Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 19.04.2001 № 1422-III ГД
"О проекте Федерального конституционного закона № 60963-3 "О военном положении"

Официальная публикация в СМИ:
"Собрание законодательства РФ", 30.04.2001, № 18, ст. 1811
(опубликован без приложений)
"Ведомости ФС РФ", 01.05.2001, № 13, ст. 707
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 19.04.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального конституционного закона "О военном положении" одобрен ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 27.12.2001 № 2306-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный конституционный закон "О военном положении" одобрен ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 27.12.2001 № 2307-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2001 г. № 1422-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
№ 60963-3 "О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить в первом чтении проект Федерального конституционного закона № 60963-3 "О военном положении", внесенный Президентом Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по обороне до 5 июня 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по обороне доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект

Вносится Президентом
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Военное положение

1. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
2. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
3. Период действия военного положения начинается со времени начала действия военного положения, установленного указом Президента Российской Федерации, и заканчивается со времени отмены (прекращения действия) военного положения.
4. В период действия военного положения настоящим Федеральным конституционным законом и принятыми на его основе федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане и другие лица), деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно - правовых форм и формы собственности (далее - организации), прав их должностных лиц, а также возложение на граждан и других лиц, на организации и их должностных лиц дополнительных обязанностей.
5. Деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов военного управления и органов местного самоуправления в период действия военного положения осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и принятыми на его основе федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы используются для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в период действия военного положения осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7. Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, объявляется при введении военного положения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. Мероприятия гражданской и территориальной обороны в период действия военного положения проводятся в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2. Правовая основа военного положения

Правовой основой военного положения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации в данной сфере.

Статья 3. Основания для введения военного положения

1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.
2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона и с учетом того, что агрессивная война является преступлением против международного мира, а агрессия влечет за собой международную ответственность, агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.
В соответствии с положениями Устава ООН и общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации, независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации, признаются, в частности:
1) вторжение (нападение) вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения (нападения), любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;
2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;
3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;
5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.
Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.
3. Для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой агрессии могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, непосредственно указывающие на подготовку к совершению агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

Статья 4. Введение военного положения

1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится Президентом Российской Федерации путем издания указа в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной ее угрозы.
Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения определяются обстоятельства, послужившие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, Уставом ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права основанием для введения военного положения, время, с которого начинает действовать военное положение, а также территория, где вводится военное положение.
3. Полный текст указа Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по радио и телевидению, а также незамедлительному официальному опубликованию.
4. Президент Российской Федерации представляет указ о введении военного положения для утверждения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации незамедлительно, в день его подписания.
5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента представления в палату этого указа.
Данный указ может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, если в силу каких-либо объективных причин заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время.
6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.
Если решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, указ Президента Российской Федерации о введении военного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Федерации.
7. В случае если решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации после окончания голосования вправе использовать согласительную процедуру в течение пяти дней со дня голосования для разрешения разногласий с Советом Федерации и утверждения им указа о введении военного положения.
8. В случае неутверждения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указа Президента Российской Федерации о введении военного положения или окончания срока согласительной процедуры, если она использовалась, и неутверждения при этом указа о введении военного положения действие данного указа прекращается со дня, следующего за днем голосования, или со дня, следующего за днем окончания срока согласительной процедуры, если она использовалась.

Раздел 2. РЕЖИМ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Статья 5. Режим военного положения

1. Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации (мер военного положения).
2. Режим военного положения определяется настоящим Федеральным конституционным законом.
3. При введении военного положения на всей территории Российской Федерации меры военного положения осуществляются на всей ее территории.
4. При введении военного положения на части территории Российской Федерации меры военного положения, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, осуществляются на территории, где оно введено.
Меры, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального конституционного закона, осуществляются на всей территории Российской Федерации в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 6. Обеспечение режима военного положения

1. Осуществление мер военного положения (обеспечение режима военного положения) производится органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Меры, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления на основании указов Президента Российской Федерации на территории, определенной данными указами.
3. Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти в обеспечении режима военного положения.

Статья 7. Меры военного положения, предусмотренные на территории, где оно введено

1. На территории, где введено военное положение (в условиях действия военного положения), в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматривается осуществление мер военного положения, связанных с организацией производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также нужд населения, для снабжения населения (при необходимости нормированного) продовольственными и непродовольственными товарами и его медицинского обслуживания.
2. На основании указов Президента Российской Федерации в условиях действия военного положения предусматривается осуществление следующих мер военного положения:
1) усиление охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций, связи, а также представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) установление особого режима работы транспорта, связи и энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
3) эвакуация населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, в другие районы с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временного или постоянного проживания;
4) установление и обеспечение особого режима въезда на территорию, где введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
5) приостановление указами Президента Российской Федерации деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно какую-либо иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации, если они будут продолжать эту деятельность после внесения Генеральным прокурором Российской Федерации в руководящие органы данных объединений представления о прекращении такой деятельности;
6) привлечение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, граждан и других лиц к выполнению работ оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами Российской Федерации необходимого для нужд обороны имущества у организаций, граждан и других лиц с возмещением причиненного ущерба в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
8) установление запретов и ограничений на выбор места пребывания и места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, забастовок и иных форм приостановления деятельности организаций;
10) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
11) установление запрета на появление граждан и других лиц на улице после определенного времени с предоставлением федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов у граждан и других лиц, проводить их личный досмотр, досмотр вещей и жилища, осуществлять по установленным федеральным законодательством основаниям задержание граждан, других лиц и транспортных средств. При этом срок задержания граждан, других лиц не должен превышать 30 суток;
12) установление запрета на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан и других лиц производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
13) установление контроля за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их для нужд обороны, а также запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
14) введение военной цензуры на почтовые отправления, сообщения, передаваемые с помощью телекоммуникационных систем, а также осуществление контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
15) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства (государств), воюющего (воюющих) с Российской Федерацией;
16) запрещение (ограничение) выезда граждан и других лиц за границу;
17) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
18) прекращение указами Президента Российской Федерации деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они ведут деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
3. Меры, установленные подпунктами 5 и 15 пункта 2 настоящей статьи, могут осуществляться в условиях действия военного положения только в случае агрессии против Российской Федерации.
4. Необходимые законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие осуществление мер военного положения, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и заблаговременно, до его введения.
5. На территории, где введено военное положение, выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдумы не проводятся.

Статья 8. Иные меры военного положения, осуществляемые в период его действия

1. В период действия военного положения в целях обеспечения условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, а также нужд населения, федеральными законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть введены меры военного положения, связанные с временными ограничениями на осуществление экономической и финансовой деятельности, свободное перемещение товаров (услуг) и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности, а также могут устанавливаться особенности функционирования финансовой, налоговой, таможенной и банковской систем как на территории, где введено военное положение, так и на других территориях Российской Федерации, где военное положение не введено.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации могут быть приняты как в период действия военного положения, так и заблаговременно до его введения.

Статья 9. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к обеспечению режима военного положения

1. К обеспечению режима военного положения в порядке, установленном нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, могут быть привлечены соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, а также органы (далее - соединения, воинские части и органы).
2. Соединения, воинские части и органы, привлекаемые к обеспечению режима военного положения, выполняют следующие основные задачи:
1) поддержание особого режима въезда на территорию, где введено военное положение, и выезда с этой территории, а также ограничение свободы передвижения по ней;
2) участие в спасении и эвакуации населения, в аварийно - спасательных и других неотложных работах, в проведении санитарно - противоэпидемических, противоэпизоотических и других мероприятий;
3) охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, связи, а также представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, для окружающей природной среды;
4) охрана общественного порядка и общественной безопасности, участие в проведении мероприятий по обеспечению режима военного положения;
5) пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористов и диверсантов.
3. Управление соединениями, воинскими частями и органами, привлекаемыми для обеспечения режима военного положения, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 10. Обеспечение режима военного положения на территории, где ведутся или развертываются военные действия

1. На территории, где ведутся или развертываются военные действия, осуществление мер военного положения, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, указом Президента Российской Федерации может быть возложено на органы военного управления.
2. Границы территории, на которой осуществление мер военного положения, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, возложено на органы военного управления и их полномочия из числа полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона, определяются указом Президента Российской Федерации.
3. Органы военного управления осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Раздел 3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА
ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
В ПЕРИОД ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 11. Полномочия Президента Российской Федерации по обеспечению режима военного положения

1. Президент Российской Федерации:
1) осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения;
2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения;
3) контролирует осуществление мер военного положения;
4) определяет в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом меры военного положения на территории, где оно введено, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами военного управления, а также полномочия указанных органов по обеспечению этих мер;
5) издает нормативные правовые акты по вопросам военного положения;
6) устанавливает порядок привлечения соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к обеспечению режима военного положения и определяет им задачи в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом;
7) приостанавливает в условиях действия военного положения деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно какую-либо иную деятельность, подрывающую оборону и безопасность Российской Федерации, если они будут продолжать эту деятельность после внесения Генеральным прокурором Российской Федерации в руководящие органы данных партий и объединений представления о прекращении такой деятельности;
8) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, забастовок, а также на иные формы приостановления деятельности организаций в условиях действия военного положения;
9) определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения;
10) принимает необходимые меры по прекращению (приостановлению действия) международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим агрессию против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним;
11) прекращает в Российской Федерации в условиях действия военного положения деятельность иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что эта деятельность направлена на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации;
12) устанавливает на территории, где введено военное положение, особый режим работы транспорта, связи и энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
13) утверждает положения о подчиненных федеральных органах исполнительной власти на период действия военного положения.
Полномочия, установленные подпунктом 7 настоящего пункта, могут осуществляться Президентом Российской Федерации в период действия военного положения только в случае агрессии против Российской Федерации.
2. В период действия военного положения Президент Российской Федерации осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 12. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению режима военного положения

1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы по вопросам военного положения;
2) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы по вопросам прекращения (приостановления действия) международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим агрессию против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним.
2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации:
1) устанавливает федеральным законом расходы на обеспечение мер военного положения;
2) принимает федеральные законы по вопросам военного положения;
3) принимает федеральные законы по вопросам прекращения (приостановления действия) международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим агрессию против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним.
3. В период действия военного положения Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 13. Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению режима военного положения

1. Правительство Российской Федерации:
1) руководит работой подчиненных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по обеспечению режима военного положения;
2) организует разработку и обеспечивает выполнение мер, направленных на удовлетворение потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также на обеспечение нужд населения;
3) определяет порядок заключения договоров (контрактов) на выполнение организациями заданий (заказов) в целях обеспечения в период действия военного положения обороны и безопасности Российской Федерации, прекращения действия ранее заключенных договоров;
4) определяет порядок финансирования нужд обороны и безопасности Российской Федерации в период действия военного положения, вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения об объемах и источниках финансирования потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также нужд населения;
5) организует работу по обеспечению нужд обороны и безопасности Российской Федерации материально - техническими, трудовыми и другими ресурсами, организует разработку военно - хозяйственного плана;
6) вносит, исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, предложения Президенту Российской Федерации о формировании и упразднении федеральных органов исполнительной власти на период действия военного положения;
7) утверждает положения о подчиненных федеральных органах исполнительной власти на период действия военного положения.
2. В период действия военного положения Правительство Российской Федерации осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Статья 14. Полномочия федеральных органов исполнительной власти по обеспечению режима военного положения

1. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции:
1) организуют производство продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также для обеспечения нужд населения;
2) организуют снабжение населения (при необходимости нормированное) продовольственными и непродовольственными товарами и его медицинское обслуживание;
3) регулируют деятельность организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;
4) оповещают через средства массовой информации население территории, где введено военное положение, о порядке осуществления мер военного положения.
2. Для реализации мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, федеральные органы исполнительной власти на основании указов Президента Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:
1) обеспечивают охрану общественного порядка и общественной безопасности, военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций, связи, энергетики, а также представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) организуют эвакуацию населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, в другие районы с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временного или постоянного проживания;
3) устанавливают и обеспечивают особый режим въезда на территорию, где введено военное положение, и выезда с этой территории, а также ограничение свободы передвижения по ней;
4) привлекают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, граждан и других лиц к выполнению работ оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения населения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;
5) изымают в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации транспортные средства и другое необходимое для нужд обороны имущество у организаций и граждан с последующим возмещением причиненного ущерба в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
6) устанавливают запреты и ограничения на выбор места пребывания и места жительства на территории, где введено военное положение;
7) ограничивают движение транспортных средств и осуществляют их досмотр;
8) устанавливают запреты на появление граждан и других лиц на улицах после определенного времени, при необходимости осуществляют проверку документов у граждан и других лиц, проводят их личный досмотр, досмотр вещей и жилища, осуществляют по установленным федеральным законодательством основаниям задержание граждан, других лиц и транспортных средств. При этом срок задержания граждан и других лиц не должен превышать 30 суток;
9) запрещают продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, устанавливают особый режим оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, производят изъятие у граждан и других лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
10) устанавливают контроль за работой предприятий связи, транспорта, типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, а также средств массовой информации, используют их работу для нужд обороны; запрещают работу приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
11) осуществляют военную цензуру на почтовые отправления, сообщения, передаваемые при помощи телекоммуникационных систем, а также контроль за телефонными переговорами, создают органы цензуры, непосредственно занимающиеся данными вопросами, и определяют их полномочия;
12) обеспечивают исполнение указов Президента Российской Федерации о приостановлении деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно какую-либо иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
13) интернируют (изолируют) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства (государств), воюющего (воюющих) с Российской Федерацией;
14) запрещают (ограничивают) выезд за границу граждан и других лиц;
15) вводят в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительные меры, направленные на усиление режима секретности;
16) определяют порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
17) обеспечивают на территории, где введено военное положение, особый режим работы транспорта, связи и энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
18) обеспечивают исполнение указов Президента Российской Федерации о прекращении деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они ведут деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
Полномочия, установленные подпунктами 12 и 13 настоящего пункта, осуществляются только в случае агрессии против Российской Федерации.
3. Федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие режим военного положения, для осуществления своих полномочий могут создавать в установленном порядке свои территориальные органы, назначать соответствующих должностных лиц и утверждать положения об указанных органах и должностных лицах.
4. Федеральные органы исполнительной власти вносят в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения о необходимости решения вопросов по обеспечению режима военного положения, входящих в их компетенцию.
5. По вопросам своей деятельности федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы и должностные лица, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами и другими лицами.
6. В период действия военного положения федеральные органы исполнительной власти осуществляют также другие полномочия, возложенные на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 15. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения

1. На территории, где введено военное положение, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции:
1) организуют производство продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также нужд населения;
2) организуют снабжение населения (при необходимости нормированное) продовольственными и непродовольственными товарами и его медицинское обслуживание;
3) регулируют деятельность организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;
4) оповещают через средства массовой информации население территории, где введено военное положение, о порядке осуществления мер военного положения;
5) оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти и органам военного управления в осуществлении мер военного положения.
2. На основании указов Президента Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекаются к осуществлению мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона, с предоставлением им полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона.
3. По вопросам своей деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами, а также гражданами и другими лицами.
4. Органы местного самоуправления оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
5. В период действия военного положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют также другие полномочия, возложенные на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 16. Суды и прокуратура на территории, где введено военное положение

1. На территории, где введено военное положение, действуют суды, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации на территории, где введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

Статья 17. Особенности деятельности органов государственной власти в период действия военного положения

В период действия военного положения:
указом Президента Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут быть подчинены Президенту Российской Федерации по вопросам обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения;
указом Президента Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения;
деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых введено военное положение, осуществляется по особым регламентам.

Раздел 4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН И ДРУГИХ ЛИЦ,
ОРГАНИЗАЦИЙ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Правовое положение граждан и других лиц в период действия военного положения

1. В период действия военного положения в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан и других лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом.
2. Граждане и другие лица обязаны выполнять требования настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения.
3. Граждане и другие лица, находящиеся на территории, где введено военное положение, обязаны:
1) выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать им содействие;
2) являться по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты, на территории которых указанные граждане и лица проживают;
3) выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;
4) участвовать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в работах оборонного характера, в ликвидации последствий применения противником оружия, в восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями, вступать в специальные формирования;
5) предоставлять в соответствии с федеральными законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами Российской Федерации необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенного ими ущерба в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Правовое положение организаций в период действия военного положения

1. В период действия военного положения права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами.
2. Организации, находящиеся на территории, где введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц, и оказывать им содействие.
3. Организации в период действия военного положения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны:
1) предоставлять в соответствии с федеральными законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами Российской Федерации необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенного ими ущерба в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
4. Организации и их должностные лица в период действия военного положения выполняют также другие обязанности, возложенные на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 20. Ответственность за неисполнение законодательства Российской Федерации о военном положении

За неисполнение настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам военного положения, а также за правонарушения, совершенные в условиях действия военного положения, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Отмена (прекращение действия) военного положения

1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях отменяется указом Президента Российской Федерации после прекращения событий или ситуаций, послуживших основанием для его введения.
2. В случаях, указанных в пункте 8 статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, военное положение прекращает свое действие.
3. Нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положения, отменяются с отменой (прекращением действия) военного положения.
4. С отменой (прекращением действия) военного положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, прекращают осуществление функций по обеспечению режима военного положения.

Статья 22. Информирование о введении и об отмене (прекращении действия) военного положения в соответствии с международно - правовыми обязательствами Российской Федерации

1. В случае введения военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Президент Российской Федерации принимает меры в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Устава ООН и международных договоров Российской Федерации, к уведомлению Генерального секретаря ООН (а через него других государств - участников этой организации) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международному праву, связанном с ограничением прав и свобод граждан и других лиц.
2. Президент Российской Федерации принимает меры к уведомлению Генерального секретаря ООН (а через него других государств - участников этой организации) и информированию Генерального секретаря Совета Европы о дате, когда Российская Федерация прекращает такое отступление в связи с отменой (прекращением действия) военного положения.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
№ 60963-3 "О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ"

Согласно частям 2 и 3 статьи 87 Конституции Российской Федерации военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Вносимый законопроект разработан на основе Конституции Российской Федерации с учетом Федеральных законов "Об обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", других федеральных законов и призван устранить пробел, имеющийся в законодательстве Российской Федерации.
Законопроектом, в частности, регламентируются порядок и основания введения и отмены военного положения, определяется содержание режима военного положения, устанавливаются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения, основания и порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения, правовое положение граждан и организаций в условиях военного положения.
Принятие указанного законопроекта не потребует материальных и иных затрат.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru