Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 07.06.2001 № 1597-III ГД
"О проекте Федерального закона № 86727-3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 11.06.2001, № 17, ст. 1003
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 18.06.2001, № 25, ст. 2559
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 07.06.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" принят ГД ФС РФ во втором чтении с новым названием (Постановление ГД ФС РФ от 06.07.2001 № 1763-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 13.07.2001 № 1817-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2001 г. № 1597-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 86727-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ
ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОТМЕНЕ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 86727-3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту представляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам до 22 июня 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам при доработке указанного законопроекта ко второму чтению внести в его текст поправки, дополняющие его нормами, обеспечивающими:
законодательное закрепление нормативов распределения сумм налога на добычу полезных ископаемых между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, в том числе бюджетами краев, областей, включающих в свой состав автономные округа, на территориях которых добываются полезные ископаемые;
законодательное закрепление предельного уровня обязательных платежей для организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых;
уточнение порядка определения налоговой базы с учетом особенностей ее формирования при исчислении сумм налога на добычу полезных ископаемых организациями, осуществляющими добычу различных видов полезных ископаемых, а также сохранение объемов налоговых поступлений от добычи полезных ископаемых в бюджетную систему Российской Федерации;
приведение положений законопроекта в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации о соглашениях о разделе продукции.
4. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
5. В целях реализации комплексного подхода к налогообложению организаций, осуществляющих добычу и реализацию полезных ископаемых, а также определения предельного уровня налоговой нагрузки на такие организации Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам обеспечить при принятии во втором чтении указанного законопроекта одновременное рассмотрение проекта федерального закона, определяющего в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины, взимаемой при вывозе товаров.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 86727-3

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ
ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОТМЕНЕ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18) следующие изменения и дополнения:
1. В пункте 2 статьи 181:
слово "признаются" заменить словом "признается";
подпункт 1 исключить;
подпункт 2 считать подпунктом 1.
2. В статье 182:
1) в пункте 1:
подпункты 12 - 16 исключить;
подпункты 17 - 21 считать соответственно подпунктами 12 - 16;
2) в пункте 2 слова "12 - 21" заменить словами "12 - 16".
3. В пункте 1 статьи 183 подпункты 13 - 15 исключить.
4. Статью 188 изложить в следующей редакции:
"Статья 188. Определение налоговой базы при реализации (передаче) подакцизного минерального сырья

1. Налоговая база при реализации (передаче) подакцизного минерального сырья в Российской Федерации определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость. При оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумм тарифов не включаются в налоговую базу.
2. При реализации подакцизного минерального сырья за пределы территории Российской Федерации налоговая база определяется как стоимость реализованного природного газа за вычетом налога на добавленную стоимость при реализации природного газа в государства - участники Содружества Независимых Государств, таможенных платежей и расходов на транспортировку природного газа за пределами территории Российской Федерации.
3. При определении налоговой базы стоимость подакцизного минерального сырья налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату его реализации.
4. Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизного минерального сырья.".
5. В пункте 1 статьи 193:
исключить позицию "Нефть и стабильный газовый конденсат 66 руб. за 1 тонну".
6. В статье 194:
1) в пункте 1 слова "и подакцизному минеральному сырью" исключить;
2) абзац второй пункта 3 исключить.
7. В статье 195:
1) в пункте 1 слова "в подпункте 2 пункта 2" заменить словами "в подпункте 1 пункта 2";
2) в пункте 2 исключить слова "и (или) подакцизного минерального сырья";
3) в пункте 3 слова "в подпункте 2 пункта 2" заменить словами "в подпункте 1 пункта 2".
8. В пункте 4 статьи 204:
в абзаце первом исключить слова "подакцизного минерального сырья, перечисленного в подпункте 1 пункта 2 статьи 181 настоящего Кодекса, а также";
в абзаце втором исключить слова "минеральному сырью, перечисленному в подпункте 1 пункта 2 статьи 181 настоящего Кодекса, и";
в абзаце третьем исключить слова "минеральному сырью, перечисленному в подпункте 1 пункта 2 статьи 181 настоящего Кодекса, и".
9. Дополнить Кодекс главой 27 следующего содержания:

"Глава 27. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Статья 1. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Объект налогообложения

1. Объектом налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются:
1) добыча полезных ископаемых из недр, осуществляемая в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
2) извлечение полезных ископаемых из отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
3) добыча полезных ископаемых из недр за пределами Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора).
Указанные в настоящей статье виды деятельности именуются в настоящей главе добычей полезных ископаемых.
2. В целях настоящей главы не признается объектом налогообложения:
1) добыча индивидуальными предпринимателями общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод, использованных индивидуальным предпринимателем непосредственно для собственных нужд.
В целях настоящей статьи использованием общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод на собственные нужды признается использование добытых общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод без их реализации и (или) без реализации созданной на их основе и (или) с их использованием продукции, а также без их использования на производственные и (или) технологические нужды;
2) добыча (сбор) минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, используемых не в коммерческих целях;
3) добыча полезных ископаемых из недр при образовании, использовании и (или) реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Налоговая база

1. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении всех добытых полезных ископаемых (в том числе полезных компонентов и кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого), добываемых на участке недр, в отношении которого лицо признается пользователем недр.
2. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
3. Налоговая база в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
4. Количество добытых полезных ископаемых определяется как количество первого товарного продукта добытого полезного ископаемого, определяемое в соответствии со статьей 5 настоящей главы.
5. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как стоимость первого товарного продукта добытого полезного ископаемого, определяемая в соответствии со статьей 6 настоящей главы.
6. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду полезных ископаемых.
При определении налоговой базы добычи полезных ископаемых одного вида, по которым установлены разные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно для добычи полезного ископаемого, облагаемой по каждой налоговой ставке.
7. При определении налоговой базы стоимость товарного продукта, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату определения цен его реализации.

Статья 4. Первый товарный продукт добытого полезного ископаемого

1. В целях настоящей главы первым товарным продуктом добытого полезного ископаемого признается товарный продукт горнодобывающих отраслей промышленности, который может быть получен (получаемый) из фактически добытого (извлеченного) из недр минерального сырья (отходов, потерь), первый по своему качеству соответствующий государственным, отраслевым стандартам и техническим условиям качества, действующим в Российской Федерации, или международным стандартам качества.
2. Видами товарного продукта, по которым определяется первый товарный продукт, являются:
1) товарные уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;
2) торф;
3) углеводородное сырье:
нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
газовый конденсат;
газ горючий природный, в том числе газ нефтяной (попутный);
4) товарные руды:
черных металлов (железа, марганца, хрома);
цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний и другие);
редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий);
радиоактивных металлов (уран и торий);
горнохимического неметаллического сырья (апатитовые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в нефтяных, газовых, серноколчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений);
горнорудного неметаллического сырья (абразивные породы, жильный кварц (кроме особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц - полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), талько - магнезит, пирофиллит, слюда - московит, слюда - флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы);
битуминозных пород (битуминозные породы, асфальты и асфальтовые породы);
5) сырье редких металлов (рассеянных элементов), являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.);
6) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано - гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии);
7) кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, радонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и другие);
8) природные алмазы, другие драгоценные камни, включая необработанные, отсортированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);
9) концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, радий, рутений, осмий);
10) соль природная и чистый хлористый натрий;
11) подземные и термальные воды.
3. Первый товарный продукт определяется отдельно в отношении каждого полезного компонента, указанного в пункте 2 настоящей статьи, содержащегося в добытом из недр минеральном сырье (извлеченного из отходов, потерь).
При добыче многокомпонентной комплексной руды первым товарным продуктом могут быть признаны получаемые при первичной обработке добытого полезного ископаемого товарные руды, содержащие полезные компоненты, указанные в подпунктах 4 - 7 пункта 2 настоящей статьи, являющиеся товарным продуктом, направляемые на переработку в обогатительно - металлургическое производство и (или) на реализацию.
Кроме того, к первому товарному продукту относится товарный продукт, полученный из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча и др.), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок и др.).

Статья 5. Определение количества первого товарного продукта

1. Количество первого товарного продукта определяется налогоплательщиком самостоятельно по данным о фактическом выходе первого товарного продукта из добытого (извлеченного) из недр минерального сырья (отходов, потерь) с учетом извлеченных из недр вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород.
В зависимости от вида первого товарного продукта его количество определяется в единицах массы или объема.
2. В случае если проектом разработки месторождения и применяемой технологией добычи предусматривается направление добытого минерального сырья непосредственно на собственные технологические нужды, обогащение (получение продукции более высокой степени технологического передела) или иные цели без предварительного получения первого товарного продукта, то количество первого товарного продукта определяется расчетным путем в порядке, установленном для ведения геолого - маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых.
В случае если налогоплательщиком реализуется фактически добытое минеральное сырье без предварительного получения первого товарного продукта и (или) продукт по своему качеству не соответствует государственным, отраслевым стандартам и техническим условиям качества, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам качества, то определение количества первого товарного продукта производится расчетным путем в порядке, установленном для ведения геолого - маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых.
3. При добыче многокомпонентной комплексной руды для условий конкретных месторождений полезных ископаемых налогоплательщик вправе по согласованию с органами государственного горного надзора разработать отдельный порядок расчета количества первого товарного продукта, учитывающий компонентный состав добываемой руды, технологическую схему разработки месторождения и дальнейшей переработки добытых полезных ископаемых.
4. Для драгоценных металлов при добыче руды коренных месторождений, песков россыпных месторождений, руды и песков техногенных месторождений количество первого товарного продукта определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для драгоценных металлов при их добыче в составе многокомпонентных комплексных руд или в качестве попутных компонентов количество первого товарного продукта определяется как количество драгоценных металлов исходя из их содержания в добываемой руде.
Не подлежащие переработке самородки драгоценных металлов учитываются отдельно и в расчет первого товарного продукта, установленного абзацами первым и вторым настоящего пункта, не включаются. При этом налоговая база по ним определяется отдельно.
5. Для драгоценных камней количество первого товарного продукта определяется после первичной сортировки и оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно и налоговая база по ним определяется отдельно.
6. По потерям полезных ископаемых количество первого товарного продукта определяется по результатам каждого налогового периода на основании данных о фактически допущенных в течение налогового периода потерях - для налогоплательщиков, ведущих прямое определение количества потерь и количества добытых полезных ископаемых; на основании данных подсчета геолого - маркшейдерским замером погашаемых в недрах запасов и определения размеров фактически допущенных потерь - для налогоплательщиков, ведущих расчетное (косвенное) определение количества потерь и количества добытых полезных ископаемых.

Статья 6. Порядок определения стоимости первого товарного продукта

1. Стоимость первого товарного продукта определяется налогоплательщиком самостоятельно как произведение количества первого товарного продукта, определяемого в соответствии со статьей 5 настоящей главы, и стоимости единицы реализованного товарного продукта, определяемой в соответствии с настоящей статьей.
2. Стоимость единицы реализованного товарного продукта определяется в соответствии с пунктами 3 - 5 настоящей статьи, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенная (в зависимости от условий поставки и рынка поставки) на таможенные пошлины и сборы при внешнеторговых сделках, стоимость его доставки (перевозки) от склада готовой продукции (узла учета, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и т.д.) до получателя, а также на расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К стоимости доставки (перевозки) продукции до получателя относятся расходы по доставке (транспортировке) внешними магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно - экспедиционных услуг. Не относятся к стоимости доставки (перевозки) продукции до получателя и учитываются в стоимости первого товарного продукта расходы на доставку (транспортировку) до склада готовой продукции (до входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, до границы раздела сетей с получателем).
3. Цена реализации товарного продукта, если иное не установлено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, определяется:
1) по углю каменному (бурому) и горючим сланцам - исходя из сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии - в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации товарного продукта, без учета дотаций из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
2) по газу горючему природному - исходя из сложившихся в текущем налоговом периоде у налогоплательщика цен реализации товарного продукта; но не ниже государственных регулируемых оптовых цен на газ - по операциям реализации, осуществляемым по государственным регулируемым оптовым ценам на газ;
3) по драгоценным камням - исходя из первичной оценки необработанных драгоценных камней, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;
4) по драгоценным металлам - исходя из стоимости содержащихся в первом товарном продукте (в том числе в самородках драгоценных металлов, не подлежащих переработке) драгоценных металлов, исчисленной исходя из учетной цены Центрального банка Российской Федерации на драгоценные металлы;
5) по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам - исходя из сложившихся в регионе добычи (субъекте Российской Федерации) в предыдущем налоговом периоде рыночных цен реализации идентичного (однородного) товарного продукта, определяемых в соответствии с пунктами 4 - 11 статьи 40 настоящего Кодекса; исходя из государственных регулируемых цен - для налогоплательщиков, для которых осуществляется регулирование цен органами государственной власти или органами местного самоуправления;
6) по другим видам первого товарного продукта, не учитываемым подпунктами 1 - 5 настоящего пункта, - исходя из сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии - в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации товарного продукта, но не ниже сложившихся в предыдущем налоговом периоде цен реализации идентичного (однородного) товарного продукта, определяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
4. Если в налоговом периоде (а в соответствующих случаях и в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика отсутствуют цены реализации первого товарного продукта (в том числе при совершении товарообменных (бартерных) операций, при его передаче на безвозмездной основе и по операциям, не признаваемым реализацией товара, либо при его использовании на собственные технологические нужды или иные цели) и в предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи случаях отсутствует информация о сложившихся в предыдущем налоговом периоде ценах реализации идентичного (однородного) продукта, то стоимость единицы реализованного товарного продукта определяется исходя из себестоимости единицы произведенного первого товарного продукта и балансовой прибыли налогоплательщика за данный налоговый период, приходящейся на единицу произведенного первого товарного продукта.
При определении себестоимости первого товарного продукта учитываются все расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, расходы на весь комплекс технологических операций (процессов) по доведению добытых полезных ископаемых до требуемого государственным, отраслевым стандартом и техническим условием, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартом качества, а также расходы на доставку (транспортировку) до склада готовой продукции. Учитываются расходы на:
1) при добыче каменного угля - операции по породовыработке, селективной добыче, очистке, калибровке, сортировке, размягчению, прочие операции, необходимые для облегчения его транспортировки, операции по отделению каменного угля от каменноугольной мелочи, смешанной с мелкой породой;
2) при добыче бурого угля - операции по породовыборке, селективной добыче, промывке, дегидратации, пульверизации и другие операции, необходимые для облегчения его транспортировки и хранения;
3) при добыче торфа - операции по выемке, дегидратации, фрезерованию, брикетированию и другие операции, необходимые для облегчения его транспортировки и хранения;
4) при добыче нефти - операции по обезвоживанию, обессоливанию, стабилизации, дегазации, усреднению различных типов нефтей, подаваемых в магистральные нефтепроводы, другие операции, имеющие целью получение товарной нефти, а также иные операции при условии, что они не изменяют основного характера продукта;
5) при добыче газового конденсата - операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций, сероводорода и прочих примесей;
6) при добыче газа горючего природного - операции по сепарации паров, воды и конденсата, отделению сероводорода и прочих негорючих газов и примесей, а также по доставке до границы подачи в магистральный трубопровод либо до границы раздела сетей с получателем; при добыче (сборе) нефтяного (попутного) газа - операции по сбору, подготовке и транспортировке нефтяного (попутного) газа до границы раздела сетей с получателем;
7) при добыче природного камня - операции по дроблению, усреднению и грохочению материала, а для облицовочного камня - по отбою, обтесыванию и распиливанию до получения кондиционных блоков и плит;
8) при добыче пьезооптического и камнесамоцветного сырья - операции по селективной выемке, обогащению, выбору кристаллосырья и его сортировке до получения кондиционного продукта (сортового сырья);
9) при добыче твердых полезных ископаемых, не указанных в других группировках, - операции по породовыработке, усреднению, дроблению негабаритов или всей добытой из недр горной массы до требуемых размеров, грохочению, сортировке и другие операции; размолу, сортировке или сушке; в отдельных случаях - простые схемы обогащения (радиометрическая сепарация и иные операции);
10) при добыче соли - операции по выпариванию, измельчению и просеиванию;
11) при добыче подземных и термальных вод - операции по сбору, очистке; обезжелезиванию, обеззараживанию, хлорированию и фторированию; по доставке до подачи в сеть получателю.
Учитываются также расходы на предусмотренные проектом разработки месторождения операции, являющиеся специальными видами добычных работ:
подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча, выпаривание из рассолов, растворение и т.д.
5. В случае реализации налогоплательщиком в налоговом периоде продуктов более высокой степени технологического передела, полученных из добытых им полезных ископаемых, стоимость единицы реализованного товарного продукта, направленного на технологический передел, определяется в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен реализации указанных продуктов за вычетом стоимости технологического передела (подготовки, переработки) добытых полезных ископаемых и доставки (перевозки) от склада готовой продукции (узла учета, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и т.д.) до пункта технологического передела (подготовки, переработки).
6. Мониторинг и определение сложившихся за налоговый период цен реализации товарного продукта, а также доведение соответствующей информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В необходимых случаях указанный порядок определяет виды товарного продукта, регионы добычи и (или) рынки поставки, для которых осуществляется отдельный мониторинг и определение сложившейся цены реализации.
Сложившаяся за налоговый период цена реализации товарного продукта определяется исходя из всех подлежащих мониторингу сделок с идентичным (однородным) продуктом, заключенных в данном налоговом периоде между лицами, не являющимися взаимозависимыми, и приведенных к условиям поставки со склада готовой продукции (узла учета, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и т.д.).
Сложившаяся за предыдущий налоговый период цена реализации товарного продукта подлежит доведению до налогоплательщиков в срок не позднее последнего числа последнего месяца текущего налогового периода. В случае нарушения указанного срока сложившаяся за предыдущий налоговый период цена реализации товарного продукта для целей налогообложения определяется исходя из сложившихся в предыдущем налоговом периоде у налогоплательщика цен реализации товарного продукта.

Статья 7. Налоговый период

Налоговым периодом признается квартал.

Статья 8. Налоговая ставка

1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче:
1) полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) газа горючего природного (газа естественного) нефтяных месторождений (газа попутного), направляемого на утилизацию;
3) попутных и дренажных подземных вод, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений. Отнесение извлекаемых подземных вод к попутным или дренажным подземным водам осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4) полезных ископаемых при проведении в соответствии с законодательством о недрах работ по региональному геологическому изучению недр;
5) полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
6) полезных ископаемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
7) подземных вод из контрольных или резервных скважин при проведении планового контроля за их работоспособностью, наличие и обеспечение работоспособности которых предусматривается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
8) минеральных вод, отнесенных в установленном порядке к категории лечебных, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива и т.д.).
2. Если иное не установлено пунктом 1 настоящей статьи, налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:
1) 2,5 процента при добыче следующих полезных ископаемых:
калийные соли;
торф;
2) 3 процента при добыче следующих полезных ископаемых:
черные металлы;
апатитовые и фосфоритовые руды;
3) 3,5 процента при добыче следующих полезных ископаемых:
горнохимическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей, апатитовых и фосфоритовых руд);
соль природная и чистый хлористый натрий;
радиоактивные металлы;
уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;
теплоэнергетические и промышленные воды;
4) 4,5 процента при добыче следующих полезных ископаемых:
неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии;
горнорудное неметаллическое сырье;
битуминозные породы;
подземные пресные и минеральные воды;
иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки;
5) 6 процентов при добыче следующих полезных ископаемых:
кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;
редкие металлы, как образующие собственные месторождения, так и являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;
6) 7 процентов при добыче драгоценных металлов;
7) 8 процентов при добыче следующих полезных ископаемых:
природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни;
цветные металлы;
8) 16,5 процентов при добыче газа горючего природного и газового конденсата;
9) 16,5 процентов при добыче нефти (с 1 января 2005 года);
425 рублей за 1 тонну при добыче нефти (с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года).
3. Налоговые ставки по нефти в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года применяются с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть. Данный коэффициент ежеквартально определяется налогоплательщиком самостоятельно как отношение среднего за предыдущий налоговый период уровня цен маркерного сорта нефти Дейтид Брент (пересчитанные в рубли за 1 тонну нефти) к сумме в размере 4300 рублей.
Средний за налоговый период уровень цен маркерного сорта нефти Дейтид Брент определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на указанных рынках за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде. Цены нефти в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату его котировки.
Ежедневные котировки маркерного сорта нефти Дейтид Брент на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ежемесячно в срок не позднее последнего числа каждого месяца доводятся через официальные источники информации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Налогообложение сверхнормативных потерь полезных ископаемых производится по удвоенным налоговым ставкам, установленным пунктом 2 настоящей статьи.
В целях настоящей главы сверхнормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, превышающие нормативы потерь, утвержденные в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога при добыче полезных ископаемых, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующих налоговой ставки и налоговой базы.
2. Сумма налога при добыче полезных ископаемых, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
3. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно к добыче всех полезных ископаемых, дата получения первого товарного продукта которых относится к соответствующему налоговому периоду, и представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 10. Определение даты получения первого товарного продукта

1. В целях настоящей главы дата получения первого товарного продукта, если иное не установлено настоящей статьей, определяется как:
1) день поступления товарного продукта на склад готовой продукции (складирования) после первичной обработки (подготовки) добытого минерального сырья;
2) день отгрузки товарного продукта получателю (при совершении операций по реализации товара или иных операций, не признаваемых реализацией товара) либо день передачи на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) без помещения на склад готовой продукции;
3) день подачи товарного продукта в магистральный трубопровод или в сеть получателю;
4) день направления товарного продукта на собственные технологические и производственные нужды.
2. При использовании добытого минерального сырья без предварительного получения первого товарного продукта дата получения первого товарного продукта по указанному сырью определяется как:
1) день добычи и складирования добытого минерального сырья, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
2) день отгрузки добытого минерального сырья получателю (при совершении операций по реализации товара или иных операций, не признаваемых реализацией товара) либо день передачи на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) без предварительного складирования;
3) день направления добытого минерального сырья на собственные технологические и производственные нужды.
3. В целях настоящей главы дата получения первого товарного продукта определяется как дата фактической реализации первого товарного продукта, полученного из данных полезных ископаемых (минерального сырья или соответствующей товарной продукции без предварительного получения первого товарного продукта), по:
1) извлекаемым попутно и складируемым для сохранения и использования в будущем полезным ископаемым, запасы которых в установленном порядке отнесены к забалансовым запасам;
2) полезным ископаемым, извлекаемым на месторождениях до введения их в промышленную разработку при проведении поисковых и (или) геологоразведочных работ согласно соответствующей лицензии на пользование недрами, а также при опытно - промышленной эксплуатации указанных месторождений.
4. По добываемым в составе многокомпонентных комплексных руд или в качестве попутных компонентов драгоценным металлам дата получения первого товарного продукта определяется как:
1) день извлечения минерального сырья, содержащего драгоценные металлы из добытых комплексных руд (концентратов и других полупродуктов);
2) день реализации указанных руд (концентратов и других полупродуктов) без предварительного извлечения драгоценных металлов.
По драгоценным камням, а также самородкам драгоценных металлов, не подлежащим переработке, дата получения первого товарного продукта определяется как дата проведения их оценки.
5. По сверхнормативным потерям полезных ископаемых дата добычи полезного ископаемого определяется как:
1) день фактического выявления потерь - для налогоплательщиков, ведущих прямое определение количества потерь и добытых полезных ископаемых;
2) день проведения соответствующих геолого - маркшейдерских замеров - для налогоплательщиков, ведущих расчетное (косвенное) определение количества потерь и добытых полезных ископаемых.

Статья 11. Порядок уплаты налога. Авансовые платежи по налогу

1. Общая сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 9 настоящей главы, подлежит уплате в течение налогового периода в виде авансовых платежей, а по итогу налогового периода в виде разницы между общей суммой налога, исчисленной в соответствии со статьей 9 настоящей главы, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода.
2. Суммы авансовых платежей, подлежащие уплате в течение налогового периода, исчисляются как одна треть общей суммы налога, исчисленной в соответствии со статьей 9 настоящей главы за предыдущий налоговый период.
3. Положительная разница между суммой авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода, и общей суммой налога, исчисленной в соответствии со статьей 9 настоящей главы по итогам налогового периода, признается суммой излишне уплаченного налога.
4. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, а также авансовые платежи по налогу уплачиваются по месту нахождения участка, на котором осуществляется пользование недрами.

Статья 12. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

1. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее последнего дня каждого месяца налогового периода.

Статья 13. Особенности уплаты налога и исполнения обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)

1. Налогоплательщики - участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) исполняют обязанность по исчислению и уплате налога, а также иные обязанности налогоплательщика в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Для целей настоящей главы устанавливается, что в качестве лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога при добыче полезных ископаемых, осуществляемой в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), признается участник простого товарищества (договора о совместной деятельности), ведущий его дела. В случае если ведение дел простого товарищества (договора о совместной деятельности) осуществляется совместно всеми участниками простого товарищества (договора о совместной деятельности), участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога при добыче полезных ископаемых, осуществляемой в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
Указанный участник имеет права и исполняет обязанности налогоплательщика, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении указанной суммы налога.
3. При полном и своевременном исполнении обязанностей по уплате налога одним из участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, обязанность по уплате налога остальными участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) признается исполненной.

Статья 14. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту нахождения участка, на котором осуществляется пользование недрами, налоговую декларацию.
Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков, осуществляющих лицензионную добычу полезных ископаемых, возникает в том налоговом периоде, в котором начинает действовать лицензия на добычу полезных ископаемых.
Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков, осуществляющих безлицензионную добычу полезных ископаемых, возникает в том налоговом периоде, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.
2. Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 15. Особенности исчисления и уплаты налога при выполнении соглашений о разделе продукции

1. Инвесторы по соглашениям о разделе продукции определяют сумму налога на добычу полезных ископаемых и сумму налога, подлежащую уплате, в соответствии с настоящей главой с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Налогоплательщиками налога являются инвесторы по соглашениям о разделе продукции.
Если выполнение работ по соглашению о разделе продукции, в том числе добычу полезных ископаемых, осуществляет оператор по соглашению, исчисление и уплата налога производится оператором, выступающим в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.
3. Налоговой базой признается стоимость добытых полезных ископаемых, определяемая как стоимость первого товарного продукта добытого полезного ископаемого в соответствии со статьей 6 настоящей главы с учетом особенностей, установленных в соглашении о разделе продукции, для определения стоимости добытых полезных ископаемых.
4. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду полезных ископаемых, а также отдельно по каждому соглашению о разделе продукции и деятельности, не связанной с выполнением соглашения о разделе продукции.
5. Определение даты получения первого товарного продукта из добытых полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции производится в соответствии со статьей 11 настоящей главы с учетом особенностей, установленных соглашением о разделе продукции.
6. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" выполняются условия, установленные соответствующим соглашением о разделе продукции.
Инвесторы (операторы) указанных соглашений освобождаются от налога на добычу полезных ископаемых, установленного настоящей главой.".

Статья 2. Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 17).

Статья 3. В Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 52; № 34, ст. 1976; 1993, № 4, ст. 118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3593; 1998, № 31, ст. 3816, ст. 3828; № 43, ст. 5213; 1999, № 1, ст. 1; № 7, ст. 879; № 25, ст. 3041; № 28, ст. 3475) внести следующие изменения:
в пункте 1 статьи 19:
подпункт "з" исключить;
дополнить подпунктом "ч" следующего содержания:
"ч) налог на добычу полезных ископаемых.".

Статья 4. В Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823; 1999, № 7, ст. 879; 2000, № 2, ст. 141) внести следующие изменения:
1. Пункт 11 части первой статьи 3 изложить в следующей редакции:
"11) установление условий и порядка взимания платы за акваторию и участки дна территориального моря, размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах, а также утверждение договоров на условиях раздела продукции;".
2. Пункт 8 статьи 4 изложить в следующей редакции:
"8) установление по представлению территориальных органов в области управления государственным фондом недр конкретных размеров платежей за пользование недрами;".
3. Часть вторую статьи 20 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, или представления недостоверной информации.".
4. Раздел V Закона изложить в следующей редакции:

"Раздел V. ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ

Статья 39. Система платежей при пользовании недрами

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1. Разовый платеж за пользование недрами.
2. Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.
3. Сбор за участие в конкурсе (аукционе).
4. Сбор за выдачу лицензий.
5. Плата за пользование акваторией и участками морского дна.
6. Регулярные платежи за пользование недрами.
Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и производят другие платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 40. Разовый платеж за пользования недрами

Пользователь недр, получивший право на пользование недрами, уплачивает разовый платеж за право пользования недрами.
Минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации по конкретному месторождению.
Разовый платеж может вноситься единовременно либо частями при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (начало добычи полезных ископаемых и (или) достижение определенного уровня добычи полезных ископаемых и т.д.).
Окончательный размер разового платежа за пользования недрами, а также размеры частей платежа устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии.
Не допускается установление в лицензии размера разового платежа за пользования недрами, а также частей платежа ниже установленных условиями конкурса или аукциона.

Статья 41. Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств

За пользование геологической информацией о недрах, полученной за счет государственных средств, взимается плата.
Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяется Правительством Российской Федерации.
Получение сведений об участке недр иным путем, кроме установленного Правительством Российской Федерации, не освобождает пользователя недр от платы за геологическую информацию.
Положение настоящей статьи не распространяется на геологическую информацию о недрах, полученную за счет негосударственных средств.

Статья 42. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), в том числе на проведение экспертиз представленных в конкурсную комиссию документов.
Суммы сбора за участие в конкурсе (аукционе) зачисляются на счета федерального органа управления государственным фондом недр либо его территориальных органов и используются для покрытия расходов этих органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами, на проведение конкурсов (аукционов).
Часть средств от сбора за участие в конкурсе (аукционе) органы, выдавшие лицензии, могут направлять на проверку выполнения пользователями недр условий лицензий.
Сбор за выдачу лицензий вносится пользователями недр при получении лицензии на пользование недрами. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии на пользование недрами.
Суммы сбора за выдачу лицензий поступают в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 43. Плата за пользование акваторией и участками морского дна

Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр дна территориального моря, осуществляющих поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользование недрами в иных целях. Размеры платежей зависят от арендуемой площади и ее конфигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами. Порядок и условия взимания платежей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 44. Регулярные платежи за пользование недрами

1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр права на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых Российской Федерацией у иностранных государств или используемых Российской Федерацией на основании международного договора).
В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относится также строительство искусственных сооружений и подводная прокладка кабелей и трубопроводов.
Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются в отношении лицензионных участков, предоставляемых для:
1) регионального геологического изучения;
2) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение;
3) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Кроме, того, не взимаются регулярные платежи за пользование недрами за разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых.
2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико - географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.
Размеры регулярных платежей за пользование недрами устанавливаются за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом возвращенной его части.
Ставка регулярных платежей за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр. Правительство Российской Федерации устанавливает минимальный и максимальный размеры ставки платежа. Конкретный размер ставки платежа устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа в области управления государственным фондом недр отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, имеющего местонахождение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в пределах, установленных Правительством Российской Федерации. В случае если конкретный размер ставки платежа не установлен исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном настоящей статьей порядке, а также при предоставлении лицензионного участка на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых Российской Федерацией у иностранных государств или используемых Российской Федерацией на основании международного договора), ставка регулярных платежей за пользование недрами принимается равной максимальному размеру ставки платежа, установленному Правительством Российской Федерации.
3. Конкретные размеры платежей за пользование недрами определяются в договоре, заключаемом одновременно с выдачей лицензии, между уполномоченным на то органом государственной власти и пользователем недр.
4. Размеры платежей за пользование недрами при исполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Конкретный порядок уплаты сумм платежей за пользование недрами определяется в договоре, заключаемом одновременно с выдачей лицензии, между уполномоченным на то органом государственной власти и пользователем недр.
6. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и поступают в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.".

Статья 5. В Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 51, ст. 6273) внести следующие изменения:
пункт 8 статьи 34 изложить в следующей редакции:
"8. Сбор за выдачу лицензий (разрешений) на пользование живыми ресурсами, а также сбор за выдачу лицензий на пользование неживыми ресурсами поступают в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации".

Статья 6. В Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4695) внести следующие изменения:
1) в пункте 17 статьи 6 исключить слова "и разработки";
2) в части первой статьи 40:
а) абзацы восемь и девять исключить;
б) часть шестую изложить в следующей редакции:
"Кроме того, пользователи уплачивают налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и производят другие платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.";
в) в части восьмой слова "отчислений" и "акцизов" исключить;
г) в части девятой слова "отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, акцизы" исключить;
д) в части десятой слова "в федеральные органы, выдавшие лицензии" заменить словами "в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации".

Статья 7. Нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, но не ранее, чем по истечении месяца со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТМЕНЕ И ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Действующее законодательство Российской Федерации о недрах включает раздел платности пользования недрами, который носит рамочный характер и не дает достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.
Вместе с тем согласно статье 17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.
Предусмотренная в проекте глава 27 "Налог на добычу полезных ископаемых" приведена в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, то есть определены все элементы налогообложения.
Указанным законопроектом в налоговую систему Российской Федерации вводится новый налог - налог на добычу полезных ископаемых.
Порядок исчисления и уплаты налога основывается на действующем порядке исчисления платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых.
Налогоплательщиками данного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие лицензионную и безлицензионную добычу полезных ископаемых.
В качестве объекта налогообложения признается добыча полезных ископаемых, в то время как налоговой базой признается стоимость добытых полезных ископаемых. При этом на период 2002 - 2004 годы предлагается в качестве налоговой базы при добыче нефти устанавливать объем добываемой продукции.
Налоговая ставка устанавливается в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых, а по нефти на период 2002 - 2004 годы - в рублях за тонну продукции.
Одновременно предполагается отмена отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ВМСБ) и акциза на нефть и стабильный газовый конденсат. Налог "отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы", введенный в 1992 году, носит переходный, нерыночный характер. Согласно действующему законодательству о недрах данный налог является целевым. Средства от него направляются на финансирование геологоразведочных работ. Сегодня в бюджеты разных уровней перечисляется порядка 50 процентов от начисленной суммы налога. Остальные средства остаются у добывающих организаций и используются этими организациями для финансирования проводимых ими геологоразведочных работ.
Действующий порядок распределения отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы приводит к тому, что большая часть отчислений направляется на финансирование поиска и разведки месторождений полезных ископаемых в регионах добычи. Обязательное направление средств на проводимые в уже практически полностью разведанных регионах Западной Сибири и Центральной России геологоразведочные работы приводят к неэффективности таких работ, не обеспечивая при этом достаточного финансирования поиска и разведки на перспективных месторождениях Восточной Сибири и континентального шельфа, и, в большинстве случаев, к нецелевому использованию средств от данного налога.
Учитывая ситуацию, сложившуюся с использованием отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, при разработке проектов соответствующих глав Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены механизмы возмещения затрат на геологоразведочные работы по типу принятых в мировой практике.
В связи с отменой отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы в проекте главы "Налог на прибыль организаций" предусмотрено возмещение затрат на геологоразведочные работы за счет ускоренной амортизации таких затрат, что будет служить источником для их финансирования взамен доли отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, оставляемой в распоряжении предприятий.
С целью компенсации выпадающих из федерального и региональных бюджетов доходов при отмене отчислений на ВМСБ ставки налога на добычу полезных ископаемых увеличиваются в среднем на 50 процентов от размера ставки отчислений на ВМСБ, а в связи с отменой акциза на нефть и стабильный газовый конденсат ставка налога при добыче нефти и конденсата увеличивается на ставку акциза.
Учитывая изложенное, а также то, что налоговая база при исчислении налога на добычу полезных ископаемых будет определяться исходя из рыночных цен, применение предлагаемой схемы налогообложения не приведет к потерям бюджета и будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в добывающих отраслях промышленности, в том числе и в нефтяном комплексе.
Законопроектом предполагается отмена Федерального закона "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы", а также внесении отдельных изменений в другие законодательные акты Российской Федерации. В частности, предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части дополнения перечня федеральных налогов налогом на добычу полезных ископаемых и исключения из этого перечня отчислений на ВМСБ. Кроме того, предлагается новая редакция пятого раздела Закона Российской Федерации "О недрах", включающая перечень неналоговых платежей при пользовании недрами, а также устанавливающая порядок их исчисления и внесения в бюджет. Внесены также соответствующие изменения в Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТМЕНЕ ИЛИ ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти рассчитаны исходя из предварительного прогноза поступлений по специальным налогам при пользовании недрами на 2001 год, рассчитанного исходя из действующих в настоящее время налогов (платежей) при пользовании недрами.
Прогнозируемые поступления в консолидированный бюджет по специальным налогам при добыче нефти в 2002 году должны составить:
поступления по плате за пользование недрами в размере 65,0 млрд. руб.;
поступления по отчислениям на ВМСБ в бюджеты (без учета сумм, оставляемых предприятиям) - 48,2 млрд. руб.;
поступления по акцизу на нефть и стабильный газовый конденсат - 20,8 млрд. руб.
Итого 134,0 млрд. руб.

Расчет специфической ставки налога на добычу по нефти

По прогнозу на 2002 год объем добычи нефти составит 325 млн. тонн.
Облагаемый объем с учетом положений главы 27 - 315 млн. тонн.
Ставка налога на добычу по нефти и газовому конденсату:
134,0 млрд. руб. : 315 млн. тонн = 425 руб. за 1 тонну.

Расчет адвалорной ставки налога на добычу по нефти

При расчете прогнозируемых поступлений в бюджет на 2002 год учитывались следующие параметры:
Объем облагаемой нефти - 315 млн. тонн, в том числе:
на внутреннем рынке - 189,0 млн. тонн;
на экспорт (40%) - 126,0 млн. тонн;
внутренняя цена - 1700 руб. за 1 тонну;
экспортная цена 17,5 долл. за бар. x 7,3 x 31,6 - (4,65 x 31,6) = 3890 руб. за 1 тонну
(цены очищенные в соответствии с проектом главы 27).
Средняя цена реализации нефти за 1 тонну:
{(1700 x 189) + (3890 x 126)} : 315 = 2576 руб. за 1 тонну.
Адвалорная ставка налога на добычу по нефти:
425 руб. : 2576 руб. = 16,5 процентов.
По другим полезным ископаемым ставки налога рассчитаны исходя из действующих минимальных размеров ставок платы за пользование недрами (за исключением драгоценных и цветных металлов, а также алмазов и камнесамоцветного сырья, для которых в расчет принимались средние ставки платы за пользование недрами), увеличенных на 1/2 ставки отчислений на ВМСБ. При этом корректировка налоговой базы поправочными коэффициентами не предусмотрена. С учетом того, что налоговая база определяется исходя из рыночных цен, сумма налога в части этих полезных ископаемых не уменьшается по сравнению с суммой, определяемой в действующих условиях.
С учетом изложенного, поступления в бюджет от налога на добычу полезных ископаемых не изменятся по сравнению с прогнозируемыми поступлениями на 2002 год, рассчитанными исходя из действующих в настоящее время специальных налогов (платежей) при пользовании недрами.






ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО
ОТМЕНИТЬ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТМЕНЕ И ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

С принятием Федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не потребуется отмена иных законодательных актов.






ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО
ПРИНЯТЬ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТМЕНЕ И ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие иных законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" не требуется.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru