Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 05.04.2001 № 1334-III ГД
"О проекте Федерального закона № 16028-3 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 11.04.2001, № 11, ст. 564
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 16.04.2001, № 16, ст. 1560
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 05.04.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 13.03.2002 № 2550-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 03.04.2002 № 2583-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2001 г. № 1334-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 16028-3
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона № 16028-3 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", внесенный депутатами Государственной Думы Н.Ю. Брусникиным, Г.В. Куликом, А.Д. Куликовым, Б.Б. Надеждиным, А.В. Новиковым, А.Г. Пузановским, В.В. Рязанским, В.А. Тарачевым, А.Г. Чершинцевым, А.Н. Шохиным, С.О. Шохиным.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам до 5 мая 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект

Вносится депутатами
Государственной Думы
Н.Ю. БРУСНИКИНЫМ, Г.В. КУЛИКОМ,
А.Д. КУЛИКОВЫМ, Б.Б. НАДЕЖДИНЫМ,
А.В. НОВИКОВЫМ, А.Г. ПУЗАНОВСКИМ,
В.В. РЯЗАНСКИМ, В.А. ТАРАЧЕВЫМ,
А.Г. ЧЕРШИНЦЕВЫМ, А.Н. ШОХИНЫМ,
С.О. ШОХИНЫМ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование).

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
потерпевшие - лица, имеющие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации право на возмещение вреда жизни, здоровью или имуществу, причиненного владельцами транспортных средств, используемых на территории Российской Федерации;
транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему транспортного средства и т.п.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового контракта или гражданско - правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства. Также не является владельцем транспортного средства лицо, пользующееся транспортным средством на основании договора безвозмездного пользования с собственником или иным владельцем транспортного средства;
застрахованные лица - названные в договоре обязательного страхования владельцы транспортного средства, ответственность которых застрахована по этому договору обязательного страхования;
страховые тарифы - система ценовых ставок и коэффициентов, по которой осуществляется расчет страховой премии, подлежащей уплате страхователем по договору обязательного страхования;
страховой случай - причинение застрахованным лицом вреда личности или имуществу потерпевших, влекущее обязанность страховщика по договору обязательного страхования выплатить потерпевшим страховое возмещение;
место жительства (нахождения) потерпевшего - определяемое в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации место жительства гражданина либо место нахождения юридического лица, признаваемого потерпевшим;
компенсационные выплаты - платежи, осуществляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом из средств Гарантийного фонда потерпевшему в счет возмещения вреда его жизни или здоровью в случаях, когда страховая выплата потерпевшему не осуществлена вследствие неисполнения причинителем вреда обязанности по страхованию, несостоятельности (банкротства) страховщика, а также в случае, когда причинитель вреда неизвестен;
Федеральный автотранспортный гарантийный фонд (Гарантийный фонд) - некоммерческая организация в форме фонда, учреждаемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и действующая в соответствии с ним в целях осуществления компенсационных выплат потерпевшим, обеспечения исполнения обязательств страховщиков по договорам обязательного страхования, а также создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для осуществления обязательного страхования;
страховщик - страховая организация, имеющая разрешение (лицензию) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (представитель страховщика) - обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, осуществляющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о возмещении причиненного вреда и осуществлению страховых выплат; либо страховая организация, имеющая лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и осуществляющая указанные полномочия от имени и за счет страховщика на основании заключенного с ним договора.

Статья 2. Законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

1. Законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы обязательного страхования

Основными принципами обязательного страхования являются:
гарантированность возмещения вреда личности потерпевших в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним;
всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности указанными в настоящем Федеральном законе владельцами транспортных средств;
непрерывность действия обязательного страхования в течение всего срока эксплуатации транспортного средства на территории Российской Федерации;
экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

Глава 2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, установленных настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию распространяется на владельцев всех транспортных средств, используемых на территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
2. Обязанность по страхованию наступает с момента возникновения права владения транспортным средством (при его покупке, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление, аренде и т.п.) и предусматривает обязанность владельца транспортного средства по заключению договора обязательного страхования и обеспечению непрерывности обязательного страхования в течение всего срока владения транспортным средством.
В случае, если сделки с транспортным средством подлежат нотариальному удостоверению или государственной регистрации, обязательное страхование осуществляется лицом, приобретающим право владения транспортным средством, до нотариального удостоверения или государственной регистрации соответствующих сделок.
3. Обязанность по страхованию не распространяется на владельцев следующих транспортных средств:
а) имеющих максимальную конструктивную скорость не более 20 км/ч;
б) приводимых в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см, за исключением прицепов;
в) не подлежащих государственной регистрации в органах внутренних дел Российской Федерации, за исключением:
автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним;
транспортных средств, используемых в Вооруженных Силах Российской Федерации для обеспечения их хозяйственной деятельности;
транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.
4. Обязанность по страхованию не распространяется на владельца транспортного средства, ответственность которого застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом иным владельцем этого транспортного средства.

Статья 5. Обязанность страховщика по заключению договоров обязательного страхования

Договор обязательного страхования является публичным (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), за исключением предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона случаев страхования льготных категорий граждан.

Статья 6. Типовые правила обязательного страхования

Условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым правилам обязательного страхования, издаваемым Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Объект обязательного страхования и страховой риск

1. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением застрахованным лицом причиненного вреда личности или имуществу потерпевших.
2. Обязательное страхование осуществляется на случай возникновения обязанности застрахованных лиц возместить причиненный при использовании транспортного средства вред.
При этом не является застрахованной гражданская ответственность владельца транспортного средства, наступающая в следующих случаях:
а) причинение вреда вне пределов дорог, расположенных на территории Российской Федерации;
б) причинение вреда при использовании транспортного средства иного, чем указано в договоре обязательного страхования;
в) причинение морального вреда или возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды;
г) причинение вреда при проведении соревнований, испытаний либо учебной езды в специально отведенных для этого местах;
д) загрязнение окружающей природной среды;
е) причинение вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) возникновение обязанности по возмещению работодателям убытков, вызванных причинением вреда работнику;
з) причинение вреда имуществу другого владельца этого же транспортного средства;
и) повреждение или уничтожение груза, если ответственным за такие убытки является владелец транспортного средства, перевозящего груз;
к) причинение вреда при осуществлении загрузки или выгрузки транспортного средства, владелец которого является ответственным за убытки;
л) повреждение или уничтожение антикварных и других аналогичных уникальных предметов, памятников архитектуры, изделий из драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, предметов религиозного культа, коллекций, картин, скульптур и иных предметов искусства, рукописей, уникальных аудиовизуальных произведений и иных результатов интеллектуальной деятельности, денежных знаков, ценных бумаг;
м) возникновение обязанности владельца транспортного средства возместить вред в большем размере, чем предусмотрено правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе, если повышенный размер ответственности установлен законом или договором.

Статья 8. Минимальные размеры страховых сумм

Определенная договором обязательного страхования сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить потерпевшим причиненные убытки, должна быть не менее 400000 рублей.
При этом минимальный размер страховой суммы составляет:
в части возмещения вреда личности потерпевших - 240000 рублей, и в части возмещения вреда личности одного потерпевшего - 160000 рублей;
в части возмещения вреда имуществу потерпевших - 160000 рублей и в части возмещения вреда имуществу одного потерпевшего - 120000 рублей.

Статья 9. Государственное регулирование страховых тарифов

1. Страховые тарифы по обязательному страхованию, осуществляемому страховщиками независимо от организационно - правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных страховых тарифов или предельных уровней указанных тарифов.
Государственное регулирование страховых тарифов осуществляется в целях:
защиты экономических интересов страхователей от повышения страховых тарифов по обязательному страхованию сверх экономически необходимого уровня;
обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного страхования;
создания механизма согласования связанных со страховыми тарифами интересов страхователей и страховщиков;
формирования конкурентной среды среди страховщиков для снижения затрат при осуществлении обязательного страхования и повышения качества обслуживания потребителей страховых услуг;
создания экономических стимулов, обеспечивающих повышение безопасности дорожного движения.
2. К основным принципам государственного регулирования страховых тарифов относятся:
предоставление услуг по обязательному страхованию всем страхователям по страховым тарифам, утвержденным в установленном порядке;
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) величин, входящих в структуру страховых тарифов, при расчете и утверждении страховых тарифов;
открытость, доступность для страхователей, страховщиков и общественности материалов федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью и Гарантийного фонда по подготовке, рассмотрению и утверждению страховых тарифов;
формирование страховщиками страховых резервов по обязательному страхованию в экономически обоснованных размерах, обеспечивающих исполнение обязательств по договорам обязательного страхования;
обеспечение экономической обоснованности затрат страховщиков на ведение дел по обязательному страхованию;
учет показателей деятельности страховщиков по обязательному страхованию по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
3. Федеральным законом устанавливается предельная величина суммарной доли затрат на организацию обязательного страхования (расходы на ведение дел страховщиками; средства, направляемые на возмещение расходов Гарантийного фонда; иные расходы), учитываемой в структуре страховых тарифов при их расчете и утверждении.
Правительство Российской Федерации вправе увеличивать указанную предельную величину для отдельных субъектов Российской Федерации, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в иных труднодоступных, удаленных или малонаселенных районах, с учетом особенностей организации обязательного страхования на их территории.
4. Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее полугода.
Изменение страховых тарифов не влечет изменения цены договора обязательного страхования в течение срока его действия, соответствующего страховой премии, оплаченной по действовавшим на момент оплаты страховым тарифам.
5. Установление для отдельных категорий страхователей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, страховых тарифов по обязательному страхованию ниже экономически необходимого уровня (льготных страховых тарифов) не допускается за счет повышения страховых тарифов для других страхователей.
6. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования страховых тарифов по обязательному страхованию:
устанавливает основы ценообразования при осуществлении обязательного страхования;
утверждает нормативно - методическую основу деятельности федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в области государственного регулирования страховых тарифов по обязательному страхованию;
устанавливает порядок государственного регулирования и применения страховых тарифов по обязательному страхованию.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования страховых тарифов по обязательному страхованию:
устанавливает страховые тарифы по обязательному страхованию;
разрабатывает предложения по совершенствованию действующих и принятию новых нормативно - правовых актов в области государственного регулирования страховых тарифов;
реализует иные полномочия в области государственного регулирования страховых тарифов по обязательному страхованию, кроме отнесенных к ведению Правительства Российской Федерации, в рамках предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий по государственному надзору за страховой деятельностью.
7. Гарантийный фонд вправе вносить на рассмотрение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию действующих и принятию новых нормативно - правовых актов в области государственного регулирования страховых тарифов, в том числе, проекты страховых тарифов. Указанные предложения направляются с приложением финансово - экономического обоснования предлагаемых мер и подлежат рассмотрению федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в шестидесятидневный срок со дня представления.
8. Сводный годовой баланс поступлений страховых премий и страховых выплат по обязательному страхованию, с выделением балансов указанных поступлений и выплат по критериям, учитываемым при расчете страховой премии, а также обобщенные данные отчетности по обязательному страхованию за календарный год подлежат опубликованию федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в "Российской газете".

Статья 10. Ставки и коэффициенты страховых тарифов

1. Страховые тарифы состоят из базовой ставки и системы повышающих и понижающих коэффициентов.
Базовая ставка страхового тарифа дифференцируется в зависимости от технических характеристик и конструктивных особенностей транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на его потенциальный размер.
Система повышающих и понижающих коэффициентов устанавливается исходя из иных обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска. Такими обстоятельствами, в частности, являются:
территориальные особенности использования транспортных средств в зависимости от субъекта Российской Федерации;
характер использования транспортного средства (в потребительских целях гражданами; в служебных, производственных целях, а также при осуществлении предпринимательской деятельности, и т.п.);
наличие или отсутствие страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды;
водительский стаж пользователей транспортного средства (в случае использования транспортного средства гражданами в потребительских целях);
период сезонного использования транспортного средства (в случае использования транспортного средства гражданами в потребительских целях).
2. Страховыми тарифами могут предусматриваться повышающие коэффициенты в отношении владельцев транспортных средств:
сообщивших страховщику заведомо ложные сведения о запрошенных страховщиком обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, либо совершивших иные нарушения своих обязательств по договору обязательного страхования, повлекшие его признание недействительным либо расторжение по требованию страховщика, либо уплату страховой премии по обязательному страхованию в меньшем размере по сравнению со страховой премией, которая подлежала бы уплате при сообщении достоверных сведений;
умышленно содействовавших наступлению страхового случая либо совершивших иные нарушения своих обязательств по договору обязательного страхования, явившихся основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения либо для взыскания выплаченных страховщиком сумм в порядке регресса;
привлекавшихся к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), либо за передачу управления иным лицам, находящимся в таком состоянии, либо за иные правонарушения, повлекшие лишение владельца транспортного средства права управления им;
скрывшихся с места дорожно - транспортного происшествия;
использовавших транспортное средство вне предусмотренного договором обязательного страхования периода сезонного использования транспортного средства;
предоставивших транспортное средство лицу, не указанному в списке пользователей транспортного средства, если такой список содержится в страховом полисе и при использовании транспортного средства указанным лицом наступил страховой случай.
Предусмотренные в соответствии с настоящим пунктом повышающие коэффициенты применяются страховщиками при расчете страховой премии, подлежащей оплате страхователем по договору обязательного страхования за календарный год, следующий за годом, в котором были совершены указанные действия (бездействие).
3. При расчете страховой премии, подлежащей уплате страхователем страховщику по договору обязательного страхования, максимальный размер страховой премии не может превышать трехкратного размера базовой ставки страхового тарифа, за исключением случаев, когда превышение связано с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
4. Страховыми тарифами могут предусматриваться ставки, применяемые страховщиками при осуществлении обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.

Статья 11. Срок действия договора обязательного страхования

1. Срок действия договора обязательного страхования составляет один год, кроме случаев, для которых настоящей статьей предусмотрены иные сроки действия.
Если иное не предусмотрено договором обязательного страхования, его действие продлевается на следующий календарный год, если страхователь не позднее чем за три месяца до истечения срока действия договора обязательного страхования не уведомил страховщика об отказе от его продления. Действие продленного договора страхования не прекращается в случае просрочки страхователем оплаты страховой премии за следующий календарный год не более чем на 30 дней.
2. Владельцы транспортных средств, используемых на основании договора проката, заключают договор обязательного страхования на весь срок проката, но не менее чем на три дня.
3. Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договор обязательного страхования на весь срок такого временного использования, но не менее чем на двадцать один день.
4. Владельцы транспортных средств, временно не находящихся на государственной регистрации в органах внутренних дел Российской Федерации (при оформлении купли - продажи, наследования, дарения, при следовании к месту государственной регистрации и т.п.), заключают договор обязательного страхования на срок не меньший чем двадцать один день.

Статья 12. Действия застрахованных лиц, потерпевших и страховщика при наступлении страхового случая

1. При наступлении страхового случая застрахованное лицо обязано незамедлительно предоставить потерпевшим сведения о договоре обязательного страхования, а также уведомить страховщика или его представителя о наступлении страхового случая.
Предоставление потерпевшим сведений о договоре обязательного страхования и уведомление страховщика о наступлении страхового случая должны быть сделаны в соответствии с типовыми правилами обязательного страхования.
2. При наступлении страхового случая потерпевший при первой возможности обязан уведомить страховщика или его представителя об указанном событии и его обстоятельствах. Указанное уведомление осуществляется исходя из сведений о страховщике, предоставленных потерпевшему в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и в соответствии с типовыми правилами обязательного страхования.
3. Если страховщик не известен потерпевшему, потерпевший уведомляет о наступлении страхового случая Гарантийный фонд в порядке, установленном для уведомления страховщика.
По получении указанного уведомления Гарантийный фонд обязан незамедлительно сообщить потерпевшему известные Гарантийному фонду данные о страховщике, которому может быть предъявлено требование потерпевшего о возмещении причиненного вреда, и уведомить страховщика о произошедшем страховом случае. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, Гарантийный фонд незамедлительно информирует потерпевшего о его праве на компенсационные выплаты.
4. При получении уведомления о страховом случае страховщик обязан бесплатно произвести определение размера причиненного застрахованным лицом вреда и осуществлять за свой счет все необходимые действия по защите связанных со страховым случаем законных прав и интересов застрахованного лица.
Застрахованное лицо обязано незамедлительно сообщать страховщику о всех предъявленных ему требованиях, которые нарушают законные права и интересы застрахованного лица, и действовать в соответствии с указаниями страховщика, если они сообщены страхователю. Страховщик обязан возместить застрахованному лицу убытки, причиненные вследствие неисполнения страховщиком установленной настоящим пунктом обязанности по защите законных прав и интересов застрахованного лица.

Статья 13. Определение размера страхового возмещения

1. Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда его личности, рассчитывается страховщиком на основании документов, подтверждающих объем и характер подлежащего возмещению вреда жизни или здоровью в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Если в результате страхового случая был причинен вред имуществу потерпевшего, потерпевший обязан предоставить поврежденное имущество страховщику для определения размера подлежащего возмещению вреда. Определение размера подлежащего возмещению вреда имуществу производится страховщиком по месту нахождения поврежденного имущества.
Страховщик обязан прибыть для определения указанного размера в трехдневный срок с момента уведомления потерпевшим страховщика о страховом случае (пункт 2 статьи 12). Типовыми правилами обязательного страхования могут предусматриваться иные сроки, в течение которых страховщик обязан прибыть для определения размера подлежащего возмещению вреда имуществу, с учетом территориальных особенностей организации обязательного страхования в отдельных субъектах Российской Федерации, расположенных в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, в иных труднодоступных, удаленных или малонаселенных районах.
В течение указанного срока потерпевший не вправе производить в поврежденном имуществе изменения, в том числе его ремонт или утилизацию.
3. Если в предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи срок страховщик не прибыл для определения размера убытков либо потерпевший не согласен с произведенной страховщиком оценкой убытков в имуществе, указанный размер может быть определен на основании заключения автотехнической экспертизы, проведенной в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Расходы, произведенные потерпевшим для осуществления автотехнической экспертизы, включаются в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком.
4. Страховщик и (или) потерпевший вправе оспорить в соответствии с законодательством Российской Федерации размер убытков в имуществе потерпевшего, определенный при проведении автотехнической экспертизы.

Статья 14. Выплата страхового возмещения

1. Потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении причиненного вреда в пределах страховой суммы. Соответствующее заявление потерпевшего с приложением предусмотренных договором обязательного страхования документов о наступлении страхового случая, характере и размере подлежащего возмещению вреда направляются по месту нахождения страховщика либо его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевших и осуществление страховых выплат.
Фактические адреса страховщика, его представителей во всех субъектах Российской Федерации, средства связи с ними (номера телефонов, телексов и т.п.) и сведения о времени их работы должны быть указаны в страховом полисе.
2. Страховщик (представитель страховщика) рассматривает заявление потерпевшего о выплате страхового возмещения и приложенные к нему документы в тридцатидневный срок со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан выплатить потерпевшему страховое возмещение либо направить потерпевшему мотивированный отказ.
До полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик вправе осуществить по заявлению потерпевшего выплату части страхового возмещения, соответствующую фактически определенной части указанного вреда.

Статья 15. Право регрессного требования страховщика

Страховщик имеет право предъявить регрессные требования к застрахованному лицу в размере выплаченного страховщиком страхового возмещения по обязательному страхованию и расходов по рассмотрению страхового случая, если:
вред личности потерпевшего был причинен вследствие умысла застрахованного лица;
вред был причинен при управлении транспортным средством застрахованным лицом в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо при управлении транспортным средством, эксплуатация которого запрещена вследствие неисправного состояния, повлекшего причинение вреда;
вред был причинен лицом, не имевшим права на управление транспортным средством, при управлении которым был причинен вред;
застрахованное лицо скрылось с места дорожно - транспортного происшествия;
вред был причинен лицом, не указанным в списке пользователей транспортного средства, если такой список имеется в страховом полисе;
вред был причинен при использовании транспортного средства вне предусмотренного договором обязательного страхования периода сезонного использования транспортного средства.

Статья 16. Порядок осуществления обязательного страхования

1. Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования.
При этом в договоре обязательного страхования указывается транспортное средство, ответственность владельцев которого застрахована.
2. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис и специальный знак государственного образца.
Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис. Специальный знак государственного образца размещается на транспортном средстве в целях контроля за исполнением владельцами этого транспортного средства установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию.
3. При прекращении договора обязательного страхования страховщик выдает по требованию застрахованного лица справку, содержащую сведения о числе и характере произошедших страховых случаев, об осуществленных и предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о возмещении причиненного вреда, а также иные сведения о страховании в период действия этого договора обязательного страхования (справка о прохождении страхования). Указанные справки выдаются страховщиками бесплатно.
4. Справки о прохождении страхования предъявляются владельцами транспортных средств страховщикам при осуществлении обязательного страхования в последующем и являются основанием для применения соответствующих повышающих и понижающих коэффициентов, предусмотренных страховыми тарифами по обязательному страхованию.
5. Правительством Российской Федерации устанавливаются форма страхового полиса по обязательному страхованию; форма специального знака государственного образца и порядок его размещения на транспортном средстве; форма справки о прохождении страхования.

Статья 17. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств

1. Гражданин, использующий транспортное средство в потребительских целях, вправе заключить договор обязательного страхования с учетом ограниченного использования этого транспортного средства. Ограниченным признается использование транспортного средства только определенными страхователем пользователями и (или) его сезонное использование (только в течение трех, шести или девяти определенных месяцев в календарном году).
Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе письменно заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, содержащему условие об ограниченном использовании транспортного средства, определяется с учетом понижающих коэффициентов, соответствующих водительскому стажу пользователей транспортного средства и (или) периоду сезонного использования (пункт 1 статьи 10).
2. При осуществлении обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указывается список пользователей транспортного средства и (или) период его сезонного использования.
3. В период действия договора обязательного страхования застрахованное лицо обязано незамедлительно письменно сообщать страховщику о расширении круга пользователей транспортного средства и (или) об увеличении периода его использования сверх указанного при заключении договора. При получении указанного сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис. При этом страховщик вправе потребовать уплаты дополнительной страховой премии в соответствии со страховыми тарифами по обязательному страхованию соразмерно увеличению риска.

Статья 18. Льготы при осуществлении обязательного страхования

1. Рассчитанная в соответствии со страховыми тарифами страховая премия, подлежащая уплате по договору обязательного страхования, уменьшается страховщиками при осуществлении обязательного страхования ответственности:
Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, лиц, награжденных орденами Славы трех степеней, инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, - на 30 процентов;
инвалидов, получивших специальные транспортные средства через органы социального обеспечения, - на 50 процентов.
Данная льгота предоставляется при условии использования транспортного средства в потребительских целях самим лицом, имеющим право на льготу, и не более чем еще одним пользователем. При этом, если относящееся к указанным категориям лицо застраховано по нескольким договорам обязательного страхования, льгота может быть предоставлена только по одному из них.
2. Страхование с применением льгот, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется страховщиками, заключившими с Гарантийным фондом договор, которым определяется порядок организации страхования льготных категорий граждан и компенсации из средств Гарантийного фонда страховщику сумм страховых премий, недополученных им в связи с предоставлением указанных льгот.
Средства, направляемые Гарантийным фондом на финансирование льгот, возмещаются Гарантийному фонду за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.

Глава 3. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ В СЧЕТ ВОЗМЕЩЕНИЯ
ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ПОТЕРПЕВШИХ

Статья 19. Право на получение компенсационных выплат

1. Компенсационные выплаты осуществляются Гарантийным фондом в случаях, если причитающееся потерпевшему страховое возмещение по обязательному страхованию не осуществлено вследствие:
а) несостоятельности (банкротства) страховщика, подтвержденной вступившим в законную силу решением арбитражного суда;
б) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
в) отсутствия обязательного страхования у ответственного за вред лица из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию, если требование потерпевшего к указанному лицу о возмещении причиненного вреда не может быть удовлетворено путем зачета встречного требования либо бесспорного взыскания средств.
2. Право на получение компенсационных выплат в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях имеют граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Временно находящиеся на территории Российской Федерации граждане иностранного государства имеют право на получение указанных компенсационных выплат в случае, если в соответствии с законодательством этого иностранного государства аналогичное право предоставлено гражданам Российской Федерации.
3. Иск по требованиям об осуществлении Гарантийным фондом компенсационных выплат может быть предъявлен в течение двух лет.

Статья 20. Осуществление компенсационных выплат

1. Компенсационные выплаты осуществляются потерпевшим по месту их жительства из средств Гарантийного фонда. Рассмотрение требований потерпевших о компенсационных выплатах и осуществление указанных компенсационных выплат от имени и за счет Гарантийного фонда могут осуществлять страховщики, действующие на основании договора с Гарантийным фондом (поверенные Гарантийного фонда).
2. К отношениям между потерпевшим и Гарантийным фондом по аналогии применяются правила, установленные законодательством Российской Федерации для отношений между выгодоприобретателем и страховщиком по договору обязательного страхования.
При этом указанная компенсационная выплата уменьшается на сумму произведенного страховщиком и/или ответственным за вред лицом частичного его возмещения.

Статья 21. Право регрессного требования Гарантийного фонда

Гарантийный фонд имеет право предъявить регрессные требования в размере произведенной потерпевшему компенсационной выплаты и расходов по рассмотрению соответствующего требования потерпевшего:
страховщику, если указанная выплата произведена в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
к ответственному за вред лицу, если указанная выплата произведена в соответствии подпунктами "б" и "в" пункта 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Глава 4. СТРАХОВЩИКИ

Статья 22. Страховщики

1. В качестве страховщиков заключать договоры обязательного страхования могут страховые организации, имеющие выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Документы, подтверждающие соответствие страховой организации требованиям пунктов 2 - 4 настоящей статьи, а также иные предусмотренные законодательством Российской Федерации документы прикладываются к заявлению страховой организации о выдаче лицензии на осуществление обязательного страхования.
2. Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о возмещении причиненного вреда и осуществление страховых выплат.
Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях и иметь отдельные счета.
3. Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за лицензией на осуществление обязательного страхования, является наличие у нее лицензии на осуществление добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. При этом в течение 2 лет, предшествующих указанному обращению, страховой организацией не должно быть допущено нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для приостановления, ограничения или отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности.
4. Страховщики в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, и на основании заключаемых с Гарантийным фондом договоров возмещают расходы, связанные с выполнением Гарантийным фондом возложенных на него функций.
Указанными договорами также устанавливаются права и обязанности страховщиков и Гарантийного фонда при организации Гарантийным фондом в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях конкурса на право замены страховщиков по договорам обязательного страхования (пункт 5 статьи 24).
5. Ассоциации (союзы) страховщиков, созданные в целях координации деятельности по обязательному страхованию и являющиеся некоммерческими саморегулируемыми организациями, могут возмещать за своих членов расходы Гарантийного фонда, фактически понесенные им в связи с несостоятельностью (банкротством) страховщиков - членов указанных ассоциаций (союзов) (подпункт "а" пункта 1 статьи 19 настоящего Федерального закона).
Порядком возмещения расходов Гарантийного фонда страховщиками (пункт 4 настоящей статьи) также устанавливаются правила в отношении возмещения соответствующих расходов ассоциациями (союзами) страховщиков и определяются требования к гарантиям исполнения обязательств по договорам обязательного страхования, заключенным их членами (обязательства по взаимному перестрахованию рисков по обязательному страхованию, взаимному рассмотрению требований потерпевших о выплате страхового возмещения, формированию целевых денежных фондов в рамках ассоциаций (союзов) и другие требования).
Наличие указанных гарантий ассоциаций (союзов) не освобождает их членов от предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по возмещению расходов Гарантийного фонда в части осуществления компенсационных выплат по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию

1. Страховщики могут осуществлять перестрахование рисков, принятых ими по договорам обязательного страхования, путем заключения договоров перестрахования с другими страховщиками, осуществляющими обязательное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Допускается последовательное заключение двух или нескольких договоров перестрахования указанных рисков в соответствии с положениями, установленными настоящим пунктом.
2. При формировании страховых резервов по обязательному страхованию в них зачисляется разница между суммой премий по договорам обязательного страхования, поступивших страховщику за предшествующий календарный год, и расходами страховщика по осуществлению обязательного страхования в этом календарном году в части, превышающей 5% от суммы поступивших по этим договорам страховых премий.
При этом в пределах указанной разницы страховщики вправе осуществлять снижение страховых премий по договорам обязательного страхования, подлежащих уплате страхователями в последующем, пропорционально величине страховой премии. Снижение страховой премии производится только в отношении страхователей по договорам обязательного страхования, по которым за указанный календарный год не произошло страховых случаев.
Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью могут устанавливаться дополнительные требования к формированию страховых резервов по обязательному страхованию.

Статья 24. Замена страховщика

1. Замена страховщика по договорам обязательного страхования может быть произведена на основании договора, заключенного этим страховщиком с другим страховщиком. В случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, указанный договор заключается в соответствии с результатами конкурса, организуемого Гарантийным фондом.
2. Замена страховщика допускается с согласия страхователей по передаваемым другому страховщику договорам обязательного страхования и федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Кроме того, требуется согласие потерпевших, перед которыми страховщик является должником по передаваемым договорам обязательного страхования.
3. О согласии на замену страховщика страхователи (потерпевшие) запрашиваются страховщиком, принимающим обязательства по передаваемым договорам обязательного страхования, в письменной форме. Указанные лица вправе согласиться на замену страховщика, отказаться от нее, а страхователи - также отказаться от продления договора обязательного страхования, даже если предусмотренный договором срок для отказа от продления уже истек.
О своем решении страхователи (потерпевшие) извещают страховщика по договору обязательного страхования либо страховщика, направившего запрос о согласии на замену страховщика, в письменной форме.
В запросе о согласии на замену страховщика страхователям (потерпевшим) должны разъясняться их права на отказ от замены страховщика и от продления договора обязательного страхования.
4. Федеральный орган исполнительной власти вправе отказать в согласии на замену страховщика в следующих случаях:
принятие страховщиком обязательств по передаваемым договорам обязательного страхования влечет нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований к гарантиям платежеспособности страховщиков;
страховщик, принимающий обязательства по передаваемым договорам обязательного страхования, не имеет лицензии на осуществление обязательного страхования;
условия и порядок замены страховщика не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
5. Замена страховщика по инициативе Гарантийного фонда допускается в случаях:
а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства либо определения о введении внешнего управления;
б) отзыва лицензии страховщика либо ограничения ее действия в части осуществления обязательного страхования.
При наличии любого из указанных оснований Гарантийный фонд вправе организовать конкурс на право замены указанного страховщика по договорам обязательного страхования. С момента объявления конкурса замена указанного страховщика на основании договоров, заключенных им с другими страховщиками, не допускается.
Итоги конкурса утверждаются Гарантийным фондом и направляются федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для получения согласия на замену страховщика.

Глава 5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД

Статья 25. Федеральный автотранспортный гарантийный фонд

1. Федеральный автотранспортный гарантийный фонд является создаваемой Правительством Российской Федерации некоммерческой организацией в форме фонда, статус, цели деятельности, функции и полномочия которой определяются Федеральным законом "О некоммерческих организациях", настоящим Федеральным законом и утверждаемым в соответствии с ними Уставом Гарантийного фонда.
2. Целями деятельности Гарантийного фонда являются:
осуществление компенсационных выплат потерпевшим в соответствии с требованиями и порядком, которые установлены настоящим Федеральным законом;
реализация предусмотренных настоящим Федеральным законом мер по исполнению страховщиками обязательств по договорам обязательного страхования;
создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для осуществления обязательного страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
3. При достижении своих целей Гарантийный фонд осуществляет следующие функции:
организует и финансирует предусмотренные настоящим Федеральным законом компенсационные выплаты потерпевшим;
разрабатывает и вносит на рассмотрение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию действующих и принятию новых нормативно - правовых актов в области государственного регулирования страховых тарифов, в том числе, проекты страховых тарифов;
принимает от потерпевших уведомления о страховых случаях и сообщает им данные о страховщике, которому они могут предъявить требования о возмещении причиненного вреда в пределах страховой суммы;
информирует страховщиков, которым могут быть предъявлены требования о возмещении причиненного вреда, о поступивших от потерпевших уведомлениях о страховых случаях;
организует выпуск специальных знаков государственного образца, предназначенных для размещения на транспортном средстве, осуществляет их выдачу страховщикам, а также ведение учета и контроля за их использованием;
финансирует создание, модернизацию и обеспечивает эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы по обязательному страхованию;
организует конкурсы на право замены страховщиков в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним;
взаимодействует с Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, страховыми и иными организациями по вопросам обязательного страхования;
осуществляет иные функции, направленные на достижение поставленных перед Гарантийным фондом целей.
4. Гарантийный фонд вправе ходатайствовать о приостановлении, ограничении, отзыве лицензии страховщиков в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации при осуществлении обязательного страхования, а также осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, направленные на достижение поставленных перед Гарантийным фондом целей.
Заинтересованные лица вправе обжаловать решение Гарантийного фонда в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Обращение в суд не приостанавливает действия решений Гарантийного фонда до вступления в законную силу решения суда.
5. Гарантийный фонд не имеет права заниматься торговой, банковской, производственной и страховой деятельностью. Гарантийный фонд не имеет права участвовать в других организациях.
Гарантийный фонд может осуществлять предпринимательскую деятельностью только путем инвестирования временно свободных средств Гарантийного фонда, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
6. Попечительский совет Гарантийного фонда состоит из 13 членов - по четыре представителя от Правительства Российской Федерации, страховщиков (их объединений) и страхователей (их объединений), а также Генеральный директор Гарантийного фонда. Генеральный директор Гарантийного фонда входит в состав Попечительского совета по должности.
Председатель Попечительского совета Гарантийного фонда избирается Попечительским советом Гарантийного фонда по представлению Правительства Российской Федерации большинством голосов.
Члены Попечительского совета Гарантийного фонда, являющиеся представителями страховщиков, избираются большинством голосов страховых организаций, имеющих лицензию на осуществление обязательного страхования, прямым общим голосованием. Аналогично устанавливается срок, на который избираются указанные члены Попечительского совета Гарантийного фонда, и порядок прекращения их полномочий.
Уставом Гарантийного фонда или в соответствии с ним определяется порядок назначения, срок и порядок прекращения полномочий членов Попечительского совета Гарантийного фонда, являющихся представителями страхователей.
7. Попечительский совет Гарантийного фонда:
принимает решение о внесении изменений в Устав Гарантийного фонда, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
принимает решение о внесении на рассмотрение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложений по совершенствованию действующих и принятию новых нормативно - правовых актов в области государственного регулирования страховых тарифов, в том числе проектов страховых тарифов;
принимает решение о направлении в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью ходатайства о приостановлении, ограничении, отзыве у страховщика лицензии на осуществление обязательного страхования;
принимает решение об объявлении конкурса на право замены страховщика и утверждает результаты этого конкурса;
утверждает организационную структуру Гарантийного фонда;
принимает решения об инвестировании временно свободных средств Гарантийного фонда, в том числе, утверждает результаты конкурса по определению организаций (организации), через которые (которую) осуществляется инвестирование указанных средств;
утверждает смету расходов Гарантийного фонда и порядок использования прибыли от инвестирования временно свободных средств Гарантийного фонда;
утверждает годовой отчет о деятельности Гарантийного фонда;
назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Гарантийного фонда (не менее чем 2/3 голосов) и его заместителей;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Уставом Гарантийного фонда.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

7. Гарантийный фонд имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
8. Особенности ведения бухгалтерского учета Гарантийного фонда определяются министерством финансов Российской Федерации. Достоверность годового бухгалтерского баланса и отчета об использовании имущества Гарантийного фонда подтверждается независимой аудиторской организацией.
Годовой отчет Гарантийного фонда утверждается Попечительским советом Гарантийного фонда до 15 апреля года, следующего за отчетным. Годовой отчет после его утверждения Попечительским советом Гарантийного фонда направляется Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Обобщенные данные о деятельности Гарантийного фонда и использовании им своего имущества, а также его годовой бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в "Российской газете".

Статья 26. Имущество Гарантийного фонда

1. Имущество Гарантийного фонда формируется за счет:
передачи в собственность Гарантийного фонда при его учреждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в целях организации деятельности Гарантийного фонда, в том числе единой автоматизированной информационной системы;
средств от реализации Гарантийным фондом права регрессных требований к страховщикам и лицам, ответственным за причиненный потерпевшим вред, в части произведенных Гарантийным фондом компенсационных выплат и расходов по рассмотрению соответствующих требований потерпевших (статья 21);
возмещения страховщиками расходов Гарантийного фонда, связанных с осуществлением им предусмотренных настоящим Федеральным законом функций;
доходов, получаемых от размещения временно свободных денежных средств Гарантийного фонда.
В Гарантийный фонд могут также направляться средства добровольных взносов, а также из иных источников.
2. Имущество, переданное Гарантийному фонду Российской Федерацией при учреждении Гарантийного фонда, является собственностью Гарантийного фонда. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам Гарантийного фонда, а Гарантийный фонд не отвечает по их обязательствам. Гарантийный фонд отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
Гарантийный фонд использует свое имущество на цели, определенные настоящим Федеральным законом.
3. Инвестирование временно свободных средств Гарантийного фонда осуществляется на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности исключительно в целях сохранения и прироста инвестируемых средств.
Гарантийный фонд инвестирует временно свободные средства путем заключения договоров доверительного управления и иных договоров с организациями (организацией), определяемыми (определяемой) на конкурсной основе, за исключением случаев инвестирования указанных средств в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Российской Федерации, банковские депозиты и иных случаев, предусмотренных Правительством Российской Федерации.
Порядок инвестирования временно свободных средств Гарантийного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии в принципами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статья 27. Получение и неразглашение Гарантийным фондом информации о деятельности страховщиков

1. В целях осуществления своих функций Гарантийный фонд вправе получать информацию, составляющую коммерческую и служебную тайну страховщика.
2. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью бесплатно представляет по требованию Гарантийного фонда необходимые для осуществления функций Гарантийного фонда данные по учету страховых операций и отчетности страховщиков в части обязательного страхования.
3. Гарантийный фонд гарантирует неразглашение информации о деятельности страховщиков, а также их клиентов, если указанная информация стала известна Гарантийному фонду при осуществлении им функций, установленных настоящим Федеральным законом.
В случае разглашения Гарантийным фондом указанной информации, лицо, права которого были нарушены, вправе потребовать от Гарантийного фонда возмещения причиненных ему убытков.
4. Служащие Гарантийного фонда обязаны не разглашать сведения о деятельности Гарантийного фонда, страховщиков, а также иные сведения, которые стали им известны при исполнении своих функций и служебных обязанностей.

Глава 6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Статья 28. Особенности организации учета операций по обязательному страхованию и отчетности страховщиков

Операции по обязательному страхованию учитываются страховщиками отдельно от операций по личному страхованию, имущественному страхованию и иных операций по страхованию ответственности.
Показатели и формы учета операций по обязательному страхованию и отчетности страховщиков устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом учет и отчетность по указанным операциям организуются не реже, чем на ежеквартальной основе.

Статья 29. Информационное взаимодействие

1. Органы внутренних дел Российской Федерации, иные органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и иные организации и граждане обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховых организаций и Гарантийного фонда имеющуюся у них информацию, связанную со страховыми случаями по обязательному страхованию либо с событиями, послужившими основанием для предъявления потерпевшими Гарантийному фонду требований о компенсационных выплатах в счет возмещения вреда жизни или здоровья.
Органы внутренних дел Российской Федерации также бесплатно предоставляют по запросам страховщиков имеющуюся у них информацию о совершении владельцами транспортных средств правонарушений, являющихся основанием для применения специальных повышающих коэффициентов при расчете подлежащей уплате по договору обязательного страхования страховой премии (пункт 2 статьи 10).
2. Страховщики обязаны сообщать сведения о заключенных, продленных, недействительных и прекративших свое действие договорах обязательного страхования в органы внутренних дел Российской Федерации в тридцатидневный срок. Порядок представления страховщиками указанных сведений устанавливается органами внутренних дел Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.
3. В целях организации оперативного обмена данными о владельцах транспортных средств, заключенных, измененных и прекративших свое действие договорах обязательного страхования, статистическими данными по обязательному страхованию, иными необходимыми для реализации настоящего Федерального закона данными и осуществления мер контроля Гарантийным фондом совместно с органами внутренних дел Российской Федерации при участии страховщиков и/или их ассоциаций (союзов) создается единая автоматизированная информационная система.
Финансирование создания и функционирования, а также эксплуатация единой автоматизированной информационной системы осуществляется Гарантийным фондом.
Не допускается установление ограничений для страховщиков, имеющих лицензию на осуществление обязательного страхования, по доступу к указанной единой автоматизированной информационной системе.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Международные системы обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств

Правительством Российской Федерации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке приниматься решения об участии Российской Федерации в международных системах обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств. Условия, на которых в рамках указанных международных систем осуществляется страхование ответственности владельцев транспортных средств, временно въезжающих на территорию Российской Федерации, не должны ухудшать положение потерпевших в Российской Федерации по сравнению с условиями обязательного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 31. Контроль за осуществлением обязательного страхования

1. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется органами внутренних дел Российской Федерации при государственной регистрации, организации государственного технического осмотра транспортных средств и при осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; иными органами исполнительной власти, их должностными лицами и должностными лицами организаций в пределах их полномочий в области допуска транспортных средств к эксплуатации и (или) к осуществлению деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств на территории Российской Федерации.
Документы, удостоверяющие осуществление обязательного страхования, водитель транспортного средства обязан иметь при себе и передавать их для проверки уполномоченным на то лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. На территории Российской Федерации запрещается эксплуатация и иная деятельность, связанная с эксплуатацией транспортного средства владельцами, которые не исполнили установленную законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. В отношении указанных транспортных средств не производится их государственный технический осмотр; лицензирование деятельности, связанной с эксплуатацией данных транспортных средств, а также их государственная регистрация, кроме процедуры снятия с государственной регистрации неэксплуатируемых транспортных средств.
3. Предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи положения не действуют в отношении транспортных средств, владельцы которых не несут обязанности по осуществлению обязательного страхования (пункт 2 статьи 4).

Статья 32. Ответственность за нарушение положений настоящего Федерального закона

Лица, нарушившие положения настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru