Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 15.03.2001 № 1260-III ГД
"О проекте Федерального закона "О внесении дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 21.03.2001, № 9, ст. 471
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 26.03.2001, № 13, ст. 1210
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 15.03.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О внесении дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" отклонен ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 22.02.2002 № 2504-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2001 г. № 1260-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И СТАТЬЮ 11
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О внесении дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", внесенный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по образованию и науке до 16 апреля 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по образованию и науке доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 27 сентября 2000 г. № 251-СФ

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И СТАТЬЮ 11
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Статья 1. Внести в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 30, ст. 3120) следующее дополнение:
пункт 3 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"дети коренных малочисленных народов Севера, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;";
абзацы четвертый, пятый, шестой, седьмой считать соответственно абзацами пятым, шестым, седьмым, восьмым.

Статья 2. Внести в статью 11 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135) следующее дополнение:
абзац третий пункта 3 после слов "дети, оставшиеся без попечения родителей," дополнить словами "дети коренных малочисленных народов Севера, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,".

Статья 3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И СТАТЬЮ 11
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Причина и основания разработки Закона
Статьей 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьей 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливается, что в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно - трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, а также ряд других категорий граждан.
Данная статья создает дополнительные гарантии в сфере образования для наиболее социально незащищенной группы детей, возможности которых в получении образования в ином случае значительно были бы ограничены в сравнении с другими детьми.
Однако к группе социально незащищенных с полным основанием можно отнести детей коренных малочисленных народов Севера <*>.
   --------------------------------

<*> Коренные малочисленные народы Севера - особая группа этносов, проживающая на протяжении 6 - 7 поколений на землях своего исконного расселения и занимающаяся традиционными отраслями хозяйствования. Им присущи своеобразие языковых и культурных традиций, образ жизни, несущий на себе отпечаток природных условий и исторического пути развития. Россия - страна, где в суровых северных (экстремальных) условиях проживает наибольшее в мире число коренных народов, обладающих богатым опытом традиционного хозяйствования и сохранивших культурные традиции своих предков.
К коренным малочисленным народам Севера относятся 30 народов, проживающих на территориях 27 субъектов Федерации. Общая их численность не превышает 200 тыс. человек. Среди них - алеуты, долганы, ительмены, кеты, коряки, манси, нанайцы, негидальцы, ненцы, нганасаны, нивхи, ороки, орочи, саамы, селькупы, тофалгары, удэгейцы, ульчи, ханты, чуванцы, чукчи, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры, тувинцы - тоджинцы, кумандинцы, телеуты, шорцы. Численность их колеблется от 34 тыс. (ненцы) до 179 человек (ороки). В основном они ведут традиционный образ жизни и три четверти из них - жители сельской местности. Около 15 тыс. человек (более 3,5 тыс. семей) из числа коренных малочисленных народов Севера ведут кочевой образ жизни, занимаясь оленеводством (в это число не входят оленеводы - якуты и оленеводы - коми). Наибольшее количество аборигенов проживает в сельских районах Хабаровского и Красноярского краев, в Республике Якутия - Саха, в Ямало - Ненецком и Ханты - Мансийском автономных округах, на Чукотке. На большей части территории их проживания практически отсутствует инфраструктура транспорта, связи и энергетики. Обеспеченность зданиями школ в два и более раз ниже общероссийского уровня. Около половины существующих зданий учреждений образования не соответствуют современным нормам и климатическим условиям. Поэтому в силу объективных причин малочисленные народы Севера имеют недостаточную образовательную подготовку и нуждаются в льготном режиме при поступлении в учебные заведения.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о сохранении родных языков коренных малочисленных народов Севера. Остается весьма сложной ситуация с преподаванием родных языков, не хватает средств на выпуск учебно - методической и художественной литературы на языках коренных народов Севера. Все это отрицательно сказывается на уровне образования. Низкая образовательная подготовка коренных малочисленных народов не позволяет им овладевать современными профессиями и обусловливает занятость на рабочих местах, как правило, неквалифицированного физического труда, что не способствует их профессиональному развитию.
Большинство коренных народов Севера сегодня подошло к конечной фазе эволюции, за которой следует либо исчезновение этноса, либо его ассимиляция другими и формирование нового, обновленного, пассионарного этноса. Некоторые из коренных народов, имеющие численность менее 300 - 500 человек, по-видимому, обречены на полную ассимиляцию другими этносами. (Данные приведены по материалам аналитической справки Информационно - аналитического управления Совета Федерации.)

Значительная их часть по достижении школьного возраста направляется в образовательные учреждения интернатского. Из-за недостаточно хорошей подготовки, даваемой им в общеобразовательных учреждениях, бедственного экономического положения большинства семей этих детей <*>, дальнейшее получение ими образования становится практически нереальной задачей.
   --------------------------------

<*> Положение экономики и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, насчитывающих около 200 тысяч человек, продолжает ухудшаться, несмотря на меры, принимаемые в последние годы. Продолжается развал традиционных отраслей хозяйствования, растут безработица и обнищание населения: ухудшается состояние здоровья, уровень смертности малочисленных народов в полтора раза выше, чем у других жителей и заметно превышает рождаемость; алкоголизм и преступность среди малочисленного коренного (аборигенного) населения приняли угрожающие размеры. Чудовищно, что за последнее столетие Россия фактически лишилась таких народов, как кереки, чуванцы, ороки, айны, на грани физического исчезновения находятся юкагиры, кеты, орочи и другие малочисленные народы Севера. Все это является отражением общей ситуации в стране, но среди малочисленных коренных (аборигенных) народов переход к рыночным отношениям сопровождается значительно большими потерями и лишениями, связанными с особенностями традиционных отраслей хозяйственной деятельности, своеобразием культурно - бытового уклада жизни. (Из Постановления Государственной Думы "О кризисном положении экономики и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" от 26.05.95.)

Таким образом, дети коренных малочисленных народов Севера по независящим от них обстоятельствам не могут в полной мере реализовать свое конституционное право на образование. Достаточно сказать, что если в среднем по России в высшие учебные заведения после окончания общеобразовательной школы поступает 15,6% детей, то детей коренных малочисленных народов Севера только 1,2%. При этом количество детей коренных малочисленных народов Севера, заканчивающих в настоящее время общеобразовательные школы, составляет около 4 тысяч человек.
Поэтому имеются все основания для распространения на детей коренных малочисленных народов Севера гарантий, предоставленных другим категориям детей, указанным в статьях 16 и 11 вышеуказанных Законов. Следует сказать, что данная льгота не является чрезмерной, поскольку даже просто положительно сдать экзамены в учебные заведения для указанных детей без дополнительной подготовки является сложной задачей.
Предоставление им указанного права не повлечет нарушения статьи 19 Конституции Российской Федерации, предусматривающей равенство прав граждан.
Во-первых, Конституция не абсолютизирует принципы равноправия. В ней предусматривается целый ряд случаев отступления от единых стандартов в области равенства прав граждан. В соответствии с ее положениями возможно бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим и иным нуждающимся гражданам (ч. 3 ст. 40), бесплатное получение юридической помощи (ч. 1 ст. 48), освобождение от обязанностей давать свидетельские показания (ч. 2 ст. 51), замена военной службы на альтернативную гражданскую при наличии определенных убеждений или вероисповедания (ч. 3 ст. 59), ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (ч. 1 ст. 56) и в социально значимых целях (ч. 3 ст. 55).
Предоставление особых прав по тем или иным обстоятельствам отдельным группам лиц предусматривается и во многих действующих законах, например в рассматриваемых статье 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статье 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Подобное конституционное регулирование основывается на принципе социальной справедливости. Применительно к коренным малочисленным народам, находящимся в худшем социальном положении по отношению к другим этническим группам, это предполагает создание льготных условий, при которых было бы достижимо реальное равенство данных народов с иными народами. Если нет таких предпосылок (в виде льгот, квот, социальных программ) и последовательно проводится формально - юридическое равенство, то возникает состояние, которое можно именовать "дискриминацией в результате отсутствия дифференциации" <*>.
   --------------------------------

<*> Данное определение использовано в решение конституционного суда Испании (см.: Защита основных прав Конституционным судом. Совет Европы, 1995, с. 16).

Для сравнения можно отметить, что в Канаде Конституционным актом 1982 г. - Хартией о правах и свободах непосредственно определено, что провозглашенное равенство граждан не запрещает принятия законов, программ, целью которых является создание привилегированных условий для ущемленных индивидов или групп, включая те, которые ущемлены вследствие своей расы, национального или этнического происхождения и цвета кожи (п. 2 ч. 1 ст. 15).
Во-вторых, в Конституции Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов, защите их среды обитания, образа жизни говорится особо (ст. 69, ч. 1 п. "м" ст. 72). Тем самым подразумеваются специфика и допустимость иного, в сравнении с общим, подхода к решению проблем данных народов.
Предоставление дополнительных возможностей для получения образования для детей этих народов не только защитит их права в области образования, но и позволит решить задачу дальнейшего развития коренных малочисленных народов Севера.
Решение этой задачи невозможно без освоения представителями этих народов новых профессий, вовлечения их в рыночные отношения, формирования в их среде слоя национальной интеллигенции, способной обеспечить развитие культуры и языка данных народов.
Предоставление коренным малочисленным народам Севера реального доступа к образованию - важнейшее условие для решения этой задачи. Тем самым на практике будет реализован заложенный в статье 2 Закона Российской Федерации "Об образовании" принцип государственной политики в области образования: "защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства" и воплощено в жизнь гарантированное в статье 68 Конституции Российской Федерации "право народов на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития".
В мировом сообществе сложилось понимание того, что единственным перспективным путем развития коренных малочисленных народов является их интегрирование в современные социальные отношения. С этой целью правительствам предлагается вырабатывать специальные меры, защищающие права и интересы коренных народов в области найма и условий занятости, профессиональной подготовки, кустарных промыслов и сельских ремесел, социального обеспечения и здравоохранения, образования и средств общения, судебно - правовой защиты, где будут приниматься во внимание обычаи названных народов и особенности их этнического, социального и культурного положения <*>.
   --------------------------------

<*> См.: Конвенция "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" от 26.06.89.

Протекционизм относительно коренных народов, как правило, типичная политика современных демократических государств. В Конституции Норвегии, например, записано: "Обязанностью органов государства является создание условий, позволяющих группе населения самим сохранять и развивать свой язык, культуру и образ жизни" (ст. 110а). Хартия о правах и свободах, принятая в Канаде в 1982 г., определяет, что "аборигенные и договорные права коренных народов признаются и подтверждаются" (ст. 35.1).
Российскими общественными организациями коренных малочисленных народов Севера неоднократно ставился вопрос о необходимости создания условий для возрождения их национальной культуры, в частности, путем организации сквозной системы образования и воспитания детей от кочевой "школы - сада" до высшего учебного заведения.
Проект Федерального закона "О внесении дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" направлен на решение указанных задач. Следует отметить, что аналогичные данному законопроекту правовые нормы существовали в советский период развития страны и в целом имели положительные результаты действия.
Необходимость принятия по данному вопросу Федерального закона вытекает из пункта "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что регулирование и защита прав национальных меньшинств находится в ведении Российской Федерации.

Содержание проекта Закона
Проект Федерального закона "О внесении дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливает, что дети коренных малочисленных народов Севера, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вне конкурса, также как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно - трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, и другие категории граждан, указанных в соответствующих законах.

Социально - экономические последствия принятия Закона
Принятие Федерального закона "О внесении дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета на его реализацию.
Принятие Закона окажет благоприятное воздействие на социально - экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера, сохранение их национальной культуры и языка.






ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
В КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ И КОТОРЫЕ
НЕОБХОДИМО ПРИНЯТЬ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И СТАТЬЮ 11
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

1. Перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие закона:
1) Законы: нет.
2) Подзаконные акты: нет.
2. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимо разработать для реализации закона:
1) Законы: нет.
2) Подзаконные акты:
- нормативные акты Правительства Российской Федерации о порядке реализации положений Федерального закона "О внесении дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".






ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении дополнений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не повлечет дополнительного расходования средств федерального бюджета.






СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И СТАТЬЮ 11
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

   ----------------------------------T------------------------------¬

¦ Абзацы 2 - 7 пункта 3 статьи 16 ¦ Абзац 3 пункта 3 статьи 11 ¦
¦ Закона Российской Федерации ¦Федерального закона "О высшем ¦
¦ "Об образовании" ¦и послевузовском образовании" ¦
+---------------------------------+------------------------------+
¦ Вне конкурса при условии ¦ Вне конкурса при условии ¦
¦успешной сдачи вступительных ¦успешной сдачи вступительных ¦
¦экзаменов в государственные и ¦испытаний принимаются в высшие¦
¦муниципальные образовательные ¦учебные заведения дети - ¦
¦учреждения среднего ¦сироты и дети, оставшиеся без ¦
¦профессионального и высшего ¦попечения родителей, ДЕТИ ¦
¦профессионального образования ¦КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ¦
¦принимаются: ¦СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИЕ В РАЙОНАХ ¦
¦ дети - сироты и дети, ¦КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ¦
¦оставшиеся без попечения ¦К НИМ МЕСТНОСТЯХ <*>, инвалиды¦
¦родителей; ¦I и II групп, которым согласно¦
¦ ДЕТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ ¦заключению врачебно - трудовой¦
¦НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИЕ В ¦экспертной комиссии не ¦
¦РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ¦противопоказано обучение в ¦
¦ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ ¦высших учебных заведениях, а ¦
¦МЕСТНОСТЯХ <*> ¦также граждане других ¦
¦ дети - инвалиды, инвалиды I и ¦категорий, предусмотренных ¦
¦II групп, которым согласно ¦законодательством ¦
¦заключению учреждения ¦ ¦
¦Государственной службы медико - ¦ ¦
¦санитарной экспертизы не ¦ ¦
¦противопоказано обучение в ¦ ¦
¦соответствующих образовательных ¦ ¦
¦учреждениях; ¦ ¦
¦ граждане в возрасте до 20 лет, ¦ ¦
¦имеющие только одного родителя - ¦ ¦
¦инвалида I группы, если ¦ ¦
¦среднедушевой доход семьи ниже ¦ ¦
¦величины прожиточного минимума, ¦ ¦
¦установленного в соответствующем ¦ ¦
¦субъекте Российской Федерации; ¦ ¦
¦ граждане, уволенные с военной ¦ ¦
¦службы и поступающие в ¦ ¦
¦соответствующие образовательные ¦ ¦
¦учреждения на основании ¦ ¦
¦рекомендаций командиров воинских ¦ ¦
¦частей, участники боевых действий¦ ¦
¦и инвалиды боевых действий ¦ ¦
L---------------------------------+-------------------------------


   --------------------------------

<*> Заглавными буквами выделены предлагаемые дополнения в
тексты законов.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru