Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон

lws2_2001.txt.7173
laws2001

Постановление ГД ФС РФ от 24.05.2001 № 1560-III ГД
"О проекте Федерального закона № 84697-3 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 01.06.2001, № 16, ст. 925
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, № 23, ст. 2321
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 24.05.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 04.07.2001 № 1748-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 13.07.2001 № 1815-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2001 г. № 1560-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 84697-3
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 84697-3 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам до 9 июня 2001 года.
3. Направить указанный законопроект на заключение в Центральный банк Российской Федерации.
Установить, что заключение по указанному законопроекту направляется в Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам до 9 июня 2001 года.
4. Комитету Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и заключения и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Заместитель Председателя
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
А.Н.ЧИЛИНГАРОВ






Проект

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступления, а также на своевременное принятие мер по лишению виновных лиц права владеть, пользоваться и распоряжаться такими доходами.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
денежные средства или иное имущество - объекты гражданских прав, то есть вещи, включая деньги, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них;
доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными в результате совершения преступления;
операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обязательный контроль - совокупность осуществляемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также проверка этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов;
обеспечительные меры - меры, принимаемые соответствующими органами государственной власти Российской Федерации, направленные на предотвращение пользования доходами, полученными преступным путем, включая их арест в соответствии в законодательством Российской Федерации.

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся:
обязательный контроль;
запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
обязательные процедуры внутреннего контроля;
обеспечительные меры, принимаемые в отношении доходов, полученных преступным путем;
конфискация доходов, полученных преступным путем, по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
иные меры, принимаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:
банки и иные кредитные организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с банковским законодательством;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
страховые и лизинговые компании;
организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств;
организации, осуществляющие организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений;
ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю - продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, а также предметов антиквариата;
нотариусы, организации и учреждения, осуществляющие удостоверение сделок физических и юридических лиц с имуществом, прав физических и юридических лиц на имущество, регистрацию прав на имущество и сделок с ним;
организации, осуществляющие проведение лотерей.

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом (кроме недвижимого) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 500000 рублей, а по своему характеру она относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:
1) операции с денежными средствами в наличной форме:
снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
покупка или продажа наличной иностранной валюты;
приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организаций денежных средств в наличной форме;
2) операции по банковским счетам (вкладам):
зачисление на счет денежных средств, поступивших от физического или юридического лица, имеющего соответственно регистрацию, местожительство или местонахождение в оффшорной зоне, свободной или особой экономической зоне или в регионах, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо лица, являющегося владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанных зонах или регионах. Перечень указанных зон и регионов определяется Правительством Российской Федерации;
перевод денежных средств на счет физического или юридического лица, имеющего соответственно регистрацию, местожительство или местонахождение в оффшорной зоне, свободной или особой экономической зоне или в регионах, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо лица, являющегося владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанных зонах или регионах. Перечень указанных зон и регионов определяется Правительством Российской Федерации;
перевод денежных средств, ранее накопленных (аккумулированных) на счете (размещенных во вклад), списание с которого не производилось в течение 30 дней и более, на счет, открытый в другом банке (филиале), в том числе находящемся за границей;
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организаций денежных средств в безналичной форме;
размещение денежных средств во вклад (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
зачисление денежных средств на счет, операции по которому не производились 30 дней и более, кроме операции по уплате налогов и обязательных платежей, с распоряжением о выплате денежных средств в наличной форме;
открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной или безналичной форме;
перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;
зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились;
3) операции, связанные с предоставлением и получением кредитов (займов):
выдача кредита под залог ценных бумаг на предъявителя;
выдача кредита (займа), не имеющего залогового или другого обеспечения;
предоставление или получение кредита (займа) под залог документально удостоверенных прав заемщика на вклад в российском или иностранном банке;
предоставление или получение кредита (займа) с превышением либо занижением на 50 и более процентов среднего размера процента, обычно начисляемого при прочих равных условиях на сумму кредита (займа) на внутреннем рынке;
предоставление или получение кредита (займа) физическим или юридическим лицом, имеющим, соответственно, регистрацию, местожительство или местонахождение в оффшорной зоне, свободной или особой экономической зоне или в регионах, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо лицом, являющимся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанных зонах или регионах, а также если операция совершается по поручению такого лица. Перечень указанных зон и регионов определяется Правительством Российской Федерации;
4) операции с ценными бумагами:
операции с ценными бумагами на предъявителя;
покупка и продажа ценных бумаг по ценам, имеющим отклонение от текущих рыночных цен более чем на 20 процентов по аналогичным сделкам;
операции с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, местожительство или местонахождение в оффшорной зоне, свободной или особой экономической зоне или в регионах, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств, либо лицо, являющееся владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанных зонах или регионах, а также если операция совершается по поручению такого лица. Перечень указанных зон и регионов определяется Правительством Российской Федерации;
5) сделки с иным движимым имуществом:
помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в банк при составлении соответствующих документов или в ломбард на хранение;
скупка, купля - продажа, дарение или получение в наследство изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней, изделий из них и лома таких изделий, предметов искусства или антиквариата;
выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от игры в тотализатор, в лотерею либо в игорных заведениях;
выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии;
получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
переводы денежных средств, в том числе за рубеж, кроме переводов, осуществляемых банками или иными кредитными организациями.
3. Обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом на сумму 2500000 рублей и более.
4. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Статья 7. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1) установить идентичность личности, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад), предъявляемым документам, необходимым для ее идентификации;
2) документально фиксировать и направлять в уполномоченный орган не позднее следующего рабочего дня после дня совершения операции следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:
вид операции и основания ее совершения, а также фамилия, имя, отчество и должность сотрудника, оформившего операцию;
дата совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумма, на которую она совершена;
данные, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (паспорт, удостоверение личности и другие), адрес его местожительства или местопребывания;
наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
данные, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (кроме физического лица), адрес местожительства или местонахождения физического или юридического лица;
данные, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица по полномочию, основанному на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес местожительства представителя физического или юридического лица;
данные, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (кроме физического лица), адрес местожительства или местонахождения получателя;
данные, необходимые для идентификации представителя получателя (физического или юридического лица), по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (кроме физического лица), адрес местожительства или местонахождения указанного представителя;
3) представлять уполномоченному органу в соответствии с его письменными запросами документы и другую имеющуюся в распоряжении этих организаций информацию о юридических и физических лицах, а также о проведенных этими лицами операциях с денежными средствами или иным имуществом, как подлежащих обязательному контролю, так и не подлежащих обязательному контролю. Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов, основания для их направления, а также виды запрашиваемых документов и информации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
2. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, направляют в уполномоченный орган сведения об иных операциях, не указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, относительно которых у этих организаций на основании имеющейся информации (документов) возникают подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
3. В целях реализации настоящего Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны обеспечить внутренний контроль с учетом особенностей деятельности каждой организации.
Разработка и реализация процедур внутреннего контроля осуществляются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, а для банков и иных кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.
4. Документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона, а также копии документов, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.
Банкам и иным кредитным организациям, осуществляющим деятельность на основе банковского законодательства, запрещается открывать анонимные счета, то есть счета, открываемые без представления сведений, необходимых для идентификации юридического или физического лица, открывающего счет.
5. Организациям, передающим соответствующую информацию в уполномоченный орган, запрещается информировать об этом своих клиентов или иных лиц.
6. Порядок направления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.
7. Контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами положений настоящего Федерального закона в части фиксации, хранения и представления информации, а также организации внутреннего контроля, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на это Президентом Российской Федерации.

Статья 8. Представление сведений, составляющих коммерческую, банковскую, налоговую или служебную тайну

1. Представление уполномоченному органу сведений и документов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая операции, подлежащие обязательному контролю, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.
2. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы.
3. Должностные и иные лица уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными по службе сведений, составляющих коммерческую, банковскую, налоговую или служебную тайну, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.
Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его должностными лицами, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 9. Уполномоченный орган

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный орган в целях выявления фактов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, получает, систематизирует, анализирует и при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, направляет информацию, материалы в правоохранительные органы, а также осуществляет иные функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, определяемые Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Представление информации и документов

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации представляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации представляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном уполномоченным органом и Центральным банком Российской Федерации.

Глава IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ)
ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Статья 11. Обмен информацией и правовая помощь

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.
Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, представляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Передача компетентным органам другого государства информации, касающейся выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам другого государства начать расследование или сформулировать запрос. Компетентным органам другого государства может быть отказано в представлении информации о налоговых преступлениях, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, представляется по запросу компетентного органа другого государства при условии, что переданные сведения или доказательства не будут использованы без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, представивших ее, в целях, не указанных в запросе.
Органы государственной власти Российской Федерации направляют в компетентные органы других государств запросы о представлении необходимой информации и дают ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, направившие запрос, обеспечивают конфиденциальность представленной информации и используют ее только в целях, указанных в запросе.
Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов от преступной деятельности, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении, наложении ареста, изъятии имущества, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов.
Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 12. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства

В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами признаются вынесенные и вступившие в законную силу приговоры (решения) судов иностранных государств в отношении лиц, получивших доходы от преступной деятельности.
В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов и имущества, полученных в результате совершения преступления, или эквивалентного им имущества.
Конфискованное имущество и доходы, полученные в результате совершения преступления, или эквивалентное им имущество могут быть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Статья 13. Выдача и транзитная перевозка

Выдача и транзитная перевозка иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для привлечения указанных граждан и лиц к уголовной ответственности или для исполнения приговора за деяния, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, совершенные на территории Российской Федерации или на территории другого государства, осуществляются на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона

Нарушение требований статей 6 и 7 настоящего Федерального закона организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом на основании лицензии, может повлечь приостановление действия лицензии либо ее отзыв (аннулирование) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Лица, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"

Данный законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № Пр-1457, на основе проекта Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем", принятого Государственной Думой 4 июня 1999 года и одобренного Советом Федерации 25 июня 1999 года, но отклоненного Президентом Российской Федерации.
Одной из основных причин отклонения Президентом Российской Федерации указанного Закона является его противоречие основам конституционного строя Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, ряду федеральных законов, а также подписанной Российской Федерацией Европейской Конвенции "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности".
В соответствии с названной Конвенцией компетентные органы государства вправе вести борьбу только с теми доходами, которые представляют собой материальную выгоду, полученную в результате совершения уголовного правонарушения. Подобный подход соответствует конституционным требованиям, согласно которым ограничение свободы экономической деятельности, гарантированной статьей 8 Конституции Российской Федерации, а также лишение имущества (статья 35 Конституции Российской Федерации) возможны только на основании решения суда.
В настоящем законопроекте учтены замечания Президента Российской Федерации, положения Конвенции Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" и рекомендации Международной группы по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
Законопроект направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступления, а также на своевременное принятие мер по лишению виновных лиц права владеть, пользоваться и распоряжаться такими доходами.
Учитывая, что "отмывание" преступных доходов осуществляется в основном с использованием банков и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, необходимо в первую очередь обеспечить получение и анализ информации о финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Поэтому в законопроекте установлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. Установлен единый для физических и юридических лиц порог, свыше которого операции подлежат обязательному контролю, - 500000 рублей. Учитывая объемы сделок с недвижимым имуществом, порог при совершении таких сделок увеличен до 2500000 рублей.
Учитывая многообразие путей и способов "отмывания" капиталов, на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность проведения внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Кроме того, эти организации обязаны направлять в уполномоченный орган сведения о других операциях, не подлежащих обязательному контролю, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов.
В законопроекте предусмотрено, что представление уполномоченному органу сведений и документов организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом в порядке, предусмотренном законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.
Данные нормы позволят законопослушным банкам и иным организациям добросовестно исполнять закон и оказывать эффективное содействие в борьбе с проникновением "грязных" денег в легальный бизнес.
В то же время, законопроектом предусмотрена ответственность за нарушение данного Закона в виде приостановления или отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности или иной деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном законопроекте установлен запрет на открытие коммерческими банками анонимных счетов. Кроме того, предусмотрена обязательная идентификация физического лица или представителя юридического лица, совершающего операцию, подлежащую обязательному контролю.
В соответствии с рекомендациями ФАТФ в законопроекте предусмотрена норма, предусматривающая срок хранения документов по финансовым операциям, подлежащим обязательному контролю, и копий документов, необходимых для идентификации личности, не менее 5 лет.
Для осуществления мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, необходимо создание федерального органа исполнительной власти и наделение его соответствующими полномочиями или наделение этими полномочиями одного из уже существующих федеральных органов исполнительной власти (в законопроекте - уполномоченный орган).
В законопроекте предусмотрено, что уполномоченный орган в целях выявления фактов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, получает, систематизирует, анализирует информацию о финансовых операциях. При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что финансовая операция связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, информация и материалы направляются в правоохранительные органы.
Для осуществления данных функций уполномоченному органу предоставлено право на получение информации, как от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, так и органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также от Центрального банка Российской Федерации. Это позволит уполномоченному органу в полной мере осуществлять свои основные функции.
В то же время, учитывая сосредоточение в одном органе значительного объема информации, содержащей коммерческую, налоговую, банковскую и служебную тайну, в законопроекте указано, что должностные и иные лица уполномоченного органа за разглашение ставших им известных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время эффективное противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, невозможно осуществить без взаимодействия с компетентными органами других государств, так как данная проблема носит международный характер. В этой связи законопроектом предусмотрено сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, обмен информацией и оказание правовой помощи на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации.
После принятия данного законопроекта необходимо приведение в соответствие с ним нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также проведение соответствующих организационно - технических мероприятий по обеспечению функционирования уполномоченного органа.
В связи с этим в законопроекте предусмотрено, что Закон вступает в силу по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования.






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"

Принятие данного Закона потребует дополнительных расходов федерального бюджета на его реализацию и, в первую очередь, на содержание аппарата федерального органа исполнительной власти, т.к. в указанном Законе предусматривается, что противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, осуществляет уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации и являющийся федеральным органом исполнительной власти. Планируется, что этим органом станет один из существующих федеральных органов исполнительной власти после наделения его соответствующими полномочиями.
В принципе, может быть создан специальный федеральный орган исполнительной власти.
В случае наделения соответствующими полномочиями одного из существующих федеральных органов исполнительной власти необходимо увеличение его численности на двести человек. Исходя из предполагаемой суммы расходов на содержание одного сотрудника (180 тыс. рублей в год) всего потребуется 36 млн. рублей в год.
Кроме того, потребуется обеспечение уполномоченного органа дополнительной компьютерной техникой и соответствующим программным обеспечением, что составит 30 млн. рублей.
Таким образом, дополнительные расходы федерального бюджета составят 66 млн. рублей в год.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru