Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






tradems.ru / Закон


Постановление ГД ФС РФ от 15.03.2001 № 1248-III ГД
"О проекте Федерального закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости ФС РФ", 21.03.2001, № 9, ст. 459
(опубликован без приложений)
"Собрание законодательства РФ", 26.03.2001, № 13, ст. 1200
(опубликован без приложений)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 15.03.2001.
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О правовом положении и финансово - экономической деятельности военных организаций" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 13.06.2001 № 1622-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О правовом положении и финансово - экономической деятельности военных организаций" возвращен ГД ФС РФ к процедуре второго чтения (Постановление ГД ФС РФ от 26.12.2001 № 2284-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О правовом положении и финансово - экономической деятельности военных организаций" принят ГД ФС РФ во втором чтении (Постановление ГД ФС РФ от 26.12.2001 № 2285-III ГД).
   ------------------------------------------------------------------

Проект Федерального закона "О правовом положении и финансово - экономической деятельности военных организаций" отклонен ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 08.02.2002 № 2426-III ГД).



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2001 г. № 1248-III ГД

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ И ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О правовом положении и финансово - экономической деятельности военных организаций", внесенный депутатами Государственной Думы Э.А. Воробьевым, А.Н. Михайловым, А.И. Николаевым, депутатами Государственной Думы второго созыва Р.С. Попковичем, М.С. Сурковым, А.И. Ярошенко.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по обороне до 15 апреля 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по обороне доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ






Проект

Вносится депутатами
Государственной Думы
Э.А. ВОРОБЬЕВЫМ, А.Н. МИХАЙЛОВЫМ,
А.И. НИКОЛАЕВЫМ,
депутатами
Государственной Думы
второго созыва
Р.С. ПОПКОВИЧЕМ, М.С. СУРКОВЫМ,
А.И. ЯРОШЕНКО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ И ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, особенности создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации военных организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имущества военных организаций, особенности регулирования договорных отношений с участием военных организаций, а также регулирует отношения военных организаций в процессе осуществления ими финансово - экономической деятельности.
Для целей настоящего Федерального закона под военными организациями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации, предприятия, учреждения, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба (далее - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).
2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем военным организациям, являющимся юридическими лицами, созданными или создаваемыми на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
3. Действие настоящего Федерального закона распространяется в полном объеме на военные организации Российской Федерации, дислоцированные на территории иностранных государств, если международными договорами (соглашениями) не предусмотрено иное.
4. Правовое положение военных организаций как участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления ими вещных прав, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения с участием военных организаций определяются гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Права и ответственность военных организаций как юридических лиц

1. Военная организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, кроме имущества, указанного в пункте 1 статьи 16, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральными законами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Военная организация как юридическое лицо должна иметь самостоятельный баланс или смету.
2. Военная организация как юридическое лицо вправе в установленном порядке открывать лицевые счета в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, а также в разрешенных законодательством Российской Федерации случаях счета в банках на территории Российской Федерации. Открытие военной организацией счетов в банке за пределами Российской Федерации разрешается лишь в случаях, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
3. Военная организация как юридическое лицо имеет печать, штампы и бланки со своими действительным и условным наименованиями.

Статья 3. Финансово - экономическая деятельность военных организаций

1. Финансово - экономическая деятельность - вид деятельности, осуществляемой военными организациями с использованием выделяемых из федерального бюджета средств, а также в установленных законодательством случаях средств из внебюджетных источников, в целях обеспечения финансовых и материальных потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов для выполнения возложенных на них задач.
2. Финансово - экономическая деятельность военных организаций включает:
определение финансовых и материальных потребностей военных организаций;
планирование расходов и распределение средств, выделяемых из федерального бюджета, а также образуемых в военных организациях внебюджетных средств;
исполнение смет расходов в пределах, предусмотренных федеральным бюджетом, в том числе по заключенным государственным контрактам и договорам, бухгалтерский, статистический и оперативный учет исполнения смет расходов, имущества, обязательств и представление установленной финансовой, бухгалтерской и статистической отчетности;
производство продукции (работ, услуг) военными организациями для обеспечения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов и реализации, в установленных законодательством случаях, другим потребителям;
контроль использования военными организациями материальных и денежных средств.

Статья 4. Наименование и место нахождения военной организации как юридического лица

1. Военная организация как юридическое лицо имеет действительное и, при необходимости, условное наименования. Действительное и условное наименования содержат указание на организационно - правовую форму военной организации как юридического лица, а действительное наименование, кроме того, - указание на характер деятельности этой военной организации.
В условном наименовании "войсковая часть" военной организации организационно - правовая форма этой военной организации не указывается.
2. Коммерческая военная организация как юридическое лицо должна иметь фирменное наименование, регистрируемое в установленном порядке и содержащее указание на собственника ее имущества.
Фирменное наименование коммерческой военной организации, созданной в форме федерального казенного предприятия, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.
3. Действительное и условное наименования военной организации как юридического лица устанавливаются ее учредителем в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Информация о действительных наименованиях военных организаций - юридических лиц предоставляется в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
4. Место нахождения юридического лица - военной организации определяется по месту нахождения постоянного органа этого юридического лица, если в соответствии с законом учредительными документами военной организации как юридического лица не установлено иное.
5. Место нахождения, условное наименование, а при его отсутствии действительное наименование военной организации как юридического лица указываются в ее учредительных документах.

Статья 5. Учредительные документы юридических лиц - военных организаций

1. Военные организации как юридические лица действуют в соответствии с уставами или общими положениями о них, утверждаемыми их учредителями.
2. В учредительных документах юридических лиц - военных организаций должны содержаться сведения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Глава II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ - ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья 6. Организационно - правовые формы военных организаций как юридических лиц

1. Военные организации как юридические лица могут создаваться и действовать в следующих организационно - правовых формах:
государственное (федеральное) учреждение - некоммерческая военная организация, основанная на праве оперативного управления;
государственное (федеральное) унитарное предприятие - коммерческая военная организация, основанная на праве хозяйственного ведения;
федеральное казенное предприятие - коммерческая военная организация, основанная на праве оперативного управления.
Иные предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами организационно - правовые формы юридических лиц могут устанавливаться для военных организаций только федеральными законами.
2. Организационно - правовая форма военной организации как юридического лица определяется учредителем при ее создании или реорганизации и указывается в учредительных документах юридического лица.

Статья 7. Учредители военных организаций - юридических лиц

1. Учредителем военных организаций - юридических лиц в форме государственных (федеральных) унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий является Правительство Российской Федерации.
2. Учредителем военных организаций - юридических лиц в форме государственных (федеральных) учреждений является федеральный орган исполнительной власти, которому подведомственны эти военные организации.
В установленных законодательством случаях учредителем военной организации - юридического лица в форме государственного (федерального) учреждения является Правительство Российской Федерации.

Статья 8. Представительства и филиалы военных организаций - юридических лиц

1. В целях создания условий для деятельности военной организации как юридического лица, представления и защиты интересов этой военной организации вне места ее нахождения могут создаваться представительства и филиалы военной организации.
Порядок создания представительств и филиалов военных организаций как юридических лиц определяется федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны военные организации.
2. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшей их военной организацией - юридическим лицом и действуют на основании положений, утвержденных этой военной организацией.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их военной организации - юридического лица.
3. Порядок назначения руководителей представительств и филиалов военных организаций - юридических лиц устанавливается настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Правовое положение военных организаций, не являющихся юридическими лицами

Правовое положение военных организаций, не являющихся юридическими лицами и не являющихся представительствами или филиалами военных организаций - юридических лиц, определяется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации для филиалов юридических лиц и настоящим Федеральным законом.
Порядок наделения таких военных организаций имуществом, порядок его учета и использования, права и ответственность этих военных организаций по распоряжению имуществом, порядок регулирования иных имущественных и неимущественных отношений с их участием определяются вышестоящими по подчиненности военными организациями - юридическими лицами в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами.

Статья 10. Органы юридических лиц - военных организаций

1. Органом юридического лица - военной организации является руководитель этой организации.
Для целей настоящего Федерального закона к руководителям военных организаций относятся командиры воинских частей, соединений, командующие объединениями, руководители (начальники) органов военного управления, организаций, предприятий, учреждений, военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов государственной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
2. Порядок назначения военнослужащих на должности руководителей военных организаций, в том числе военных организаций - юридических лиц, а также представительств и филиалов военных организаций - юридических лиц, определяется законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.
3. В случаях, когда в соответствии с законодательством предусмотрено замещение должностей руководителей военных организаций гражданским персоналом, назначение лиц гражданского персонала на должности руководителей военных организаций производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения на эти должности военнослужащих.
4. Органы военных организаций - юридических лиц подотчетны и подконтрольны вышестоящим по подчиненности военным организациям - юридическим лицам в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц - военных организаций

1. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица - военной организации производятся по решению учредителя военной организации как юридического лица в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В установленных законодательством Российской Федерации случаях ликвидация юридического лица - военной организации производится по решению суда.
2. Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица - военной организации определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Особенности государственной регистрации юридических лиц - военных организаций

1. Военные организации как юридические лица подлежат государственной регистрации в Министерстве обороны Российской Федерации в порядке, согласованном с Министерством юстиции Российской Федерации.
2. Данные государственной регистрации военных организаций - юридических лиц в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления, не включаются (за исключением коммерческих военных организаций).

Глава III. ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ -
ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 13. Права собственника имущества военных организаций

1. Имущество юридических лиц - военных организаций является федеральной собственностью и закрепляется за военными организациями в хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. От имени Российской Федерации права собственника имущества военных организаций осуществляет Правительство Российской Федерации, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом и федеральный орган исполнительной власти, которому подведомственны военные организации.
3. Права собственника имущества военных организаций, которое в установленном законодательством Российской Федерации порядке отнесено к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, и которое не может быть предметом гражданско - правовых сделок, осуществляет Правительство Российской Федерации.
4. Собственник имущества, закрепленного за военными организациями в форме федерального казенного предприятия, государственного (федерального) учреждения, либо федеральный орган исполнительной власти, которому подведомственны военные организации, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Статья 14. Права военных организаций по распоряжению имуществом

1. Военные организации владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами для юридических лиц соответствующего вида и настоящим Федеральным законом.
2. Военная организация в форме государственного (федерального) унитарного предприятия или федерального казенного предприятия может самостоятельно распоряжаться принадлежащим ей имуществом только с разрешения собственника этого имущества, указанного в статье 13 настоящего Федерального закона.
3. Военная организация в форме государственного (федерального) учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ей по смете.

Статья 15. Особенности государственной регистрации имущества военных организаций

1. Государственная регистрация недвижимого имущества, закрепленного за военными организациями, производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и настоящим Федеральным законом.
2. Отдельные виды недвижимого имущества военных организаций регистрируются в закрытой части единого государственного реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Предоставление предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации информации о регистрации недвижимого имущества, закрепленного за военными организациями, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. Наряду с государственной регистрацией, федеральный орган исполнительной власти, которому подведомственны военные организации, производит в установленном Правительством Российской Федерации порядке специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества военных организаций.
5. Перечни видов имущества, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти, которым подведомственны военные организации.

Статья 16. Особенности гражданского оборота имущества военных организаций

1. Отдельные виды имущества военных организаций, в том числе вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, нормативно - техническая документация на их производство и эксплуатацию, результаты научно - технических и проектных работ по созданию вооружения и военной техники, стратегические материалы и другие виды продукции, работ и услуг относятся к предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации объектам гражданских прав, изъятым из оборота, и не могут быть предметом гражданско - правовых сделок.
Перечень таких видов имущества (работ, услуг) определяется федеральным законом.
2. Отдельные виды имущества военных организаций, а также отдельные виды производимой военными организациями продукции, выполняемых ими работ и предоставляемых ими услуг относятся к предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав и могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо находиться в обороте по специальному разрешению.
Виды такого имущества (работ, услуг), порядок принятия и реализации решений по их приобретению и отчуждению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Условия и порядок возвращения в свободный оборот изъятого из оборота и ограниченного в обороте имущества военных организаций, в том числе нештатного имущества, имущества после его списания или утилизации и других видов неиспользуемого имущества, закрепленного за военными организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Глава IV. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Статья 17. Определение финансовых и материальных потребностей военных организаций

1. Финансовые и материальные потребности военных организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны военные организации, на основе установленной федеральным законом о федеральном бюджете, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; установленных Правительством Российской Федерации норм натурального и денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала и материально - технического обеспечения войск; перечней работ, предусмотренных федеральной программой разработки, создания и производства вооружения и военной техники на десятилетний период и работ, предусмотренных другими федеральными целевыми программами в области национальной обороны и безопасности; планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, планов их боевой и мобилизационной подготовки и хозяйственной деятельности.
2. Материальные потребности военных организаций включают потребности в продукции (работах, услугах) для федеральных государственных нужд, поставляемой для военных организаций по государственному оборонному заказу, и в продукции (работах, услугах) для военных организаций, не включенной в государственный оборонный заказ.
3. Финансовые потребности военных организаций определяются расходами на оплату продукции (работ, услуг), указанной в пункте 2 настоящей статьи, а также расходами на установленные законодательством Российской Федерации выплаты военнослужащим денежного довольствия, заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, социальные и компенсационные выплаты, и другими расходами, связанными с обеспечением деятельности военных организаций.
4. Для своевременного обеспечения финансовых и материальных потребностей военных организаций федеральный орган исполнительной власти, которому подведомственны военные организации, разрабатывает и представляет в установленном Правительством Российской Федерации порядке предложения по объемам финансирования своих расходов в проект федерального бюджета, по проектам государственного оборонного заказа и плана поставок продукции для федеральных государственных нужд, а также по перечню федеральных целевых программ на очередной финансовый год.

Статья 18. Финансирование расходов военных организаций

1. Финансирование расходов военных организаций осуществляется из федерального бюджета путем ассигнования средств федеральному органу исполнительной власти, которому подведомственны военные организации, и средств, получаемых этими организациями от реализации в установленном законодательством Российской Федерации случаях заказчикам продукции (работ, услуг), а также в установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами случаях за счет внебюджетных средств.
2. Банковское обслуживание военных организаций, финансируемых из федерального бюджета, производится полевыми учреждениями, расчетно - кассовыми центрами Центрального банка Российской Федерации, а на тех территориях, где они отсутствуют - учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации. Перевод военных организаций на финансирование через органы федерального казначейства осуществляется Правительством Российской Федерации.
3. Денежные средства, предназначенные для финансирования военных организаций, включая внебюджетные средства, не могут быть переданы другим организациям и иным лицам, в том числе в качестве займа.

Статья 19. Внебюджетное финансирование военных организаций

1. Источниками внебюджетного финансирования военных организаций являются средства, получаемые от реализации и использования высвобождаемого (излишнего, неиспользуемого и не нашедшего применения в военных организациях) военного имущества, предоставления услуг на договорной основе и использования вооружения, военной техники и имущества военных организаций, средства, составляющие часть прибыли от деятельности военных организаций в форме государственных (федеральных) унитарных предприятий, средства, составляющие доходы военных организаций в форме государственных (федеральных) учреждений от разрешенной деятельности, приносящей доходы, а также другие предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами источники внебюджетного финансирования.
Указанные средства могут быть получены в том числе при участии военных организаций в международных коммерческих проектах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи средства от реализации и использования военного имущества, а также средства, составляющие часть прибыли военных организаций, являющихся государственными (федеральными) унитарными предприятиями, могут использоваться в установленном Правительством Российской Федерации порядке только для финансирования строительства и приобретения жилья и решения других социальных проблем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Иное использование указанных средств производится на основании федерального закона.

Статья 20. Кредитование военных организаций

Военные организации в форме государственного (федерального) учреждения и федерального казенного предприятия не вправе получать денежные средства в качестве кредита от банков, включая коммерческие банки, и от иных кредитных организаций, за исключением случаев, когда получение кредита производится по распоряжению Правительства Российской Федерации в установленном им порядке.

Статья 21. Планирование расходов военных организаций и распределение финансовых средств

1. Планирование расходов военных организаций из федерального бюджета проводится федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны военные организации, путем составления сметы расходов на основании определенных им финансовых и материальных потребностей военных организаций и в соответствии с расходами, предусмотренными федеральным законом о федеральном бюджете. Порядок планирования расходов военных организаций из внебюджетных источников определяется федеральными органами исполнительной власти, которым подведомственны военные организации.
2. Порядок распределения финансовых средств в соответствии со сметой расходов и порядок обеспечения этими средствами военных организаций, а также полномочия должностных лиц военных организаций по расходованию финансовых средств устанавливаются нормативными актами федерального органа исполнительной власти, которому подведомственны военные организации.

Статья 22. Обеспечение материальных потребностей военных организаций, потребностей в работах и услугах

1. Обеспечение материальных потребностей военных организаций, потребностей в работах и услугах осуществляется в соответствии с государственными контрактами и договорами, заключенными военными организациями на основании государственного оборонного заказа.
Порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа устанавливается федеральным законом.
2. Потребности военных организаций в продукции (работах, услугах), не включенной в государственный оборонный заказ, обеспечиваются в соответствии с заключенными военными организациями договорами с поставщиками продукции (работ, услуг) в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа государственной власти, которому подведомственны военные организации.
Указанные нормативные правовые акты разрабатываются на основе положений Гражданского кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о поставках продукции для государственных нужд, а также нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяющих порядок финансирования бюджетополучателей.
3. Отдельные виды продукции (работ, услуг) для обеспечения военных организаций могут приобретаться по договорам, заключенным с иностранными поставщиками.
Виды такой продукции (работ, услуг), порядок и условия ее приобретения, а также полномочия военных организаций по заключению договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Распределение между военными организациями имущества и других поставляемых для их обеспечения материальных средств, выполнение работ в интересах военных организаций и оказание им услуг производятся на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, которому подведомственны военные организации.

Статья 23. Деятельность военных организаций в форме государственных (федеральных) учреждений

1. Военная организация в форме государственного (федерального) учреждения в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, и в соответствии с назначением имущества, целями своей деятельности и заданиями, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственна эта военная организация.
Право списания движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за военными организациями на праве оперативного управления, в случае его утраты, прихода в негодное состояние, в том числе вследствие его морального старения, предоставляется федеральным органам исполнительной власти, которым подведомственны указанные организации.
2. Военной организации в форме государственного (федерального) учреждения в случаях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, и в соответствии с ее учредительными документами может быть предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение указанной военной организации и учитываются на отдельном балансе.

Статья 24. Деятельность военных организаций в форме государственных (федеральных) унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий

1. Деятельность военных организаций, имеющих форму государственного (федерального) унитарного предприятия и федерального казенного предприятия, осуществляется на основе положений Гражданского кодекса Российской Федерации, закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и настоящего Федерального закона в соответствии с предметом и целями деятельности предприятия, определенными его учредителем и указанными в уставе предприятия.
2. В уставе военной организации, имеющей форму государственного (федерального) унитарного предприятия или федерального казенного предприятия, должны быть указаны сведения о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.
Размер уставного фонда военной организации в форме государственного (федерального) унитарного предприятия не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Порядок планирования, финансирования и осуществления производственно - хозяйственной деятельности военных организаций в форме федерального казенного предприятия, включая взаимоотношения с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции (работ, услуг), а также принципы и порядок формирования цен на продукцию, условия и периодичность корректировки цен, порядок реализации производимой продукции (работ, услуг) и использования прибыли устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, которому подведомственна военная организация в форме государственного (федерального) унитарного предприятия и который в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Федерального закона осуществляет права собственника имущества этого предприятия, имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении этого предприятия.
Порядок и условия получения указанной части прибыли определяются Правительством Российской Федерации. Денежные средства, составляющие указанную часть прибыли, используются на цели, определенные пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Статья 25. Деятельность военных организаций, осуществляемая по лицензиям

Отдельные виды деятельности военных организаций - юридических лиц осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании лицензии - специального разрешения федерального органа исполнительной власти, которому подведомственны военные организации, и других органов, уполномоченных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на ведение лицензирования.
Порядок лицензирования, перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензирования, определяются законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Статья 26. Реализация и использование высвобождаемого имущества военных организаций

1. Реализация и использование высвобождаемого (излишнего, не используемого и не нашедшего применения в военных организациях) военного имущества осуществляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. Средства, получаемые от реализации и использования высвобождаемого военного имущества, расходуются в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Статья 27. Деятельность военных организаций в проектах с участием иностранных государств

1. Военные организации - юридические лица в соответствии с международными соглашениями (договорами) на основании постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации могут участвовать в коммерческих запусках иностранных космических аппаратов, оказании иностранным пользователям услуг связи и в других международных коммерческих проектах.
2. Порядок использования прибыли, получаемой при реализации международных коммерческих проектов с участием российских военных организаций, в том числе использования прибыли в интересах обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 28. Налоги и платежи при осуществлении финансово - экономической деятельности

Виды, размеры и порядок уплаты военными организациями налогов, сборов и иных обязательных платежей устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации.
Средства, полученные военными организациями от реализации и использования высвобождаемого военного имущества, а также иные средства, перечисляемые и используемые на цели, предусмотренные в пункте 2 статьи 19, налогами не облагаются.

Статья 29. Контроль финансово - экономической деятельности военных организаций

Контроль финансово - экономической деятельности военных организаций осуществляют органы государственного финансового контроля - Счетная палата Российской Федерации, контрольно - ревизионные органы Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также органы ведомственного контроля федерального органа исполнительной власти, которому подведомственны военные организации, и других федеральных органов в рамках их компетенции, установленной законами и иными нормативными актами.

Статья 30. Ответственность военных организаций и должностных лиц при осуществлении финансово - экономической деятельности

1. Военные организации как юридические лица несут ответственность по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Должностные лица, виновные в нарушении порядка финансирования военных организаций, в незаконном расходовании и использовании материальных и финансовых средств, в осуществлении неразрешенной предпринимательской деятельности, в осуществлении без лицензии видов деятельности, для которых требуется лицензия, в нарушении налогового законодательства, порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также виновные в других нарушениях законодательства при осуществлении финансово - экономической деятельности военных организаций привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законами и иными правовыми актами.

Глава V. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРНЫХ
ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 31. Особенности заключения и выполнения договоров с участием военных организаций

1. Виды договоров, заключаемых военными организациями - юридическими лицами, а также порядок и условия заключения договоров определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
2. При выполнении договоров поставки продукции (работ, услуг) для военных организаций могут применяться цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. В установленных Правительством Российской Федерации случаях допускается изменение цены после заключения договора.
Полномочия государственных органов по установлению или регулированию цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), по которым оплачивается исполнение договоров, заключаемых военными организациями, а также порядок изменения цены после заключения договора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поставка военным организациям продукции (работ, услуг) относится к поставкам продукции для федеральных государственных нужд.
Договор электроснабжения, а также другие договоры по снабжению абонентов - военных организаций через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами не могут быть расторгнуты в одностороннем порядке без согласия абонента - военной организации.
За нарушения, связанные с прекращением или ограничением подачи (перерывом подачи) военным организациям электроэнергии и других указанных товаров через присоединенную сеть, виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законами и другими правовыми актами.

Статья 32. Особенности заключения публичных договоров коммерческими военными организациями

1. Организации военной торговли, бытового обслуживания и другие коммерческие военные организации в отношении заключения предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации публичных договоров имеют право оказывать предпочтения отдельным категориям потребителей - военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также предоставлять льготы по цене товаров, работ, услуг и иным условиям таких договоров для указанных категорий потребителей.
2. Порядок оказания предпочтений и предоставления льгот военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов при заключении коммерческими военными организациями публичных договоров устанавливается законами, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, которому подведомственны военные организации.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Установить, что со дня вступления настоящего Федерального закона в силу военные организации как юридические лица могут создаваться только в организационно - правовых формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3. Учредительные документы юридических лиц - военных организаций в форме государственных предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения и федеральных казенных предприятий, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в сроки, определенные Федеральным законом "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
4. Учредительные документы юридических лиц - военных организаций, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона в иных, кроме указанных в пункте 3 настоящей статьи, организационно - правовых формах, подлежат приведению в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 34. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ
И ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Проект Федерального закона "О правовом положении и финансово - экономической деятельности военных организаций" подготовлен Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне. Объективная необходимость разработки и принятия такого Закона вызвана отсутствием или несовершенством законодательной базы, определяющей правовое положение военных организаций и регулирующей вопросы осуществления ими финансово - экономической деятельности.
Прежде всего это проявляется в неопределенности правового положения военных организаций (органов военного управления, воинских частей, предприятий, организаций, учреждений, военно - учебных заведений) как юридических лиц. Множество проблем связано с неопределенностью прав и ответственности военных организаций по отношению к используемому имуществу, в частности, недвижимости, а также к высвобождаемому военному имуществу, которое может быть реализовано в интересах страны и военных организаций.
Необходимость принятия данного Закона обусловлена также вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, при распространении норм которого на военные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством предусмотрена военная служба, должна быть учтена специфика этих военных организаций.
Цель законопроекта - создание законодательной базы, определяющей правовой статус военных организаций как юридических лиц и регулирующей отношения в процессе осуществления военными организациями финансово - экономической деятельности с учетом особенностей этих организаций.
Текст законопроекта подготовлен на основе материалов, содержащихся в предложениях от главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, видов Вооруженных Сил и военных округов, а также министерств и ведомств, в которых законодательством предусмотрена военная служба. При подготовке законопроекта Комитетом по обороне было рассмотрено более 400 замечаний и предложений, содержащихся в 35 отзывах на законопроект от указанных организаций. Министерством обороны Российской Федерации, а также другими министерствами и ведомствами, в которых имеются военные организации, законопроект поддерживается, отмечается его актуальность и необходимость принятия. В законопроекте учтены замечания и предложения, содержащиеся в заключении Правительства Российской Федерации на законопроект.
Законопроект включает 34 статьи, объединенные в шесть глав.
В первой главе изложены общие положения, касающиеся предмета регулирования и области действия Закона, определены основные понятия ("военные организации", "финансово - экономическая деятельность" и др.). Законодательно закреплены особенности, связанные с формальными вопросами создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации военных организаций как юридических лиц. В частности:
возможность иметь действительное и условное (закрытое и открытое) наименования для юридических лиц - военных организаций и соответствующее распределение между этими наименованиями необходимых атрибутов, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
возможность ограничения предоставления информации о произведенной государственной регистрации недвижимого имущества, закрепленного за военными организациями;
особенности учредительных документов для юридических лиц - военных организаций.
Вторая глава посвящена вопросам правового положения военных организаций как юридических лиц. В своей деятельности военные организации взаимодействуют с широким кругом контрагентов, в том числе с негосударственными структурами, поэтому при заключении договоров и их выполнении необходимо представлять, какими правами наделены военные организации как юридические лица и какую они несут ответственность. Для этого должно быть законодательно закреплено, в каких организационно - правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, могут создаваться и действовать военные организации как юридические лица.
Предусматривается, что военные организации как юридические лица могут создаваться и действовать только в форме государственного (федерального) учреждения, государственного (федерального) унитарного предприятия и федерального казенного предприятия. Во второй главе определяется также правовое положение военных организаций, не являющихся юридическими лицами, а также определяются органы юридических лиц - военных организаций и учредители этих организаций.
В третьей главе изложены положения, связанные с имуществом военных организаций. Определяется, что имущество военных организаций является федеральной собственностью и передается военным организациям в хозяйственное ведение или оперативное управление в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке. Определяются органы государственной власти, осуществляющие права собственника имущества военных организаций. Определяются права военных организаций по распоряжению закрепленным за ними имуществом, а также особенности государственной регистрации и гражданского оборота имущества военных организаций.
Четвертая глава посвящена вопросам осуществления финансово - экономической деятельности военными организациями. Законодательное регулирование этих вопросов обусловлено спецификой военных организаций и необходимостью установления четких правовых границ, в которых военные организации могут осуществлять финансово - экономическую деятельность. Это прежде всего относится к порядку определения финансовых и материальных потребностей военных организаций, порядку их финансирования, возможности получения военными организациями кредитов и предоставления ими займов, определению источников внебюджетного финансирования и порядка расходования внебюджетных средств, а также к ряду других вопросов.
В частности, в законопроекте предусмотрено финансирование военных организаций только через полевые учреждения, расчетно - кассовые центры Центрального банка Российской Федерации и учреждения Сберегательного банка Российской Федерации, а также запрещение передавать денежные средства, включая внебюджетные, другим организациям и иным лицам, в том числе в качестве займа. Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по переводу военных организаций на финансирование через органы федерального казначейства.
Определены источники внебюджетного финансирования военных организаций (прежде всего средства от реализации высвобождаемого военного имущества), а также цели, на которые могут быть израсходованы внебюджетные средства - строительство и приобретение жилья и решение других социальных проблем военнослужащих. Закреплено положение о возможности получения внебюджетных средств при участии военных организаций в международных коммерческих проектах (запуски иностранных космических аппаратов, оказание иностранным пользователям услуг связи и т.д.).
Запрещается получение военными организациями кредитов от банков, включая коммерческие банки, и от других кредитных организаций, за исключением случаев, когда получение кредита производится по распоряжению Правительства Российской Федерации в установленном им порядке.
Законодательно закрепляется положение о возможности приобретения отдельных видов продукции для обеспечения военных организаций, дислоцированных за пределами Российской Федерации, по договорам, заключаемым с иностранными поставщиками.
В пятой главе изложены вопросы, связанные с особенностями регулирования договорных отношений с участием военных организаций.
В шестой главе определяется порядок вступления закона в силу, порядок приведения в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации учредительных документов существующих юридических лиц - военных организаций, а также предлагается Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с данным Законом.
В нормах законопроекта предусмотрены широкие полномочия Правительства Российской Федерации по определению конкретных условий финансово - экономической деятельности организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, что соответствует положениям Федерального закона "Об обороне".
В целом принятие Закона "О правовом положении и финансово - экономической деятельности военных организаций" позволит создать комплексную правовую базу, обеспечивающую регулирование вопросов правового положения военных организаций, осуществления ими финансово - экономической деятельности, и будет способствовать рациональному использованию средств, выделяемых на национальную оборону и безопасность Российской Федерации.






СПРАВКА

Реализация законопроекта "О правовом положении и финансово - экономической деятельности военных организаций" не потребует дополнительных материальных и иных затрат, поэтому финансово - экономического обоснования законопроекта не требуется.






ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ИЗМЕНЕНИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ И ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Принятие Федерального закона "О правовом положении и финансово - экономической деятельности военных организаций" потребует внести:
1. Изменение в Федеральный закон "Об обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 , № 23, ст. 2750):
часть 12 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"12) в соответствии с федеральным законом определяет условия финансово - экономической деятельности организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;".
2. Дополнение в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301):
часть 1 статьи 51 дополнить абзацем следующего содержания:
"Особенности государственной регистрации юридических лиц - военных организаций устанавливаются Федеральным законом".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru