридической силе (эквивалентное) доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
2. Количество копий представляемых документов и требования к их оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Порядок регистрации образуемых юридических лиц

1. Регистрация юридического лица при его образовании осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа.
2. Представление документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
3. Регистрация осуществляется в сроки, предусмотренные статей 8 настоящего Федерального закона.

Глава 3. РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА,
ОБРАЗУЕМОГО ПУТЕМ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, образуемого путем реорганизации

1. При регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения и выделения) в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) заявление о регистрации в отношении каждого вновь возникающего юридического лица, образуемого путем реорганизации, по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации, подписанное заявителем. В заявлении подтверждается, что учредительные документы образованных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно - правовой формы и что содержащиеся в них и в заявлении данные достоверны, а также что передаточный акт или разделительный баланс содержат положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица письменно уведомлены о реорганизации, и что осуществлено согласование реорганизации юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, образуемого путем реорганизации;
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины.
2. Количество копий представляемых документов и требования к их оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. В случае если в результате реорганизации в учредительные документы юридического лица, образуемого путем реорганизации, также вносятся изменения, регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой 4 раздела III настоящего Федерального закона.

Статья 15. Порядок регистрации юридического лица, образуемого путем реорганизации

1. Регистрация юридических лиц, образуемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
В случае, если местонахождение юридических лиц, образуемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.
2. Если реорганизация влечет прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в Государственный реестр запись о прекращении деятельности этого юридического лица (лиц) по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
3. Представление документов юридических лиц, образуемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
4. Регистрация юридических лиц, образуемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Завершение регистрации юридического лица, образуемого путем реорганизации

1. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность, с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
2. Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. С данного момента юридические лица, реорганизованные путем слияния, считаются прекратившими свою деятельность.
3. Реорганизация юридического лица в форме разделения считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность, с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.
4. Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.
5. Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в Государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.
6. Подлинники учредительных документов вновь возникших юридических лиц выдаются заявителю под расписку.

Глава 4. РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА И ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
В ДАННЫЕ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕЕСТРЕ

Статья 17. Документы, представляемые для регистрации изменений учредительных документов юридического лица и внесения изменений в данные о юридическом лице, содержащиеся в Государственном реестре

1. Для государственной регистрации изменений учредительных документов в регистрирующий орган представляются:
а) заявление о регистрации по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации, подписанное заявителем. В заявлении подтверждается, что вносимые в учредительные документы юридического лица изменения соответствуют установленным законодательством требованиям, содержащиеся в них и в заявлении данные достоверны, а также что соблюден установленный законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы;
в) текст изменений в учредительные документы юридического лица;
г) учредительные документы юридического лица, в которые вносятся изменения;
д) документ об уплате государственной пошлины.
2. Для внесения в данные о юридическом лице, содержащиеся в Государственном реестре, изменений, не связанных с изменением учредительных документов юридического лица, в регистрирующий орган представляется заявление о внесении сведений в Государственный реестр юридических лиц по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации, подписанное заявителем. В заявлении подтверждается, что вносимые в учредительные документы юридического лица изменения соответствуют установленным законодательством требованиям и что содержащиеся в них и в заявлении данные достоверны.
3. Количество копий, представляемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, документы и требования к их оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Порядок регистрации изменений учредительных документов юридического лица и внесения изменений в данные о юридическом лице, содержащиеся в Государственном реестре

1. Регистрация изменений учредительных документов юридического лица и (или) внесение в данные о юридическом лице, содержащиеся в Государственном реестре, изменений, не связанных с изменением учредительных документов юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
2. Представление документов для регистрации изменений учредительных документов юридического лица и (или) внесения в данные о юридическом лице, содержащиеся в Государственном реестре, изменений, не связанных с изменением учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
3. Регистрация изменений учредительных документов юридического лица и (или) внесение в данные о юридическом лице, содержащиеся в Государственном реестре, изменений, не связанных с изменением учредительных документов юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
4. В случае внесения изменений в данные о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Государственный реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
5. В случае регистрации новой редакции учредительных документов и (или) внесения в данные о юридическом лице, содержащиеся в Государственном реестре, изменений, не связанных с изменением учредительных документов юридического лица, в Государственный реестр вносится соответствующая запись.

Статья 19. Уведомление об изменениях учредительных документов

1. В случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо направляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения уведомление о внесении изменений в учредительные документы, подписанное заявителем, решение о внесении изменений в учредительные документы и текст изменений.
2. При внесении изменений в учредительные документы регистрирующий орган в срок не более пяти дней с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в Государственный реестр, о чем письменно сообщает юридическому лицу.
3. В случаях, предусмотренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа.

Глава 5. РЕГИСТРАЦИЯ В СВЯЗИ С ЛИКВИДАЦИЕЙ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации.
2. Регистрирующий орган вносит в Государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается регистрация изменений в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, либо регистрация юридических лиц, возникающих в результате его реорганизации.
3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии либо о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Данные о составе ликвидационной комиссии либо о ликвидаторе подлежат включению в данные о юридическом лице, содержащиеся в Государственном реестре.

Статья 21. Документы, представляемые для регистрации в связи с ликвидацией юридического лица

1. Для регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) заявление о регистрации по форме, утверждаемой Правительством Российской Федерации, подписанное заявителем. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с кредиторами завершены, а также что осуществлено согласование ликвидации юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
2. В случае ликвидации юридического лица в результате применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:
а) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Указанное определение арбитражного суда представляется конкурсным управляющим;
б) документ об уплате государственной пошлины.
3. Количество копий, представляемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, документы и требования к их оформлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 22. Порядок регистрации в связи с ликвидацией юридического лица

1. Регистрация в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации не ранее чем в двухмесячный срок с момента помещения ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
3. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процедуры ликвидации.
4. Представление документов для регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
5. Регистрация в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
6. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим деятельность после внесения записи в Государственный реестр. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Раздел IV. ОТКАЗ В РЕГИСТРАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ

Статья 23. Отказ в регистрации

1. Отказ в регистрации допускается в случаях:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом документов, необходимых для регистрации;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
2. Решение об отказе в регистрации должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на федеральный закон или иной правовой акт Российской Федерации, который нарушен.
3. Решение об отказе в регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона для регистрации.
4. Решение об отказе в регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о регистрации, с уведомлением о вручении.
5. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка регистрации

1. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в регистрации, неосуществление регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также за отказ в представлении или за несвоевременное представление данных из Государственного реестра должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную административным и уголовным законодательством Российской Федерации.
2. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в регистрации, уклонением от регистрации или нарушением порядка регистрации, допущенным по его вине.

Статья 25. Ответственность заявителя за неправомерные действия при регистрации

За непредставление, либо несвоевременное представление, либо представление недостоверной информации, предусмотренной пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, заявители несут ответственность, установленную административным и уголовным законодательством Российской Федерации.

Раздел V. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Переходные положения

До формирования системы регистрирующих органов регистрация юридических лиц проводится органами, осуществляющими регистрацию юридических лиц на момент вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие

1. Ввести настоящий Федеральный закон в действие с 1 января 2002 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки введения в действие.
2. Статья 2 настоящего Федерального закона вводится в действие с 1 июня 2002 года.
3. Подзаконные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в 5-месячный срок.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ",
"О ПРИВЕДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ В СООТВЕТСТВИЕ
С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" И "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОДЕКС
РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Существующая процедура регистрации сложна и запутана, препятствует быстрому и эффективному формированию субъектов гражданского права, их реорганизации и ликвидации, а также не обеспечивает интересы развития рынка. Причинами этого являются:
1. Отсутствие единой системы законодательства, определяющего порядок и процедуру государственной регистрации юридических лиц, единого государственного реестра, а также закрытость информации, включенной в государственный реестр, для субъектов рынка.
2. Отсутствие единого государственного реестра.
3. Множественность органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц.
4. Отсутствие единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации, почтовом адресе.
5. Отсутствие четкого перечня конкретных оснований отказа в регистрации.
6. Отсутствие нормативного регулирования последствий признания регистрации недействительной.
7. Отсутствие единого подхода к вопросам платы за услуги по регистрации.
8. Основной массив актов, регулирующих процедуру регистрации, был принят до вступления в силу главы 4 Гражданского кодекса.
Проект Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" основан на принципе единообразия и идее "одного окна". В законопроекте предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.
В подготовленном проекте Закона отражены цели государственной регистрации, определен подход к:
- ведению единого государственного реестра юридических лиц. Проект Закона определяет, что в стране ведется Единый государственный реестр юридических лиц (статья 4). Реестр включает в себя сведения, касающиеся всех юридических лиц, независимо от места их регистрации и сферы деятельности;
- установлению порядка регистрации;
- установлению перечня документов, предъявляемых при регистрации. Проект Закона упрощает процедуру представления документов по сравнению с существующей на данный момент, поскольку допускается как представление документов непосредственно заявителем, так и направление их по почте. При этом определяются процедурные моменты, связанные с определением даты представления документов, выдачи расписки в их получении. Проектом не допускается возможность требования регистрирующими органами представления иных, кроме установленных настоящим Законом, документов. Это не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов;
- определению сроков и места регистрации. В соответствии с проектом Закона срок регистрации не должен превышать 5 дней. При этом допускается возможность установления сокращенных сроков;
- определению оснований отказа в регистрации и характера ответственности за нарушение порядка регистрации.
Проект Закона направлен на упрощение регистрации для заявителя, поскольку обязанность информирования налоговых и иных органов о регистрации юридического лица возлагается не на заявителя, а на регистрирующий орган. При этом сама концепция упрощения процедуры регистрации сформулирована в проекте Закона таким образом, что регистрирующие органы информируют иные органы и организации не только о факте регистрации юридического лица, но и обо всех изменениях сведений, которые содержатся в реестре относительно данного юридического лица.
Принятие настоящего Закона потребует изменения всей существующей системы регистрации юридических лиц. На настоящий момент не существует ни единой системы регистрирующих органов, ни Единого государственного реестра, в котором содержатся сведения обо всех юридических лицах на территории страны. Поэтому в проекте Закона необходимы нормы, предусматривающие соответствующие организационные меры по реализации Закона.
Упрощение процедуры регистрации должно быть сбалансировано усилением уголовной и административной ответственности субъектов хозяйственной деятельности за непредставление, либо несвоевременное представление, либо представление ложных сведений о юридическом лице в целях обеспечения достоверности и актуальности сведений Единого государственного реестра юридических лиц - с одной стороны, и защиты от неправомерного отказа в регистрации - с другой стороны. Данные нормы предусмотрены в проекте Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТАМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ",
"О ПРИВЕДЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ В СООТВЕТСТВИЕ
С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" И "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОДЕКС
РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Проект Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" направлен на решение процедурных вопросов проведения регистрации юридических лиц и не определяет систему регистрирующих органов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 законопроекта система регистрирующих органов и их компетенция определяются Правительством Российской Федерации.
В связи с изложенным введение в действие законов не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru