Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон

lws2_2001.txt.6731
laws2001

Постановление ГД ФС РФ от 06.06.2001 № 1582-III ГД
"О проекте Федерального закона № 11081-3 "Об электронной торговле"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 11.06.2001, № 17, ст. 988
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 25.06.2001, № 26, ст. 2594
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 06.06.2001.
   ------------------------------------------------------------------




ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2001 г. № 1582-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 11081-3
"ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 11081-3 "Об электронной торговле", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Волковским, Л.С. Маевским, О.А. Финько, А.В. Шубиным.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству до 30 июня 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству совместно с Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, Комитетом Государственной Думы по информационной политике, Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Комитетом Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам и Комитетом Государственной Думы по безопасности доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект
№ 11081-3
02.10.2000 г.

Вносится депутатами
Государственной Думы
МАЕВСКИМ Л.С., ШУБИНЫМ А.В.,
ФИНЬКО О.А., ВОЛКОВСКИМ В.И.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий для электронной торговли: закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи, а также признание электронных документов в качестве судебных доказательств.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием при совершении сделок и иных юридических действий с использованием электронных документов.
2. Содержание отдельных видов обязательств, возникающих из оснований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, и порядок их исполнения регулируется гражданским законодательством.

Статья 3. Определения

В настоящем Законе используются следующие термины и определения:
Электронная торговля - заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими): купля - продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности;
Электронный документ - информация, формируемая, отправляемая, получаемая или хранимая с помощью электронных средств в связи с совершением сделок в сфере электронной торговли;
Отправитель электронного документа - физическое или юридическое лицо, которое или от имени которого направляются электронные документы, за исключением лиц, действующих в качестве информационных посредников в отношении этих документов;
Получатель электронного документа - физическое или юридическое лицо, которому электронный документ отправлен самим отправителем или от имени отправителя за исключением лиц, действующих в качестве информационных посредников в отношении этого документа;
Участник электронной торговли - лицо, осуществляющее электронную торговлю и клиент;
Лицо, осуществляющее электронную торговлю - юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также иную деятельность в сфере предпринимательства с использованием электронных документов;
Клиент - физическое или юридическое лицо, которое имеет право на получение товаров, работ и услуг, а также иные права на основании договора, заключенного с лицом, осуществляющим электронную торговлю;
Информационный посредник - лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит электронные документы или предоставляет другие услуги в отношении данных документов;
Информационная система - система для подготовки, отправки, получения, хранения или иной обработки электронных документов.

Статья 4. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

Участниками регулируемых настоящим Федеральным законом отношений могут являться физические и юридические лица, находящиеся на территории Российской Федерации. В отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Статья 5. Принципы правового регулирования электронной торговли

Правовое регулирование электронной торговли основывается на принципах равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, а также гарантиях судебной защиты прав участников электронной торговли.
Физические и юридические лица приобретают и осуществляют права и обязанности в области электронной торговли своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Приобретение и осуществление физическими и юридическими лицами прав и обязанностей в области электронной торговли могут быть ограничены только федеральными законами.

Статья 6. Законодательство об электронной торговле

Законодательство об электронной торговле является частью правовой системы Российской Федерации.
Электронная торговля регулируется настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соглашениями сторон.
Законодательство об электронной торговле применяется наряду с иным законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность, а также охрану прав потребителей.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об электронной торговле, применяются правила международного договора.

Глава 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ

Статья 7. Правовое признание электронных документов

1. При совершении сделок и иных юридических действий в сфере электронной торговли могут использоваться электронные документы с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Сделки в сфере электронной торговли не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они заключены и (или) исполнены путем обмена электронными документами, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.
3. Сделки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены или подлежат государственной регистрации, не могут быть совершены путем обмена электронными документами. Сделки, совершенные с нарушением настоящего положения, считаются ничтожными.

Статья 8. Письменная форма сделки, совершаемой путем обмена электронными документами

Если законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами или соглашением сторон установлена простая письменная форма сделки, данному требованию удовлетворяет сделка, совершенная путем обмена электронными документами, при условии что она совершена в соответствии с положениями настоящего Федерального закона и иного законодательства Российской Федерации.
Данное положение применяется независимо от того, содержат ли законы Российской Федерации, иные нормативные акты или соглашение сторон требование простой письменной формы сделки или предусматривают последствия несоблюдения простой письменной формы.

Статья 9. Подпись

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными актами или соглашением сторон документ должен быть подписан каким-либо лицом, данному требованию удовлетворяет использование при создании электронных документов или обмене электронными документами электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Данное положение применяется независимо от того, содержит ли законодательство, иные нормативные акты или соглашение сторон требование о наличии подписи, или предусматривают последствия отсутствия подписи.

Статья 10. Представление электронных документов в качестве судебных доказательств

Допускается представление в качестве письменных доказательств электронных документов, подписанных при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП) или иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Допустимость доказательств не может отрицаться только на том основании, что они представлены в виде электронных документов.
При оценке электронных документов в качестве доказательств следует учитывать надежность того, каким образом документы были сформированы, хранились или передавались, каким образом обеспечивалась достоверность и неизменяемость электронных документов, а также любые другие существенные обстоятельства.

Статья 11. Подлинник и копии электронного документа

Все экземпляры электронного документа, подписанные при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, являются подлинниками. Электронный документ не может иметь копий в электронном виде.
Копии электронного документа могут быть изготовлены (распечатаны) в виде бумажного документа и заверены собственноручной подписью уполномоченного лица. Копии электронных документов на бумажном носителе должны соответствовать требованиям законодательства и иных нормативных актов РФ и государственным стандартам.

Статья 12. Сохранение электронных документов

1. Если в соответствии с законом Российской Федерации, иными правовыми актами или соглашением сторон требуется сохранение документов, записей или иной информации, то данным требованиям удовлетворяет сохранение электронных документов при соблюдении следующих требований:
а) содержащаяся в них информация может быть использована для последующей ссылки, и
б) электронные документы сохраняют формат, в котором они были сформированы, переданы или получены, и
в) электронные документы сохраняются в той мере, в какой они позволяют определить отправителя и получателя электронных документов, а также дату и время их формирования или получения, а также
г) при соблюдении иных условий, предусмотренных законодательством об электронной торговле или соглашением сторон.
2. Требования к сохранению документов, записей или иной информации, предусмотренные пунктом 1, не распространяются на электронные документы, формируемые исключительно в целях отправки или получения документов, записей или иной информации в электронном виде.
3. В целях сохранения электронных документов в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи юридическое или физическое лицо может использовать услуги иного юридического или физического лица.

Статья 13. Отправка электронного документа

1. В отношениях между отправителем и получателем электронный документ считается исходящим от отправителя, если он отправлен:
а) самим отправителем, или
б) лицом, уполномоченным действовать от имени отправителя в отношении данного электронного документа, или
в) информационной системой, программируемой отправителем и действующей автоматически.
2. Получатель имеет право считать электронный документ исходящим от отправителя, если получатель электронного документа выполнил надлежащим образом процедуру проверки, предусмотренную соглашением между отправителем и получателем, которая подтвердила, что электронный документ исходит от отправителя.
3. Получатель не имеет права считать электронный документ исходящим от отправителя, если:
а) получатель в течение разумного срока получил от отправителя уведомление о том, что электронный документ не исходит от отправителя, или
б) получатель знал или должен был знать, в том числе в результате выполнения процедуры проверки, предусмотренной соглашением с отправителем, о том, что электронный документ не исходит от отправителя, или
в) получатель знал или должен был знать, в том числе в результате выполнения процедуры проверки, предусмотренной соглашением с отправителем, о том, что получен искаженный электронный документ, или
г) получатель знал или должен был знать, в том числе в результате выполнения процедуры проверки, предусмотренной соглашением с отправителем, о том, что электронный документ получен в результате автоматического дублирования другого полученного электронного документа.

Статья 14. Подтверждение получения электронного документа

1. По запросу отправителя или по соглашению между отправителем и получателем получение электронного документа должно быть подтверждено получателем.
Настоящее положение применяется к тем случаям, когда запрос отправителя или соглашение с получателем электронного документа совершены одновременно с отправкой электронного документа или предшествовали отправке электронного документа.
Если иное не установлено соглашением между отправителем и получателем электронного документа, подтверждение может быть произведено путем любого (в том числе автоматического) сообщения получателя или действия получателя, которое однозначно свидетельствует о том, что электронный документ им получен.
Если иное не установлено соглашением между отправителем и получателем, электронный документ считается не отправленным до тех пор, пока отправитель не получил подтверждение получателя.
2. Если подтверждение не получено отправителем в течение установленного им или соглашением с получателем срока или, если такой срок не установлен - в течение разумного срока, то отправитель:
а) может уведомить получателя о неполучении подтверждения и указать разумный срок, в течение которого подтверждение должно быть получено, и
б) если подтверждение не получено в течение срока, указанного в подпункте "а", может, направив уведомление получателю, считать электронный документ не отправленным.
3. Если отправитель получил от получателя подтверждение получения электронного документа, соответствующий электронный документ считается полученным получателем.
Настоящее положение не означает, что содержание полученного электронного документа тождественно содержанию отправленного электронного документа.
4. Если в полученном подтверждении говорится о том, что соответствующий электронный документ удовлетворяет техническим требованиям, согласованным между отправителем и получателем, то эти требования считаются выполненными.
5. За исключением отношений, связанных с отправкой или получением электронных документов, данная статья не регулирует иные права и обязанности, вытекающие из содержания электронных документов либо из факта подтверждения получения.

Статья 15. Время и место отправки и получения электронного документа

1. Если иное не предусмотрено соглашением между отправителем и получателем, электронный документ считается отправленным, когда он поступает в информационную систему, не находящуюся под контролем отправителя или лица, которое отправляет электронный документ от имени отправителя.
Если иное не предусмотрено соглашением между отправителем и получателем, время получения электронного документа определяется следующим образом:
а) если получатель указывает информационную систему для целей получения такого документа, данных, получение происходит в момент, когда электронный документ поступает в указанную получателем информационную систему, или
б) если электронный документ отправлен в информационную систему, которая не является указанной получателем информационной системой, - в момент, когда электронный документ получен получателем, а именно в момент поступления электронного документа в информационную систему получателя.
2. Если иное не согласовано между отправителем и получателем, электронный документ считается отправленным в месте, где обычно находится отправитель, и считается полученным в месте, где обычно находится получатель.

Глава 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОСРЕДНИКИ

Статья 16. Услуги информационных посредников

1. Участники электронной торговли в целях обмена электронными документами, а также хранения электронных документов могут обращаться к услугам информационных посредников.
Услуги информационных посредников заключаются в передаче электронных документов по телекоммуникационной сети, а также предоставлении участнику электронной торговли доступа к телекоммуникационной сети.
Передача электронных документов и предоставление доступа к телекоммуникационной сети, предусмотренные в п. 1 настоящей статьи, включают автоматическое и кратковременное хранение передаваемых электронных документов с исключительной целью осуществить их передачу по телекоммуникационной сети.
2. Информационный посредник не несет правовые последствия, связанные с содержанием передаваемого им электронного документа при следующих условиях:
- информационный посредник не является отправителем электронного документа;
- информационный посредник самостоятельно не определял получателя электронного документа;
- информационный посредник не составлял содержание электронного документа.
3. Информационный посредник не несет ответственности за хранение электронных документов при автоматическом и кратковременном хранении данных документов с целью их эффективной передачи, осуществляемой по поручению участника электронной торговли.
4. Информационный посредник не обязан контролировать и проверять соответствие передаваемых и хранимых электронных документов законодательству Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 4. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ЭЛЕКТРОННУЮ ТОРГОВЛЮ

Статья 17. Правовое положение лиц, осуществляющих электронную торговлю

Электронная торговля может осуществляться юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, или физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
Право осуществлять электронную торговлю возникает с момента государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Статья 18. Требования к предоставлению информации лицами, осуществляющими электронную торговлю

1. Лица, осуществляющие электронную торговлю, обязаны предоставлять клиентам и уполномоченным государственным органам информацию о своем правовом положении и деятельности, а также обеспечивать легкий, прямой и постоянный доступ к данной информации.
2. Информация о правовом положении лиц, осуществляющих электронную торговлю, должна включать следующие обязательные сведения:
а) фирменное наименование юридического лица, которое должно содержать указание на его организационно - правовую форму, или
б) фамилию, имя и отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя, почтовый и электронный адрес, по которому с ним осуществляется связь;
г) реестр юридических лиц или иной реестр, в котором зарегистрировано лицо, осуществляющее электронную торговлю, и номер его регистрационного свидетельства;
д) наличие лицензии (при соответствующем требовании законодательства), номер лицензии, сроки лицензии, наименование государственного органа, выдавшего лицензию.
3. Информация о деятельности, отправляемая клиентам лицами, осуществляющими электронную торговлю, а также предложения делать оферты должны соответствовать следующим требованиям:
а) должна быть легко определяема клиентами как информация, отправляемая в рекламных целях или предложения делать оферты;
б) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, от имени которого направлена информация, должны быть четко обозначены;
в) цены на товары и услуги, предоставляемые лицами, осуществляющими электронную торговлю, должны быть четко обозначены;
г) такие условия как скидки, премии или подарки, должны быть точно обозначены, а требования, которым необходимо соответствовать, чтобы выполнить данные условия, должны быть доступны для понимания клиента и названы точно и недвусмысленно;
д) условия соревнований или игр, организуемых с целью продвижения товара или услуги, должны быть легко определяемы, доступны для понимания клиента и изложены точно и недвусмысленно.
4. Не согласованная (не затребованная) с клиентом информация или предложения делать оферты, направляемые физическому или юридическому лицу путем электронной почты, должны быть легко и точно определяемы в момент получения.

Глава 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ

Статья 19. Заключение договора путем обмена электронными документами

1. Договор в электронной торговле может быть заключен путем обмена электронными документами, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Договор в электронной торговле не может быть признан незаключенным или не порождающим предусмотренные в нем правовые последствия только на том основании, что он заключен с использованием электронных документов.
Письменная форма указанного договора считается соблюденной.
2. Исключения из правила, предусмотренного п. 1, могут быть установлены только законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Признание договорных обязательств сторонами

Если при заключении договора используются электронные документы, при наличии на то согласия сторон, то условия данного договора и вытекающие из них обязательства сторон не могут быть оспорены сторонами только на том основании, что он заключен путем обмена электронными документами.

Статья 21. Порядок заключения договора в электронной торговле

1. При заключении договора в электронной торговле оферта (предложение заключить договор) одной из сторон и ее акцепт (принятие предложения) другой стороной могут быть отправлены и получены в виде электронных документов.
2. Предложение заключить договор (оферта) может быть направлено самим оферентом, лицом, уполномоченным действовать от его имени в отношении данного предложения, или информационной системой, программируемой оферентом или от его имени и действующей автоматически.
3. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
К оферте и акцепту, осуществляемым в виде электронных документов, применяются правила ст. ст. 13 - 15 настоящего Федерального закона, относящиеся к отправке электронного документа, подтверждению получения электронного документа, определению времени и места отправки и получения электронного документа.
Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона или из прежних деловых отношений сторон.
Подтверждение получения электронного документа не является акцептом, если иное не предусмотрено соглашением между отправителем и получателем электронного документа.

Статья 22. Условия договора в электронной торговле

1. Предложение заключить договор (оферта), в том числе адресованное неопределенному кругу лиц, должно содержать все существенные условия договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обязательные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2. В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия включаются в договор путем отсылки к иному электронному документу. Указанные условия не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они установлены путем отсылки.
3. Договор в электронной торговле должен содержать следующие обязательные условия:
- технологию (процедуру) заключения договора;
- технологию и процедуру использования аналогов собственноручной подписи;
- возможность и порядок внесения изменений при согласовании условий договора;
- способ и порядок акцепта;
- способ и порядок отзыва возможного ошибочного акцепта;
- указания на условия, включаемые в договор путем отсылки к иному электронному документу и порядок технического доступа к соответствующей отсылке;
- способ хранения и предъявления электронных документов и условия электронного доступа к данной документации, а также условия предоставления бумажных копий электронных документов.
4. Условия договора в электронной торговле должны быть сформулированы четко и недвусмысленно на русском языке и представлены в форме, доступной для восприятия клиентом, не обладающим специальными знаниями, а также позволяющей клиенту хранить и воспроизводить договор.
5. Информация об условиях договора должна предоставляться клиентам до заключения договора.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ"

Современное развитие вычислительной техники и телекоммуникационных технологий (в первую очередь связанных с глобальными информационными сетями) позволяет миллионам людей не только обмениваться информацией, получать необходимые знания из огромных накопленных информационных ресурсов, но и осуществлять новыми средствами коммерческую деятельность - то, что принято называть сейчас электронной торговлей.
Все большее число сделок в международной торговле заключается с помощью электронного обмена данными, который предусматривает использование альтернативных бумажным формам методов. В 1999 году объем розничных продаж в мировом Интернете составил около 40 - 50 млрд. долл., а около 600 тыс. фирм продавали свои товары и услуги через Интернет, что на 65% больше, чем в 1998 году.
Правительства и парламенты ведущих стран мира также рассматривают электронную торговлю, как одну из важнейших составляющих малого и среднего предпринимательства. Сегодня доля малого предпринимательства в доходах электронной торговли составляет около 20% и будет значительно расти в ближайшие годы.
По мере развития электронной торговли во всем мире происходит заметная трансформация в подходах к ее регулированию: от упора на саморегуляцию - к жесткой правовой регламентации. Организация Объединенных Наций в 1997 году приняла "Типовой закон об электронной торговле", рекомендованный как базовый документ для национальных законодательств. В настоящее время большинство развитых стран приняли или близки к принятию правовых норм, которые бы соответствовали возрастающему значению электронной торговли, как социально - экономического фактора.
В мае 2000 года Европарламент одобрил Директиву, касающуюся правовых аспектов электронной торговли в Европе, сделав тем самым значительный шаг к гармонизации национальных европейских законодательств.
В России электронная торговля развивается быстрыми темпами. Это связано, в первую очередь, со все большим проникновением Интернета в повседневную жизнь. Однако при том, что годовой оборот всей российской Интернет - экономики оценивается в настоящий момент в 250 млн. долларов, доля электронной торговли составляет лишь 33 млн. долларов, из которых 3 млн. долларов приходится на продажу товаров и услуг конечному потребителю. Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам развития информационного пространства России, в том числе и всему, что связано с электронной торговлей. В настоящее время согласована и планируется к утверждению государственная программа по электронной торговле. Однако, одним из факторов, тормозящих ускоренный рост сектора электронной торговли, остается отсутствие необходимых правовых норм, помогающих сделать электронную торговлю привлекательным, а главное, надежным экономическим инструментом. Это обстоятельство заставляет восполнить соответствующие пробелы в законодательстве, не дожидаясь, пока новая форма осуществления коммерческой деятельности займет подобающее ей место в экономике.
Электронный бизнес был позитивно воспринят юридической практикой, поскольку его становление совпало с процессом общей модернизации российской правовой системы. Однако в целом сохраняется общая неразвитость и фрагментарность правовых норм, затрагивающих названную форму бизнеса. Такие нормы являются юридическими барьерами для электронной торговли в России и интеграции ее в глобальный электронный рынок.
В этой связи наряду с совершенствованием всей правовой инфраструктуры предпринимательства требуется свод специальных юридических норм и правил, адресованных непосредственно электронному бизнесу.
Существенным условием развития электронной торговли в России является принятие Федерального закона "Об электронной торговле", при помощи которого будет осуществляться регулирование правовых отношений, возникающих в процессе обмена электронными документами при совершении сделок в сфере предпринимательства.
Как и в соответствующих законодательных актах зарубежных стран, электронная торговля в предлагаемом законопроекте охватывает весь спектр сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими): купля - продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.
Целью предлагаемого законопроекта является обеспечение правовых условий для электронной торговли: закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи, а также признание электронных документов в качестве судебных доказательств.
Законопроектом предусматривается, что при совершении сделок и иных юридических действий в сфере электронной торговли могут использоваться электронные документы. Обмен электронными документами, подписанными аналогами собственноручной подписи участников электронной торговли с соблюдением требований настоящего законопроекта и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, соответствует формальным требованиям к письменной форме сделки, предусмотренным гражданским законодательством.
Таким образом, сделки в сфере электронной торговли не могут быть признаны недействительными только на том основании, что они заключены и (или) исполнены при помощи электронных средств. Законопроект содержит и исключения из данного правила: сделки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть нотариально удостоверены или подлежат государственной регистрации, не могут быть совершены посредством обмена электронными документами.
Электронная торговля бесперспективна, если ее участники не будут иметь возможностей защиты своих прав и законных интересов в суде. Законопроект предусматривает норму о представлении электронных документов в качестве судебных доказательств. Им однозначно устанавливается, что допустимость доказательств не может отрицаться только на том основании, что они представлены в виде электронных документов. Таким образом, законопроект относит электронные документы, подписанные при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП) или иных аналогов собственноручной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, к числу письменных доказательств. Решается также вопрос о подлиннике и копиях электронного документа.
Обстоятельной регламентации подвергаются в законопроекте правила обмена электронными документами: отправка, подтверждение получения и сохранение электронных документов.
Вслед за современным зарубежным законодательством об электронной торговле предлагаемый законопроект предусматривает ряд необходимых положений, которые определяют условия ответственности информационных посредников (провайдеров сетевых услуг) за передачу электронных документов.
Центральное место в законопроекте занимает глава, посвященная лицам, осуществляющим электронную торговлю, и определяющая правовое положение последних. Электронная торговля может осуществляться юридическим лицом, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, или гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Право осуществлять электронную торговлю возникает с момента государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Законопроект также устанавливает, что лица, осуществляющие электронную торговлю, обязаны предоставлять клиентам и уполномоченным государственным органам информацию о своем правовом положении и деятельности, а также обеспечивать легкий, прямой и постоянный доступ к данной информации.
Механизму заключения и исполнения сделок в электронной торговле посвящена самостоятельная глава законопроекта "Заключение договоров в электронной торговле". Данный механизм состоит из следующих элементов: установление законности и действительности договоров, заключенных электронным способом, обязательности их исполнения сторонами; порядок заключения договоров в электронной торговле, требования к оферте и акцепту, правила о месте и времени заключения договора.
Важнейшим основанием действительности сделок в электронной торговле является соблюдение предписанных законом требований к способу предоставления договорных условий: четкость, недвусмысленность, прозрачность, форма, позволяющая клиенту хранить и воспроизводить договор.
Нормы законопроекта соответствуют существующим международным правовым стандартам (в частности, "Типовому закону об электронной торговле" ООН), а также учитывают опыт создания аналогичных норм ведущими странами.
В случае его принятия предлагаемый законопроект позволит не только сделать необходимые шаги к совершенствованию правовой базы электронной торговли, но и сделать российский рынок электронной торговли частью мирового электронного рынка, в первую очередь в интересах российских предпринимателей.






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Принятие Федерального закона "Об электронной торговле" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.






ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ДАННОГО ЗАКОНА

Принятие Федерального закона "Об электронной торговле" не потребует изменений в действующем законодательстве Российской Федерации.






СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Проект Федерального закона "Об электронной торговле" внесен по вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации (ст. 71 пункты "ж", "и" Конституции Российской Федерации).
Сфера действия данного законопроекта в настоящее время действующими федеральными законами Российской Федерации не регулируется.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru