Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Прочее


"Инструкция по проведению ревизий финансово-хозяйственной деятельности научно-исследовательских и образовательных учреждений УИС Минюста России"
(утв. Минюстом РФ)

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости уголовно-исполнительной системы", № 5, 2001






МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИЙ
ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ УИС МИНЮСТА РОССИИ

1. Организационно - правовая деятельность
образовательных учреждений

1. Проверяется: а) наличие устава у образовательного учреждения и полнота отражения в нем обязательных положений, определенных в Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании"; б) наличие заключения экспертной комиссии; в) наличие лицензии (разрешения), дающей право на ведение образовательной и других видов деятельности, по которым необходимо получение лицензии (письмо ВАС РФ от 19 января 1993 г. № С-13/ОП-19ВЯ-21); г) наличие аттестации у образовательного учреждения; д) наличие свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения, подтверждающего его государственный статус, дающего право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
2. Проверка организации работы административно - управленческого аппарата, профессорско - преподавательского состава. Общая характеристика образовательного (научно - исследовательского) учреждения. Состояние контроля за выполнением приказов и директив Министра юстиции Российской Федерации, заместителя Министра юстиции Российской Федерации и указаний начальника ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации работы административно - управленческого и профессорско - преподавательского состава. Проверка выполнения штатным профессорско - преподавательским составом учебной нагрузки.
3. Изучение, обобщение и распространение передового опыта деятельности образовательных учреждений уголовно - исполнительной системы Минюста России. Принимаемые меры по совершенствованию учета и отчетности. Проводимые мероприятия по автоматизации бухгалтерского учета. Организация учета, хранения документов и делопроизводства. Своевременность доведения руководящих документов до подчиненных учреждений. Организация и проведение мероприятий по повышению служебной квалификации со специалистами. Влияние учебных мероприятий на улучшение служебной деятельности. Состояние работы с поступающими письмами, жалобами и заявлениями: своевременность учета и принятия решений. Причины возникновения жалоб и меры по их предупреждению. Организация взаимодействия с местными органами власти и практическими органами УИС по вопросам финансово - хозяйственной деятельности и обеспечения учебного процесса (учебной и преддипломной практики курсантов и слушателей). Наличие и фактическое выполнение должностными лицами своих функциональных обязанностей. Проводимая работа по рассмотрению вопросов финансово - хозяйственной деятельности на заседании коллегий и оперативных совещаниях, организация планирования этой работы.
4. Состояние научно - исследовательской и опытно - конструкторской работы (НИОКР) учреждения (ее фундаментальное и практическое направление), ее оценка с точки зрения специализированной направленности УИС Минюста России. Соблюдение порядка проведения и приемки НИОКР. Наличие исходных документов на проведение НИОКР, включенных в годовые планы: техническое задание (договор), программа исследования, план - проспект рукописи, которые определяют цель, содержание и порядок проведения НИОКР. Проверка соблюдения порядка и правомерности приемки НИОКР. В ходе ревизии особое внимание следует обратить на то, что внедрение результатов НИОКР в практику и учебный процесс является задачей всех подразделений УИС Минюста России, научно - исследовательских учреждений и высших учебных заведений.
5. Штатно - финансовая дисциплина. Выполнение приказов и директив Министра юстиции Российской Федерации, заместителя Министра юстиции Российской Федерации и указаний начальника ГУИН Минюста России по вопросам штатно - финансовой дисциплины. Регистрация штатного расписания, соблюдение штатной дисциплины. Расчет штатной численности ППС. Укомплектованность образовательного учреждения сотрудниками и работниками, соответствие их занимаемым должностям. Укомплектованность образовательного учреждения переменным составом (курсантами, слушателями, адъюнктами и докторантами). Законность доплат за совмещение, замещение и совместительство. Функциональные обязанности специалистов и своевременность их обновления. Составление ежемесячных планов работы.

2. Использование бюджетных ассигнований

6. Наличие, обоснованность и исполнение смет на содержание образовательного учреждения. Проверка использования образовательным (научно - исследовательским) учреждением УИС Минюста России бюджетных средств, прошедших через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 106н). Сверка объемов финансирования, кассовых и фактических расходов, отраженных в формах 301 и 294, в журнале - ордере № 8 (мемориальные ордера 2 и 3 ф. 381) с отчетом об исполнении сметы расходов федерального бюджета ф. № 2. Проверка денежных обязательств (заключение договоров (соглашений, контрактов) на выполнение работ (оказание услуг, приобретение имущества) в пределах доведенных до получателей бюджетных средств (лимитов). Достоверность и законность операций, связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженности, реальность дебиторской задолженности, своевременность взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности.
7. Проверка дополнительных источников бюджетного финансирования на расходы образовательного учреждения (доходы от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества и др.). Наличие утвержденных вышестоящим органом смет доходов и расходов по дополнительным источникам финансирования. Наличие случаев использования выделенных ассигнований не по назначению. Верно ли возмещаются расходы на содержание арендуемых помещений (электроэнергия, теплоэнергия и водоснабжение) и затраты по содержанию административно - управленческого персонала. Правильность определения суммы годовой арендной платы за арендуемое имущество. Какие санкции применялись к арендаторам, не выполняющим условия договоров аренды. Имеют ли место факты сдачи недвижимости в субаренду.
8. Не допускаются ли излишества в расходовании средств на приобретение мебели, хозяйственного инвентаря, канцелярских принадлежностей. Законность расходования средств на проведение различных юбилеев и праздников, наличие утвержденной сметы на эти мероприятия. Не допускаются ли случаи незаконного расходования средств на устройство вечеров и банкетов, излишеств при проведении совещаний, конференций и других мероприятий. Осуществляется ли контроль за расходованием средств на междугородные телефонные переговоры, нет ли случаев длительных и не связанных со службой переговоров, а также телефонных переговоров с городами, с которыми имеется связь по арендованным каналам. Правильность расходования средств и списания материалов на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, объемы выполненных работ по отдельным объектам. Соблюдение установленных норм и тарифов при оплате за коммунальные услуги - освещение, отопление, водоснабжение, за аренду помещений и другие. Обоснованность льготных компенсационных выплат, в том числе на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, за телефон, путевки, детский сад и т.д. Состояние учета, реализации путевок и полноты поступления денег от сотрудников и работников подразделения за выданные путевки в санатории и дома отдыха.
9. Целевое использование бюджетных средств. Случаи, однозначно квалифицируемые как нецелевое использование средств федерального бюджета: направление средств, выделенных из федерального бюджета, на банковские депозиты; приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи; осуществление взносов в уставный капитал других юридических лиц. Нецелевым использованием также признается расходование средств при отсутствии подтверждающих документов, расходование средств, выделяемых на финансирование государственных учреждений, на цели, хотя и предусмотренные соответствующими сметами, но сверх установленных норм, расходование средств на цели, не предусмотренные сметой государственного учреждения (письмо Минфина РФ от 28 июня 1999 г. № 01-01-10 "Об обзоре практики рассмотрения в судах споров с участием Министерства финансов Российской Федерации по защите интересов казны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за 1998 год"). В учреждениях, предприятиях и организациях УИС, основная деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, при анализе нецелевого использования следует руководствоваться указанием ГУИН Минюста России от 1 ноября 2000 г. № 18/54-51.

3. Исполнение сметы доходов и расходов
по внебюджетным средствам

10. В процессе ревизии проверяется наличие и обоснованность смет доходов и расходов по предпринимательской деятельности, Положения об оказании платных образовательных услуг, согласованного с учредителем. Отдельная смета составляется на использование средств, формируемых из прибыли, остающейся после налогообложения. Планирование сметы доходов и расходов, а также ее исполнение осуществляется по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Планирование и исполнение расходов за счет предпринимательской деятельности должно осуществляться с учетом действующих норм и нормативов (норм возмещения командировочных расходов, норм на представительские расходы и т.д.). Возможность оказания платных образовательных услуг должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в том числе и родителей) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет. Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги должна производиться только через учреждения банков. В соответствии с письмом ВАС РФ от 19 января 1993 г. № С-13/ОП-19ВЯ-2 взаимоотношения предприятий и учебных заведений должны регулироваться договором.
11. В ходе ревизии проверяется соблюдение порядка реинвестирования полученного дохода в данное образовательное учреждение (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. В соответствии с п. 3 ст. 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимых продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Также следует внимательно проверить издательскую деятельность и типографские работы, осуществляемые образовательным учреждением, за счет каких средств произведены затраты (бюджетные или внебюджетные). Не проводилась ли реализация произведенной книгопечатной продукции, механизм поступления денежных средств в кассу учреждения и правильность отражения в учете. Следует проверить калькуляцию выпущенной типографской продукции, не занижены (завышены) ли расценки, правильность исчисления гонорара за изданные (напечатанные) материалы.
12. Особое внимание в ходе ревизии следует обратить на проверку целевых средств образовательного учреждения. Перечень целевых средств на содержание образовательного учреждения отражен в Приказе Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н. В обязательном порядке проверяется наличие и исполнение смет доходов и расходов по целевым средствам. В ходе ревизии проверяется выполнение требований Приказа ГУИН МВД РФ от 11 мая 1998 г. № 38 "Об утверждении Правил приема благотворительных пожертвований". Поступающие пожертвования подлежат учету и регистрации в специальном журнале учета поступлений и пожертвований и немедленно приходуются через склад образовательного учреждения. Не реже одного раза в полугодие комиссионно проводится инвентаризация поступления и распределения пожертвований.

4. Бухучет и отчетность

Знакомство с приказом об учетной политике, принятой в учреждении. Источники финансирования (бюджетные, внебюджетные, целевые). Бухгалтерский баланс, отчет об исполнении сметы расходов, а также другая внешняя отчетность и первичные документы составляются раздельно по каждому бюджетному источнику финансирования. Внешняя отчетность по внебюджетным источникам финансирования (специальным средствам), а также безвозмездно поступившим раздельно по каждому источнику; деятельность по всем источникам финансирования отражается на едином балансе. Учет активов, не принадлежащих учреждению, ведется на отдельном балансе. Для раздельного учета активов и пассивов, сформированных за счет разных источников финансирования, в плане счетов бухгалтерского учета для каждого счета вводится субсчет. Аналитический учет материальных ценностей. Порядок учета средств на текущих счетах. Учет кассовых операций. Командировки и учет расчетов с подотчетными лицами. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами. Правильность соблюдения корреспонденции счетов и установленного порядка их закрытия. Проверка проведения ежемесячных сверок остатков материальных ценностей по данным бухгалтерского и складского учета, полноты и своевременности проведения инвентаризаций. Обеспеченность бухгалтерии необходимыми инструкциями, руководящими документами, бланками учетной документации. Соответствие организации и ведения первичного и бухгалтерского учетов действующему Положению о бухгалтерском учете и отчетности, обеспечение своевременного и правильного отражения в учетах произведенных хозяйственных операций и контроля за соблюдением сметно - финансовой дисциплины, достоверность всех статей баланса. Соответствие аналитического учета данным синтетического учета, не допускается ли представление в соответствующие инстанции недостоверных балансов и отчетов, соблюдение сроков их представления. Организация анализа годовой и периодической отчетности, выполнения указаний вышестоящих органов по отчетам и балансам ревизуемого подразделения. Обеспечение сохранности бухгалтерских документов, своевременность сдачи их в архив. Имеется ли приспособленное помещение для хранения бухгалтерских документов, соблюдаются ли все условия отбора, хранения и уничтожения документов.
13. Порядок отражения в учете и отчетности поступления, эксплуатации и выбытия основных средств <*> и МБП. Установить соответствие остатков по синтетическим субсчетам по учету основных средств, отраженных в главной книге (журнале главная), аналогичным данным аналитического учета и бухгалтерского баланса. Ведутся ли инвентарные карточки на основные средства, присвоены ли им инвентарные номера, имеются ли в учетных регистрах необходимые характеристики основных средств. Своевременность и правильность оприходования поступивших основных средств, вновь приобретенных и полученных в порядке безвозмездного поступления. Закреплены ли основные средства за материально ответственными лицами и имеются ли их расписки в приеме на ответственное хранение. Соблюдение порядка ликвидации основных средств, утративших свое производственное значение. Производилось ли оприходование материалов, оставшихся после ликвидации. Транспортные средства, приобретенные у поставщиков, приходуются на балансе по документам поставщика, на которых материально ответственное лицо должно расписаться в получении этих ценностей с указанием даты оприходования.

   --------------------------------

<*> См. Методическое пособие по учету и использованию автотранспорта. Исх. № 18/54-20 от 18 января 2001 г.

14. Порядок отражения в учете и отчетности поступления и списания материалов и продуктов питания. В ходе ревизии следует ознакомиться с учетной политикой в части организации учета материальных запасов и продуктов питания и установить обеспеченность бухгалтерии действующими нормативными документами, материалами проводимых инвентаризаций. Проверить акты приема - передачи материальных ценностей и продуктов питания при смене материально ответственных лиц, ведомостей учета материальных ценностей и продуктов питания, стоимости реализации материальных ценностей, полученных сотрудниками, и фактов внесения денег в кассу учреждения, правильность списания материальных ценностей, соблюдения метода оценки материалов. Проверка наличия дорогостоящего сырья, материалов и других материальных запасов. При проверке складского хозяйства и материального учета следует установить (письмо Минфина СССР от 30 апреля 1974 г. № 103, Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н "Основные положения по учету материалов на предприятиях и стройках"): обеспеченность подразделений складскими помещениями, отвечают ли они требованиям, предъявляемым к условиям сохранности материальных ценностей, обеспечены ли склады охраной, техническими средствами охранно - пожарной сигнализации и противопожарным оборудованием, состояние весоизмерительных приборов, соблюдение правил их проверки и клеймения. Правильность размещения материальных ценностей на стеллажах, полках, имеются ли ярлыки с указанием наименования имущества и материалов, сорта, размера и т.п. Все ли поступившие материальные ценности приняты материально ответственными лицами на хранение и заключены ли с ними письменные договоры о полной материальной ответственности. Оформлен ли приказом порядок операций на складе и перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, имеются ли образцы их подписей на складе и в бухгалтерии, а у работников охраны - образцы пропусков на вывоз или вынос с территории подразделения материальных ценностей, сдаются ли охраной материальные пропуска в бухгалтерию и сверяются ли последние с расходными документами.
15. Соблюдение установленного порядка и лимитов (норм) отпуска материальных ценностей для служебных и учебных целей, правильность их списания, нет ли случаев отпуска материальных ценностей без документов или по временным распискам, расходования материальных ценностей не по назначению, в том числе незаконного отпуска сторонним организациям и частным лицам. Осуществляется ли контроль за сдачей готовой продукции учебных мастерских на склад, не практикуется ли оприходование на склад продукции, фактически не выпущенной или некомплектной. Нет ли случаев отпуска готовой продукции из учебных мастерских, минуя склад.
16. При проверке операций с материальными ценностями следует установить: соблюдение установленного порядка учета и списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, не числятся ли в их составе ценности, подлежащие учету на счетах основных средств, правильно ли организован учет табельного имущества, инструментов, инвентаря в эксплуатации, соблюдаются ли установленные нормы выдачи спецодежды и табельного имущества. Производится ли взыскание с уволенных сотрудников и работников подразделения в тех случаях, когда при их увольнении стоимость обмундирования подлежит возмещению. Достоверность представляемых материально ответственными лицами материальных отчетов, соответствие остатков по материальным счетам, указанных в отчетах, данным главной книги. Производится ли регистрация выданных доверенностей, не выдаются ли новые доверенности лицам, не отчитавшимся в использовании ранее полученных доверенностей, срок действия которых истек. Соблюдение сроков возврата неиспользованных доверенностей, их учет. Осуществляется ли со стороны бухгалтерии должный контроль за выдачей и использованием доверенностей.
17. Проверить, предусмотрены ли бюджетные ассигнования по статье "Продукты питания". Правильность реализации продуктов питания по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок (скидок). Соблюдение порядка учета тары. Обоснованность и правильность отнесения расходов на наем транспорта по доставке продуктов питания. Меню - требование и меню - раскладки с расписками лиц о выдаче и получении продуктов питания должны передаваться в сроки, установленные графиком, но не реже трех раз в месяц. При увеличении потребности в продуктах - наличие накладной (требования) на получение дополнительного количества продуктов питания, при уменьшении - накладная на сдачу излишков. Отражение в бухгалтерском учете расходования продуктов питания в книге складского учета - ф. М-17. Определение продажной цены готовых изделий на основе калькуляции. При учете сырья по продажным ценам в калькуляционной карточке должен производиться расчет продажной цены готового изделия, а при учете сырья по покупным ценам необходимо, кроме того, рассчитать цену блюда по покупной стоимости. В учреждениях, осуществляющих оборот продуктов питания в рамках основного вида деятельности, в которых разрешено питание работников за плату в случаях отсутствия предприятий общественного питания в местах расположения этих учреждений, проверяется удержание сумм, полученных от работников за питание, и стоимости израсходованных продуктов питания. Учет движения продуктов питания и готовых блюд в буфетах должно вестись по покупным или продажным ценам и в разрезе материально ответственных лиц.
18. При проверке организации питания ревизор в первую очередь производит внезапную проверку наличия продуктов питания на продовольственном складе и пищеблоке. Фактическое наличие неиспользованных продуктов на кухне, а также заложенных в котел, сравнивается с количеством соответствующих продуктов, значащихся в меню - требовании, полученном в день инвентаризации, и количеством остатка продуктов на кухне на начало дня с накладными продуктового склада на отпуск продовольствия в столовую и брокеражным журналом.
19. При проверке продовольственного обеспечения в образовательных учреждениях следует руководствоваться Приказом МВД РФ от 19 апреля 1994 г. № 125. На продовольственное обеспечение довольствующиеся лица зачисляются или снимаются с него приказом начальника учреждения. Основанием для зачисления на продовольственное обеспечение являются аттестат на продовольствие, предписание, командировочное удостоверение или отпускной билет. Основанием для снятия с продовольственного обеспечения является приказ начальника учреждения. Стоимость питания за отдельные приемы пищи при трехразовом питании определяется из расчета: за завтрак - 30%, за обед - 45% и за ужин - 25% от стоимости продовольственного пайка. Проверяется достоверность меню - требований - ежедневные документы на отпуск продуктов со склада на кухню (пищеблок). Целесообразно выборочным путем составить расчет закладки того или иного продукта для приготовления блюд за два - три месяца по данным и сопоставить с фактически списанными продуктами.
20. Проверка учета медицинских материалов по группам <*>. Проверка аналитического учета лекарственных средств в суммовом выражении. Проверка предметно - количественного учета лекарственных средств. При ревизии проверяется правильность списания лекарственных средств. В период проведения ревизии необходимо проверить выполнение требований Приказа Министерства здравоохранения СССР от 30 августа 1991 г. № 245 "О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения", на основании которого руководителем учреждения должен быть издан приказ о нормах расхода этилового спирта на медицинские процедуры в данном учреждении. Кроме того, необходимо учесть, что на медицинские процедуры следует расходовать 70-градусный спирт.
   --------------------------------

<*> См. Методические указания по проведению ревизий финансово - хозяйственной деятельности лечебно - профилактических учреждений, санаториев и домов отдыха УИС Минюста России. Исх. № 18/17/2-276 от 26 апреля 2000 г.

21. В ходе ревизии следует обратить внимание на складской, а также бухгалтерский учет нефтепродуктов. Он должен вестись в единицах массы, аналогично ведется учет талонов на нефтепродукты в единицах измерения, указанных в талонах, то есть в литрах. На основании документов, по которым на предприятиях производились прием и отпуск нефтепродуктов (товарно - транспортных накладных, актов, ведомостей учета выдачи топлива и смазочных материалов, ведомостей определения плотности и температуры), удостоверяющих правильность перечня количества нефтепродуктов при переводе из объемных единиц в массовые и обратно, материально ответственное лицо составляет отчет о движении нефтепродуктов по форме согласно приложению № 5 к Инструкции Госкомнефтепродукта СССР от 3 февраля 1984 г. № 011/211-8-722.

5. Кассовые и банковские операции

22. При ревизии кассовых операций необходимо установить: имеется ли письменный договор кассира о материальной ответственности и ознакомлен ли он с Положением о ведении кассовых операций. Обеспечивается ли полная сохранность денег при хранении их в кассе, доставке из банка, а также денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности. Проводятся ли внезапные проверки наличия в кассе денег, ценностей и бланков строгой отчетности. Не получают ли выручку от продажи товарно - материальных ценностей лица, ответственные за их хранение (кладовщики, зав. складами и т.п.). Соблюдаются ли установленные правила расчетов наличными деньгами.
23. Соблюдается ли порядок получения в банке наличных денег кассиром. Не совмещают ли обязанности кассира бухгалтер и другие работники, пользующиеся правом подписи кассовых документов, осуществляющие учет денежных и банковских операций или связанных с расчетами по денежному довольствию, заработной плате. Проверка полноты, своевременности и правильности оприходования поступивших в кассу денежных средств, правильности выплат, произведенных из кассы. Установить достоверность кассовых отчетов, правильность подсчета итогов и выведения остатков в кассовой книге. Своевременность и полноту оприходования полученных по чекам в банке наличных денег, а также сдачи в банк выручки от реализации услуг и других поступлений, подтверждаются ли эти суммы выписками банка. Соответствие сумм, записанных в кассовой книге, суммам, указанным в первичных приходно - расходных документах. Правильность отражения кассовых операций на счетах бухгалтерского учета. Соблюдение порядка выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовления, заполнения и хранения соответствующих бланков документов. Наличие прошнурованных, пронумерованных и скрепленных печатью книг регистрации выдаваемых дипломов, приложений к ним и академических справок с необходимыми реквизитами. Вышеуказанные книги должны храниться как документы строгой отчетности.
24. Взаимосвязь между регистрами бухгалтерского учета и проверяемыми первичными документами: а) проверяется соответствие данных кассовых отчетов с данными первичных документов; б) проверяется соответствие данных журнала - ордера № 1 (мемориального ордера 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) ф. 381) с кассовыми отчетами и кассовой книгой, проверяется соответствие месячных оборотов по кредиту счета 120 "Касса", отражающих расходы, отнесенные в дебет других счетов, с записями в главной книге (журнале главная) по дебету соответствующих счетов.
25. При ревизии банковских операций следует установить, какие счета открыты ревизуемому подразделению в банковских учреждениях. Банковские операции по каждому счету проверяются в сплошном порядке по первичным документам, бухгалтерским записям, выпискам банка. Проверяются следующие первичные документы: договоры на расчетно - кассовое обслуживание с банком, выписки по лицевым счетам, платежные поручения, мемориальные ордера, платежные требования - поручения, приходные и расходные кассовые ордера. Также проверяется соответствие сумм платежных документов данным журнала - ордера № 2 (мемориальных ордеров 2 и 3 ф. 381) в разрезе открытых счетов; соответствие данных журнала - ордера № 2 (мемориальных ордеров 2 и 3 ф. 381) за каждый месяц данным по главной книге (журнала главная). Сопоставляются обороты по кредиту субсчетов средств учреждений с оборотами по дебету корреспондирующих счетов по данным главной книги (журнала главная), сальдо по субсчетам средств учреждения в главной книге (журнале главная) на начало и конец отчетного периода с соответствующими строками бухгалтерского баланса.
26. Ревизор должен убедиться в подлинности и полноте выписок по счетам в банках, проверить наличие в них штампа, подписей работников банка, шифров банковского кода операций и других реквизитов. Выписки вместе с платежными документами должны быть подобраны в хронологической последовательности, раздельно по каждому открытому счету. Соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег. Соблюдение нумерации использованных чеков, соответствие записей в выписках банка записям в корешках чековых книжек, наличие испорченных и неиспользованных чеков. Наличие на первичных банковских документах (платежных поручениях, платежных требованиях и др.) отметок банка об исполнении операций. Соответствие содержания операций, указанных в первичных документах, содержанию бухгалтерских записей и шифрам (индексам) в выписке банка. Полноту оприходования оплаченных материальных ценностей, принятия выполненных работ и оказанных услуг. Состояние контроля за подотчетными лицами по выданным лимитированным и нелимитированным чековым книжкам и правильность их использования.

6. Расчетные операции и авансовая дисциплина

27. При ревизии расчетов с подотчетными лицами проверяются: приказ об учетной политике, журнал регистрации авансовых отчетов, приказы о направлении сотрудников (работников) в командировки, список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы, сметы представительских расходов, приказы об утверждении смет представительских расходов, рапорты (заявления) на выдачу денег из кассы, авансовые отчеты с документами, подтверждающими произведенные расходы, журнал регистрации командировок. Предприятия (учреждения) выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно - операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Деньги, выданные под отчет, могут расходоваться только на те цели, которые предусмотрены при их выдаче.
28. В ходе ревизии проверяется соответствие сумм, выданных подотчетным лицам из кассы учреждения, путем сличения данных журнала - ордера № 1 (мемориальный ордер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) ф. 381) и журнала - ордера № 7 (мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) ф. 386) за каждый месяц. Проверяется соответствие сальдо по счету 160 "Расчеты с подотчетными лицами" и данных главной книги (журнала главная) за каждый месяц. Проверяется соответствие аналитических данных журнала - ордера № 7 (мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) ф. 386) (в разрезе подотчетных лиц) с представленными проверке авансовыми отчетами за конкретный период. Проверяется соответствие сумм в представленных оправдательных документах суммам, отраженным в авансовых отчетах. На заявлении о выдаче сумм под отчет работником бухгалтерии проставляется код экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, на который должен быть отнесен расход, и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия (учреждения) отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы. Выдача новых авансов подотчетному лицу может быть произведена при условии погашения ранее выданного аванса.
29. При ревизии порядка выдачи и расходования авансов на приобретение материальных ценностей и оплату услуг ревизору следует уточнить круг авансодержателей, наиболее часто получающих наличные деньги для закупок, не являются ли они должностными лицами, ответственными за прием, оприходование и хранение приобретаемых материалов, как часто они отчитываются перерасходом и на какие суммы. Определить круг торговых и иных организаций, наиболее часто встречающихся в авансовых отчетах. Проверить полноту оприходования материальных ценностей, наличие накладных на их оприходование на склад. Убедиться в правильности оформления счета (товарного, кассового чека, квитанции к приходному кассовому ордеру, расходной накладной) торгующей организации и провести встречную проверку. В случае выявления фиктивных (товарных и бестоварных) счетов ревизор обязан проверить все авансовые отчеты данного должностного лица за прошлое время, в том числе и за ранее обревизованный период.
30. Порядок использования средств, выдаваемых на командировочные расходы и проезд в очередной отпуск <*>. Проверка обоснованности и целесообразности командировок сотрудников (Приказ ГУИН Минюста России от 26 февраля 2001 г. № 26). Выезды сотрудников (работников) в вышестоящие органы УИС без соответствующих разрешений запрещаются (указание ГУИН Минюста России от 24 ноября 2000 г. № 18/54-97) и при отсутствии разрешения командировочные расходы возмещаются за счет выезжающего. Срок командировки сотрудников (работников) не может превышать 60 суток, включая время нахождения в пути. Срок пребывания командированного сотрудника в центральном аппарате УИС, в том числе в связи с вызовом для решения вопросов назначения или утверждения в должности, перемещения по службе, предстоящего увольнения со службы, не должен превышать 5 суток, не считая времени нахождения в пути.
   --------------------------------

<*> См. Методическое пособие о порядке использования авансов, выданных на хозяйственные нужды, командировочные расходы, проезд в отпуска и перевозку домашних вещей при служебном перемещении. Исх. № 18/54-18 от 15 января 2001 г.

31. Проверка командировочных расходов. К зачету принимаются следующие виды расходов: расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы (службы), включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, оплату услуг по предварительной продаже проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями в поездах при следовании в плацкартном, купейном или мягком вагоне согласно представленным квитанциям (письмо Минфина России от 12 мая 1997 г. № 30). В случае утери билетов расходы по проезду командированному лицу возмещаются при наличии копий проездных документов, заверенных кассой по месту их приобретения. При командировках работников УИС, обучающихся по заочной форме обучения в высших учебных заведениях Минюста, МВД и Минобороны России, оплачивается проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно на учебные сборы, в том числе связанные с подготовкой и защитой дипломных проектов (работ), установочные и лабораторно - экзаменационные сессии, государственные экзамены <*>. В пределах норм по оплате найма жилого помещения подлежат возмещению также затраты сотрудника (работника) на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах. Командированному лицу возмещается плата за бронирование мест в гостиницах при представлении документов, подтверждающих эти расходы. При оплате документов о проживании в пунктах командировки, а также в пути следования на автомобильном транспорте особое внимание следует уделять подлинности представленных документов. В случае возникновения каких-либо сомнений в этом в обязательном порядке необходимо производить их проверку бухгалтерией совместно с сотрудниками служб по борьбе с экономическими преступлениями подразделений УИС.
   --------------------------------

<*> Работникам УИС, обучающимся по заочной форме обучения в высших гражданских учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, при предоставлении учебных отпусков для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта один раз в учебном году оплачивается проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно (Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ). Суточные за время этих отпусков не выплачиваются, расходы по найму жилых помещений не возмещаются.

32. Слушателям учебных заведений Минюста и МВД России, направляемым на учебные сборы до начала лабораторно - экзаменационной сессии и непосредственно перед сдачей государственных экзаменов, суточные не выплачиваются и расходы по найму жилого помещения не возмещаются. Слушателям заочных факультетов и отделений учебных заведений Минюста и МВД России, органов безопасности и Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющим по учебе задолженность, при сдаче ими повторных экзаменов по не зависящим от них причинам (заболевание при первой сдаче экзаменов и др.) суточные выплачиваются и возмещаются расходы по найму жилого помещения и при повторной сдаче экзаменов при наличии вызова учебного заведения. При направлении слушателей и курсантов образовательных учреждений на практику и стажировку, конференции суточные и квартирные выплачиваются слушателям и курсантам из числа лиц рядового и начальствующего состава, получающих сохраненное денежное содержание, получающим стипендии возмещаются расходы по найму жилого помещения.
33. Оплата проезда сотрудников к месту проведения очередного отпуска и обратно за счет средств УИС Минюста России производится по установленным нормам. Один раз в два года одному из членов семьи сотрудника оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно. Оплата проезда в отпуск без представления проездных документов производится после подтверждения совершения поездки железнодорожной кассой Министерства путей сообщения с представлением дубликатов проездных документов (указание ГУИН Минюста России от 24 ноября 2000 г. № 18/54-97). Страховой сбор, указанный в билете, при следовании в отпуск не оплачивается (указание МВД РФ от 13 июня 1995 г. № 1/2822), а также дополнительные сборы за добровольное страхование (по отдельным квитанциям) не возмещаются. Расходы за пользование постельными принадлежностями при следовании в отпуск оплачиваются сотрудниками и членами их семей за счет личных средств. Проверяется правильность начисления и выплаты подъемного пособия и оплата перевозки домашних вещей.

7. Денежное довольствие и заработная плата

34. В ходе ревизии денежного довольствия сотрудников проверяется правильность установления должностных окладов и окладов по специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет, надбавки за секретность, установления и выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы <*>.
   --------------------------------

<*> Более подробно вопросы денежного довольствия рассмотрены в методическом пособии по вопросам денежного довольствия и компенсационных выплат сотрудникам УИС Минюста России. Исх. № 18/54-21 от 18 января 2001 г.

35. Установление надбавки за ученое звание и ученую степень. Надбавка за ученое звание и ученую степень лицам офицерского состава, имеющим право на их получение в соответствии с действующими нормативными актами, выплачивается в следующих размерах: за ученую степень - 5% от должностного оклада кандидату наук и 10% - доктору наук и процентная надбавка за ученое звание (Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1). Проверить обоснованность установления надбавки за знание иностранных языков (ППРФ от 27 января 1993 г. № 65). Максимальный размер надбавки за знание иностранных языков сотрудникам образовательных учреждений уголовно - исполнительной системы - 20% от должностного оклада. Выплата ежемесячной денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями (Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1). Сотрудникам, проходящим службу в учебных заведениях и учебных центрах, занимающим штатные должности профессорско - преподавательского состава, а также сотрудникам, принимающим непосредственное участие в учебном процессе и имеющим учебную нагрузку не менее 125 часов в год, с целью содействия обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 10% должностного оклада.
36. Проверка начислений выплаты денежного содержания курсантам, слушателям, адъюнктам и докторантам. Курсантам и слушателям учебных заведений УИС Минюста России с момента начала учебных занятий выплачивается:
а) принятым на учебу из числа лиц среднего, старшего начальствующего состава, а также рядового и младшего начальствующего состава, имеющим стаж службы в УИС 6 месяцев и более: должностной оклад по последней основной (не временно исполняемой) штатной должности в УИС Минюста России, занимаемой ко дню откомандирования на учебу; оклад по присвоенному специальному званию; процентная надбавка за выслугу лет; стоимость продовольственного пайка;
б) принятым на учебу из числа граждан, не являющихся сотрудниками, а также из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава, имеющих стаж службы в УИС менее 6 месяцев: стипендия в размерах, установленных законодательством Российской Федерации для студентов очных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, оклад по присвоенному специальному званию; стоимость продовольственного пайка;
в) курсантам образовательных учреждений высшего профессионального образования УИС Минюста России с момента присвоения специального звания среднего и начальствующего состава выплачиваются: должностной оклад в размере минимального должностного оклада в соответствии с Приказом МВД СССР от 3 февраля 1993 г. № 50; оклад по присвоенному специальному званию; процентная надбавка за выслугу лет; стоимость продовольственного пайка.
37. Лицам начальствующего состава, зачисленным в докторантуру или очную адъюнктуру при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях УИС Минюста России, за время обучения выплачиваются: должностной оклад по последней основной (не временно исполняемой) штатной должности, занимаемой до направления на учебу; оклад по присвоенному специальному званию; процентная надбавка за выслугу лет; процентная надбавка за ученую степень и ученое звание (докторантам); стоимость продовольственного пайка. Должностные оклады лиц начальствующего состава не должны превышать: а) обучающихся в докторантуре: при образовательных учреждениях высшего профессионального образования УИС Минюста России - должностного оклада начальника соответствующей кафедры; при научно - исследовательских учреждениях УИС Минюста России - должностного оклада начальника соответствующего отдела; б) обучающихся в очной адъюнктуре: при образовательных учреждениях высшего профессионального образования УИС Минюста России - должностного оклада преподавателя соответствующей кафедры; при научно - исследовательских учреждениях УИС Минюста России - должностного оклада старшего научного сотрудника соответствующего отдела. Лицам начальствующего состава, зачисленным в очную адъюнктуру непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования УИС Минюста России, должностные оклады устанавливаются в соответствии с Приказом МВД СССР от 3 февраля 1993 г. № 50.
38. Приказом от 2 декабря 1992 г. № 351 устанавливаются выплаты курсантам и слушателям военно - учебных и учебных заведений МВД России, не получающим сохраненное денежное содержание, учащимся училищ МВД России из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ежегодное пособие в размере месячного оклада денежного содержания (стипендии) без учета повышений по результатам сдачи экзаменационной сессии. Выплата этого пособия производится один раз в каждом учебном году, как правило, при убытии их в каникулярный отпуск. Единовременное денежное пособие при поступлении и окончании учебного заведения в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Вышеуказанные пособия выплачиваются на основании приказов начальника учебного заведения и за счет соответствующих статей смет. Выплата повышенной стипендии (50% и 25%) выплачивается с первого числа месяца, следующего за экзаменационной сессией, на основании приказа начальника учебного заведения. Слушателям высших учебных заведений (кроме лиц, обучающихся по заочной и вечерней формам) за окончание учебных заведений с отличием выплачивается единовременное денежное вознаграждение исходя из окладов денежного содержания по специальному званию и должности, получаемых непосредственно по окончании учебного заведения (Приказ МВД СССР от 4 марта 1988 г. № 048).
39. При проверке заработной платы гражданских служащих проверяется документальное оформление трудовых отношений с работниками учреждения. При проверке необходимо обратить внимание на наличие трудовых договоров, подписанных сторонами и заверенных печатью организации, а также первичных документов (Постановление Госкомстата от 29 декабря 2000 г. № 136). При проверке документального оформления договоров гражданско - правового характера ревизор должен проверить наличие договоров, заполненных с соблюдением всех реквизитов, заверенных печатями и подписями уполномоченных на это сторон, а также смет, доверенностей и актов выполненных работ. Следует иметь в виду, что если договор с предпринимателем на выполнение работ, требующих лицензии, заключен при ее отсутствии, то он может быть признан ничтожным.
40. Установить соответствие данных синтетического и аналитического учета. Проверяется соответствие данных субсчета 177 "Расчеты с депонентами" данным книги учета депонированной заработной платы.
41. Должностные оклады гражданского персонала образовательных учреждений УИС Минюста России установлены в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы". В ходе ревизии проверяется законность и необходимость содержания гражданского персонала по штатным расписаниям и штатным нормативам; наличие утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке штатных расписаний на гражданский персонал, содержащийся за счет бюджетных и внебюджетных средств; соблюдение лимита численности гражданского персонала, утвержденного на соответствующий год; наличие утвержденного годового фонда заработной платы; правильность включения в фонд заработной платы размеров тарифных ставок (должностных окладов), в том числе по вакантным должностям, повышений (увеличений), сумм надбавок и доплат к тарифным ставкам, районных коэффициентов и других установленных выплат; своевременность и правильность корректировки в течение года утвержденного фонда заработной платы; установление доплат за фактическое совмещение профессий (должностей) и другие предусмотренные выплаты за счет экономии фонда заработной платы; наличие перерасходов фонда заработной платы за истекший год, причины и виновные в этом должностные лица; правильность расчета и наличие утвержденного фонда материального стимулирования; наличие разработанного и утвержденного коллективного договора (соглашения) и положения о премировании гражданского персонала; организация материального стимулирования гражданского персонала (направления использования фонда материального стимулирования, соблюдение показателей и условий выплаты премий, надбавок стимулирующего характера и материальной помощи), правильность использования экономии фонда материальной помощи, полученной по вакантным должностям; организация учета использования и списания сумм из фонда материального стимулирования; правильность оформления и своевременность представления в финансовый орган табелей учета рабочего времени гражданского персонала; наличие трудовых книжек гражданского персонала и их соответствие лицам, числящимся в раздаточных ведомостях на выплату заработной платы; соответствие установленных (присвоенных) разрядов оплаты труда (должностных окладов) гражданскому персоналу квалификационным требованиям, объемным и другим показателям; своевременность и правильность проведения аттестации руководителей и специалистов, присвоения квалификационных разрядов рабочим; законность применения и оплаты сверхурочных работ, правильность выплат за работу в праздничные дни и среднего заработка за период отпусков или компенсации за отпуск, а также выходного пособия при увольнении гражданского персонала; правильность подсчета стажа работы гражданского персонала в подразделениях и наличие протоколов комиссий по его установлению; наличие и законность разработанных и утвержденных коллективным договором перечней и списков на предоставление гражданскому персоналу установленных действующим законодательством льгот и компенсаций, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков, бесплатной выдачи молока, спецодежды и средств защиты; правильность оформления документов для назначения гражданскому персоналу пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.
42. При ревизии оплаты труда штатного профессорско - преподавательского состава следует обратить внимание на следующие вопросы: надбавки в размере 60% к должностному окладу работникам, занимающим должность профессора, и в размере 40% к должностному окладу работникам, занимающим должность доцента (Постановление Правительства от 9 сентября 1994 г. № 1042). Данные доплаты устанавливаются для работников, не имеющих воинских и специальных званий начальствующего состава (письмо ФЭУ МВД РФ от 14 октября 1994 г. № 13/4-1297). Ежемесячные доплаты за ученые степени доктора наук в размере пяти и кандидата наук в размере трех МРОТ работникам, занимающим штатные должности. Работникам, занимающим штатные должности с неполным рабочим днем (0,2; 0,5; 0,75 ставки), указанные доплаты устанавливаются в размере пропорционально отработанному времени (Постановление Правительства России от 6 июля 1994 г. № 807, Постановление Минтруда России от 4 декабря 1993 г. № 175а, письмо ФЭУ МВД России от 27 января 1994 г. № 31/4-101).
43. Проверка привлечения сотрудников по совместительству. Служба (работа) сотрудников УИС Минюста России по совместительству разрешается на вакантных должностях рядового и начальствующего состава и на вакантных должностях работников в свободное от основной службы (работы) время. Продолжительность службы (работы) по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени. Совместительство допускается с письменного разрешения руководителя по месту основной службы (работы) сотрудника. Должности рядового и начальствующего состава по совместительству замещаются путем заключения трудового договора (контракта) или назначения на соответствующую должность. При оформлении на работу по совместительству в качестве работника с ним заключается трудовой договор (контракт) в письменной форме. Разрешение на работу по совместительству может быть аннулировано руководителем по месту основной службы (работы) с учетом оперативной обстановки и условий службы (работы). Не допускается совместительство: руководителей органов внутренних дел, подразделений, предприятий, учреждений и организаций УИС Минюста России и их заместителей (за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности); при подчиненности или подконтрольности должностей по основной и совмещаемой службе (работе). Проверяется правильность оплаты труда совместителей. Оплата труда совместителей производится: на должностях работников - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на должностях сотрудников УИС Минюста России - исходя из оклада, установленного по совмещаемой должности, а также всех других надбавок к денежному содержанию, предусмотренных по этой должности (кроме надбавки за выслугу лет). Не считается совместительством: литературная работа, в том числе работа по редактированию отдельных произведений, оплачиваемая из фонда авторского гонорара; работа консультантами в медицинских учреждениях в объеме не более 12 часов в месяц с разовой оплатой труда; техническая, медицинская, бухгалтерская и другая экспертиза с разовой оплатой труда; выполнение сотрудниками УИС Минюста России преподавательской работы в объеме не более 240 часов в год; руководство адъюнктами в научно - исследовательских учреждениях и учебных заведениях УИС Министерства юстиции Российской Федерации сотрудниками, не состоящими в штате этих учреждений и учебных заведений, с оплатой их труда из расчета 50 часов в год за руководство каждым адъюнктом при соблюдении нормы (до пяти адъюнктов на одного научного руководителя) (Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 720 "О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации").
44. Оплата труда преподавателей, привлекаемых на условиях почасовой оплаты. При преподавании в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, при обучении рабочих, работников, занимающих должности, требующие среднего профессионального образования, слушателей курсов установлены следующие размеры коэффициентов: для профессора, доктора наук - 0,2; для доцента, кандидата наук - 0,15; для преподавателей, не имеющих ученой степени, - 0,1. При обучении студентов применяются такие размеры коэффициентов: для профессора, доктора наук - 0,25; для доцента, кандидата наук - 0,2; для не имеющих ученой степени - 0,1. Размеры коэффициентов при обучении аспирантов, слушателей учебных заведений по повышению квалификации руководящих работников и специалистов: для профессора, доктора наук - 0,3; для доцента, кандидата наук - 0,25; для преподавателей без ученой степени - 0,15. Ставки почасовой оплаты труда определяются исходя из размера ставки первого разряда Единой тарифной сетки и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда.
45. Проверка расчетов по исполнительным документам. Удержание алиментов производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (в редакции Постановления Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 465): с оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер; со стоимости продовольственного пайка или денежной компенсации взамен него (письмо ГНС РФ от 31 июля 1997 г. № КУ-6-19/559 "Об удержании алиментов с денежной компенсации, выдаваемой взамен продовольственного пайка"); со всех видов надбавок и доплат к должностным окладам; с сумм материальной помощи с учетом исключений по п. 2 "д" (Постановления Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 465 и Минтруда России от 5 мая 1997 г. № 204-7), с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, со стипендий, выплачиваемых обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений; с пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов. Удержание не производится: с премий (вознаграждений), носящих единовременный характер; со стоимости путевок на лечение и отдых, оплаченных за счет организации (Постановление Минтруда России от 5 мая 1997 г. № 204-7).

8. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств.
Сохранность материальных ценностей

46. Проверка соблюдения установленного порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проверка правильности оформления результатов инвентаризации.
47. Проверка проведения инвентаризации ГСМ. При проведении инвентаризации ГСМ следует учитывать, что наличие топлива в баках автомобиля и талонов на топливо (в натуральном достоинстве) у водителей определяется на основании акта снятия остатков, который составляется ежемесячно по состоянию на последний день месяца или на день проведения инвентаризации.
48. Проверка правильности проведения инвентаризации транспортных средств. Выверяют данные бухгалтерского учета о наличии и техническом состоянии всех транспортных средств (инвентарные карточки, инвентарные книги), проверяют наличие технических паспортов, документов на транспортные средства, сданные (принятые) предприятием в текущую и долгосрочную аренду, классификацию транспортных средств по видам и технико - производственному назначению.
49. Проверка соблюдения требований по подбору кадров материально ответственных лиц и контролю за их работой по обеспечению сохранности денежных средств и товарно - материальных ценностей. Необходимо проверить: выполнение требования о запрещении приема на работу предприятиями, организациями, учреждениями на материально ответственные должности лиц, имеющих судимость за хищения, взяточничество и иные корыстные преступления. Установить, не работают ли на материально ответственных должностях лица, систематически допускающие недостачи. Выполняются ли указания о порядке работы по возмещению ущерба от хищений, растрат, недостач и потерь товарно - материальных ценностей. Ответственность руководителей и должностных лиц предприятий и организаций государственной торговли за состояние этой работы и координацию ее с правоохранительными органами в соответствии с указаниями Минюста России от 2 января 2000 г. № 464-ЮК, от 26 июля 1999 г. № 5899-ЮК и ГУИН Минюста России от 3 апреля 2000 г. № 18/17/2-199 и от 28 июля 2000 г. № 18/17/2-481, передаются ли в установленном порядке материалы о растратах и хищениях в следственные органы, отстраняются ли от работы виновные должностные лица.

9. Договорно - правовая, претензионная
и экономическая работа <*>

   --------------------------------

<*> См.: Приказ ГУИН Минюста России от 29 марта 2001 г. № 55, Инструкцию по проведению ревизий финансово - хозяйственной деятельности ГУИН, УИН и УЛИУ Минюста России. Исх. № 18/17/2-405 от 3 июля 2000 г.

50. Правовая оценка заключенных договоров и предъявленных исков. В ходе ревизии проверяется правильность оформления договорами закупок товаров, работ и услуг. В ходе ревизии проверяется соблюдение требований, предъявляемых к порядку заключения договоров и механизму его прохождения через все заинтересованные службы (ответственный исполнитель, финансово - экономическая служба, юридическая служба). Проверка регистрации и учета исполнения заключенных договоров. Наличие приказа о назначении лица, ответственного за учет (регистрацию) договоров. Проверка книги учета и регистрации договоров. Учет исполнения договоров осуществляется специалистами структурных подразделений и бухгалтерии, на которых возложена задача по их исполнению.
51. В ходе ревизии проверяется: состояние экономической работы, наличие плана экономической работы; конкретность и реальность предусмотренных в нем мероприятий по использованию внутренних резервов учреждения, экономии материальных и денежных средств; фактическое выполнение плана, достоверность учета результатов экономической работы. Состояние контроля за ходом выполнения собственных планов экономической работы. Участие в изучении региональных рынков продукции и услуг. Организация рассмотрения проектов договоров, соглашений на поставку продукции и оказания услуг, смет расходов на предмет их экономической целесообразности, эффективности, а также соответствия установленным ценам и тарифам и обеспеченности денежными средствами.

10. Выполнение предложений по актам
предыдущих ревизий и проверок

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов соответствует оригиналу.
   ------------------------------------------------------------------

69. Ревизующий по подлинным оправдательным документам проверяет выполнение предложений, устранение нарушений и недостатков, выявленных предыдущей ревизией (проверкой). В случае невыполнения предложений устанавливаются причины, виновные в этом должностные лица и принимаются меры к выполнению предложений, а при невозможности выполнения в процессе ревизии предложения вносятся повторно.

УРФК при ГУИН Минюста России

НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА

1. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 20 июля 2000 г.).
2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ред. от 10 июля 2000 г.).
3. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 29 декабря 2000 г.) "О науке и государственной научно - технической политике"//"Собрание законодательства РФ", 26 августа 1996 г., № 35, ст. 4137.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2000 г. № 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 г. № 1323 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения".
6. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1994 г. № 1042 "О материальной поддержке профессорско - преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования".
7. Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 (ред. от 20 мая 1998 г.) "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей".
8. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 (ред. от 10 марта 2000 г.) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов".
9. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2000 г. № 284 "Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".
10. Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 807 "Об установлении окладов за звания действительных членов и членов - корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук"//"Российская газета", 19 июля 1994 г., № 134.
11. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2000 г. № 775 "О порядке приема лиц без гражданства в аспирантуру и докторантуру российских высших учебных заведений, научных учреждений и организаций"//"Собрание законодательства РФ", 16 октября 2000 г., № 42, ст. 4146.
12. Постановление Минтруда РФ от 21 января 1993 г. № 7 "Об утверждении коэффициента ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании".
13. Приказ ГУИН Минюста России от 12 мая 2000 г. № 71 "Об утверждении нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений".
14. Приказ МВД РФ от 19 апреля 1994 г. № 125 "Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении в органах внутренних дел РФ в мирное время".
15. Приказ МВД РФ от 5 июля 1996 г. № 363 "Об утверждении Положения о подготовке научно - педагогических и научных кадров в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно - исследовательских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации".
16. Приказ МВД РФ от 23 июня 1995 г. № 238 "О повышении эффективности научно - исследовательской деятельности в системе МВД РФ".
17. Приказ МВД РФ от 23 июня 1995 г. № 239 "О совершенствовании правового регулирования научно - исследовательской деятельности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации".
18. Приказ МВД РФ от 18 мая 1998 г. № 38 "Об утверждении Правил приема благотворительных пожертвований".
19. Приказ МВД РФ от 11 апреля 1997 г. № 220 "Об утверждении норм снабжения спортивным имуществом органов внутренних дел и образовательных учреждений МВД России".
20. Приказ МВД СССР от 15 января 1980 г. № 13 "Об утверждении номенклатуры, сроков эксплуатации, норм положенности мебели, инвентаря, оборудования и противопожарного имущества для учебных заведений МВД СССР и учебных подразделений МВД, УВД, УЛИТУ, УТМ".
21. Приказ МВД РФ от 19 июня 1992 г. № 203 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения, не имеющих специальных званий рядового и начальствующего состава, учреждений и организаций системы МВД России".
22. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 106н "Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета".
23. Приказ Минобразования РФ от 13 января 1999 г. № 46 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов".
24. Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 (ред. от 27 ноября 2000 г.) "Об утверждении Положения о подготовке научно - педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации".
25. Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях".
26. Приказ Минюста России от 5 июля 1999 г. № 217-К "Об утверждении перечня должностей начальствующего состава, соответствующих им специальных званий и должностных окладов в учебных центрах территориальных органов УИС Минюста России".
27. Приказ Миннауки РФ от 11 ноября 1997 г. № 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке документов для проведения государственной аккредитации научных организаций"//"Бюллетень строительной техники", № 9, 2000 г.
28. Приказ Минобразования РФ от 7 июня 2000 г. № 1707 "Об утверждении Положения о диссертационном совете, инструкций и форм документов"//"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 24 июля 2000 г., № 30.
29. Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 "Об утверждении Положения о подготовке научно - педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации"//"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 24 августа 1998 г., № 20. Письмо МВД СССР от 8 апреля 1988 г. № 1/1700 "О порядке оплаты труда медицинских работников до присвоения специальных званий начальствующего состава".
30. Приказ МВД СССР от 7 июня 1990 г. № 218 "Об отдельных условиях оплаты труда работников здравоохранения".
31. Письмо МВД РФ от 8 апреля 1992 г. № 1/1179 "О порядке повышения ставок и окладов работников здравоохранения".
32. Письмо ФЭУ МВД РФ от 24 июня 1992 г. № 31/4-465 "О порядке установления надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы работников медицинских учреждений".
33. Письмо МВД РФ от 22 октября 1992 г. № 1/4183 "О надбавках медицинским работникам за продолжительность непрерывной работы".
34. Письмо ФЭУ МВД РФ от 27 ноября 1992 г. № 31/4-920 "Об исчислении стажа непрерывной работы медицинским и другим работникам учреждений здравоохранения".
35. Письмо ФЭУ МВД РФ от 27 января 1993 г. № 31/4-71 "Об оплате труда работников здравоохранения и образования".
36. Письмо ФЭУ МВД РФ от 24 января 1996 г. № 31/4-160 "Об оплате труда работников здравоохранения, не имеющих специальных званий рядового и начальствующего состава", направляется для руководства Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 мая 1996 г. № 192 "О внесении дополнений и изменений в Положение об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации".
37. Письмо Минобразования РФ от 10 марта 2000 г. № 21-55-44ин/03 "О порядке перевода бухгалтерского учета на новый план счетов".
38. Письмо Минобразования РФ от 21 июля 1995 г. № 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг".
39. Письмо МФ РФ от 27 марта 2000 г. № 03-01-12/11-110 "О введении в действие Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, объявленной Приказом МФ РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н".
40. Письмо МФ РФ от 27 марта 2000 г. № 03-01-12/11-110 "О применении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н"//"Финансовая газета", № 17, 2000 г.
41. Письмо МНС РФ от 26 сентября 2000 г. № 01-1-03/1160 "О налогообложении научных организаций"//"Нормативные акты для бухгалтера", 19 октября 2000 г., № 20.
42. Распоряжение Госкомимущества РФ от 30 апреля 1993 г. № 77616 "О сдаче в аренду недвижимого имущества и регистрации таких договоров в территориальном органе Госкомимущества РФ".
43. Распоряжение Мингосимущества РФ от 6 октября 1999 г. № 1343-р "Об утверждении примерных договоров о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью".
44. Распоряжение Мингосимущества РФ от 14 мая 1999 г. № 671-р "О порядке расчета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом".
45. Распоряжение Мингосимущества РФ от 15 апреля 1999 г. № 558-р "О праве научных организаций сдавать в аренду временно не используемое имущество".
46. Распоряжение Мингосимущества РФ от 30 апреля 1998 г. № 396-р "Порядок определения арендной платы за пользование находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями и отдельными помещениями".
47. Распоряжение Министерства имущественных отношений от 23 июня 2000 г. № 110-р "О порядке определения величины арендной платы за пользование находящимися в федеральной собственности нежилыми помещениями (зданиями, сооружениями), расположенными в г. Москве".
48. Указание ЦБ РФ от 18 июня 1999 г. № 579-У (ред. от 7 июля 2000 г.) "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Инструкция Минфина СССР № 17 от 14.01.1967, а не от 14.02.1967.
   ------------------------------------------------------------------

49. Инструкция МФ РФ от 14 февраля 1967 г. № 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно - материальных ценностей и отпуска их по доверенности".
50. Инструкция МФ СССР от 12 июня 1981 г. № 120 "О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним".
51. Информационное письмо ВАС РФ от 9 сентября 1998 г. № С5-7/УЗ-693 "О Федеральном законе "Об оценочной деятельности в РФ".
52. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. № 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений".
53. "Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно - технической продукции", утв. Миннауки РФ от 15 июня 1994 г. № ОР-22-2-46//"Российские вести", 25 мая 1995 г., № 95.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru