Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Прочее


"Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"
(утв. Минобразованием РФ 08.05.2001)

Официальная публикация в СМИ:
"Официальные документы в образовании", № 17, 2002


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 07.02.2002.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 24.01.2002 № 180 данный документ введен в действие с 7 февраля 2002 года.
   ------------------------------------------------------------------




Утверждаю
И.о. Министра образования
Российской Федерации
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
8 мая 2001 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"

1. Общая характеристика
образовательно - профессиональной программы
подготовки преподавателя высшей школы

1.1. Назначением образовательно - профессиональной программы является комплексная психолого - педагогическая, социально - экономическая и информационно - технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования.
1.2. Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно - педагогической работы не менее 2 лет.
1.3. Квалификация "Преподаватель высшей школы" удостоверяется дипломом "О дополнительном (к высшему) образовании".
1.4. Нормативная трудоемкость образовательно - профессиональной программы при очной форме обучения - 1080 часов.
1.5. Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно - исследовательской деятельности, включающей:
- реализацию основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным стандартам ВПО;
- разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса;
- выявление взаимосвязей научно - исследовательского и учебного процессов в высшей школе, использование результатов научных исследований для совершенствования образовательного процесса;
- формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
- проведение исследований частных и общих проблем ВПО.

2. Требования к уровню подготовки лиц,
желающих освоить дополнительную профессиональную
образовательную программу для получения дополнительной
квалификации "Преподаватель высшей школы"

К освоению программы допускаются:
2.1. Из числа студентов - магистранты, зачисленные для обучения по основной образовательной программе магистратуры.
2.2. Аспиранты и адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования в научных учреждениях.
2.3. Слушатели системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющие академическую степень магистра, ученую ступень не ниже кандидата наук, а из числа специалистов - имеющие стаж научно - педагогической деятельности не менее 2 лет.

3. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно завершивших обучение по дополнительной
профессиональной образовательной программе для получения
квалификации "Преподаватель высшей школы"

Преподаватель высшей школы должен знать:
- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
- основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования;
- иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Преподаватель высшей школы должен уметь:
- использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками;
- излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами;
- использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;
- владеть методами научных исследований и организации коллективной научно - исследовательской работы;
- основами научно - методической и учебно - методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач);
- методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями;
- основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
- методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей;
- методами эмоциональной саморегуляции;
- деловым профессионально - ориентированным иностранным языком.

4. Обязательный минимум содержания
дополнительной профессиональной образовательной
программы для получения дополнительной квалификации
"Преподаватель высшей школы"

   -------T--------------------------------------------------T------¬

¦Индекс¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Кол-во¦
¦ ¦ ¦ часов¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОП.00.¦ Общепрофессиональные дисциплины ¦ 320 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОП.01.¦Психология человека: ¦ 60 ¦
¦ ¦общая психология: объект и предмет психологии; ¦ ¦
¦ ¦основные этапы развития психологии как науки; ¦ ¦
¦ ¦основные разделы и методы психологии; психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность; общее и индивидуальное ¦ ¦
¦ ¦в психике человека; ¦ ¦
¦ ¦психология личности и социальная психология: ¦ ¦
¦ ¦психология развития; межличностное общение, жиз- ¦ ¦
¦ ¦ненный путь личности; личностный и профессиональ- ¦ ¦
¦ ¦ный рост; мотивация познания и обучения ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОП.02.¦Педагогика: ¦ 60 ¦
¦ ¦предмет педагогики; цели образования и воспитания;¦ ¦
¦ ¦педагогический идеал и его конкретно - историчес- ¦ ¦
¦ ¦кое воплощение; средства и методы педагогического ¦ ¦
¦ ¦воздействия на личность; общие принципы дидактики ¦ ¦
¦ ¦и их реализация в конкретных предметных методиках ¦ ¦
¦ ¦обучения; нравственно - психологические и идейные ¦ ¦
¦ ¦взаимоотношения поколений; семейное воспитание и ¦ ¦
¦ ¦семейная педагогика; межличностные отношения в ¦ ¦
¦ ¦коллективе; нравственно - психологический образ ¦ ¦
¦ ¦педагога; формирование педагогического мастерства ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОП.03.¦История, философия и методология соответствующей ¦ 100 ¦
¦ ¦области науки (по программе кандидатского минимума¦ ¦
¦ ¦по соответствующей отрасли наук) ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ОП.04.¦Информационные технологии в науке и образовании: ¦ 100 ¦
¦ ¦аппаратные и программные средства в новых информа-¦ ¦
¦ ¦ционных технологиях; технические средства ЭВМ; ¦ ¦
¦ ¦операционная система; пути развития информационных¦ ¦
¦ ¦систем; обработка текстов; машинная графика; осо- ¦ ¦
¦ ¦бенности разработки прикладных программ; програм- ¦ ¦
¦ ¦мная документация; электронные таблицы; базы дан- ¦ ¦
¦ ¦ных; примеры баз данных учебно - методического ¦ ¦
¦ ¦назначения; экспертные системы; представление зна-¦ ¦
¦ ¦ний; примеры экспертных систем соответствующей на-¦ ¦
¦ ¦учной области; локальные и глобальные компьютерные¦ ¦
¦ ¦сети, телекоммуникации; технологии дистанционного ¦ ¦
¦ ¦образования ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СП.00.¦Специальные дисциплины ¦ 520 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СП.01.¦Дополнительные психолого - педагогические дисцип- ¦ 60 ¦
¦ ¦лины по психологии и педагогике высшей школы ¦ ¦
¦ ¦(конкретный перечень определяется образовательным ¦ ¦
¦ ¦учреждением): ¦ ¦
¦ ¦- основные достижения, проблемы и тенденции разви-¦ ¦
¦ ¦тия отечественной и зарубежной психологии и педа- ¦ ¦
¦ ¦гогики высшей школы; биологические и психологичес-¦ ¦
¦ ¦кие основы развития и обучения; психологические ¦ ¦
¦ ¦особенности юношеского возраста; психологические ¦ ¦
¦ ¦основы проектирования и организации ситуаций сов- ¦ ¦
¦ ¦местной продуктивной деятельности преподавателя и ¦ ¦
¦ ¦студентов; развитие личности студентов в процессе ¦ ¦
¦ ¦обучения и воспитания; движущие силы, условия и ¦ ¦
¦ ¦механизмы развития личности; личность и коллектив;¦ ¦
¦ ¦функционирование малых социальных групп; ¦ ¦
¦ ¦- психологические закономерности структурирования ¦ ¦
¦ ¦предметно - содержательного знания и системной ор-¦ ¦
¦ ¦ганизации учебных задач; систематика учебных и ¦ ¦
¦ ¦воспитательных задач (по дисциплине); методология ¦ ¦
¦ ¦научного творчества; взаимосвязь репродуктивной и ¦ ¦
¦ ¦творческой деятельности в научном познании; взаи- ¦ ¦
¦ ¦мосвязь интуитивного, неосознанного и сознательно-¦ ¦
¦ ¦го в научном творчестве; социальные и индивидуаль-¦ ¦
¦ ¦но - психологические мотивы научного творчества; ¦ ¦
¦ ¦проблемы нравственной оценки результатов научного ¦ ¦
¦ ¦творчества; методы развития творческой личности в ¦ ¦
¦ ¦процессе обучения и воспитания; психологические ¦ ¦
¦ ¦проблемы формирования профессионализма (в научном ¦ ¦
¦ ¦направлении); системный подход к исследованию пе- ¦ ¦
¦ ¦дагогических явлений и процессов; структура и ме- ¦ ¦
¦ ¦тоды психолого - педагогических исследований; пути¦ ¦
¦ ¦формирования педагогического мастерства ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СП.02.¦Технологии профессионально - ориентированного ¦ 60 ¦
¦ ¦обучения: ¦ ¦
¦ ¦- виды учебной деятельности преподавателя в вузе: ¦ ¦
¦ ¦лекции, семинары, практикумы и практики, их общие ¦ ¦
¦ ¦и частные цели; содержание, методы и средства обу-¦ ¦
¦ ¦чения каждого вида занятий и примеры их реализа- ¦ ¦
¦ ¦ции; методические и технологические проблемы сов- ¦ ¦
¦ ¦ременной дидактики высшей школы (на примере конк- ¦ ¦
¦ ¦ретной дисциплины); ¦ ¦
¦ ¦- основы научно - методической работы: методы и ¦ ¦
¦ ¦примеры методической проработки профессионально - ¦ ¦
¦ ¦ориентированного материала; трансформация, струк- ¦ ¦
¦ ¦турирование и психологически грамотное преобразо- ¦ ¦
¦ ¦вание научного знания в учебный материал и его мо-¦ ¦
¦ ¦делирование на конкретных примерах; ¦ ¦
¦ ¦- основы учебно - методической работы: методы и ¦ ¦
¦ ¦приемы составления задач, упражнений, тестов по ¦ ¦
¦ ¦различным темам, систематика учебных и воспита- ¦ ¦
¦ ¦тельных задач; отбор и структурирование информации¦ ¦
¦ ¦на материале конкретной дисциплины; использование ¦ ¦
¦ ¦различных заданий как инструмента диагностики и ¦ ¦
¦ ¦метода формирования нового знания по дисциплине; ¦ ¦
¦ ¦методическая обработка различных примеров предмет-¦ ¦
¦ ¦ного материала; ¦ ¦
¦ ¦- влияние содержания конкретных дисциплин на выбор¦ ¦
¦ ¦технологии обучения; способы создания требователь-¦ ¦
¦ ¦но - доброжелательной обстановки образовательного ¦ ¦
¦ ¦процесса, обзор современных образовательных техно-¦ ¦
¦ ¦логий; совместная исследовательская деятельность ¦ ¦
¦ ¦преподавателя и студентов (конкретная реализация);¦ ¦
¦ ¦методы организации самостоятельной работы студен- ¦ ¦
¦ ¦тов; цели, методы и приемы оценки качества образо-¦ ¦
¦ ¦вания и качества образовательного процесса, методы¦ ¦
¦ ¦анализа учебно - социального состояния студенчес- ¦ ¦
¦ ¦кой группы; способы математической обработки ре- ¦ ¦
¦ ¦зультатов учебной работы и психолого - педагоги- ¦ ¦
¦ ¦ческого анализа ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СП.03.¦Организационные основы системы образования (конк- ¦ 60 ¦
¦ ¦ретные дисциплины устанавливаются образовательным ¦ ¦
¦ ¦учреждением) ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СП.04.¦Иностранный язык (в соответствии с программой кан-¦ 140 ¦
¦ ¦дидатского минимума по соответствующей отрасли на-¦ ¦
¦ ¦ук) ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СП.05.¦Современные главы дисциплин научной отрасли ¦ 140 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦СП.06.¦Тренинг профессионально - ориентированных ритори- ¦ 60 ¦
¦ ¦ки, дискуссий и общения: основные проблемы поста- ¦ ¦
¦ ¦новки голоса, техника и артикуляция речи, развитие¦ ¦
¦ ¦способности воздействия на людей своей речью, ана-¦ ¦
¦ ¦лиз и управление специфическими языковыми барьера-¦ ¦
¦ ¦ми (на профессионально - ориентированном материа- ¦ ¦
¦ ¦ле); основы создания понятного текста (восприятие ¦ ¦
¦ ¦основных параметров текста, взаимодействие текста ¦ ¦
¦ ¦и иллюстраций) ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ ¦Итого часов теоретической подготовки ¦ 840 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ПП.00.¦Педагогическая практика: ¦ 100 ¦
¦ ¦лекции, семинары, практикумы и практики ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦И.00. ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 140 ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦И.01. ¦Защита выпускной квалификационной работы и, ¦ 140 ¦
¦ ¦по усмотрению вуза, квалификационный экзамен ¦ ¦
+------+--------------------------------------------------+------+
¦ ¦Всего часов ¦ 1080 ¦
L------+--------------------------------------------------+-------


5. Требования к разработке
и условиям реализации дополнительной профессиональной
образовательной программы, предназначенной для получения
квалификации "Преподаватель высшей школы"

5.1. Требования к разработке дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы
5.1.1. Образовательное учреждение разрабатывает содержание дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей школы на основе настоящих Государственных требований.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
5.1.2. При реализации программы образовательное учреждение имеет право:
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой;
- перезачитывать лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования.
5.2. Требования к условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы, предназначенной для получения квалификации "Преподаватель высшей школы"
5.2.1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень не ниже кандидата наук. Профессиональная основная деятельность преподавателей должна быть, как правило, связана с непосредственной работой в области научных и научно - методических проблем высшей школы, преподаватели специальных дисциплин должны, как правило, иметь ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Рекомендуются следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание:
- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку общепрофессиональных дисциплин, - не менее 70% (из них 25% профессоров и докторов наук);
- преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по блоку специальных дисциплин и руководство педагогической практикой слушателей, - не менее 50% (из них 25% профессоров и докторов наук).
5.2.2. Требования к учебно - методическому обеспечению учебного процесса.
Для обеспечения высокого уровня подготовки будущих преподавателей высшей школы должен быть обеспечен необходимый уровень лабораторно - практического и информационного обеспечения учебного процесса. При реализации программы образовательным учреждением должно быть предусмотрено:
- предоставление каждому слушателю возможности регулярного пользования персональным компьютером, имеющим выход в Интернет;
- наличие в библиотечном фонде монографий и периодических изданий, необходимых для выполнения в полном объеме настоящих Государственных требований;
- наличие сведений о других информационных базах (отечественная и зарубежная научно - педагогическая периодика, архивы данных и т.п.) и доступ к ним по различным сетевым источникам информации.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно - методической документацией по всем видам учебных занятий: лекциям, семинарам, практическим занятиям, лабораторным работам, практике.
5.2.3. Требования к материально - техническому обеспечению учебного процесса.
Образовательное учреждение, реализующее программу, должно располагать материально - технической базой, соответствующей действующим санитарно - техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом.

6. Требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и, по усмотрению вуза, государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями.
6.1. Требования к квалификационной работе
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.
Квалификационная работа, являясь завершающим этапом образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков работы преподавателя высшей школы. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются образовательным учреждением.
Выпускная работа должна представлять собой квалификационную работу исследовательского или научно - методического характера, посвященную решению актуальной задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для высшего профессионального образования. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные исследования или разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за период обучения.
Работа должна содержать: обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну решаемой задачи, аналитический обзор состояния проблемы, обоснование выбора методов исследования, изложение и анализ полученных результатов, выводы, список использованной литературы и оглавление. По своему содержанию и уровню выпускная работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям в реферируемых научных изданиях. Автор должен показать умение кратко и аргументированно излагать материал в письменной форме. Оформление работы должно соответствовать требованиям, устанавливаемым образовательным учреждением. Рекомендуемый объем работы - не более 2 печатных листов, включая таблицы, рисунки и графики. Работа подлежит публичной защите на заседании Государственной аттестационной комиссии. В процессе публичной защиты слушатель должен показать умение четко и уверенно излагать содержание выполненных исследований, аргументированно отвечать на вопросы и вести научную дискуссию.
6.2. Требования к государственному экзамену
Порядок проведения и программа государственного экзамена для присвоения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" определяются вузом на основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных требований.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru